Кондуктор. 3.
В XVIII – 1917 гг.
Военно-морской высший унтер-офицерский чин (от латинского conductor; фр. conducteur- ведущий дело, руководящий, сопровождающий). Кондуктора состояли в штатах русского военного флота с 1798 года в составе инженерных чинов Кронштадтского канала Петра Великого.
Чин Кондуктора делился на 2 класса: Кондуктор I кл. были в ранге прапорщика; Кондуктор II кл. - в чине старшего унтер-офицера.
В XIX в. подготовкой Кондукторов занимались специальные учебные заведения. В 1827-1856 годах Кондуктора готовились в Учебном морском рабочем экипаже, в 1856-1872 годах они готовились в Инженерном и Артиллерийском училище морского ведомства, выпускались по экзамену и назначались в штаты корпусов: корабельных инженеров, инженеров морской строительной части, инженер-механиков. Штурманские Кондуктора в 1827-1856 гг. готовились в Первом штурманском полуэкипаже и Черноморской штурманской роте до 1862 года, в 1856-1872 гг. в Штурманском училище, выпускались по экзамену, назначались в корпус флотских штурманов. Отличные по успехам выпускники производились в чин Кондукторов, который в корпусах морского ведомства разделялся на 2 кл. и состоял ниже чина прапорщика. Кондуктора наряду с офицерами являлись специалистами разных профилей и сохраняли право выслуги в офицерский чин.
22 марта 1860 года приказом по морскому ведомству № 34 в корпусах морской артиллерии, флотских штурманов, корабельных инженеров и инженер-механиков было учреждено особое звание Кондуктора, в которое производились выпускники специальных учебных заведений с утратой права производства в офицеры по экзамену. Срок службы в звании Кондуктора полагался 2-летний, по окончании которого Кондуктора получали право по экзамену на производство в офицерский чин.
17 июня 1872 года приказом по морскому ведомству № 81 все специальные учебные заведения были объединены в Техническое училище морского ведомства, выпускавшее Кондукторов. 18 апреля 1882 года приказом по морскому ведомству № 43 существующее в морском ведомстве звание Кондуктора было упразднено. Выпускники Технического училища морского ведомства получили право производства в чин прапорщика.
19 июня 1894 года приказом по морскому ведомству № 72 был введен устав Технического училища морского ведомства, согласно которому звание Кондуктора присваивалось воспитанникам старшего
курса училища в 1894-1896 гг. 9 июля 1894 года приказом по морскому ведомству № 81 было утверждено Положение о старших боцманах и кондукторах флота, по которому на флоте учреждались звания старших боцманов и Кондуктораов артиллерийских, минных, машиных из числа сверхсрочнослужащих.
3 августа 1902 года приказом по морскому ведомству № 141 было утверждено Положение о кондукторах флота, значительно расширившее рамки звания Кондуктора. К ним причислились: старшие боцманы, старшие береговые боцманы, артиллерийские, минные, рулевые, сигнальные, машинные, минно-машинные Кондуктора, шкиперы, старшие баталеры, старшие минно-артиллерийские содержатели, старшие машинные содержатели и старшие фельдшеры. На больших кораблях старшие боцманы являлись помощниками старших офицеров кораблей и имели старшинство над всеми корабельными Кондукторами.
12 апреля 1910 года приказами по морсому ведомству № 85 и 86 вводились новые звания Кондукторов. К ним относились: трюмные, кочегарные, электрики, гальванерные, телеграфные Кондуктора. 3 марта 1911 года приказом по морсому ведомству № 61 было введено звание сигнально-дальномерный Кондукторов.
Контингент Кондукторов комплектовался из унтер-офицерских чинов, окончивших обязательный срок службы, по экзамену, аттестации, на свободные вакансии. Кондуктора на русском военном флоте являлись ближайшими помощниками офицеров-специалистов. На кораблях Кондуктора размещались на тех же основаниях, что и офицеры, имели отдельную кают-компанию и общий стол. За боевые отличия Кондуктора могли быть произведены в подпоручики по адмиралтейству.
Согласно правилам воинского чинопочитания действовала форма обращения "Господин кондуктор».
12 июня 1917 года приказом по морсому ведомству № 295 корпус Кондукторов сверхсрочной службы был упразднен.
Источники:
ПСЗ I. Т. 44, ч. 1. Кн. штатов. № 18304; Собр. законов и постановлений до части морского управления относящихся с 19 ноября 1825 г. по 26 января 1827 г. СПб., 1829. Кн. III; За 1827 г. СПб., 1828. Кн. I; За 1837 г. СПб., 1838. Кн. III; За 1855 г. СПб., 1855. Кн. I; За 1856 г. СПб., 1856. Кн. I; Собр. узаконений, постановлений и др. распоряжений по мор. ведомству за 1860 г. СПб., 1860; За 1862 г. СПб., 1863; За 1872 г. СПб., 1873; За 1894 г. СПб., 1894; За 1902 г. СПб., 1903; Указатель правительственных распоряжений по мор. ведомству. СПб., 1909; СПб., 1910; СПб., 1911; РГАВМФ. Ф. 249. Оп. 1. Д. 53, 70, 103; Ф. 417. Оп. 1. Д. 125; Энциклопедия воен. мор. наук / Под. ред. Г.А. Леера. СПб., 1889. Т. 4; Воен. энциклопедия. Изд. И.Д. Сытина СПб., 1913. Т. 13; Мор. атлас. Изд. Гл. штаба ВМФ, под ред. Г.И. Левченко. М., 1959. Т. III, ч. 1.
Н.В. Громов
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.