Стойкий Оловянный Солдатик
Петр Федорович Космолинский |
Стойкий Оловянный Солдатик
СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК
Я хотел бы рассказать немного о моем безвременно ушедшем дорогом кузене Петре Федоровиче Космолинском, который, сколько я себя помню, всегда был для меня и для всей нашей семьи просто Петей, так же, как его мама, подруга детских лет моей покойной матери, проведшая свои детские годы в том же доме 13 на улице Фрунзе (так в советское время называлась старинная московская улица Знаменка, выходящая прямо к Кремлю), но только этажом ниже - Наталья Борисовна Ивановская - всегда была для моей мамы "Тусей", а для меня - "тетей Тусей", а ее сестра Ксения Борисовна - "Ксаной" (а для меня, соответственно, "тетей Ксаной").
Мое первое лето в Апрелевке под Москвой я провел не где-нибудь, а на даче у Пети. Мне было полгода, ему - пять с половиной. Он был постоянным другом и товарищем всех моих детских игр. Мы играли с ним во всех его солдатиков, которых он изготавливал всегда, сколько я его помню - сперва из пластилина, потом из пенопласта, потом из бумаги, потом из олова, потом - снова из бумаги. Их у него были тысячи - стойких и безмолвных воинов разных стран, времен и народов. Однако более всего Петра Космолинского интересовали солдаты наполеоновского времени. Он так живо, красочно и разнообразно воплощал их в своих композициях, будь то в пластилине, пенопласте или олове (точнее - сплаве олова со свинцом), что мне казалось, будто он действительно то и дело совершал путешествия во времени, воочию узрев грандиозные сражения наполеоновской эпохи, шагая в одном строю со "старыми гвардейцами" Наполеона и мчась в стремительную сабельную атаку с русскими гусарами Дениса Давыдова.
Во всяком случае, первые пластилиновые солдаты его изготовления, которые сохранились в моей памяти (это было в квартире Космолинских на Беговой, еще до их переезда на бульвар генерала Глаголева), размером с мою руку (мне тогда было года четыре), были именно наполеоновской эпохи - русские солдаты в черных киверах, зеленых мундирах, белых штанах и черных сапогах, с лихо закрученными черными усами на розовых лицах. Тогда же, кстати, он впервые показал мне первых пластмассовых средневековых воинов фабричного изготовления, которых мне довелось увидеть (привезенных "оттуда", "с Запада") - ярко раскрашенного витязя в кольчуге и сфероконическом шлеме, замахивающегося мечом, и не раскрашенного, цвета слоновой кости, рыцаря в горшковидном шлеме, опирающегося на длинный треугольный щит с большим "латинским" крестом. Над письенным столом Пети висела одна из его ранних акварелей с изображением д' Артяньяна - без шляпы. с пышными черными кудрями -. скрестившего шпаги с гвардейцами кардинала (одетыми в черные мундиры и шляпы с траурными перьями - как во французской двухсерийной экранизации романа Дюма, вышедшей незадолго перед тем на советский киноэкран; помню, что один из гвардейцев держал в правой руке шпагу, а в левой - кинжал)... Всякий раз, меняя свои пристрастия и переходя от пластилиновых солдатиков к пенопластовым, от пенопластовых - к бумажным, от бумажных - к оловянным, Петя дарил мне свое предыдущее войско (а я, грешным делом, раздаривал солдатиков со временем уже своим сверстникам или младшим товарищам).
Помню, долгое время у меня стояли на полке подаренные Петей два пенопластовых немецких танка "Пантера" черного цвета с "крестами Святого Николая" на бортах и один зеленый "Тигр". Башни у них вращались на гвоздиках, вбитых в корпус.
Пластилиновых солдатиков было не меньше двух тысяч. Греки были белые или розовые; галлы - белые с оранжевыми нашлепками на головах (как известно из античных источников, у галлов были рыжие волосы); персы - коричневые, карфагеняне - черные; римляне - желтые. У всех воинов были "юбочки" из пластилиновых полосок разных цветов (по отрядам); щиты, вырезанные из металлической фольги крышечек от бутылок с молочными продуктами (в СССР тогда кефир продавался в стеклянных бутылках с крышечками изумрудно-зеленого, молоко - серебряного, ацидофилин - темно-синего, ряженка - бежевого, топленое молоко - малинового, простокваша - голубого цвета), и шлемы из фольги (обычно серебряные), с гребнями (у греков, римлян и карфагенян) или колпаками (у персов) из разноцветного пластилина - опять-таки, по отрядам. Были среди них отдельные, особенно "роскошно" украшенные, фигурки "военачальников". Так, например, персидский царь, сидевший на белом коне, в золотом панцире, красном плаще с золотой застежкой-фибулой, золотом шлеме с красным колпаком и с золотым узорчатым щитом овальной формы. Или розовый "Ахилл" в серебряном "коринфском" шлеме с красным гребнем, голубом плаще и серебряном панцире. Один из римских консулов, как пятикратный триумфатор, был в синем плаще с пятью белыми пластилиновыми полосками (по числу триумфов). Имелись в войсках пластилиновые катапульты, баллисты, тараны; боевые и триумфальные колесницы, запряженные, соответственно, парой и четверкой лошадей), крепостные сооружения и даже боевые слоны с башенками на спине.
Огромным, ни с чем не сравнимым удовольствием было для меня расставлять две противоборствующие армии на полу (рисуя при этом цветными мелками на паркете реки, горы, леса и холмы (как они изображаются на картах, я уже знал из своей любимой в то время книги - двухтомника "Истории военного искусства" полковника Разина, 1939 и 1940 гг. издания, подаренных мне папой Пети - полковником Федором Петровичем Космолинским, а попросту говоря - "дядей Федей" - да будет ему земля пухом!).
Иногда я не успевал за вечер расставить армии и оставлял их на ночь. Однажды папа, забыв об этом, в темноте наступил на пластилиновое войско, и утром я с ужасом увидел, что раздавлено множество воинов, и в том числе - о горе! - римский триумфатор в серебряном шлеме с красным гребнем и синем плаще с пятью белыми полосками! Интересно, что мне и в голову не пришло восстановить его самому, слепив заново - ведь это был воин, сделанный ПЕТЕЙ!
О размерах солдатиков следующей "волны" петиных увлечений - бойцов наполеоновской эпохи, вырезавшихся им обыкновенным лезвием безопасной бритвы из пенопласта и раскрашивавшихся вручную, можно судить по следующему примеру. Пикой для наполеоновских и русских улан, русских казаков и татар служила обычная булавка. Кони вырезались отдельно, в спине у них высверливалось отверстие, в которое вставлялся всадник (нижняя часть тела которого заканчивалась штырьком; ноги всадника, вместе с седлом и стременами, рисовались на конских боках).
У пенопластовых армий имелась даже своя миниатюрная артиллерия. Стволами пушек служили медные гильзы от мелкокалиберной винтовки. Колеса вырезались из пенопласта отдельно и крепились гвоздиками в пенопластовым лафетам. Вместо пороха служила сера, соскобленная со спичечных головок, вместо ядер - мелкая дробь. Когда пушка была заряжена и наведена на пенопластовый строй неприятеля, заряд поджигался через отверстие в гильзе-стволе, производился выстрел - и дробинка-ядро летела во врага. При попадании на пенопластовом конском или человеческом туловище оставался коричневатый след, а иногда пенопласт даже оплавлялся.
В ту пору Петя был еще достаточно экономным, и "раненые" (а может, и "убитые" солдаты возвращались в строй). Позднее, когда он, подарив мне все свое пенопластовое войско, включая пушки, зарядные ящики и знамена, перешел на бумажных солдатиков (которых можно было переодевать в разные мундиры и даже в цивильное платье), он стал более "жесток": если кто-то из бумажных солдат оказывался по игре "убитым", его безжалостно разрывали на части и выбрасывали.
Точнее говоря, из бумаги Петя изготавливал не просто "солдатиков", а население целой виртуальной страны - "Вирджинии", где было буквально все - люди, белье, военная форма, костюмы, галстуки, носки, ботинки, сапоги, редакции газет (с типографиями и миниатюрными печатными станками, изготовленными из пенопласта, скрепленного шурупами от металлического детского конструктора; шрифт, как и матрицы для кандидатов в президенты "Вирджинии" изготавливался из "ластика"). Были в "Вирджинии" танки и бронетранспортеры, военные корабли - вплоть до многопалубных авианосцев, линкоров и ракетных крейсеров с вращающимися башнями, прикрепленными к корпусу корабля медной проволокой (корабли, танки, автомобили, бронемашины и самолеты были выполнены как бы в "проекции сверху"). К винтовкам полагались патронные обоймы, к пистолетам - магазины, к револьверам - отдельные патроны (ПОШТУЧНО вставлявшиеся в барабан!), к автоматам - диски или рожки, к пулеметам и скорострельным пушкам - длинные патронные и снарядные ленты (которые уничтожались, если боеприпасы были израсходованы). В "барах" можно было заказать различные напитки или кушанья, за которые расплачивались наличными - банкноты печатались на пенопластово-резиновых "полиграфических станках", монеты - двусторонние, окрашенные золотой или серебряной краской, с наклеенными, вырезавшимися отдельно цифрами и гербом страны, изготавливались в основном ручным способом. В казино таким же образом изготавливались фишки, игорные жетоны и прочее.
Если первоначально бумажные солдаты были "одеты" в военную форму, изготовленную из зеленых или голубых обложек ученических тетрадок, а майки, трусы и носки (а у женщин - чулки, колготки, комбинации, бюстгальтеры и трусики) рисовались прямо на "теле" бумажных фигурок, то впоследствии униформа, головные уборы, галстуки, бабочки, очки (в том числе солнцезащитные!), чулки, носки и нижнее бельеизготавливались из разноцветной бумаги, надевались на фигурки и снимались с них. Если поначалу "белые люди" были действительно белыми, "негры" - действительно черными (раскрашивались черным карандашом), а лица им рисовались простой авторучкой, заряженной синими чернилами, то со временем чернила стали черными, кожа "белых" людей стала раскрашиваться розовым карандашом, а тела "негров" - коричневым (причем цвета варьировались, для придания телам то оливкового, то светло-коричневого, то даже иссиня-черного, с оттенком лилового) цвета. Желтокожих в "Вирджинии" почти не было. "Чернокожие" носили экзотические имена - например, Рококо или Кококо."Бумажные" человечки одевались по моде ( в "Вирджинии" регулярно проводились показы мод; самую известную модель звали Данута Могендавид), регулярно меняли свой гардероб (в том числе в зависимости от сезона), "покупали" пиво (при этом в кружку вставлялась треугольная, заостренная книзу, бумажная "порция пива" с шапкой пены в верхней части, которая, будучи "выпитой", уничтожалась - то же самое происходило и с другими напитками и кушаньями, приобретенными в вирджинской "сети предприятий общественного питания").
Государственный флаг "Вирджинии" напоминал американский, с той лишь разницей, что полосы на нем были синие, крыж - красным, а число белых звездочек в этом крыже было равно 25 - по числу "вирджинских" федеральных штатов. Гербом страны был золотой двуглавый орел без корон, наложенный на две полосы (красную и зеленую), перекрещенные по диагонали в виде Андреевского креста на серебряном поле (в соответствии с "вирджинскими", а не нашими, правилами геральдики, разумеется).
Существование "Вирджинии" и "вирджинцев" регулярно прерывалось грандиозными стихийными катастрофами, которые Петя именовал "Всемирным потопом". В переводе с виртуального "вирджинского" на наш нормальный язык это означало, что Петин папа, дядя Федя Космолинский, в очередном приступе гнева, вызванного "бездельничаньем" (по его мнению) младшего сына, спускал население "Вирджинии" в унитаз. Петя относился к этому не просто стоически, но даже с юмором (я на его месте давно пришел бы в отчаяние) и спокойно садился за восстановление уничтоженной "потопом" бумажно-картонной цивилизации.
Несколько лет в нее играли некоторые товарищи Пети по школе - члены созданного им в классе клана "Мак Кау" ("Сыны коровы"), гербом которого служила голова коровы с удивленным выражением морды и цветком во рту, и клуба "Мамонты" (значки для членов которого, в виде металлического шагающего мамонта с грозно поднятым хоботом и громадными бивнями, изготовил - конечно же! - Петя). У них были свои собственные бумажно-картонные виртуальные страны с экзотическими названиями - "Галипихра", "Сан-Теодор", "Нуэво-Рико" и т.д. Но со временем они сменили увлечения. Играть в "Вирджинию" продолжали только мы с Петей.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.