Чингизиды в Кашире
Чингизиды в Кашире
На протяжении XV – XVI вв. город неоднократно жаловался служилым Чингисидом. В 1479 г. здесь поместили десятилетнего казанского царевича Мухаммед-Эмина 6. Ибрагима. Он рассматривался как основной претендент на казанский престол и находился здесь до провозглашения новым казанским царем в 1484 г.[1]
До пожалования касимовским царем в городе сидел крымский царь Нур-Даулет б. Хаджи-Гирей (между 1484 – 1491 гг.) {2}.
В 1495 г. город вновь жалуется Мухаммед-Эмину, вынужденному в очередной раз покинуть Казань. Он владел городом до очередного возведения на казанский престол в 1502 г. {3}.
Во второй половине 1511 г. (между июлем и началом декабря) город пожаловали крымскому царю Абд ал-Латифу б. Ибрагиму. Но уже в мае 1512 г., за предполагаемое содействие в нападении его сводных братьев, крымских царевичей Ахмад-Гирек и Бурнаш-Гирек, на Белев, Одоев, Воротынск и Алексей Чингисид попал в очередную опалу, Каширу у него отняли {4}.
В ноябре 1516 г. он опять получил город, и находился в нем до своей смерти (19.11.1517 г.) {5}. Причина вторичного пожалования видится в настойчивых просьбах крымских родственников отпустить Абд ал-Латифа в Крым и просьбе казанцев о водворении его на казанском престоле.
Непродолжительное время, с сентября 1532 г. по январь 1533 г., город принадлежал казанскому царю Шах-Али б. Шейх-Аулеару. Быть может, он же получал доходы с города и в 1543 г. Возможно, Кашира была возращена царю еще в 1536 г. {6}.
С.Н. Кистерев сделал интересные наблюдения о положении властных структур Чингисидов в пожалованных им городах. Анализируя жалованные грамоты монастырям от имени татарских царей, размещенных в Кашире, он отмечает отсутствие стройной системы властных структур при татарском владетеле, в отличие от системы управления великого князя {7}. Данное наблюдение можно отнести и на другие города. На наш взгляд, их положение лучше всего характеризуется формулой пожалования «со всеми пошлинами». Права Чингисидов распространялись только на участие их «приказных людей» в сборе причитающихся доходов с определенной территории, в том числе и судебных пошлин, сам же суд над православным населением вершил исключительно представитель Москвы, назначенный управлять данной территорией и надзирать за деятельностью знатного татарина.
1. Худяков М.Г. Очерки... — С. 46-47.
2. Хорошкевич А.Л. Русь и Крым... - С. 299; Сб. РИО. - Т. 41. - № 3S. - С. 151.
3. Худяков М.Г. Очерки... — С. 60.
4. Кистерев С.Н. Абдыл-Летиф и Мухаммед-Эмин... — С. 76-77.
5. Худяков М.Г. Очерки... — С. 72.
6. Вельяминов-Зернов В.В. Исследование... — Ч. 1. — С. 318. 127Кистерев С.Н. Абдыл-Летиф и Мухаммед-Эмин... — С. 83.
7. Хорошкевич А.Л. Русь и Крым… — С. 299; Сб. РИО. — Т. 41. — № 35. — С. 151.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.