Чингизиды в Астрахане
Чингизиды в Астрахане
Постоянно сокращающаяся, как шагреновая кожа, территория Золотой (Большой) Орды в конечном счете ограничилась образованием, получившим название Астраханское ханство1.
В постзолотоордынскую эпоху этот город оставался символом прошлого могущества Чингисхана и его потомков. Поэтому крымские Гиреи долгое время не оставляли идею захватить город или по крайней мере посадить на его престол представителя своего рода.
В конце XVI в. им удалось в определенном смысле осуществить последнее. В результате очередного династического конфликта в Крыму летом 1584 г. на Северный Кавказ бежали три брата: царь Саадет-Гирей и царевичи калга Мурад-Гирей и Сафа-Гирей, дети царя Мухаммед-Гирея.
В результате соглашения между братьями было решено, что Мурад-Гирей попытается заручиться поддержкой Московского царя.
Вначале он отправился в Астрахань. А после «консультаций» астраханских воевод с Москвой царевич прибыл в Москву. Это произошло до 1 сентября 1585 г. Здесь ему была устроена торжественная встреча2. После долгих и сложных переговоров летом 1586 г. царевича со своим двором отпустили в Астрахань. Мы можем в общих чертах реконструировать условия договора, по нему Мурад-Гирей посылался на житье в Астрахань.
Статус царевича в городе установить непросто. У нас нет однозначных сообщений о «пожаловании» Чингисида доходами с города. Но астраханские доходы частично шли на содержание Гирея и его двора3. Хотя нельзя не отметить, что этот город в рассматриваемое время не мог существовать без постоянных поступлений продуктов питания и иных товаров из центра.
Федор Иванович (Феодор Иоаннович), судя по всему, обещал всестороннюю, в том числе и военную, помощь братьям в их борьбе за Крым, в частности, терскими, волжскими, яицкими и донскими казаками3.
Мурад-Гирей, в свою очередь, бил челом о холопстве Русскому царю, становился его подданным и, по-видимому, отказывался от права отъезда. Возможно, Саадет-Гирей и Сафа-Гирей обещали согласовывать свои действия с Москвой. Саадет-Гирей, как старший брат и носитель царского титула, обещал отдать в заложники своего сына4.
Можно предположить, что им стал Кумо-Гирей. По крайней мере, только он упоминается в России после смерти отца5.
18 июля Мурад-Гирею объявили об отпуске в Астрахань6.
В июле царевич шертовал Федору Ивановичу за себя и своих братьев царя Саадет-Гирея и царевича Сафа-Гирея в том, что бытие им под государство рукою в его государстве жалованье и воле, и жити под Астраханью, и во всем государю лиха не хотеть, и стоят против государевых недругов. Шертная грамота была известна еще в 1626 г.7
В Астрахани воеводы всячески опекали царевича, в том числе и через приставленных к ним переводчиков. Он практически не мог действовать самостоятельно.
Но при этом представители Москвы поддерживали особое положение Чингисида. Особенно наглядно это вырисовывается при описании его встречи в Астрахани. Царевич вынужден был сделать остановку за 15 верст до Астрахани на Долгом острове для того, чтобы в городе могли завершить приготовления для его торжественной встречи8.
Ранее астраханским воеводам велели построить для царевичей и его людей 2 двора добрых в остроте. Приставам Гирея, думному дворянину Роману Михайловичу Пивову9 и Михаилу Ивановичу Бурцеву10, Федору Мисюреву (сытник из Большого Дворца?)11 и переводчику Степану Степанову дворы следовало построить невдалеке от царевича.
В Астрахань Мурад-Гирей торжественно въехал 15 октября. В ночь перед этим к царевичу навстречу послали двух сотников и 300 человек стрельцов и казаков с «вогненным боем», три пушкаря с тремя скорострельными пушками, 10 затынщиков с затынными пушками, больших атаманов с 75 казаками. Это было сделано для того, чтобы увеличить общую численность военного отряда из стрельцов и казаков, посылаемого с Чингисидом, и произвести нужное впечатление на находящихся в городе ногайских татар.
Ногайцы при въезде стояли на Старом Городище. Перед царевичем по реке плыли стрелецкие головы Иван Змеев и Иван Калемин со стрельцами и волжские атаманы с казаками. Далее следовали астраханский сотник Василий Дурасов «с товарыщи», артиллерией, астраханскими стрельцами и казаками. В караване находилось судно с музыкальными инструментами: «с набаты и с накры, и с трубами, и с сурнами».
С царевичем шли воеводы, дети боярские и стрелецкие сотники. Потом двигались суда с запасами и стрельцами с «рушницами».
Астраханские воеводы вывели к пристани во главе со стрелецким головой Иваном Чегодаевым детей боярских, сотников на конях и «в наряде», 1000 стрельцов и казаков пеших «с вогненным боем», да 300 человек юртовских татар.
При встрече стреляли из ручниц с судов и берега «для ногайских людей», «а как царевича и воевод стрельба минулась», «велели по набатам и по накром бити, и в суры играти для царевичева приезду, и для иноземцев велел стрелять их тридцать из одной пушки, а из большого наряду не стреляли». После этого Мурад-Гирею, его мирам, воеводам, головам стрелецким и детям боярским были даны приготовленные лошади, на которых они и въехали в город.
Царевич последовал на специально приготовленный для него двор. Вслед за ним туда отправились воеводы12.
Подобная встреча Гирея возымела свое действие. Слухи о ней распространялись молниеносно. В Астрахань потянулись ногайские мирзы. При этом у них явно возникли надежды на возрождение исламского государства, некоего подобия Золотой Орды под протекторатом Москвы, и изменение положения ногайцев в лучшую сторону. Причем для этого ничего и не следовало делать, но крайней мере, на начальном этапе. Еще до приезда царевича в Астрахань ногайские мирзы нет-нет, да и называли его царем13. Мурад-Гирей всячески поддерживал такие настроения. Быть может, в какой-то мере это было и самообольщением.
Во время одного из пиров, данного им, он заявил: «государь дел меня пожаловал, отпустил для нашего дела в свою государеву отчину в Асторожан, да дал дел мне воевод своих и ближних и великих людей, да дал дел мне волю над Волгою и над Терком, и над Яиком, и над Доном, и казаком велел быть в моей воле»14.
В Крыму численность войск, двигавшихся с царевичем, значительно преувеличивали. Крымский хан Ислам-Гирей ожидал неминуемого похода и не надеялся удержаться на престоле15.
Несомненно, находясь в приграничном городе, который больше напоминал крупный военный лагерь, крымский царевич был более чем ограничен в своих действиях. Его положение здесь, конечно же, значительно отличалось от положения иных служилых Чингисидов, расквартированных в центральных уездах России. Скорее, Мурад-Гирея следовало бы отнести к кормовым Чингисидам. Но из-за особого положения Астрахани среди татар и учитывая перипетии жизни Гирея в России, мы отнесем ее к пожалованным городам, хотя правильнее было бы говорить об Астрахани как о городе с неизвестным статусом.
Следует отметить, что и в более позднее время Астрахань вновь могла стать пристанищем Гиреев в России. Так, весной 1629 г. сибирский царевич Ханское р б. Али, волею судьбы оказавшийся в полном смысле этого слова без приюта, предлагал изгнанному крымскому калге Шан-Гирею ехать в Астрахань. Но на этот раз в дело вмешались донские казаки, и предполагаемого выхода не произошло16.
1. Зайцев И.В. Астраханское ханство. — М., 2004.
2. Опись архива Посольского приказа, 1626 г. — М., 1977. — Ч. 1. — С. 336.
3. РГАДА. Ф. 127. Оп. 1. 1586 г. Д. 13. Л. 70.
4. РГАДА. Ф. 123. Оп. 1. 1586 г. Д. 1. Л. 12.
5. РГАДА. Ф. 127. Оп. 1. 1586 г. Д. 13. Л. 71.
6. РК, 1559-1605 гг. — С. 245.
7. РК, 1475-1605. — Т. III. — Ч. 2. — С. 88; РК, 1559-1605 гг. — С. 215.
8. Опись архива Посольского приказа, 1626 г. — М., 1977. — С. 79.
9. РГАДА. Ф. 127. Оп. 1. 1586 г. Д. 13. Л. 31-36.
10. Посланник в 1558 - 60 гг. и посол в 1581 г. в Польшу. (Обзор посольских книг из фондов - коллекций хранящихся в ЦГАДА. — М., 1990. — С. 93-94). Последний раз упоминается осенью 1591 г. (на крымском размеще). Умер около 1600 г. (Станиславский А.Л. Труды. — С. 121).
11. В 1560 г. — голова в полку левой руки боярина и воеводы И.П. Яковля под Вильно. В 1575/76 - 1576/77 гг. — осадный голова в Коловери. В 1679/80 г. - воевода в Кукопосе, в большом городе. В 1583/84 г. - воевода в Торопце. В 1584/85 - 1585/86 гг. осадный голова в Великих Луках. (РК, 1475-1598 гг. — С. 191, 271, 273, 314, 347, 358, 377).
12. Рязанский помещик (?) (РД. — Вып. 8. — № 2018. — С. 255).
13. РГАДА. Ф. 127. Оп. 1. 1586 г. Д. 13. Л. 27-50, 32-36.
14. РГАДА. Ф. 123. Оп. 1. 1586 г. Д. 13. Л. 1-2.
15. РГАДА. Ф. 123. Оп. 1. 1586 г. Д. 1. Л. 12.
16. РГАДА. Ф. 123. Оп. 1. 1586 г. Д. 13. Л. 3 об.-4.
17. РГАДА. Ф. 151. Оп. 1. 1655 г. Д. 1. Л. 3.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.