Арцеулов Николай Алексеевич, подполковник
Николай Алексеевич Арцеулов, родившийся в 1816 году, принадлежал к когорте российских кораблестроителей, чья деятельность пришлась на критический период перевооружения русского военно-морского флота из парусного в паровой и броненосный.
![]()
Корвет "Витязь". Стекло, 9 х 12 см.
Закладная доска 17-пушечного корвета "Витязь". Фотограф Арцеулов Николай Алексеевич.
Финляндия страна, 1861 - 1895 гг. Медь, гравировка, 5,5 х 12,5 см.
Доска медная прямоугольная с неровными частично утраченными краями.
На лицевой стороне выгравировано: 17-ти пушечный корветъ "Витязь".
Заложенъ в Финляндiи на Бiернсборгской верфи 23 Августа 1861 г.
Строитель Корабельный Инженеръ Капитанъ Арцеуловъ.
На оборотой стороне: Тимберованъ в Кронштадт въ 1881 г. подъ наблюдениемъ Корабельнаго Инженера Рiотто 2.
27 июня 1882 года Переименованъ въ корветъ "Скобелевъ".
ФГБУКиИ "Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого"
Получив специальное образование в Кондукторских ротах Учебного морского рабочего экипажа — кузнице кадров для морского ведомства, он был произведен в офицеры Корпуса корабельных инженеров в 1836 году. Начало его карьеры было связано с Кронштадтом, где он на протяжении многих лет приобретал практический опыт, руководя постройкой и тимберовкой (капитальным ремонтом) парусных судов, что дало большой практический опыт для его дальнейшей работы.
Крымская война наглядно продемонстрировала отсталость русского флота и послужила катализатором для его скорейшего перевооружения. Арцеулов оказался в числе ключевых инженеров, на которых легла задача реализации этой масштабной программы. Его высокая компетенция была подтверждена успешной перестройкой парусных линейных кораблей «Выборг» и «Гангут» в винтовые, что позволило в сжатые сроки усилить флот современными на тот момент единицами. В 1856 году его профессиональный статус был официально закреплен назначением членом вновь образованного Кораблестроительного технического комитета, высшего экспертного органа Морского министерства.
С 1856 года на него было возложено ответственное наблюдение за постройкой на частных верфях Финляндии целой серии новых винтовых судов для российского флота: клиперов «Абрек» и «Всадник», корветов «Варяг» и «Витязь», канонерских лодок «Горностай» и «Соболь». Этот опыт работы с новыми технологиями и типами судов оказался бесценным. Важнейшей вехой в его биографии стала командировка в 1862 году в Северо-Американские Соединенные Штаты для изучения на месте опыта постройки и эксплуатации революционных для своего времени броненосцев — мониторов системы Эриксона, успешно примененных во время Гражданской войны в США.
По возвращении в Россию, будучи произведенным в подполковники Корпуса корабельных инженеров (1863) и заняв пост старшего судостроителя Петербургского порта, Арцеулов приступил к реализации полученных знаний. Ему было поручено строительство первых отечественных однобашенных броненосных лодок (мониторов) по собственному проекту, адаптированному к российским условиям. Однако его жизнь трагически оборвалась в разгар этой работы. Николай Алексеевич Арцеулов скоропостижно скончался 27 ноября 1863 года, не успев довести до конца свои новаторские проекты, которые, тем не менее, заложили основу для дальнейшего развития отечественного броненосного судостроения.

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.