'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

Военный транспорт первой империи

ВОЕННЫЙ ТРАНСПОРТ ПЕРВОЙ ИМПЕРИИ

 

Л.И.Попов, д.и.н. (Самара)

 

"...Искусство войны есть искусство пропитания..."

Вобан


Давно признанная роль транспортных войск в поддержке сухопутной армии заставляет вспомнить, что в течение многих столетий этого рода войск не существовало, а тем не менее проблема материальной поддержки воинов стара, как и сама армия. Со временем реалии изменились: 26 марта 1807 г. Наполеон учредил во Франции эту службу. Несмотря на сложные условия рождения, новый род войск доказал свою необходимость в суровой действительности войны.

Служба обозов до 1807 г.

В начале XIX в. учреждение обоза (Train des equipages) было обусловлено как особенностями наполеоновской тактики, так и неприспособленностью к ней действовавшей прежде транспортной системы. Для Наполеона все искусство войны заключалось в хорошо продуманной обороне и отважном и стремительном наступлении. Последователь Ж.Гибера, он признавал первостепенную важность численного превосходства, силы огня и мобильности. По этому поводу Наполеон заявлял, что "сила армии, как множество движений в механике, измеряется как масса, умноженная на скорость».

Массу он унаследовал от революционной эпохи. Наемная армия, до 1789 г. насчитывавшая всего 195 тыс. чел., была заменена, благодаря конскрипции, национальной армией, достигшей к концу 1793 г. 650 тыс. чел. В сущности, Наполеон использовал не только способ комплектования, который облегчал быструю организацию армии, но и резерв средств для удовлетворения своих амбиций. Действительно, Франция с 26 млн. жителей в ту эпоху была наиболее населенной страной Европы. Не случайно ее называли "европейским Китаем». Армия продолжала увеличиваться и в годы правления Наполеона. В 1805 г. только Великая армия в Булонском лагере насчитывала 200 тыс., в 1807 г. она составляла 580 тыс., а в 1812 г. достигла более 1 млн. чел.

Сила огня базировалась в основном на артиллерии. Французская армия заслужила в этой области отличную репутацию еще в конце XVI11 в. Наполеон, как бывший артиллерист, придавал этому роду войск приоритетное значение. Он усилил артиллерию пехотных полков (два орудия на полк в 1809 г., четыре — в 1811 г.) и, главное, учредил дивизионную артиллерию и резервную артиллерию армейских корпусов и армий.

Что касается мобильности, третьего элемента наполеоновской тактики, то Император добился ее, взяв за основу дивизионный принцип, максимально облегчавший работу службы снабжения его армий. Великая армия могла внезапно напасть на противника благодаря скорости передвижений. Армия Наполеона в 1805 г. смогла преодолеть 140 лье от Булони до Ульма за 20 дней, и 150 лье от Ульма до Брюнна - менее чем за месяц. В 1806 г. прусская армия была разгромлена на 12-й день войны. Наполеоновские кампании зачастую приобретали характер блицкрига.

Гармоничная комбинация трех факторов - массы, мощи огня и мобильности - заключала в себе эффективную организацию транспорта, тем более необходимую, что кампании становились все более масштабными, театры военных действий множились и расширялись, а коммуникационные линии удлинялись.

Прежняя же служба обозов (le service des charrois), задуманная как система гражданского подряда (l’entreprise), не могла соответствовать новым тактическим требованиям. Королевским декретом 1552 г. Анри II учредил обоз (charroi), изначально предназначенный только для перевозки пушек и зарядных ящиков, а впоследствии - и для транспортировки продовольствия. До революции военные транспорты снабжались лошадьми по договорам, заключаемым с подрядчиками, и посредством реквизиций, проводимых либо во Франции, либо в странах, оккупированных ее армиями. Повозки управлялись извозчиками без униформы, сгруппированными в бригады, обеспечиваемые подрядчиками.

Такая система была достаточно эффективной при старом режиме, когда конфликты длились недолго и передвижения войск оставались незначительными. Но при Республике, с ее массовыми армиями, проблемы транспорта проявились сразу. Военная администрация попыталась реорганизовать транспорт, важность которого она признала в "Кодексе обозов»: "Транспортная служба является душой армии, поскольку только она связывает жизнь и движение. Она наиболее необходима для успеха армии и ее сохранения». 26 законов, декретов и постановлений, принятых с марта 1792 г. по апрель 1796 г., свидетельствовали о серьезности этой службы. Тем не менее после нескольких изменений вернулись к системе подрядов. Компании Раве, Ланшера и особенно Брейда сохранили монополию административной службы в армии.

Военная администрация приступила также к милитаризации обоза. Персонал подрядчиков был подчинен армейской субординации; по декрету от 13 апреля 1796 г. военные законы и регламенты стали применяться и к ним. Извозчики, ранее привлекаемые в принудительном порядке, оговаривали с подрядчиком взаимные обязательства, чтобы во время кампании государство предоставляло им продовольствие. Наконец, по регламенту от 14 фримера ХП г. Республики экипажи были организованы в бригады, состоящие из 1 капитана, 34 человек, 108 лошадей и 25 повозок. "Высшие гражданские служащие» обеспечивали командный состав на уровне группы бригад и армии.

Эта организация имела серьезный недостаток, будучи основанной, только на выгоде, что редко совместимо с пользой армии. Последствия оказались во многом отрицательными: начались задержки в снабжении бригадами, несвоевременно доставлялись требуемые средства. Недисциплинированные извозчики, иронически прозванные "гусарами Ланшера», быстро приводили в негодность повозки и теряли лошадей. Зачастую это вело к дезертирству или к панике при приближении противника. Иногда даже приходилось отдавать молодых солдат в распоряжение подрядчиков, бессильных набрать необходимое число гражданских ездовых (conducteurs). Поражал скандальный размах растрат: компания Брейда получала до 40% прибыли. Одним словом, эта дорогостоящая и ненадежная система была несовместима с новыми характеристиками военных операций. Чувства долга и чести должны были возобладать над стремлением к наживе. Единственный соразмерный проблеме выход заключался в милитаризации транспорта. То, что при монархии не стало необходимостью, то, что предприняла и не смогла завершить республика, — удалось Наполеону.

Конечно, обоз военных экипажей (le Train des equipages militaires) рождался в сложных условиях, которые сразу скомпрометировали доходность этого предприятия. Во-первых, рождение было запоздалым. Но нельзя упрекать Наполеона в оставлении военного транспорта без внимания. Еще молодым артиллерийским офицером он был послан в Авиньон для организации, не без затруднений, обозов (les convois) Итальянской армии. "Почти профессия извозчика», — скажет он. Очевидно, что Наполеон проявил интерес к этому аспекту операций уже в 1794 г. Это видно из его сообщения Комитету общественного спасения: "Если Республика имеет достаточно пехоты, чтобы вести наступательную войну своими четырнадцатью армиями, то ей не хватает кавалерии для этого рода войны. Если она имеет достаточно пехоты и кавалерии, то ей не хватает: хороших офицеров, чтобы руководить столькими войсками в атакующей системе, лошадей, конской упряжи, повозок для военного обоза и продовольствия».

Позднее Бонапарт еще раз осознал необходимость милитаризации транспорта во время кампании в Италии. Экспедиция в Египет предоставила ему случай экспериментировать с формулой организации обозов, состоявших из 4 тыс. верблюдов и 3 тыс. мулов, не имея ресурсов подрядчиков. С тех пор он приступил к значительным реформам, необходимым для успеха военных замыслов, путем учреждения 3 января 1800 г. обоза артиллерии, который он считал приоритетным. Затем он уступил давлению инженерных войск и 1 октября 1806 г. дал согласие на организацию рот саперов-ездовых (sapeurs-conducteurs). Что касается службы административного транспорта, то к тому времени ничего еще не было предпринято.

Император не испытывал большого доверия к компании Брейда. Кажется, он считал эффективными вспомогательные транспорты (des transports auxiliaires), которые он учредил 5 февраля 1803 г. и которые были предназначены дополнять этот подряд. Реквизиция, по которой они создавались, породила те же пагубные последствия. Но истинным основанием поведения Наполеона был тактический смысл. Озабоченный тем, как бы не утяжелить свои армии и сохранить мобильность, он посчитал, что важнейшие припасы и материалы должны находиться либо в союзной, либо в завоеванной стране. К тому же он заявлял, что "20 000 человек смогут найти продовольствие повсюду, даже в пустыне». До 1806 г. занятые территории действительно предоставляли достаточные ресурсы для обеспечения продовольствием армий, занятых в операциях ограниченной дальности. Военные действия 1806 г. в Польше обозначили предел такой системы организации транспорта. Компания Брейда не могла поддерживать иллюзию своей состоятельности на обширных польских равнинах. Катастрофичность ситуации была осознана слишком поздно. Но мало того, что рождение транспортных войск было весьма запоздалым, оно и совершилось поспешно.

В Берлине 14 ноября 1806 г. Наполеон лишь изъявил намерение снова взять обозы на счет правительства, заявив, что армия заслуживает лучшего обеспечения. Отсутствие непосредственного решения Императора может объясняться недостатком денег для выкупа лошадей и выплаты жалования персоналу подрядчика Брейда, а также сопротивлением всех тех, для кого действовавшая система служила источником прибыли. 8 февраля 1807 г. сражение при Прейсиш-Эйлау не стало полной победой по причине невозможности преследования русской армии. "Если бы Наполеон имел тогда достаточно продовольствия и транспортных средств, чтобы подвезти его к себе и прокормить армию в течение нескольких дней, он немедленно закончил бы войну», — считал А.Тьер.

Учреждение службы обозов

Проблема не могла больше ждать. 6 марта 1807 г. из своей Главной квартиры в Остероде Император направил генералу Ж.Ф.Дежану, руководителю военной администрации (ministre directeur de Г administration de la guerre), проект учреждения экипажей военного транспорта (des Equipages des transports militaries), в котором он конкретно указал: "Составьте проект для формирования десяти батальонов... Затем начните формировать один батальон, не дожидаясь моей подписи. Я заранее одобряю проект, который будет составлен Советом... Организуйте батальоны обоза (Train des transports des equipages) и, как только одна рота будет сформирована, отправьте ее».

Важность и необходимость срочного решения проблемы продовольствия четко проявились в сообщении Наполеона Талейрану от 12 марта 1807 г., уже из Варшавы: "Сегодня судьба Европы и самые великие расчеты зависят от продовольственных припасов. Сражаться с русскими, если не имеешь хлеба, есть ребячество».

Только через 20 дней после письма, посланного Дежану, 26 марта 1807 г. Император подписал декрет, учреждавший первые 8 батальонов экипажей военного транспорта (bataillons des Equipages des transports militaries), организованных по типу артиллерийского обоза.Согласно этому декрету каждый батальон включал 4 роты и штаб, который состоял из капитана - командира, лейтенанта - помощника, лейтенанта - квартирмейстера, старшего хирурга, ветеринара (artiste-veterinaire), сержанта, 2 каптенармусов, главного шорника, главного кузнеца (maitre marechal), главного каретника, главного сапожника, главного портного. Договор с кампанией Брейда отменялся с 1 апреля 1807 г. Главным инспектором транспортов армии назначался майор. Декрет от 6 апреля 1807 г. определил униформу экипажей военного транспорта.

Обозу недоставало размаха. Его задачи были ограничены. В то время как подрядная система повозок в 1800 г. носила универсальный характер в сфере транспорта, обозу экипажей были поручены только перевозки продуктов питания и вещевых материалов - (для перевозки материалов артиллерии и инженерных войск существовали собственные обозы этих родов войск). Личный состав также был ограничен. Хотя учреждение нового рода войск обеспечило его увеличение на 580 чел., 530 лошадей и 110 повозок, в действительности весь обоз насчитывал около 3 тыс. чел. - из 580 тыс., составлявших Великую армию. Впрочем, Наполеон был вынужден сохранить бригады компании Брейда, образовавшие отныне вспомогательный транспорт (transports auxiliaries). Замечание к декрету от 26 марта в мае 1807 г. уточняло, что "36-я бригада штаба, организованная в Венсанне подрядчиком Брейдом, 16 апреля вновь взята [на службу], чтобы находиться в ведении правительства под названием первая добавочная рота (compagnie complementaire)». Однако организация обоза оказалась незавершенной. Он не имел своей автономии и зависел от военной администрации. Каждый батальон был поставлен под командование комиссара-распорядителя (commissaire ordonnateur) того армейского корпуса, в котором он использовался. Старший инспектор обоза обеспечивал связь между батальонами, но он не командовал ими. Ситуация подчиненности су-лейтенанта, командира роты и даже капитана, командира батальона, непосредственно высшему функционеру комиссариата почти не позволяла им возвысить голос в защиту интересов своих людей. Кроме того, одного су-лейтенанта во главе роты было явно недостаточно - ввиду распыленного применения экипажей. Самый же серьезный недостаток состоял в том, что обоз не имел депо, куда направлялись бы рекруты и ремонтные лошади, где содержались и ремонтировались бы повозки и упряжь, так что многие конскрипты, предназначенные для экипажей, были потеряны из-за того, что не знали, куда их направлять.

Все эти структурные недостатки усугублялись низким "качеством» первоначального персонала. По мнению Наполеона, было вполне возможно найти среди военных комиссаров порядочных людей и среди прежних транспортных агентов - нескольких людей чести, и тогда транспорт экипажей смог бы действовать как транспорт артиллерии. Он велел провести перекличку, чтобы из офицеров и унтер-офицеров кавалерии и артиллерии и среди старших чиновников компании Брейда подобрать и назначить су-лейтенантов. Но поскольку карьерный рост в данной службе был нулевым, соперничество не могло заставить офицеров исполнять свои обязанности со рвением.

Что касается рядовых, то они подбирались либо из бригад в составе Великой армии, либо из депо подрядчиков, куда зачислялись добровольцы. Материалы были в основном определены, повозки и упряжь - поручены компании Брейда. Все это было старым и поврежденным, и этого едва хватило, чтобы организовать пять батальонов. Торги, проведенные 9 марта 1807 г., не разрешили проблемы в целом (146 повозок из 250). С лошадьми были те же трудности: к концу 1807 г. их число уменьшилось с 5 152 до 3 500 голов.

Итак, хотя Наполеон предполагал 6 марта 1807 г. создать десять батальонов, а 26 марта 1807 г. декретировал организовать восемь, к началу 1808 г. в действительности было сформировано только семь. Запоздалое и поспешное учреждение, как уже говорилось, изначально поставило обоз военных экипажей в трудное положение.

Тем не менее новый род войск развивался и совершенствовался. Милитаризация административного транспорта (des transports administratifs) не ограничилась введением униформы, учреждением иерархии и организацией воинских подразделений. Речь шла о трансформации менталитета, о придании личному составу новых качеств благодаря появлению мотивов, способных одушевить его, как и всю Великую армию.

Этой цели невозможно было достичь, не привив людям дух бойцов. Наполеон предписал генералу Дежану, что погонщики обоза экипажей, по образцу артиллерийского обоза, "должны называться солдатами экипажей (soldats des equipages); они рискуют [жизнью], хотя и не в такой степени, как обоз [артиллерии]».

Декретом от 4 мая 1808 г. Император учредил первые депо обоза. Они организовались как сборные пункты для обучения, обмундирования, распределения людей и лошадей нового набора, назначенных в батальоны обоза. Поставленные под надзор инспектора батальона, они находились под командой лейтенанта. Одно депо было организовано в Коммерси для Великой и Итальянской армий, другое — в Байонне для Испанской армии.

Что касается вооружения, то в письме от 26 марта 1808 г. Император прямо потребовал, чтобы "офицеры, даже старший инспектор, были бы вооружены карабином или мушкетоном, парой пистолетов в седельных кобурах и саблей; вахмистры и бригадиры будут иметь такое же вооружение. Солдаты будут иметь карабин, портупею и саблю. Посоветуйтесь с генералом Бурсье о наиболее удобном способе ношения карабинов -может быть, как конные егеря?». Наполеон действительно хотел, чтобы офицеры, унтер-офицеры и солдаты умели сражаться. В депо были направлены унтер-офицеры пехоты и кавалерии, чтобы исполнять функции инструкторов. Солдаты обоза ежедневно обучались по курсу подготовки пехотинца взвода пехоты, а также по курсу подготовки кавалериста взвода кавалерии.

Правда, из-за отсутствия "главы корпуса» (tete de corps) организация обоза с самого начала не могла рассчитывать на успех. Не случайно генерал Ф.Роге возмущался: "Дали эполеты чиновникам. Продвижение по службе в этом небоевом корпусе без соперничества было почти нулевым». Тем не менее, такие суждения, поспешные и обобщающие, вскоре уступили место уважению.

Война в Испании

Война в Испании предоставила обозной службе первый случай трансформироваться и проявить себя. Но с самого момента отправления на войну обстоятельства складывались неблагоприятно. Кажется, что Наполеон вначале пренебрег трудностями операции. Транспортную службу должен был обеспечивать один-единственный 8-й батальон! Организованный декретом от 26 марта 1807 г., он плохо отвечал требованиям этой кампании. Повозки были тяжелыми и громоздкими для находившихся в дурном состоянии, почти не существующих дорог. Наилучшей формой транспорта оказались мулы, и в 1808 г. были учреждены пять бригад вьючных мулов под названием "вспомогательных транспортов» (transports auxiliaires). Но и этих средств оказалось недостаточно.

Стала очевидной необходимость увеличения участия обоза экипажей в войне. По декрету от 12 апреля 1808 г. были организованы два новых батальона; они были оснащены новыми повозками, более легкими. Когда развертывание народной войны умножило трудности со снабжением, был учрежден еще один батальон. Таким образом, в 1808 г. весь обоз стал насчитывать двенадцать батальонов. Увеличение личного состава обоза в Испании потребовало учреждения дополнительного депо в городе По. Депо в Байонне служило для новых наборов, новое депо предназначалось для солдат, уже действовавших в Испании и Португалии.

Зимняя кампания 1808 г., проведенная лично Наполеоном, сделала неизбежным размещение временного инспектора обозов — шефа батальона Бодессона — в Байонне. Назначенный Наполеоном по настоятельной просьбе комиссара-распорядителя 11 -го военного округа, этот инспектор был поставлен под команду майора Клико, начальника обоза экипажей Испанской армии. Ему был поручен набор людей, мулов, повозок и упряжи; он располагал парком ремонта, учрежденным в Мадриде. 10-йи 11-й батальоны были частично снабжены мулами в конце 1809 г., но потребовалось дождаться 2 февраля 1811г., чтобы добиться создания батальона, составленного исключительно из вьючных мулов и названного "легким».

С другой стороны, проблема защиты обозов встала столь остро вследствие развернувшегося всеобщего восстания. Кюрели писал, что "обозы с продовольствием, сопровождаемые пятью или шестью сотнями человек, были вынуждены давать сражения, чтобы пройти». Транспорты зачастую оказывались один на один с отрядами испанских гверильясов. Офицеры проявляли чудеса храбрости. 23 января 1810 г. командир 11-го батальона капитан Лозьер с 20 своими людьми обратил в бегство более 40 гверильясов, троих взял в плен и захватил 12 лошадей. 10 апреля 1811г. форт Фигуэрас в Каталонии капитулировал, но раненый командир роты обоза капитан Губер отказался сдаться. Он забаррикадировался со своей ротой и защищался еще 14 часов после сдачи форта. 5 илюня 1811 г. су-лейтенант 8-го батальона Дюжа, возглавив своих людей, вел огонь по атаковавшему противнику; раненный в первый раз, он не оставил своего поста. Двумя днями позднее он был вновь ранен в бою и умер вследствие этих ранений.

Примеры храбрости и отваги, проявленные в кампании, повысили авторитет нового род войск. Действительное признание пришло после учреждения обозного батальона Императорской гвардии и особенно в связи с присвоением Императором в мае 1812 г. орлов 14 батальонам, представлявшим тогда весь военно-транспортный корпус.

Кампания в России

Подготовка к войне с Россией ознаменовалась резким увеличением личного состава военных транспортов. Необъятный театр военных действий, суровые климатические условия и недостаток природных ресурсов вынуждали предпринимать невиданные меры для обеспечения армии всем необходимым Великая армия включала 480 тыс. чел., в том числе 80 тыс. кавалеристов и 150 тыс. лошадей.

Наполеон заблаговременно взялся за обеспечение будущего театра военных действий. Он создал вдоль Вислы мощную операционную базу на основе крепостей Замостье, Модлин (с предместьями Праги и Сероцка), Торн и Данциг. Последний стал главным складом одежды, снаряжения и продовольствия. Во второй линии, на Одере, были три мощные крепости: Глогау, Кюстрин и Штеттин, снабженные арсеналами и магазинами. В третьей линии, на Эльбе, располагались крепости Торгау и Магдебург.

Наполеону были необходимы и соответствующие транспортные средства, чтобы доставить всю эту массу собранных съестных припасов, большая часть которых должна была следовать за армией. Поэтому на протяжении 1811 г. шло неуклонное увеличение транспортных войск.

Декретом от 2 февраля Наполеон учредил новую организацию для 2-го, 9-го и 12-го батальонов; каждый из них состоял из 6 рот численностью в 129 чел. каждая, при 42 повозках; штаб батальона включал капитана, 4 офицеров и 9 сержантов.

Тем же декретом был учрежден 1 -й легкий батальон военных экипажей. Его штаб включал 4 офицеров и 8 унтер-офицеров; каждая из 6 рот имела по 63 чел. В отличие от других батальонов экипажей, каждая рота этого подразделения имела по 92 вьючных мула.

Декретом от 25 апреля 10-й батальон военных экипажей был реорганизован: первые две роты были снабжены повозками, а последние четыре имели мулов. Первые две насчитывали по 129 чел., 12 повозок и 206 лошадей; другие четыре - 76 чел., 12 лошадей и 102 мула. Это подразделение было сформировано для действий в Португалии.

Декретом от 24 августа были отменены все полковые обозы в гвардии, и вместо них был учрежден батальон военных экипажей гвардии (bataillon d'equipages de train de la garde). Этот батальон обслуживал нужды всей гвардии. Он имел штаб и 5 (позднее 6) рот и насчитывал всего 17 офицеров, 775 нижних чинов, 1 165 лошадей, включая 117 верховых, 183 повозки, кузницы и зарядные фуры.

Попутно, декретом от 25 марта, различные роты инженерного обоза были объединены в один батальон. Эти роты перевозили всякого рода инженерный рабочий инструмент, материалы и взрывчатые вещества, необходимые для осады и других инженерных работ. Эти роты никогда не использовались целиком, а только раздельно — там, где они требовались. Так, в главном инженерном парке Великой армии находились 5-я л 6-я роты, в 1 -м армейском корпусе — 1 -я рота этого батальона; а в 4-м армейском корпусе имелась рота итальянского инженерного обоза10.

Декретом от 24 января 1812 г. были созданы 14-й и 15-й батальоны военных экипажей. Эти два подразделения были первыми снабжены повозками типа "a la comtoise», легкими четырехколесными повозками, запряженными одной лошадью. Эти батальоны имели по 6 рот, каждая рота — по 100 лошадей, одну повозку для боеприпасов и полевую куз-нииу- На бумаге эти батальоны насчитывали по 681 чел., 135 верховых и 690 упряжных лошадей.

Тем же декретом были учреждены 20-й и 21-й батальоны военных экипажей. Оба они имели по 6 рот, а всего — 483 чел., 50 повозок (запряженных двумя волами каждая), полевую кузницу (запряженную 4 волами) и повозку для боеприпасов (также запряженную 4 волами). Одному солдату поручалась каждая пара волов в роте, и дополнительно имелось 8 человек и 8 пар волов, вместе с которыми батальон насчитывал всего 62 лошади и 744 быка. Считалось, что волы окажутся неутомимыми на песчаных польских, прусских и литовских дорогах, а после разгрузки повозок пойдут на убой.

Декрет от 23 февраля модифицировал декрет от 24 января и определил новую численность батальона "a la comtoise» (повозки с одной лошадью): штаб имел 14 чел., каждая рота-по 145 чел., 100 повозок, повозку для боеприпасов и полевую кузницу". Польские войска имели "батальон войсковых упряжек» из 210 повозок, сформированный на средства Княжества Варшавского, — помимо двух других, сформированных за счет Императора.

В письме, датированном 24 января, Наполеон изложил свой план организации обозов в кампании 1812 г. генералу Ж.Ж.Лакюе, сменившему Дежана на посту управляющего военной администрацией. Для этой Цели предназначались, во-первых, 8 батальонов военных экипажей (6 Французских, 1 итальянский, 1 гвардейский), насчитывавшие вместе 2 016 повозок. Во-вторых, были привлечены 4 новых батальона, снабженных одноконными повозками типа "a la comtoise», общим числом 2 424. Наконец, были использованы 4 заново созданных французских и 1 итальянский батальон, снабженные быками, что давало еще 1 532 (1 226) повозки и 1 батальон амбуланса. Все эти батальоны доводились до 6 рот. Штабы батальонов увеличивались на одного офицера-казначея и одного старшего помощника хирурга. Командование каждой ротой поручалось лейтенанту, имевшему помощником су-лейтенанта. Наконец, в Данциге было создано депо экипажей, чтобы организовать батальоны, которые предстояло снабдить быками.

Не считая польского, прусского, австрийского и других обозов союзных контингентов, в этой кампании было использовано 17 батальонов военных экипажей, насчитывавших без мала 6 тыс. повозок и 20 тыс. лошадей. Для сравнения напомним, что в 1806 г. за армией следовало только 500 повозок с продовольствием. Эти 17 батальонов перевозили 110-120 тыс. квинталов (квинтал = 100 кг), достаточных для удовлетворения потребностей 200-тысячной армии в течение около двух месяцев Разумеется, не все повозки предназначались армейским корпусам, часть их была оставлена в распоряжении генерал-интенданта для транспортной службы. По подсчетам Дж.Нафзигера, транспортные войска Великой армии, не считая обозов союзников, насчитывали 20 124 чел., что при численности самой армии в 500 тыс. чел. дает соотношение между комбатантами и персоналом обоза 25 : 1, тогда как в наше время это соотношение составляет примерно 10 :1I.

Столь ощутимое увеличение личного состава обоза потребовало усиления его штаба. 27 февраля 1812 г. Наполеон написал начальнику Главного штаба Великой армии: "Сообщите мне, где находится майор-инспектор военных экипажей. Надлежит, чтобы он был возле вас. Этот человек должен быть очень влиятельным. Вы получили декрет, согласно которому я назначил ему помощниками для инспекций двух шефов батальона и двух адъютантов, капитана и лейтенанта. Представьте мне этого майора, которого я надеюсь узнать. Таким образом, штаб для армии будет включать: одного майора, старшего инспектора, двух шефов батальона, инспекторов, одного капитана помощника, одного лейтенанта помощника и су-лейтенанта переводчика». В составе Главной администрации Великой армии имелась вакантная должность directeur-general equipages auxiliaries, которому были подчинены 1 инспектор и 8 служащих. Вероятно, на эту должность назначили Мари-Жозеф-Пьер Тевнена, старшего генерального инспектора батальонов обоза экипажей. 25 июня его направили в распоряжение генерал-интенданта для руководства транспортной службой, и он находился в Вильне.

Это расширение военно-транспортной службы сопровождалось и модификацией ее средств. Речь идет прежде всего об упряжках. Наполеон лично вмешался, чтобы определить тип более легкой повозки - фуры (chariot), запряженной четырьмя лошадьми и управляемой двумя возницами. Он приказал также присоединить к этому основному типу повозки "a la comtoise» и повозки, запряженные быками. Военный комиссар П.Л.Боволье писал, что перед началом похода "в Гамбурге и Данциге было изготовлено полторы тысячи повозок, устройство которых было слишком замысловатым, и они должны были принести большую пользу. Четыре параллельных колеса, спереди и сзади, образовывали передок, так чтобы на самых трудных дорогах, в момент внезапного нападения, она могла двинуться назад, не делая никакого поворота, который в подобном случае и в беспорядке, производимом непредвиденной атакой, приводит чаше всего к потере драгоценного времени, и позволила бы скрыться от неприятеля быстрым бегством. Возвратное движение получалось, независимо от неровностей местности, путем передвижения дышла, чтобы переместить переднюю часть назад. Эти повозки тащили волы, приведенные из Венгрии и Пруссии, и сопровождались людьми, которые носили униформу солдат обоза, которые были прозваны в армии "волопасами". Весь этот обоз был предназначен для перевозки продовольствия и предметов снаряжения армии. Но падеж погубил почти всех быков, и ни одна из этих повозок не достигла места своего назначения».

Лейтенант Л.С.Гардье пояснял, что новая модель представляла собой "повозки, имевшие четыре колеса одинаковой высоты с двумя мостами, так что их легко было тащить в обе стороны; это было очень удобно, чтобы вытянуть их из труднопроходимых мест».

С другой стороны, Наполеон приступил к переводу службы амбулан-сов в обоз экипажей. Еще 21 декабря 1806 г. он организовал в Варшаве транспортные средства для перевоза раненых в амбулансы полков, дивизий, армейских корпусов и резервный, или большой, амбуланс при Главной квартире. 14 февраля 1812 г. Император приказал учредить 18-й батальон военных экипажей, составленный вначале из трех рот амбуланса, 18 октября он насчитывал уже шесть рот, а 5 декабря - семь.

Такая масштабная качественная трансформация, произошедшая всего за один год, — притом что война в Испании все еще продолжалась, — не могла реализоваться совершенно удовлетворительным образом. Поспешный призыв новобранцев, отсутствие инструкции, сомнительное качество животных и повозок предопределили трудности военных транспортов в России. Проливные дожди, начавшиеся 29 июня, умножили трудности, с которыми столкнулись все экипажи - как артиллерийского, инженерного, полковых обозов (необычайно увеличенные из-за опасения нехватки продуктов), так и обоза военных экипажей. Большинство фургонов увязли в грязи и были не в состоянии поспевать за наступающей армией. Сразу пришлось заменять повозки местными подводами. Даже легким двуколкам было предопределено оказаться перегруженными, так что их "легкость» осталась только в названии. Батальоны, запряженные волами, показали чересчур малую скорость, и уже в июле Л .Н.Даву предлагал заменить их лошадьми. 5 августа губернатор Кенигсберга генерал Л.А.Луазон просил Наполеона предоставить месяц отдыха для 2-го итальянского батальона военных транспортов, имевшего 11 офицеров, 309 нижних чинов и 410 быков, поскольку животные были сильно изнурены за время марша или заболели. Император не мог позволить батальону столь долгую остановку и приказал заменить измотанных быков на здоровых.

Военные экипажи при Большой Главной квартире на 1 июля 1812 г.

№ рот и батальонов

Офицеры

Солдаты

Примечания:

3,4, 5, 6-я роты 2-го батальона**

8

445

 
1*, 2*, 3-я* роты 6-го батальона

9

396

 
4, 5, 6-я роты 9-го батальона**

4

390

 
1, 2, 3, 4, 5, 6-я роты 10-го батальона**

15

772

 
1,2, 3*, 4, 5*, 6-я* роты 14-го батальона**    

в процессе формирования

1, 2, 3, 4, 5, 6-я роты 15-го батальона

11

775

 
1, 2, 3, 4, 5*, 6-я роты 16-го батальона

10

 

формируются в Варшаве

1, 2, 3, 4, 5, 6-я роты 17-го батальона

9

630

 
1,2, 3-я роты 18-го батальона

9

380

 
1, 2, 3, 4, 5, 6-я* роты 20-го батальона

13

199

 
1, 2, 3, 4, 5, 6-я роты 21-го батальона

12

491

 
1,2,3, 4, 5, 6-я роты 22-го батальона

13

470

 
1, 2, 3, 4, 5, 6-я роты 23-го батальона

12

467

 
1, 2-я роты рабочих обоза

5

237

 
рота солдат амбуланса

3

107

 
1 *, 3*, 5* роты 7-го батальона      
Итого:

123

5779

 

* - эти роты упомянуты в приказе от 11 августа 1812 г. в Витебске;

** - эти батальоны упомянуты при Главной квартире 7 июля 1812 г.

"1 батальон военных транспортов из 6 рот, — писал P.M. Де Филип, — имея продовольствие на один месяц, был предназначен для службы экипажей Императора и начальника главного штаба». Военные экипажи Императора находились под командованием обер-шталмейстера и состояли из: легкой службы (Service leger), службы поставок (Service d'expedition), большого багажа, верховых лошадей. Легкая служба состояла только из верховых лошадей, палаток и багажа, перевозимого на спинах мулов. Эта служба была продублирована, чтобы в одно и то же время обеспечить размещение Императора в двух различных точках, и каждая них подразделялась на службы, ведающие сундуками, палатками кроватями. Служба поставок состояла из легких повозок, необходимых для обслуживания Его Величества и его свиты, палаток Императорского лагеря, мобильного Главного штаба, части кабинета Его Величества, легкого багажа и всего того, что необходимо для службы во время кампании, когда нет нужды в большом багаже. Большой багаж предназначался для перевозки резервных материалов и имел 500 упряжных лошадей.

Для наглядности процитируем один из приказов Наполеона, отданный маршалу Бертье 11 августа в Витебске: "Мой кузен, из ведомости, переданной мне вчера генерал-интендантом, следует, что 3-я и 5-я роты 14-го батальона военных экипажей должны были прибыть в Витебск 9-го со 165 повозками, гружеными 900 квинталами муки, 3-я и 5-я роты 7-го батальона должны были прибыть 10-го с 25 повозками, нагруженными 112 квинталами, 6-я рота 20-го батальона должна прибыть 10-го с 44 повозками и 257 квинталами муки, 2-я рота 6-го батальона, имея 61 повозку и 365 квинталов, должна прибыть 10-го; следовательно, между 9-м и 10-м должно прибыть 295 повозок, груженых 1 634 квинталами муки. Дайте мне знать, имеются ли новости об этих повозках и сколько их прибыло; сделайте выборку их состояния у коменданта города, чтобы знать, где они находятся. 1-я рота 6-го батальона, силой в 22 повозки, груженых 76 квинталами муки, 28 - риса и 7 000 рационов сухарей, должна прибыть 8-го; 1-я рота 7-го батальона, силою в 18 повозок, груженых 135 квинталами, должна прибыть 8-го; 6-я рота 14-го батальона, имея 90 повозок и 220 квинталов муки, должна прибыть 8-го; 5-я рота 16-го батальона, имея 63 повозки и 178 квинталов муки, должна прибыть 9-го; следовательно, 8-го и 9-го должны были прибыть 193 повозки, груженые 6 700 квинталами. Наконец, к 12-му, то есть завтра, должны будут прибыть 900 повозок, груженых 440 квинталами муки, 220 квинталами ржи, 28 квинталами риса; итак, присоединив 243 повозки, которые находятся здесь, 80 - из Главной квартиры и 60 повозок 6-го батальона, которые отправились, что составит 383 повозки, получим 1 283 повозки, наличествующие в армии, что не предоставляет значительных запасов».

К тому времени 6-й батальон с 1 тыс. квинталов муки уже прибыл в Вильну, а 12 августа прибыли две роты 20-го батальона; в тот день из Витебска вслед за армией выехали 243 повозки различных батальонов военных экипажей. 14 августа Бертье приказал ротам 6-го батальона военных экипажей расположиться позади Россасны и быть готовыми следовать за Главной квартирой в Красный. По мере того как Великая армия углублялась в Россию, партизаны подвергали обозы непрерывному преследованию. Наполеон предписал, чтобы "каждый обоз отправлялся только под командой старшего офицера и под эскортом из 1 500 человек пехоты и кавалерии (не включая в это число солдат обоза, ни артиллерии, ни инженерных войск, ни военных экипажей)».

О трудностях, с которыми пришлось столкнуться обозным частям в России, подробно рассказал капитан А.Ж. де Пэксан, прослуживший кампанию помощником в Главном штабе артиллерии Великой армии. Хотя он писал об артиллерийском обозе, сходные проблемы возникали и перед военными экипажами. "Из всех родов войск обоз артиллерии являлся, может быть, таким, организация, обмундирование и т.п. которого представляли наибольшее количество затруднений; он также был одним из наиболее важных разновидностей войск. Людям обоза было доверено по четыре лошади, их упряжь, одна повозка, наполненная зарядами, так что требовалось значительное мужество; между тем эти солдаты были далеко не отборными людьми, зачастую лишь слабыми конскриптами, не обученными ничему, кроме специальности цирюльника или портного, никогда не садившимися на лошадь, едва знающими о снаряжении или перевязи, или не имеющими сил. Их унтер-офицеры, иногда неопытные, слишком часто были обязаны своими галунами всего лишь протекции либо некоторым навыкам писанины и бумажной волокиты, не менее бесполезным на войне. Их офицеры, несколько лучшие, чем они сами, только страдали, надзирая за такими людьми и за такими лошадьми, и этот надзор становился невозможным, когда рота была разделена. Прибавьте к этому большие трудности службы: обозы, приходящие ночью и отправляющиеся утром, две, а часто три лошади, запрягаемые человеком; фураж нужно было идти искать вдалеке, так что не оставалось времени, чтобы поспать и поесть; повозки, увязшие в грязи которые оставались позади и не присоединялись к парку в тот момент, когда он отправлялся в путь, лошади в плохом состоянии, которые не могли более двигаться; дурные дороги, грязь, пыль, дождь, снег, гололед, труднопроходимые места и т.д. и т.п. В конце концов, все препятствовало этой службе, и если учесть, что в этом виноваты продолжительные и столь длинные марши в стране, почти лишенной продовольствия, и с утомленными лошадьми, то становится почти непонятным, как артиллерия делала все то, что она была обязана делать, и как она могла постоянно следовать за армией от Рейна до Москвы. Действительно, мы имели сильное вспомогательное средство в маленьких местных лошадках, довольно многочисленных в России, особенно в Польше, которым дали название konias. Этих несчастных маленьких животных изводили тысячами; солдаты, зная, что они привыкли к суровой жизни, требовали от них много работы и не проявляли никакой заботы; они погибали в большом количестве и потом замещались. Именно они везли артиллерию, продовольствие, багажи и т.д. Все отставшие садились на них и вели их в своих рядах; в конце концов, расход их был действительно чрезвычайный, и, конечно, без них невозможно было бы передвигаться».

А вот что написал о солдатах обоза второй лейтенант гвардейской конной артиллерии Ю.Льотэ: "Солдаты обоза Императорской гвардии были, в целом, храбрыми людьми, которые не берегли себя на работе, я их отождествлял, так сказать, с канонирами. Они жили вместе, имели такие же обычаи и оказывали взаимные услуги в фураже и продовольствии. Если я сохранил мои пушки дольше, чем мои товарищи, то я приписываю это тому хорошему согласию, которое я поддерживал между канонирами и солдатами обоза. Я никогда не был сторонником системы, принятой многими офицерами артиллерии, которые держали своих обозных солдат в явно более низком положении относительно канониров. Не принижая этих, я считал, что следует возвышать тех, и тогда можно требовать больше».

В начале октября Наполеон, желая сохранить свободу выбора своей операционной линии, решил начать эвакуацию в Смоленск раненых из госпиталей Москвы, Рузы, Можайска, Колоцкого монастыря, Гжатска и Вязьмы. 5 октября он запросил у генерал-интенданта, сколько времени потребуется на их эвакуацию. М.Дюма попросил на это 45 дней, но Император посчитал эти цифры завышенными и приказал завершить ее к 15 октября. Тогда же он написал Бертье, что желает "оставаться хозяином своей операционной линии и произвести эвакуацию своих раненых» для чего необходимо разделить их на три категории: тех, кто сможет выздороветь в течение одного месяца и эвакуироваться сам; тех, у кого могут быть осложнения от перевозки и кто умрет от ран; тех, кто сможет выздороветь за два-три месяца и кого следует уже сейчас отвезти в Смоленск.

Для этой операции следовало выделить 200 повозок: 1 -й и 4-й армейские корпуса - по 60 повозок, 3-й и 8-й - по 40. Кроме того забирались все повозки, находившиеся в кавалерийском депо в Можайске. Из этого числа в ближайшие два дня 100 повозок, нагруженных мукой, водкой и медикаментами, должны были направиться из Москвы в Можайск и главным образом в Колоцкий монастырь и, разгрузившись там, повезти в Смоленск раненых. Генерал Ф.Орнано выделял для них эскорт. Эвакуацию следовало начать с офицеров. А.Жюно и комендант штабной полковник К.Симонен получили право использовать для этой цели также военные транспорты, подвозящие муку; последняя использовалась для обслуживания госпиталей и этапов, а повозки эвакуировали раненых до Вязьмы, откуда генерал Л.Барагэ д'Ильер направлял их в Смоленск. Чтобы увеличить число подвод, этапные войска должны были собрать их в деревнях по сторонам от дороги. Наполеон пожелал, чтобы в течение 8 дней все раненые, размещенные до Гжатска, были вывезены, подчеркнув, что это "в высшей степени важно». Бертье должен был послать одного из своих адъютантов, чтобы тот установил количество раненых разных категорий в Можайске, Колоцком монастыре и Рузе. Своему ординарцу М. д'Опулю Император приказал осмотреть 7 октября все госпитали Москвы и представить список больных французов, русских солдат и жителей.

2 ноября Наполеон приказал отступавшей армии двигаться так, "как мы двигались в Египте, обоз в середине, продвигаясь во столько рядов, во сколько позволяет дорога, один полубатальон в голове, один полубатальон в хвосте, таким образом, чтобы построить фронт, ведя огонь во все стороны».

Вот несколько случаев, когда солдаты обозов вынуждены были сражаться. 14 октября, за несколько дней до эвакуации Москвы, су-лейтенант Даге из 15-го батальона увидел себя окруженным партией казаков. Ему удалось перегруппировать 24 человек и отбить свои повозки, убив 15 казаков; сам он в ходе стычки был ранен. 25 октября лейтенант Мюллер из 3-го батальона (по словам Ф.Уртуля - 1-й роты 12-го батальона) отразил нападение и обратил в бегство отряд казаков, а их командира убил. 28 октября капитан Клапе, командир 15-го батальона, находясь в арьергарде, вел огонь со своими людьми. Тяжело раненый, он умер, и его заменил лейтенант Ла Поммерэ, который продолжал сражаться несмотря на тяжелые потери.

После возвращения из России и сражения при Лейпциге 6-й и 17-й батальоны военных экипажей укрылись в крепости Торгау. Они были реорганизованы в пехотный полк - 4-й временный - и приняли участие в обороне крепости в течение октября-декабря 1813г. Полк потерял 632 чел. в течение сорока дней боев. Оставшиеся солдаты попали в плен. Потери обоза были очень тяжелыми. Из 17 батальонов, использованных в России, 12 были уничтожены или захвачены неприятелем. Один из них, 21-й, был уничтожен, уцелели всего 41 унтер-офицер и солдат, которые 11 февраля 1813г. были включены в состав 23-го батальона.

Непримиримая воля, дух жертвенности, неутомимое самопожертвование доставили солдатам обоза признание всех комбатантов Великой армии. Наполеон посчитал необходимым расширить, придать большую значимость этой службе и в то же время продемонстрировать корпусу доказательство своего удовлетворения, учредив главную инспекцию обоза экипажей (декрет от 23 февраля 1813 г.). Возглавить ее [inspecteur general des bataillons du train des equipages militaries (23 февраля) и directeur general des equipages militaries (23 июня)] он доверил бригадному генералу барону Ж.Д.Пикару, которого знал еще с 1796 г. Наконец-то обоз управлялся "головой корпуса», что сделало его сплоченной системой, как и другие рода войск.

К 1815 г. обоз экипажей, просуществовавший 8 лет, вошел в историю.

  1. Основой для данной работы послужила статья: Cmbonneaux J. Les train des equipages militaries ancetre de l'arme du train: sa creation sous le premier Empire // Forces armies f'rancaises. 1974. № 20. P. 19-29. Она, в свою очередь, базируется на капитальной монографии Т.Тувнена (Thouvenin Т.Е. Historique general du train des equipages militaires. Paris, 1900), которую нам не удалось обнаружить в российских библиотеках. Раздел о кампании в России значительно расширен за счет использования других исследований и источников. Все даты даются по новому стилю.

  2. Жак Антуан Ипполит Гибер (1743-1790), французский генерал, известный военный писатель и теоретик.

  3. Во французском языке это слово имеет, кроме того, значения "отряд, команда, артель, отделение».

  4. Значительное увеличение материальной части артиллерии уже в конце XVIII в. заставило администрацию обратиться к более надежным транспортным средствам. В регламенте от 1 апреля 1792 г. § 99-126 касались только военных фур (charrois). Декрет от 27 июля 1793 г. заменил слово "charrois» на слово "train» в обозначении транспортных объектов артиллерии. В годы революции для транспортировки артиллерии заключались договоры с частными компаниями, но очень скоро проявились недостатки такой системы. По по становлению консулов от 3 января 1803 г. обоз артиллерии милитаризировался - извозчики были объединены в батальоны из 5 рот, род войск получил название "батальоны артиллерийского обоза». Из 5 рот одна отборная предназначалась для службы в конной артиллерии. По постановлению консулов от 22 декабря 1800 г. батальоны получили нумерацию от 1-го до 38-го; во главе их стояли капитаны. После заключения мира в 1801 г. численность обоза была сокращена до 8 батальонов по 6 рот. В 1805 г. обоз артиллерии насчитывал 9 тыс. чел., 20 сентября были учреждены 9-й и 10-й батальоны, 2 ноября - 11-й, 3 ноября 1807 г. - 12-й, 22 августа 1808 г. - 13-й,. 18 апреля 1810 г. эти 13 батальонов были разделены надвое - на батальоны основные (bataillons principaux) и батальоны "бис» (bataillons bis), соответственно мирному времени или состоянию войны. Тогда же был учрежден 14-й батальон, образованный из голландцев, который стал 27-м по счету, но он не имел батальона "бис». По декрету от 29 июня 1811 г. штабы некоторых батальонов были увеличены, и во главе 1-го, 3-го, б-го, 7-го, 8-го, 9-го, 14-го основных батальонов и 7-го, 8-го 11-го "бис» были поставлены шефы батальонов. Роты теперь насчитывали 141 чел., 21 ездовую и 230 тягловых лошадей. 4 апреля 1812 г. учредили одну роту рабочих артиллерийского обоза (PigeardA. Le train d'artillerie de la lignc 1800-1815//Tradition Magazine № 165. P.I 1-15).

  5. Об этой должности см.: История XIX века / Под ред. Лависса и Рамбо. М, 1938. Т.1, С.111.

  6. На тот момент батальон артиллерийского обоза состоял из штаба и б рот. Штаб батальона включал: капитан - командир, лейтенант - старший адъютант, су-лейтенант - квартирмейстер, адъютант - унтер-офицер, ветеринар, главный трубач, главный шорник и кровельщик, главный сапожник, главный портной. Кроме того, к штабу были присоединены санитарный офицер, главный кузнец и главный оружейный мастер. Численность каждой роты составляла: 1 лейтенант, 1 су-лейтенант, 1 старший сержант, 4 сержанта, 1 бригадир-каптенармус, 5 бригадиров, 59 солдат, 2 кузнеца, 2 шорника, 2 трубача (PigeardA. Le train d'artillerie... P. 12 13).

  7. Roguet F. Memoires militaires. T.4. Paris, 1865. P.647.

  8. Kukiel M. Wojna 1812 roku. T.I. Krakow, 1937. S.218.

  9. NafzigerG. Napoleon's Invasion of Russia. Novato, 1988. P.39, 45.

  10. Ibid. P. IS; Fabry G. Campagne de 1812. TIV. Paris, 1903. P.264, 291, 353.

  11. NafzigerG. Napoleon's Invasion... P.39-40.

  12. Gembarzewski B. Wojsko ksiKStwa Warszawskiego. Warszawa, 1923. S.276-77; Kukiel M. Wojna 1812 roku. T.I. S.224.

  13. Margueron L. Campagne de Russie. Paris, 1899-1906. Vol.3. P.59, 602; Vol.4. P.58-59, 73-74; CN. T. 24. Paris, 1868. №18450, 18622; Thouvenin Т.Е. Historique general du train... P.44 52; Kukiel M. Wojna 1812 roku. T.I. S.223-224; NafzigerG. Napoleon's Invasion... P.38.

  14. 1-й корпус обслуживал 12-й батальон военных экипажей (1-5 роты при дивизиях, 6-я - в парке, либо при 7-й пехотной дивизии 10-го корпуса), 3-й корпус - 2-й батальон, 4-й корпус - 1-3-я роты 9-го батальона, 1-5-я роты 1-го итальянского, 6 рот 2-го итальянского (запряженного быками) батальонов, 5-й корпус - польский батальон военных экипажей, 6-й корпус - 1-6-я, 8-я и 11-я роты баварского военного обоза, 8-й корпус - двероты вестфальского обоза, 9-й корпус - 1-я, 5-я роты 14-го батальона, баденский и бергский обозы. При австрийском корпусе находились 3 парка повозок под командой майоров Хэнке, фон Рубендунста и Тайсса. При гвардии состоял гвардейский обозный батальон и 7-й батальон военных экипажей.

  15. Nafziger G.F. Logistics in the 1812 Campaign: The Cause of Napoleon's Defeat // The Consortium on Revolutionary Europe. T.XIX. Tallahassee, 1988. Р.310.

  16. Goriainow S. Lettres interceptees par les Russes durant la campagne de 1812. Paris, 1913. P.163. Сохранились мемуары Ж.Газо, занимавшего должность sous-directeur des convois militaires de l'armee (Fabry G Campagne de 1812. T.IV. P.255; BeauchampA. de. Memoires secrets et inedits... Paris, 1825. Vol.11. P.44, 88).

  17. Beauvollier P.L. Memoires sur l'expedition de Russie // BeauchampA. de. Memoires secrets et inedits... Vol.11. P.3-4; Gardier L. Journal de la campagne de Russie en 1812. Paris, 1999. P.60.

  18. Fabry G. Campagne de 1812. T.IV. P.8.

  19. Ibid. P. 350. Впрочем, 4-я, 5-я и 6-я роты 18-го батальона в августе находились при 31-й пехотной дивизии 11-го корпуса, то есть вне России.

  20. De Philip R.M.A. Etude sur le service d'Etat-major pendant les guerres du Premier Empire. paris 1900. P.118.

  21. Fabry G. Campagne de 1812. T.IV. P.2-3, 49-50, 278.

  22. В этой связи следует дезавуировать измышления некоего Грюнберга. Он заявил, что транспортные войска Великой армии "имели организацию пехотных батальонов (по 6 рот в батальоне), "легкую экипировку" и вооружение легких полков (в основном -штуцеры). Солдат транспортных батальонов можно приравнять к стрелковым частям от вольтижеров до карабинеров. Это были опытные вояки, прошедшие огонь и воду войны в Испании и Португалии. Кроме французов в транспортных войсках были поляки и итальянцы, немцев не было. Создание транспортных войск снимало вопрос об охране, эскорте обозов и давало дополнительный резерв пехоты. Собственно, транспортные войска были батальонами легкой пехоты, посаженной на повозки». Базируясь на этих измышлениях, Грюнберг заявил, будто это "дает все основания включить транспортные войска в боевое расписание Великой армии при Бородине, а ведь только при Главной квартире... их была целая дивизия - 9 батальонов и 4 полубатальона, до 7 000 солдат и офицеров, которым, как боевой части, был придан полевой госпиталь с ротой солдат амбуланса». "Участие транспортных войск в Бородинском сражении весьма вероятно. Они отразили диверсию Платова и были при последнем штурме батареи Раевского, на что указывают как письменные источники, так и археологические данные» (Грюнберг П.Н. О численности Великой армии в сражении при Бородине // Эпоха наполеоновских войн: люди, события, идеи. М., 2002. С.59-61). Эти заявления о боеспособности и вооружении обозных солдат не что иное, как плод воображения. Правда, Грюнберг сослался на работу Нафзигера, но на указанных страницах нет ни слова о вооружении обозников. Там говорится о том, что 10-й батальон, в котором 4 роты укомплектованы вьючными мулами, был учрежден 25 апреля 1811 г. и "сформирован из подразделений, служивших в Португалии». В 1811 г. Португальской армией командовал отнюдь не Жюно, как пишет автор, а маршалы Массена и Мармон. Грюнбергу неведомо, что каждый армейский корпус имел батальон экипажей, который поротно распределялся по дивизиям. Он не знает, что корпуса союзников также имели обозы, в том числе, разумеется, и все немцы! Грюнберг привел состав всех обозных батальонов при Главной квартире и их численность на 1 июля, поставив во главе их генерала Пикара, который на самом деле занял эту должность лишь в 1813 г. Рота же амбуланса была придана вовсе не обозникам, а Главной квартире. Грюнберг писал, что все обозные батальоны присоединились к армии к 1 сентября, хотя никаких доказательств тому у него нет, а их участие в Бородинском сражении не подтверждается никакими источниками! Что касается диверсии Платова, то именно обозники Итальянской армии бросились в паническое бегство при приближении казаков.

  23. Цит. по: PigeardA. Le train d'artilleriede la ligne 1800-1815//Tradition Magazine. № 165. P.14-15.

  24. Lyautey H. De Moscou a la Berezina // La Revue des deux Mondes. 1.01.1963. P.67-68.

  25. Приказ об эвакуации раненых сразу стал известен русскому командованию. 23 сентября (5 октября) П.П.Коновницын писал: "Курьер, перехваченный нами, имел повеление остановить все транспорты, идущие со стороны Смоленска, Вязьмы и Гжатска к Москве, и, сложив провиант, на тех фурах отправить раненых и больных, в селениях на большой дороге находящихся, к Вязьме и далее к Смоленску» (Отечественная война 1812 года. СПб., 1912. T.XVIII. С.6).

  26. Hourtoulle F. Borodino-La Moskowa. Paris, 2000. P.70.

     



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Военный транспорт первой империи"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Полиорцетика
  • - Кастраметация
  • - Байков, Лев Львович
  • - ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЕ ИСКУССТВО
  • - Военное искусство античности
  • - Геркотектоника
  • - ВОЕННО-САНИТАРНЫЕ ТРАНСПОРТЫ
  • - БИСМАРК, фон, Фридрих Вильгельм, граф


  • Название статьи: Военный транспорт первой империи

    Категория темы: Отношения с Грузией

    Источник статьи:  


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru