Айвазовский Иван Константинович, художник-маринист
Иван Константинович Айвазовский (настоящее имя — Ованес Айвазян; 17 [29] июля 1817, Феодосия, Таврическая губерния — 19 апреля [2 мая] 1900, Феодосия) — российский художник-маринист и баталист армянского происхождения, академик (1844), профессор (1847) и почётный член Императорской Академии художеств (1887).
Член Римской, Флорентийской, Штутгартской и Амстердамской академий искусств.
Родился в семье купца Константина (Геворга) Айвазяна и Рипсиме Айвазян.
Окончил Петербургскую Императорскую академию художеств (1833–1839), где обучался у Максима Воробьёва и французского мариниста Филиппа Таннера. В 1840–1844 годах как пенсионер Академии совершенствовал мастерство в Италии, где его работы, включая «Хаос. Сотворение мира» (1841), получили признание Папы Григория XVI и были приобретены Ватиканской пинакотекой.
С 1844 года — живописец Главного морского штаба Российской империи. В 1845 году участвовал в экспедиции адмирала Фёдора Петровича Литке по Средиземному морю и Эгейскому архипелагу, зарисовывая береговые линии и морские баталии. С 1846 года обосновался в Феодосии, где основал мастерскую и выстроил дом-галерею (открыта в 1880 году), передав её в дар городу с коллекцией из 49 работ.
Творческое наследие Айвазовского включает около 6 000 картин, акварелей и графических работ. Центральная тема — романтическое воплощение морской стихии, где мастерски переданы эффекты света, динамика волн и драматизм противостояния человека и природы. К батальным полотнам, прославляющим победы российского флота, относятся «Чесменский бой» (1848, Национальная картинная галерея Армении), «Наваринский бой» (1848, Центральный военно-морской музей), «Бриг “Меркурий”, атакованный двумя турецкими кораблями» (1892, Феодосийская галерея). Символом его творчества стала картина «Девятый вал» (1850, Государственный Русский музей), сочетающая мощь стихии с надеждой на спасение.
Новаторство Айвазовского проявилось в технике изображения воды: лессировочными приёмами он добивался прозрачности волн, а экспрессивными мазками — эффекта подвижной поверхности. Его работы, такие как «Чёрное море» (1881, Третьяковская галерея) и «Среди волн» (1898, Феодосийская галерея), повлияли на развитие европейского романтизма. Критики отмечали условность некоторых композиций, но признавали за художником «поэзию моря, равной которой нет в мировом искусстве» (Стасов В.В., 1897).
Награждён орденами Святой Анны (1857), Святого Владимира 4-й степени (1865), турецким Османие 2-й степени (1874) и другими знаками отличия. Картины Айвазовского при жизни автора экспонировались в Лувре, Эрмитаже и музее Уффици, а ныне хранятся в 120 собраниях мира, включая Метрополитен-музей и Национальную галерею Армении.
Источники:
- Барсамов Н.С. И.К. Айвазовский: Жизнь и творчество. Симферополь: Крымиздат, 1967.
- Вагнер Л.А., Григорович Н.В. Айвазовский. Документы и материалы. Ереван: Айастан, 1967.
- Хатранова С.В. Иван Айвазовский: Романтик моря. М.: Белый город, 2000.
- Каптерева Т.П. Айвазовский и Италия // Искусствознание. 2004. № 2. С. 345–362.
- Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского: Каталог. Симферополь: Таврия, 1985.
Примечания:
– Даты жизни приведены по старому и новому стилю.
– Споры о точном количестве работ: часть исследователей считают 5 800–6 000 картин, включая незавершённые эскизы.
– Дискуссионный вопрос: влияние армянской культуры на творчество Айвазовского, которое сам художник подчёркивал в переписке с Ованесом Туманяном (архив Феодосийской галереи).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.