Комендант железнодорожной станции
С конца 1860-х – и до 1917 (с 1912 по 1917 - комендант железнодорожного и водного участка станции) года. Должностное лицо из военных офицеров, назначаемое на железно-дорожные станции для наблюдения за правильностью и своевременностью передвижения поездов с воинскими и санитарными частями и грузами. Единого правового основания введения должности не обнаружено. С расширением сети железных дорог в конце 1860-х годов на узловые и конечные станции стали назначаться коменданты железно-дорожных станций.
К Коменданту железнодорожной станции поступали сведения о прибытии воинских частей или военных грузов, и он должен был своевременно подготовить для этого поезд и проследить за погрузкой. На узловых станциях Комендант железнодорожной станции должен был обеспечить пересадку людей с поезда на поезд, а также подготовить команду рабочих для перетранспортировки грузов. В функции Коменданта железнодорожной станции входило также наблюдение за порядком при погрузочно-разгрузочных работах на станции. В случае нарушения порядка им совместно с комендантом поезда составлялся акт, и принимались меры для устранения нарушений. На конечных железнодорожных станциях Комендант железнодорожной станции определял местонахождение прибывшего поезда и грузов. В том случае, когда на поезде с воинскими частями не было кухни, Комендант железнодорожной станции должен был обеспечить довольствие людей.
К начала XXв. должность приобрела большую значимость. 20 марта 1912 года высочайше утверждено специальное положение, изменившее наименование должности и расширившее функции лиц, ее занимавших, а также и территорию их деятельности. Комендант жезно-дорожного и водного участка станции пользовался правом уездного воинского начальника. О правонарушениях, совершенных офицерами во время прибытия или отправления поезда, он уведомлял военное начальство, а нижних чинов имел право подвергать аресту. Кроме этого, комендант ж.-д. и водного участка станции оказывал помощь отставшим от поезда новобранцам, следил за правилами ношения военной формы, вел учет нижним чинам запаса, служащим на его участке железной дороги, а также направлял в ж.-д. больницы людей, заболевших во время переезда на его участке.
В функции коменданта входила проверка соответствия грузоподъемности транспортного средства и веса груза. Он должен был постоянно изучать и совершенствовать пропускную способность на своем участке и мог сноситься по правительственной почте или телеграфу с начальником железной дороги и администрацией пароходства. При коменданте ж.-д. и водного участка станции находилось управление, которое имело особый штат и гербовую печать.
Коменданты железнодорожной станции назначались распоряжениями окружных и областных штабов и утверждались в должности приказом по военному ведомству. Они пользовались льготным проездом по линиям ж.д., на которых работали. В 1909 году на них были распространены льготы государственных служащих отдаленных районов России.
Коменданты ж.-д. и водного участка станции назначались на должность высочайшими приказами по представлению начальника Генерального штаба. В зависимости от значимости железно-дорожные станции Комендант железнодорожной станции мог быть в чине капитана (З), штабс-капитана или поручика (2), что соответствовало VIII, IX и X кл. по "Табели о рангах".
Должность коменданта ж.-д. и водного участка станции делилась на 2 разряда. 1-му разряду соответствовал чин подполковника (VII кл. "Табели о рангах") и 2-му - чин капитана (VIII кл. "Табели о рангах").
Ликвидирована должность в конце 1917 года.
Источники: ПСЗ П. Т. 45. № 48033 48456; Т. 52. № 57058; Т. 53. № 58621-ПСЗ III. Т. 1. № 510; Т. 19. № 17571; Т. 29 № 31655; Т. 32. № 36736; СВП. СПб 1859. Ч. 2; СВП. Пг., 1916; Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1895. Т. 15а; Георгиевский П.И. Ист. очерк развития путей сообщения в XIXв. СПб., 1893.
М.П. Дьячкова
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!