Епископ
С 988 года (в РПЦ) -по настоящее время (от греч. episkopos- блюститель, наблюдатель).
Наименование 3-й (высшей) степени священства (после диакона и пресвитера (иерея)) (см. также Архиерей. 1). Степень Епископа существует с первых веков христианства. Ее носитель имеет право совершать все 7 Таинств в богослужении, включая рукоположение (хиротонию) во все 3 степени священства, - диакона, пресвитера и Епископа. Поставление на все степени священства в древности на Руси (как и в Византии) включало этап, как избрания, так и посвящения. Важнейшим актом посвящения в степень Епископа является рукоположение (хиротония).
Рукоположение в степень Епископа, согласно 1-му Апостольскому правилу совершается собором архиереев, что является отличительным моментом в Православии: в католической церкви папа единолично рукополагает в Епископы. К акту хиротонии предъявляются следующие требования:
1) совершение хиротонии в храме, в алтаре, во время литургии, в присутствии церковного народа (прихожан);
2) возведение в степени священства в строго последовательном порядке, от низшей степени к высшей (диакон, пресвитер, Епископ); срок пребывания в каждой степени священства канонически не ограничен временными рамками,но предполагает проявление определенных способностей у кандидата, дающих право на более высокую степень; в каноническом праве существует возрастной ценз, в соответствии с которым в диаконы можно рукополагать мужчин не моложе 25 лет, в пресвитеры - с 30, в Епископы -с 35 (в настоящее время не соблюдается);
3) хиротония считается действительной, если она связана с конкретным назначением на должность в определенное место (6-е правило Халкидонского собора). В Киевской Руси после хиротонии происходило "настолование" Епископа, т.е. "посажение" на кафедру. Рукоположение, возводящее в сан Епископа без определения места служения, допускалось в РПЦ в период гонений на Церковь в советское время, сроки посвящения из одной степени в другую также могли быть значительно сокращены: так, известный архиерей Лука (Войно-Ясенецкий) в течение одной службы был посвящен сначала в церковнослужителя - чтеца и иподиакона, а во время литургии - в диакона, через неделю - в пресвитера (февраль 1921 года), через некоторое время тайно принял постриг (см. Черное духовенство), а через 2 года (также тайно) возведен в степень Епископа (май 1923 года). Но в РПЦ это - исключение из правил, в то время как в католичестве поставление в Епископы в епархии, которые еще предстоит создать в нехристианских странах, часто практикуемая норма;
4) хиротония, однажды совершенная в соответствии с правилами, не повторяется (68-е Апостольское правило);
5) рукоположение в степень Епископа не должно совершаться на место архиерея, законно занимающего епископскую кафедру (4-е правило 11-го Вселенского собора). Нарушения, допущенные при хиротонии в Епископы (равно, как и в другие степени священства), могут стать причиной признания рукоположения недействительным и привести к извержению из сана (29-е и 30-е Апостольские правила).
Кроме того, Епископ - родовое понятие, обозначающее духовных лиц, в РПЦ всегда принадлежащих к черному духовенству (архиереям), возведенных посредством хиротонии в степень Епископа: собственно епископов (епархиальных и викарных), архиепископов, митрополитов (1, 2, 3), экзархов, патриархов. Епископ имеет право возглавлять архиерейскую кафедру и занимать административные должности, соответствующие епископской степени. Епископы подразделяются как по объему возложенных полномочий, так и по занимаемому должностному месту. Различие священнослужителей по этому признаку называлось по-разному: церковно-административной, административной и правительственной иерархией. В современном церковном праве принято последнее наименование – правительственная иерархия епископской степени. Епископы как члены правительственной иерархии во Вселенской церкви могли носить титулы пап, патриархов, католикосов (с 467 по 1811 и с 1917 гг. по настоящее время этот титул имеют предстоятели Грузинской церкви; также его с древности носят первоиерархи Армянской церкви), экзархов, примасов, митрополитов, архиепископов, хорепископов (викариев). Возникновение каждого из этих титулов исторически связано с определенной административно-территориальной единицей, входившей в состав Вселенской Церкви, но с течением времени объем полномочий, лежащий в основе различий между титулами, мог быть изменен, однако сами титулы, как правило, оставались или за епископскими кафедрами, или за возглавляющими их архиереями.
В досинодальный период в избрании Епископов участвовали митрополит (2), после 1589 года - Патриарх, совместно с Собором епископов, великие и удельные князья, после 1547 года - цари; в синодальный период кандидаты в Епископы избирались и представлялись Святейшим Синодом на утверждение императора. В соответствии с ныне действующим церковным законодательством и церковным правом избрание Епископов - первостепенная задача Синода.
Лица, возводимые в Епископы, должны иметь определенный образовательный уровень, соответствовать решению возложенных на них собственно богослужебных, административно-церковных, судебных и просветительно-нравственных задач. В синодальный период кандидаты в Епископы отбирались, преимущественно, из т.н. ученого монашества (см. Черное духовенство), прошедшего курс обучения в духовно-учебных заведениях и имеющего значительный опыт пастырского служения и/или работы в должности преподавателей, инспекторов, смотрителей духовно-учебных заведений или их ректоров. Основой к выдвижению кандидата в Епископы в синодальную эпоху являлось наличие аттестата об окончании курса в духовно-учебных заведении, послужной список о работе в учреждениях духовного ведомства или в духовно-учебных заведениях и рекомендации епархиальных епископов с указанием его личных заслуг и качеств.
Обязанности Епископов были определены общецерковным законодательством Вселенской Церкви и Русским церковным законодательством и уточнялись на протяжении времени рядом постановлений, указов, определений и др. законодательных актов, как со стороны верховной власти и высших органов государственного управления, так и со стороны Синода. "Духовный регламент" 1721 года в разделе "О епископах" в концентрированном виде излагает обязанности Епископа, которые, как правило, являясь епархиальными архиереями и возглавляя епископские кафедры, руководили всеми структурами епархиального управления вверенного им епархиального округа. Несколько Епископов на правах постоянных и присутствующих (временных) членов включались в состав Синода по высочайшему указу и на время работы в Синоде епархиальные обязанности Епископа исполнялись викариями или другими заместителями. В допетровскую эпоху Епископы собирались на Соборы под председательством митрополита (2) (до 1589 года), впоследствии патриарха (1589-1700 гг.) для решения неотложных церковных и государственных вопросов. В 1917 году практика созыва Соборов была возобновлена.
Не все Епископы имели кафедру: с середины XVIIIв. растет и укрепляется институт викариев (или викарных епископов) как помощников епархиальных архиереев в наиболее значимых и крупных епархиях (см. Викарий). Ряд Епископов занимали высшие должности в государственной и церковной иерархии, входя в различные государственные, церковно-государственные патриаршие (позже - синодальные) структуры (включая и учебно-просветительные заведения) и, не руководя непосредственно епархией на данный момент, выполняли свои служебные обязанности в соответствии с церковным и государственным законодательством и должностными инструкциями.
В круг компетенции Епископа как главы епархиального управления входило руководство всеми епархиальными учреждениями, в контроле за деятельностью которых в разное время ему помогали благочинный приходских церквей и благочинный монастырей, выборный депутат от духовенства, духовных дел управитель, закащик, поповский староста и др. Епископ руководил и контролировал деятельность епархиальных учреждений - архиерейского дома, в ведении которого были хозяйственно-финансовые вопросы, и архиерейского духовного правления (после 1744 года получивших единообразное название духовных консисторий), выполнявших судебно-административные функции и являвшихся 2-й инстанцией духовного суда; через духовных дел управителя - учреждений низшей судебной инстанции, т.е. духовные правления в десятинах и уездных городах; а также осуществлял помощь и поддержку попечительствам о бедных духовного звания, помогал в организации учебно-просветительных духовных заведений, контролировал деятельность архиерейских школ и пр. Все функции, осуществляемые епархиальными учреждениями, в той или иной мере являлись и функциями Епископа, однако некоторые из них были непосредственно его прерогативой, в частности именно Епископ нес полную ответственность за порядок и благочиние, добросовестное выполнение служебных обязанностей священно - и церковнослужителями в подведомственной ему епархии, регулярно инспектируя монастыри и приходы, не допуская строительства церквей в безлюдных местах, ложных, вымышленных чудес, кликушества как основы распространения ложных и вредных слухов, лжесвидетельств или отсутствия освидетельствования мертвых тел, в чем должны помогать закащики или благочинные.
Задача создания архиерейских школ для детей священников, определенная как одна из основных в "Духовном регламенте", всегда оставалась первостепенной в деятельности Епископа как по созданию разного типа духовно-учебных заведений, так и по их финансированию и кадровому обеспечению на протяжении всего времени.
Функция контроля за хозяйственной деятельностью в духовных имениях и проверка приходо-расходной документации, сопряженная с регулярной отчетностью перед Синодом, оставалась одной из основной, и после секуляризации церковных земель. Но главнейшая задача Епископа - безупречное пастырское служение, с соблюдением всех норм церковного права. Наряду с рукоположением в степени священства важнейшая и не менее ответственная обязанность Епископа - процедура предания анафеме и отлучения от церкви, как и извержение из сана в случае совершения священнослужителями уголовных преступлений, должны осуществляться в полном соответствии с церковным законодательством. По всем вопросам спорного характера, связанным с выяснением отношений с др. епископами, Епископы обращались в Синод, который являлся судебной инстанцией для всех епископов, в т.ч. и в случае жалоб на них со стороны клириков и мирян вверенной Епископу епархии. Епископы дважды в год должен был подавать отчеты о состоянии епархии в Синод. Как глава духовной консистории Епископ осуществлял суд над духовенством и мирянами в соответствии с церковным законодательством. В "Духовном регламенте" особо оговаривались обязанности Епископа, являвшихся ректорами и префектами духовных учебных заведений, по подбору кадров, контролю и порядку работы. Церковное законодательство постоянно уточняет круг обязанностей Епископа, соизмеряя их с новыми задачами, которые выдвигает время.
Для всех Епископов есть форма общего титулования - "Владыка (Владыко)". Для Епископа, сан которого совпадает с наименованием высшей степени священства (Епископ) и не имеет др. титулярных отличий, форма титулования (обращения) - "Ваше Преосвященство". К Епископу, обладающим титулярными отличиями в правительственной иерархии степени епископа, применимы др. формы обращения (см. Архиепископ; Митрополит; Патриарх; Экзарх). Епископы, занимающие разные ступени в правительственной церковной иерархии степени Епископа - от патриарха до епископа, имеют отличия в богослужебных одеяниях и носимых поверх их священных знаках и символах (см. Архиерей).
Синоним: Архиерей.
Источники: ПСЗ I. Т. 1. № 27-31, 95; № 412, 442; Т. 4. № 2352, п. 9; Т. 6. № 3712; № 3718; № 3954,4022,4081; Т. 8. № 5818; Т. 10. № 7450; Т. 12. № 8988; Т. 13. № 10118; Т. 14. № 10216,10422; Т. 15. № 11015; Т. 16. № 12183; Т. 17. № 12508; Т. 18. № 13239, 13246; Т. 21. № 15547; Т. 24. № 18273; Т. 36. № 27911; Т. 40. № 30319; ПСЗ II. Отд. 1. Т. 1. № 186, 264, 693; Т. 3. № 1804, 1952, 1953, 2034, 2046, 2361, 2404; Т. 4. № 2588; Т. 6. № 4355, 4599; Т. 7. № 5531, 5585, 5604; Т. 8. № 5971,6360; Т. 12. № 10843; Т. 14. № 11695а; Т. 15. № 12734а; Т. 18. № 16469; Т. 30. № 28296а; Т. 33. № 31849; Т. 40. № 423472349,42701; Т. 42. № 45341; Т. 43. № 45625; Т. 57. № 49382а, 49571а; ППБЭС. М., 1992. Т. 1. Стлб. 248; ПБЭ. СПБ., 1901. Т. 1; СИЭ. М., 1961. Т. 1; Сб. действующих и руководственных церк. и церковно-гражд. постановлений по ведомству пра-восл. исповедания. СПб., 1885; Декреты Советской власти. М, 1957. Т. 1. № 163, 248; Устав Рус. Правосл. Церкви. М., 2000; Перов И. Епархиальные учреждения в рус. Церкви в XVI и XVII вв.: Историко-канонический очерк. Рязань, 1882; Николаевский П.Ф. Патриаршая обл. и рус. епархии в XVII в. СПб., 1888; Покровский ИМ. Рус. епархии в XVI-XIXвв., их открытие, состав и пределы: опыт церковно-ист., стат. и географического исследования. Казань, 1897-1913. Т. 1-2; Довнар-Запольский MB. Церковь и духовенство в домонгольской Руси. М., 1906; Учебник церк. права. М., 1913; Толковый словарь рус. яз. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1935. Стлб. 834; Шепелев Л.Е. Отмененные историей: Чины, звания и титулы в Рос. империи. Л., 1977; Он же. Чиновный мир России XVIII- нач. XXв. СПб., 1999; Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси XI-XIIIвв. М, 1978; Он же. Киевские уставы и Церковь в Др. Руси. XI-XIVвв. М., 1972; Он же. Гос-во и церковь в Др. Руси X-XII вв. М., 1989; Рос. законодательство Х-ХХ вв. М., 1984. Т. 1; Правосл. энциклопедия / Под общ. ред. Патриарха Моск. и Всея Руси Алексия II. М., 2000. Т. [0], 1; Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский. Автобиография. М., 2001; Настольная книга священнослужителя. М., 2001. Т. 4; Цыпин В., протоиерей. Курс церк. права: Уч. пособие. Клин, 2004.
В.В. Олевская
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.