Кондуктор. 2.
В 1851 - [1917] гг. Должность на железных дорогах. Введена 6 августа 1851 года высочайше утвержденным Положением о составе Управления Санкт-Петербургско-Московской железной дороги, где был определен состав и функции поездной бригады. В нее входили: обер-кондуктор (гл. кондуктор), 2 Кондуктора в вагоне (1 из них - старший) и младшие тормозные Кондуктора.
Штат поездных бригад комплектовался лицами не моложе 21 и не старше 60 лет, крепкого здоровья, с хорошим слухом и зрением, грамотными, владеющими русским языком (письменно и разговорной речью). При поступлении на службу и периодически они проходили медицинское обследование и испытывались на знание должностных инструкций, положения о сигналах и др. положений, регламентирующих их должностные обязанности. Кондуктора набирались из унтер-офицеров, назначенных в ведомство путей сообщения. Младшие тормозные Кондуктора могли быть определены из рабочих.
Все Кондуктора входили в кондукторские роты (состав подвижной) и состояли в ведении начальников станций железной дороги. В дисциплинарном отношении Кондуктора подчинялись: начальнику службы движения железной дороги, начальникам отделений железной дороги и заведующему кондукторскими бригадами, который выписывал им наряд на очередную поездку. На станциях смены бригад наряд выписывал дежурный помощник начальника станции. При исполнении службы (во время движения) они подчинялись начальникам железнодорожных станций, где в тот момент находился поезд.
Кондуктора сопровождали вагоны по 2 в пассажирском и по 1 в багажном вагонах. Старшего Кондуктора нанимал начальник отделения дороги. На остановках старший Кондуктор наблюдал за порядком в вагоне, собирал билеты и рассаживал пассажиров. В пути находился снаружи, при переднем тормозе. При приближении к станции он обходил вагон и объявлял ее название и время стоянки. Каждый Кондуктор имел при себе должностную инструкцию, положение о сигналах, сигнальные флаги и фонарь, коробку петард. Старший Кондуктор в случае надобности замещал обер-кондуктора. Младший Кондуктор постоянно находились снаружи, при заднем тормозе, и следили как за поездными, так и за путевыми сигналами. Багажный кондуктор принимал и сдавал вещи пассажиров и отвечал за их сохранность. В пути он находился при тормозе. Товарные поезда сопровождали обер-кондукторы и несколько Кондукторов (не в каждом вагоне).
С 1867 года, с переводом ведомства путей сообщения на гражданское положение, кондукторские роты были переименованы в бригады, которые в пределах станции, остановочного пункта или разъезда были подчинены смотрителям телеграфных постов.
Источники: ПСЗ I. Т. 26. № 19483; ПСЗ П. Т. 9. № 7298, 7299, 7549; Т. 20. № 19283; Т. 30. № 29334, 29336, 29361; СЗРИ. СПб,. 1857. Т. 12. Устав путей сообщения; Сб. министерских постановлений и общих правительственных распоряжений Министерства путей сообщения по железным дорогам. СПб., 1874-1877. Т. 1-2; Инструкция кондукторским и поездным бригадам. М., 1901; Инструкция кондукторам гл., ст., багажным и тормозным: Полесские ж.д. Вильна, 1901; Стась А.К. Рос. ист. мозаика. Б.м., 1992; Макарова С.Л. Организация работы железных дорог в Российской империи // Вестник архивиста. 2002. № 4-5.
С.Л. Макарова
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.