Асцентини Франческо, ювелир
Франческо Асцентини (также встречается написание Ашентини) — венецианский ювелир и мемуарист, работавший в Москве в начале XVII века.
Известен преимущественно по его собственным «Запискам о России», изданным в Венеции в 1617 году, которые стали весьма ценным, но редким источником о жизни России Смутного времени.
Прибыв в Москву в июне 1601 года, Асцентини встретил своего земляка Марка Чилони, который был приглашен еще царем Федором Иоанновичем для устройства фабрики по ткачеству парчи, штофов и бархата. Фабрика располагалась близ колокольни Ивана Великого в Кремле. Через окольничего Дмитрия Афанасьева Чилони представил ювелира царю Борису Годунову во время осмотра царем этой постройки.
Асцентини сумел заслужить расположение государя. Он огранил большой изумруд для перстня Годунова и вырезал распятие на агате. За эту работу он был щедро награжден: получил соболью шубу, горлатную шапку, муфту и 100 червонцев. Кроме того, он дважды удостоился чести обедать у царя за «большим» столом и не раз — за «кривым».
Однако, наслышанный о свирепствовавшей из-за голода холеры (cholera morbus) и о появлении Лжедмитрия I, Асцентини покинул Москву 13 мая 1604 года, имея при себе подорожную грамоту, скрепленную дьяком Ильей Муромцовым.
В Чернигове он встретил Самозванца, был вынужден целовать ему руку и получил от него новый охранный лист для путешествия из Киева в Астрахань. При этом он благоразумно сохранил и грамоту, выданную Борисом Годуновым, чтобы предъявлять ее в городах, еще не признавших власть Лжедмитрия.
Путешествие было сопряжено с трудностями и обидами, в частности, от калужского воеводы князя Афанасия Кудашева. Добравшись до Астрахани, Асцентини остановился у флорентийца Антонио Ферата, после чего через Турции вернулся на родину, в Венецию.
Помимо упомянутых в тексте работ для Годунова, имя Франческо Асцентини связывают с одной из выдающихся православных святынь. Согласно музейному описанию оклада иконы «Святая Троица» работы Андрея Рублева, камея на изумруде, украшающая этот оклад, является работой венецианского мастера Франциско (Франческо) Асцентини, трудившегося в Москве на рубеже XVI–XVII веков. Это позволяет утверждать, что его творчество оставило след не только в светской, но и в церковной истории России.
В 1617 году в Венеции Асцентини опубликовал свои мемуары, которые позже были переведены на французский язык аббатом Бурьером.
Книга эта стала большой библиографической редкостью.
Историк Николай Михайлович Карамзин сообщал, что не смог найти ее ни в одной библиотеке и пользовался лишь выписками, предоставленными ему историком русского флота Николаем Александровичем Бестужевым.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.