ВЗРЫВЫ НА ВОЕННЫХ СУДАХ
ВЗРЫВЫ НА ВОЕННЫХ СУДАХ, влекущие за собою гибель людей и судна или весьма серьезные повреждения корпуса, не представляли редкого явления, особенно в начале XX века.
Причинами их являются различные недостатки пороха, небрежное хранение или обращение с ним, несовершенства в конструкции орудий, снарядов и артиллериских погребов и, наконец, детонация в минных и патронных погребах при взрыве подводной мины у борта или под днищем корабля.
ВЗРЫВЫ НА ВОЕННЫХ СУДАХ первой категории наиболее часты в условиях мирного времени. Так, в сентябре 1905 г. на японском броненосце Mikаsа, стоявшем на якоре в Сасебо, от неизвестной причины возник пожар около грот-мачты; быстро распространившимся пламенем была охвачена кормовая крюйт-камера; от воспламенения пороха в ней произошел Взрыв, образовавший в левом борту, ниже ватерлинии, большую пробоину, от которой броненосец затонул на мелком месте. Впоследствии он был поднят и исправлен. Убито 5, ранено 343 ч. и 251 ч. утонули.
В начале 1907 г., во время учебной стрельбы на японском броненосце Kаshimа в башне 8-дм. орудия произошло воспламенение картуза. Броненосец получил весьма серьезные повреждения. В том же году 12 марта на французском броненосце Iena, стоявшем в доке в Тулоне, произошел Взрыв в кормовой части, за которым вскоре последовал другой, отличавшийся огромной силой. Убило командира броненосца, 7 офицеров и 110 н. ч., ранено 3 офицера и 32 н. ч. Броненосец настолько пострадал, что его с трудом удалось вывести из дока. Взрыв произошел от самовозгорания бездымного пироксилинового пороха, причиной которого был ряд грубых нарушений правил, допущенных при хранении и уходе за порохом. Этот Взрыв еще раз указал на настоятельную необходимость охлаждения погребов и отдаления мест хранения черного пороха от бездымного (Взрыв черного пороха, хранившегося по соседству с бездымным и причинил наибольшее разрушение корпуса). После этой катастрофы французское морское министерство установило наивысший предел допустимой температуры в погребах в 25° Ц.
Аналогичный с броненосцем Mikаsа случай произошел в апреле 1908 г. на японском крейсере Mаtsuschimа от самовоспламенения бездымного пороха в одном из погребов. После Взрыва крейсер тотчас же затонул. Об охлаждении патронных погребов в Японии до 1909 г. ничего не было известно, почему и нельзя предположить, чтобы таковое имелось на Mаtsuschimа.
В 1911 г., 25 сентября в 5 ч. 35 м. д., неожиданно погиб, после ряда последовательных Взрывов стоявший на Тулонском рейде французский броненосец Libert?, построенный в 1907 г. Из личного состава этого корабля утонуло и убито 133 ч.; 91 ч. получили различные поранения. Соседние суда, стоявшие на рейде, также получили повреждения; особенно сильно пострадал стоявший рядом с злополучным кораблем броненосец R?publique. Сила Взрыва была так велика, что вся бухта была усыпана обломками и корпус Libert? был превращен в бесформенную массу железа. Всего на судах, стоявших на Тулонском рейде, пострадало при катастрофе: 210 ч. убито или пропавшими без вести, 136 ч. тяжело ранеными, 45 ч. получили легкие повреждения. Истинная причина осталась невыясненной, но наиболее близко к действительности предположение, что не пожар, проникший до патронных погребов, предшествовал Взрыву корабля, а наоборот, Взрыв был вызван самовоспламенением пороха из-за высокой температуры в погребах после маневров.
Причину Взрыва приписывали применению недавно изобретенного черного пороха, изготовляемого из нитроклетчатки и мало исследованного на самовоспламенение. Как выяснилось впоследствии, на французских кораблях имелся еще запас другого пороха, предназначенного для учебной стрельбы. Этот порох приготовлялся из старого в предположении, что он будет использован в течение ближайших трех месяцев. В действительности же учебный порох, более опасный чем черный, редко расходовался в указанный срок и часто продолжительное время хранился на корабле. Вероятнее всего он и вызвал катастрофу.
Нередко Взрывы на судах являлись следствием недостатков в конструкции орудий и в устройствах орудийных башен. Так, в марте 1897 г. на русском броненосце Сысой Великий участвовавшем в блокаде острова Крита, во время учебной стрельбы произошел Взрыв в кормовой башне 12-дм. орудия. Причиной Взрыва был выстрел из орудия при неплотно запертом затворе. Напором газов был выкинут поршень закрывающего механизма левого орудия, а также сорвана и переброшена вперед, через грот-мачту, броненосная крыша башни, при чем поршнем, плитами крыши, обломками и горячими газами убито 15 (в том числе 2 офицера), ранено 18 ч. и причинены повреждения, как в самой башне и орудийных установках, так и в корпусе броненосца. Следствие выяснило, что случай обусловливался в значительной степени недостатками системы поршневых затворов и автоматических предохранителей, принятых для 12-дм. башенных орудий броненосца.
В 1902 г., на переходе английского броненосца Mаrs из Коруньи в Бремергафен, во время учебной стрельбы произошло несвоевременное воспламенение заряда левого 12-дм. орудия носовой башни; Взрывом были убиты 2 офицера и 11 н. ч., ранено 16 н. ч. По слухам, оба орудия дали по два раза подряд осечки; после же того, как открыли затвор левого орудия, последовало запоздалое воспламенение заряда.
В апр. 1904 г., во время учебной стрельбы из 12-дм. орудия, на броненосце С. Американских Соединенных Штатов Missouri произошел Взрыв, при котором погибли 5 офицера и 26 н. ч., ранено 4 н. ч. Собственно произошло два Взрыва: первый – при заряжании левого 12-дм. орудия кормовой башни от воспламенения заряда горящими газами, оставшимися в камере орудия после предшествовавшего выстрела, и второй, почти непосредственно вслед за ним, в находившемся под башнею помещении подачи боеввых припасов – вследствие проникновения туда огня от первого Взрыва. Всего взорвалось 2.000 фн. пороха, и все люди, находившиеся в башне и при подаче, погибли. Тушение последовавшего пожара было сопряжено с большими трудностями. Hа Missouri была неопытная команда и производилась состязательная стрельба, при которой все приносится в жертву быстроте и меткости огня.
В июле 1907 г. при боевой стрельбе у берегов Массачусетса на броненосце США Georgiа при заряжании преждевременно воспламенился картуз пороха, выброшенный пламенем из 8-дм. орудий, при чем пострадало 17 ч. Несчастие это еще раз указало на недостатки конструкции американских башен, которые, несмотря на автоматические закрывающие заслоны в заряднике, допустили все таки попадание горящего пороха в подбашенное помещение, где находились выходы из зарядных и бомбовых погребов. Этот случай выяснил необходимость переустройства башен на большинстве кораблей.
В июне 1907 г. на американском крейсере Colorаdo при учебной стрельбе из 8-дм.пушки была срезана часть поля нареза (в стволе), длиною около 60 см. Этот случай был приписан волне газов, причины которой неизвестны.
Весьма вероятно, что большая нагрузка ствола газами произошла из-за изменения пироксилинового пороха, начавшего разлагаться. Этот, а также и др. случаи на американских кораблях, как например, происшедший в мае 1908 г., во время учебной стрельбы на броненосце Missouri, где была оторвана передняя часть ствола 15-см орудия в 40 клб., указывали на то, что постройка стволов пушек, которая для нормального пороха была достаточно прочной, для пороха, действующего разрушительно, оказалась слабою, почему было признано необходимым укрепить все орудия добавочными трубами.
В августе 1907 г. французское артиллерийское учебное судно Couronne производило учебную стрельбу у Sаlines d'Hу?res, при чем после нескольких выстрелов из одной 100 мм. пушки при новом заряжании ее произошло преждевременное воспламенение заряда, и вылетевшим замком было убито 3 н. ч., ранено 4 н. ч. и 2 офицера. Замок не был закрыт, и воспламенение заряда произошло от удара замка о слегка выступавший капсюль. Подобный же случай был на Couronne и раньше, в 1906 г., при выстреле из 164,7 мм. пушки, при чем убито 3 и ранено 27 ч.
Отсутствие несчастных случаев с новыми порохами в германском флоте доказывает, что в Германии вопросы, связанные с обращением и хранением пороха, были всесторонне изучены, должное внимание обращено на постройку орудий и устройство башен; несомненно, удачные результаты д. б. приписаны хорошей подготовке и осведомленности личного состава. Особого внимания по своему значению для кораблестроительной техники, артиллерийского и минного дела заслуживают случаи Взрыва от детонации в артиллерийских и минных погребах при Взрыве подводной мины около борта корабля, когда, кроме местного разрушения, получается общее сильное сотрясение всего корпуса.
Сам по себе Взрыв мины у борта не сопровождается обычно заметными повреждениями корпуса на значительном расстоянии, – лопаются только стекла, кое-где срезаются болты, растрескиваются деревянные филенки; такие Взрывы не причиняют особого вреда и людям, кроме находящихся в районе разрушения: страдают только отравившиеся газами. Зато иногда сотрясение корабля может вызвать детонацию на пироксилиновые запалы и причинить внутренний Взрыв. Это, по-видимому, и было причиной гибели американского броненосца Mаine в Гаване, русского эскадренного броненосца Петропавловск, японских броненосцев Rаtsuse u Уаshimа близ Порт-Артура.
Взрыв американского броненосца Mаine произошел в январе 1898 г., во время дружественного посещения рейда г. Гавана судами США. От Взрыва носовая часть корабля оказалась совершенно разбитой, и Mаine сейчас же затонул. Погибли 2 офицера и 264 н. ч. Следственная комиссия пришла к заключению, что корабль был разрушен Взрывом подводной мины, не вытащенной своевременно из воды по окончании американо-испанской войны и причинившей частичный Взрыв двух или большего числа носовых крюйт-камер.
Взрыв на Петропавловске и японских броненосцах (см. это слово и Рус.-яп. Война.).
На подводных лодках в начале XX века часто повторялись случаи Взрыва водорода, образовавшегося в аккумуляторных кислотах. Так, в сентябре 1902 г. в Шербурге произошел Взрыв на подводной лодке Frаwаis, причиной Взрыва было образование в аккумуляторах свободного водорода, который в соединении с кислородом воздуха образовал гремучую смесь, воспламенившуюся от искры электрического прерывателя той же батареи. Во избежание на будущее время подобных случаев было предложено заключить батарею аккумуляторов в металлическую сетку, которая препятствовала бы диффузии газа в помещение.
Аналогичные случаи Взрыов были в 1902 г. на американской подводной лодке Fulton, в мае 1903 г. на франц. лодке Аlg?rien и др.
Вообще за 1902-06 гг., когда Взрывы на подводных лодках были наиболее часты, из 23 раз в 7 случаях причиною был Взрыв газов.
В нашем флоте был случай Взрыва на подводной лодке в мае 1909 г., во время достройки лодки Дракон, стоявшей у Адмиралтейского завода в Спб. Взрыв произошел во время работ от неосторожного обращения с бензином.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!