Асенкова Варвара Николаевна, актриса

В.Н.Асенкова - Эсмеральда в сп. "Собор Парижской Богоматери". Литография, Париж, 1838 г. Гау Владимир Иванович (Автор оригинала), Греведон Пьер Луи Анри (Автор литографии). Бумага, литография, ручная раскраска, белила, 49,5 х 46,3 СПбГМТМИ ГИК

Варвара Николаевна Асенкова (1817–1841) — блестящая русская актриса, чья короткая, но яркая карьера оставила значительный след в истории отечественного театра.

Варвара Николаевна Асенкова родилась в Санкт-Петербурге 1 апреля 1817 года, по другим источникам – 10 апреля 1817 года по старому стилю, что соответствует 22 апреля по новому стилю.

Скончалась 19 апреля 1841 года (по старому стилю) от чахотки, не дожив месяца до своего 24-летия.

Извещение о смерти Асенковой В. Н. 22 апреля [1841 г.]. 1841 г. Бумага, печать, 19,9х12,5 см. ФГБУК "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина"Первоначально актриса была похоронена 22 апреля 1841 года на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга. Надгробие, созданное по рисунку актера И. И. Сосницкого, включало бронзовый бюст работы скульптора И. П. Витали. В 1936 году ее прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры (Тихвинское кладбище).

Во время Великой Отечественной войны памятник был разрушен, а в 1955 году восстановлен с установкой мраморной копии бюста.

Мать: Александра Егоровна Асенкова (год рождения 1796, год смерти 1858), известная драматическая актриса.

Отец: Николай Иванович Кашкаров, офицер Семеновского полка. Состоял с матерью Варвары в гражданском браке, который не мог быть официально оформлен из-за запрета для актрис императорских театров выходить замуж. Вскоре после рождения дочери он был сослан, а затем вступил в законный брак с другой женщиной. В метрическом свидетельстве Варвара Асенкова была записана как «незаконнорожденная».

Отчим: Павел Николаевич Креницын (в некоторых источниках указано отчество Иванович), отставной военный, гражданский муж Александры Егоровны после Кашкарова. Служил содержателем так называемых «зеленых карет», которые развозили воспитанников Театрального училища.

Варвара Николаевна Асенкова замужем не была и детей не имела. Современники отмечали ее скромность и то, что она отвергала ухаживания поклонников, посвящая себя семье и театру.

Варвара Николаевна Асенкова не принадлежала к дворянскому сословию, т.к. была незаконнорожденной и отец ее не удочерял. Ее жизнь была целиком связана с театральной деятельностью в Санкт-Петербурге.

Ее карьера была краткой, но невероятно насыщенной.

Сценический талант проявился у Асенковой не сразу. В 1828 году она была отдана в Петербургское театральное училище, но через год (по другим данным, в 1830 году) была отчислена как «за неспособностью». После нескольких лет обучения в частном пансионе она, желая помочь матери, решила стать актрисой. Ее наставником стал знаменитый артист Иван Иванович Сосницкий. Занятия поначалу шли неудачно, пока во время репетиции роли Фанни в драме «Мать и дочь – соперницы» Сосницкий не разглядел в ней истинный талант.

Творческий путь в Александринском театре начался с дебюта 21 января 1835 года в бенефисе И. И. Сосницкого.

Асенкова исполнила роли Роксоланы в комедии «Три султанши, или Солиман II» и Мины в водевиле «Лорнет, или Правда глаза колет». Успех был блестящим.

Официальное зачисление в труппу Александринского театра последовало в феврале 1836 года.

Амплуа и ключевые роли. За шесть лет службы Асенкова стала ведущей актрисой, непревзойденной в жанре водевиля. Особенный восторг публики вызывали ее роли травести (роль молодых людей и мальчиков, в мужских костюмах), где она сочетало ловкость и грацию.

  • Паж Серафим («Свадьба Фигаро»)
  • Юнкер Лелев («Гусарская стоянка»)
  • Карл II («Пятнадцатилетний король»)

Среди них: паж Серафим («Свадьба Фигаро»), юнкер Лелев («Гусарская стоянка»), Карл II («Пятнадцатилетний король»).

С не меньшим успехом она играла роли молодых девушек и кокеток, ее комизм был естественным и никогда не переходил в карикатуру. В.Н. Асенкова стала первой исполнительницей роли Марьи Антоновны в гоголевском «Ревизоре» (19 апреля 1836 года) и Натальи Дмитриевны в «Горе от ума».

В драматических ролях актриса демонстрировала разносторонность, с успехом выступая в драматических ролях:

  • Эсмеральда («Эсмеральда» В. Гюго) — шумный успех.
  • Офелия («Гамлет» У. Шекспира) — была «поэтически хороша, особенно в сцене безумия».
  • Корделия («Король Лир» У. Шекспира).
  • Параша («Параша-Сибирячка» Н. Полевого) — большой успех в ее бенефис.

После дебюта император Николай I лично выразил ей свое одобрение и позднее «всемилостивейше пожаловал» бриллиантовые серьги.

В 1839 году, во время своего бенефиса с пьесой «Параша-Сибирячка», она вновь была отмечена императором, получив ценный подарок.

Напряженная работа, дирекция и бенефицианты злоупотребляли ее трудолюбием, заставляя играть почти каждый день и учить по несколько новых ролей в неделю, надломила ее слабое здоровье и ускорило проявление болезни.

Первые признаки чахотки (туберкулеза) появились весной 1838 года. Несмотря на болезнь, Асенкова продолжала выходить на сцену. На масленицу 1841 года она сыграла 17 раз, исполняя по две роли в день. В последний раз появилась на сцене 16 февраля 1841 года, а скончалась 19 апреля 1841 года. Следует отметить, что в ряде поздних источников опровергаются слухи о том, что ее здоровье подорвалось из-за веселой жизни и поклонников, подчеркивая, что истинной причиной стала чрезмерная рабочая нагрузка.

Варвара Асенкова не оставила литературных трудов или мемуаров.

Ее главное наследие — это вклад в историю русского театра. Она оказала значительное влияние на современников, включая критиков, вроде В. Г. Белинского, который был восхищен ее игрой, и поэтов, Н. А. Некрасов посвятил ей стихи.

Как отмечали современники, ее исполнение ролей, особенно Офелии, отличалось новаторством — отказом от излишней патетики в пользу естественности и глубины переживаний.

Образ актрисы был увековечен в художественном фильме «Зеленая карета» (1967), где ее роль исполнила Наталья Тенякова.


Ссылка на статью "Асенкова Варвара Николаевна, актриса"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Асенкова  Александра Егоровна, актриса
  • - Дюр, Мария Дмитриевна, актриса
  • - Иванова, Елизавета Федоровна, актриса
  • - Аничкова Тамара Николаевна
  • - Дадиани, Нина Георгиевна, княгиня
  • - Демидов, Григорий Александрович, гофмейстер
  • - Черевин Павел Дмитриевич, подпоручик
  • - Шереметева, Варвара Алексеевна, графиня, статс-дама


  • Название статьи: Асенкова Варвара Николаевна, актриса


    Источник статьи:  Русский биографический словарь / издание под наблюдением председателя Императорского Русского исторического общества А. А. Половцова. — Санкт-Петербург : Императорское Русское историческое общество, 1896-1913. — Т. 2: Алексинский — Бестужев-Рюмин. — 1900. — [2], 796 с.

    Дата написания статьи:  {date=d-m-Y}

    Источник изображений:СПбГМТМИ ГИК; ФГБУК "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина"
     

    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru