Арсений Суханов, иеромонах
Арсений Суханов, иеромонах, строитель московского Богоявленского монастыря
Арсений Суханов (в миру Антон Путилин Суханов) — иеромонах, келарь Троицко-Сергиевой лавры, строитель московского Богоявленского монастыря. Родился около 1600 года в селе Брусницыне Тульской губернии, в семье мелкопоместного дворянина, испомещённого по городу Солове (ныне территория Тульской области). Умер 14 августа 1668 года в Москве, погребён в Троицко-Сергиевой лавре.
Образование и ранние годы:
Первоначальное образование получил дома, позднее, вероятно, обучался в школах западнорусских братств, где освоил греческий, латинский и польский языки, а также грамматику, риторику и диалектику. Эти знания выделили его среди современников и определили роль в церковных делах.
Деятельность в церкви:
В 1649 году прибывший в Москву иерусалимский патриарх Паисий обратил внимание на расхождения русских обрядов с греческими. Для изучения вопроса царь Алексей Михайлович и патриарх Иосиф направили Арсения на Восток.
Путешествия:
1649–1650 годы — первая поездка с патриархом Паисием. Достигнув Ясс (Молдавия), вернулся в Москву, представив «статейный список» с описанием споров с афонскими монахами о вере.
1651–1653 годы — второе путешествие через Константинополь, Хиос, Родос, Александрию и Иерусалим. Вёл богословские диспуты, включая спор с александрийским патриархом Иоанникием. Результатом стал «Проскинитарий» («Поклонник») — отчёт в трёх частях:
- Роспись посольства;
Описание Иерусалима;
«Како греки церковный чин и пение содержат».
1654–1655 годы — третья поездка по поручению патриарха Никона для сбора греческих рукописей. Привёз свыше 700 манускриптов с Афона и из Иерусалима, составивших основу Московской синодальной библиотеки. Также доставил модель Храма Гроба Господня, по которой Никон построил Воскресенский собор в Новоиерусалимском монастыре.
Участие в книжной справе:
После возвращения в 1655 году участвовал в работе Московского Печатного двора. Будучи сторонником старых обрядов, резко критиковал греческие нововведения, что отразилось в его сочинениях:
- «Прения о вере» — полемика с греками по вопросам крещения, молитв с еретиками и использования «неправых» книг;
«Проскинитарий» — описание путешествий и анализ греческих обычаев.
Значение трудов:
Сочинения Суханова стали идеологической опорой старообрядцев. Никон, пытаясь ограничить их влияние, ordered сократить тексты, но списки широко распространились.
Впервые опубликованы:
- «Проскинитарий» — полное издание профессора Н.И. Ивановского (Казань, 1870);
«Прения» — напечатаны в «Христианском чтении» (1883, № 11–12);
«Вопросы александрийскому патриарху» — в «Православном обозрении» (1866).
Критика взглядов:
Арсений обвинял греков в утрате благочестия, указывая на смешение с еретиками и «бусурманство» под турецким игом. Однако его критика часто касалась обрядовых мелочей (например, обливание при крещении вместо погружения), что снижало объективность трудов.
Память и наследие:
Рукописи, привезённые Сухановым, остаются ценнейшим собранием Государственного исторического музея;
«Проскинитарий» — ключевой источник по истории греко-русских церковных отношений XVII века;
Биография и сочинения подробно изучены С.А. Белокуровым («Арсений Суханов», 1891–1894).
Источники:
- Белокуров С.А. Арсений Суханов. Ч. 1–2. — М., 1891–1894.
- Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Т. XI. — СПб., 1883. С. 141–162.
- Филарет (Гумилевский). Обзор русской духовной литературы. — Чернигов, 1861. С. 229.
- Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Т. II–III. — СПб., 1851–1854.
- Ивановский Н.И. Проскинитарий Арсения Суханова. — Казань, 1870.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.