Ковадонге, битва при
Битва при Ковадонге (718–722 гг.)
Исторический контекст и причины конфликта
После падения Вестготского королевства в 711 г. арабо-берберские силы под командованием Тарика ибн Зияда установили контроль над большей частью Иберии. Однако горные районы Астурии, где укрылись остатки вестготской знати и местные племена, оставались вне зоны прямого управления Омейядов. Когда пришли арабы, Астурия представляла собой территорию пастушьих деревень, удаленную от центров власти.
Примечание:
"Когда пришли арабы, горная Астурия была территорией без городов и епископов, пограничной и далекой от центров политической власти того времени провинцией, слабо интегрированной в королевство Толедо"
историк José Ángel Hierro Gárate
Старинный римский портовый город Gijón (Хихон), 850-метровой римской стеной, укрепленной 30 башнями, и цистерной для подачи воды летом — это наиболее близкий город в этой части побережья Астурии – Кантабрии. В Gijón находился мусульманский губернатор Муньюс (Мунуза). Именно он собирал подкрепления для умиротворения некоего Пелайо, мятежника, собирающего сторонников.
Причины восстания:
-
Налоговая политика: требование уплаты джизии (подать с иноверцев) и хараджа (земельный налог) со стороны губернатора Хихона Муньюсы (Munusa, араб. مُنُوسَة) и жесткие репрессии, последовавшие за протестами.
- Личные мотивы: согласно некоторым христианским хроникам, за восстанием Пелайо стояли личные мотивы. Губернатор Муньюс хотел жениться на его сестре, поэтому отправил его с далеким заданием. Когда Пелайо вернулся, он пришел в ярость от того, что почувствовал себя обманутым и связанным с хитрым Мунусой.
-
Политический вакуум: отсутствие централизованной власти после бегства вестготского короля Родериха.
-
Религиозный фактор: сопротивление христиан исламизации, усиленное культом Девы Марии в местных святилищах.
- Другие версии: согласно хронике IX века, Пелайо был пленником в Кордове, бежал и вернулся на свою землю, чтобы начать восстание.
Ключевой фигурой сопротивления стал Пелайо (лат. Pelagius, исп. Pelayo, ок. 685–737 гг.), вестготский дворянин, возможно, связанный с королевским родом Эгики (он был потомком готских королей?). По мнению других, он был одним из его спатариев (начальников дворцовой стражи). Другие источники утверждают, что, возможно, он имел звание дукса, своего рода провинциального лидера.
Согласно Хронике Альфонсо III (IX в.), он был провозглашён «принцепсом» (лат. princeps Asturum) в 718 г. в ассамблее астуров и кантабров.
В «Хронике» Альфонсо III Астурийского (IX век, La Crónica de Alfonso III de Asturias) сообщается, что, узнав о возвращении Пелайо, власти мусульманской Кордовы послали войска, чтобы арестовать его. Но друг предупредил его, и ему удалось сбежать.
Во время своего бегства, переплавляются через вышедшую из берегов реку Пилонья (Piloña). И по горным тропам, хорошо известным местным жителям, скрываются в горах.
Летописное описание битвы:
Se alzan los fustíbalos («пращи») подняты, мечи сверкают, копья ощетиниваются, и стрелы летят не переставая». Вот как описывает начало битвы при Ковадонге «Crónica rotense» (IX век). Прежде чем обрушить на город дождь из камней и стрел, Оппас — епископ Толедо, готский христианский предатель, «сын короля Витицы, из-за предательства которого погибли готы», как гласит летопись, — попросил христианских мятежников, укрывшихся в пещере на горе Аусева в Пикос-де-Эуропа, сдаться ради его же блага.
Перед ними разворачивается внушительная мусульманская армия, прибывшая из Кордовы или Асторги под командованием генерала Алькамы. В хронике говорится, что «вооруженных людей около 187 000 человек». Христианские повстанцы не сдаются. И все же, несмотря на свою очевидную неполноценность, они побеждают в битве. Согласно христианским хроникам, мусульманские снаряды были обращены против них. В их историях утверждается, что это божественное вмешательство.
Повстанцы первыми прорвали осаду. Позже, когда нападавшие бежали, они были погребены под оползнем в долине Льебана. Они все погибают.
Местность и тактическое расположение войск
Битва произошла в долине Ковадонга (исп. Cueva de Covadonga), окружённой скалами.
Рельеф включал:
-
Пещеру Санта-Ковадонга — естественное укрепление, где укрылись силы Пелайо.
-
Узкое ущелье (исп. Desfiladero de las Angosturas) — единственный путь для атаки, ограничивающий манёвр крупных отрядов.
Расположение войск:
-
Христиане: 300–500 воинов (по данным хроник) заняли высоты, используя камни и стрелы для обстрела снизу.
-
Мусульмане: отряд Алькамы (Alqama, араб. القمة) и Муньюсы (ок. 10 000 по Хронике Роденсе, но современные оценки снижают цифру до 1 200–3 000 бойцов) выдвинулся в долину, не имея разведки.
Командующие и силы сторон
| Сторона | Командующий | Годы жизни | Титулы | Численность |
|---|---|---|---|---|
| Христиане | Пелайо (Pelagius/Pelayo) | ок. 685–737 | Princeps Asturum («Правитель Астуров»), Rex («Король») с 722 г. | 300–500 |
| Мусульмане | Алькама (Alqama) и Муньюса (Munusa) | ? –722 | Wali (губернатор Хихона, подчинённый эмира Андалусии), Qa’id (военачальник) | 1 200–3 000 |
Пелайо: Сын герцога Фавилы, бежал из Толедо после 711 г. Организовал сопротивление, опираясь на союз астуров, вестготов и васконов.
Муньюса: Берберский губернатор, стремившийся консолидировать власть в северной Иберии. Погиб в битве при попытке отступления.
Ход битвы и тактика
-
Начало столкновения: Летом 722 г. (точная дата спорна) Алькама двинулся в долину, не учитывая рельеф.
-
Засада в ущелье: Астуры спровоцировали обвал камней, заблокировав выход. Конница мусульман оказалась бесполезной на крутых склонах.
-
Контратака: Пелайо ударил с флангов, используя знания местности. Муньюса погиб, Алькама был убит стрелой.
-
Разгром: Оставшиеся силы мусульман отступили, преследуемые астурами. Когда Мунуза узнает о поражении, он покидает Хихон и вместе с остатками мусульманского гарнизона бежит, во время побега он погибает в засаде астурийцев.
Потери:
-
Христиане: Минимальные — 10–30 погибших (по Хронике Себастьяна Саламанкского).
-
Мусульмане: До 2 000 убитых (вероятно, преувеличение; современные оценки — 300–600).
Первый король Астурии – Дон Пелайо. О его 20-летнем правлении мало известно.
Известно, что он основал столицу Астурии Кангас-де-Онис и умер в 737 году.
Картина Луиса де Мадрасо и Кунца, изображающая Пелайо с крестом перед битвой, хранится в музее Прадо (Мадрид).
Последствия и историческое значение
-
Политические: Основание Королевства Астурия (лат. Regnum Asturorum) — первого христианского государства после исламского завоевания.
-
Военные: Тактика партизанской войны стала эталоном для Реконкисты.
-
Идеологические: Формирование мифа о «божественной защите» через культ Девы Ковадонгской (исп. Virgen de Covadonga), объявленной покровительницей Испании.
- По смерти Дона Пелайо ему наследовал его сын Фавила, правивший два года; он погиб под когтями медведя, на которого пытался охотиться. Затем на престол взошел его зять Альфонсо I, сын Педро, герцога Кантабрии, который был женат на Эрмесинде, дочери Пелайо.
-
Боевые действия будут продолжаться и в последующие годы, территории переходят из рук в руки. Были успехи и неудачи. Астурийцы извлекли выгоду из великого берберского восстания 740 года и столкновения между различными фракциями по поводу правления Аль-Андалусом. Внутренние распри между арабами были удачно использованы королями – потомками Пелайо, такими как Альфонсо I, который достиг Миньо и районов галисийского побережья и присоединил их.
-
Другим важным фактором потери арабами земель была сложность поиска мусульманских поселенцев, желающих жить на территориях, отвоеванных у христиан на полуострове. Не помогло и нежелание их вали и эмиров тратить деньги на солдат защитников от местного населения.
Ковадонга в культуре и национальной мифологии
-
Литература:
-
Поэма «La Victoria de Covadonga» (XVII в.) — панегирик католической монархии.
-
Роман «Pelayo» (XIX в.) Франсиско Мартинеса де ла Роса — романтизация сопротивления.
-
-
Живопись:
-
«Пелайо в Ковадонге» (1855) Карлоса Луиса де Риберы — акцент на религиозном символизме.
-
Фрески в базилике Ковадонги (XX в.) — изображение «чудесного вмешательства» Девы Марии.
-
-
Кино и театр:
-
Фильм «Король-воин» (1956) — пропаганда франкистской идеологии через образ Пелайо.
-
Драма «Covadonga» (2019) — попытка деконструкции мифа.
-
-
Легенды:
-
Предание о явлении Девы Марии Пелайо в пещере.
-
Миф о «камнях-стрелах», которые сами поражали врагов (зафиксирован в Хронике Альбельды, 881 г.).
-
- Символ Астурии: Крест изображён на флаге и гербе Астурии (жёлтый на синем фоне), а также используется в эмблемах учреждений, например, Провинциальной парламент (депутации, Diputación Provincial de Oviedo) Овьедо.
- Реплики: В 1954 году скульптор Хосе Эспинос создал бронзовую копию креста (3×3 м, 200 кг) для Университета Лабораль в Хихоне. К 1999 году она пришла в негодность и была заменена простым железным крестом. Местонахождение копии Эспиноса неизвестно.
Примечание:
Легенда о Кресте Победы в Ковадонге зародилась в XII веке.
Легенда гласит, что во время битвы при Ковадонге небеса разверзлись, и появилась фигура. Это был крест. Затем Пелайо соединил две дубовые палки в форме креста. Он поднял их над полем боя, где находились мусульмане, и обрушил на них град камней.
Другая версия истории гласит, что когда Пелайо поднял крест на поле боя, мусульманский генерал (Алкама) погиб, и мусульмане, увидев это, отступили и бежали с поля боя.
Согласно легенде, деревянный крест, который Пелайо воздвиг в Ковадонге, был найден внутри Креста Победы, который Альфонсо III Великий приказал выковать около 900 года и который сейчас находится в Святом соборе Овьедо.
Крест Победы, символ Астурии, чудом сохранился, поскольку левые революционеры, возглавившие переворот против Второй республики в октябре 1934 года, взорвали собор Овьедо с помощью взрывчатки. В 1942 году его грубо, не профессионально реставрировали, смешав оригинальные элементы с новыми.
В 1977 году молодой галисиец Хосе Домингес Сааведра похитил драгоценные камни из креста. Большинство из них вернули, кроме одного, найденного спустя 12 лет. Реставрация 1979–1986 гг. вновь не удовлетворила историков.
Испанская баллада о битве при Ковадонге: «La Reconquista»
Не существует единого канонического текста баллады о Ковадонге, в испанской фолк- и патриотической музыке есть несколько основных композиций, посвящённых этому событию. Из наиболее известных — «Asturias, patria querida», но есть и более специализированные произведения.
Автор музыки и текста
-
Композитор: баллада создана астурийским народом анонимно. Однако в XX веке появились авторские обработки. Например, Исаак Альбенис включил тему Астурии в свою «Suite española» (1886), но это инструментальная пьеса.
-
Автор текста: Исторические тексты созданы народом и не имеют конкретного автора, а современные версии, испытывает влияние современных инструментальных групп, таких как, Хосе Андреа (экс-вокалист Mägo de Oz) в альбоме «Iberia» (2004), который использует тему Реконкисты в соем творчестве.
Первое исполнение
-
Традиционные астурийские песни-баллады о Ковадонге исполнялись местными народными хорами (например, Coro Folklórico de Asturias) ещё в начале XX века.
-
Современные версии, такие как «Pelayo» от группы Tierra Santa (стиль: пауэр-метал), впервые прозвучали в конце 1990-х – начале 2000-х.
3. Текст и перевод на русский
Отрывок из одного из вариантов песни о Ковадонге (на основе народных мотивов):
Original (испанский):
"En los montes de Covadonga,
Pelayo alzó su voz,
con la Virgen y la espada,
¡Libertad para Asturias y León!"
Перевод (русский):
"В горах Ковадонги
Пелайо возвысил свой голос,
С Девой [Марией] и мечом —
Свободу Астурии и Леону!"
4. Где можно услышать?
-
Традиционные версии: Исполняются на фолк-фестивалях в Астурии, например, Día de Asturias (8 сентября).
-
Современные интерпретации:
-
Tierra Santa — «Leyenda del Rey Pelayo»
-
Mägo de Oz — альбом «Iberia» (2004)
-
Coro Minero de Asturias — народные аранжировки.
-
Критика источников и историография
-
Хроники: Данные Хроники Альфонсо III и Хроники Роденсе (X в.) содержат анахронизмы, например, титул «король» для Пелайо появился лишь в IX в.
-
Археология: Отсутствие массовых захоронений в районе Ковадонги ставит под вопрос масштаб битвы (работы Х.А. Мараньона, 2009).
-
Современные интерпретации: Историк Р. Коллинз считает Ковадонгу серией стычек, мифологизированных для легитимации астурийской монархии.
Заключение
Битва при Ковадонге, даже при учёте её мифологизации, стала символом сопротивления и точкой отсчёта Реконкисты. Её изучение требует критического анализа, сочетающего данные хроник, археологии и сравнительной антропологии.
Источники:
-
Collins, R. The Arab Conquest of Spain, 710–797. 1989.
-
Sánchez-Albornoz, C. Orígenes de la nación española. El Reino de Asturias. 1975.
-
Chronicon Albeldense. Ed. J. Gil Fernández. 1985.
-
Menéndez Pidal, R. Historia de España. Tomo VI. 1956.
-
Marañón, J.A. Arqueología de la resistencia: Covadonga revisitada. 2009.


Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.