Наследники Гуго де Пэйна
Наследники Гуго де Пэйна
"Одна из этих гравюр особенно запомнилась Леонгарду: на ней был изображен черный козел с золотым бородатым человеческим ликом; пред ним, молитвенно сложив руки, стояли правильным полукругом рыцари в белоснежных мантиях с какими-то страшными крестами на груди; обычный христианский крест состоит из двух прямых перекладин, а этот был составлен из четырех бегущих, согнутых в колене под прямым углом ног – сатанинский крест тамплиеров…»
Густав Майринк. "Мастер Леонгард».
1.Тамплиеры после упразднения Ордена Храма.
Казалось, что после ликвидации "Ордена бедных соратников (рыцарей) Христа и Храма Соломонова» (лат.: Pauperes Commilitones Christi Templique Salomonici), обвиненного в поклонении идолу Бафомету и множестве других тяжких грехов, совместными усилиями французской короны и папской тиары и сожжения на костре Великого Магистра (Гроссмейстера) тамплиеров Жака де Молэ и других членов верховного руководства уничтоженного Ордена Храма (Молэ был сожжен на парижском Еврейском острове в 1314 г.), история братства тамплиеров (владения которого некогда простирались от Португалии до Руси и от Палестины до Германии) завершилась раз и навсегда.
Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на роспуск Ордена храмовников, как официально признанного духовными и светскими властями Запада военно-монашеского института, Вьеннским (а не "Венским», как порой неправильно пишут и думают!) собором римско-католической Церкви (католики официально именуют его "XV Вселенским Собором») в 1312 г. (между прочим, Ватикан до сих пор заявляет, что акты Вьеннского собора "утеряны»!), великую идею тамплиерства оказалось невозможно вычеркнуть из коллективной исторической памяти европейцев простым церковно-административным актом.
Дело в том, что средневековое христианское благочестие принимало иногда весьма причудливые, с нашей современной "теплохладной» в вопросах веры точки зрения, формы – достаточно вспомнить детские Крестовые походы, братства самобичевателей-флагеллантов и даже еретические объединения, вроде богомилов, патаренов, вальденсов или катаров-альбигойцев. Истоки всех этих движений коренились, прежде всего, в стремлении людей средневекового мира быть как можно ближе к Богу. Неотъемлемой частью этого мира было и благочестие рыцарей-тамплиеров, которое нам представляется правильным рассматривать именно в данном аспекте.
Известно, что многим членам Ордена тамплиеров, основанного Гуго де Пэйном и восемью другими благочестивыми французскими рыцарями в 1118 г. в Иерусалиме, пребывавшим за пределами Французского королевства, удалось избежать преследований инквизиторов и жадных до земель и денег тамплиеров светских властей. В особенности сказанное относится к тамплиерам Иберийского полуострова, Германии, Англии и Шотландии. Сегодня нам, несмотря на обилие разнообразнейших легенд на этот счет, все еще точно не известно, что именно с ними произошло.
Существует даже версия, согласно которой храмовникам удалось незадолго до ареста орденского руководства вывезти свои сокровища из штаб-квартиры ордена Храма, погрузить их в портовом городе Гавре на корабли и вывезти в Новгород, откуда, по договоренности с новгородским владыкой (архиепископом, являвшимся, фактически, главой Новгородской боярской республики) и московским князем, казна Ордена Храма была переправлена в Москву. В пользу этой гипотезы говорят два обстоятельства. Во-первых, Москва в описываемое время вела ожесточенную борьбу с Тверью, чей князь получил от хана Золотой Орды (которой Русь со времен нашествия хана Батыя платила дань) ярлык (мандат) на Великое княжение Владимирское, т.е. на главенство над всеми русскими князьями. Новгород, верный своей всегдашней политике, вел борьбу против Великого князя Владимирского (какой бы князь ни носил этот титул) руками второго по могуществу русского князя (в данном случае – князя Московского), щедро финансируя его. Во-вторых, именно с этого времени Москва, являвшаяся долгое время небольшим удельным городком, начала активно расширяться. В Москву даже переехал митрополит Владимирский Петр, глава всей Русской Православной Церкви, и Москва стала церковной столицей Руси. Именно в первой половине XIV в. московский князь получил прозвище "Калиты» (т.е. мешка с деньгами). Заштатный городишко стал удивительно быстро расти, расстраиваться, не по дням, а по часам. Если в 1147 г. Москва (впервые упомянутая в летописи как Москов) была фактически просто усадьбой тогдашнего князя Владимирского Юрия Долгорукого, расположенной на крутом мысу между Москвой-рекой и Неглинной (там, где сайчас стоят Большой Кремлевский дворец и Боровицкие ворота), то во второй половине XIV в. (несмотря на все татарские погромы и нашествия!) в Москве насчитывалось уже несколько тысяч дворов и десятки тысяч населения. Московские князья, обладая богатой казной, все больше увеличивали свои владения, фактически скупая владения мелких князей, разоренных необходимостью выплаты дани Орде и одновременного содержания собственных дворов и дружин, постоянно ссужая их деньгами, а затем - зачисляя их в ряды своих вельмож-бояр (с сохранением за такими боярами их прежних княжеских титулов). Спрашивается: на какие деньги все это делалось? Ведь московский князь разбогател совсем не потому, что татарский хан поручил ему собирать со всей Руси дань для Орды. Наоборот, ордынцы именно потому поручили московскому князю собирать дань с других русских князей, что он, как самый богатый (благодаря тамплиерской казне), представлялся им самым надежным сборщиком дани! Впрочем, это не единственная гипотеза...
Согласно предположениям ряда исследователей, ушедшим в глубокое подполье тамплиерам, уцелевшим, вопреки официальной версии (согласно которой в застенки инквизиции угодили все находившиеся на территории Франции храмовники, кроме восьмерых, сумевших избежать ареста, совершив самоубийство), удалось сохранить Орден Храма (хотя и в видоизмененной форме).
Дело в том, что официальным обвинениям, выдвинутым против храмовников, и развязанной по приказу короля Франции разнузданной антитамплиерской кампании (включая специально сочиненные по этому случаю песни менестрелей и труверов, разоблачавшие грехи и преступления храмовников!), верили далеко не все. Еще в ходе Вьеннского собора намерение папы Климента добиться осуждения Ордена Храма столкнулось с серьезным сопротивлением трехсот епископов, съехавшихся на собор со всей Европы. И не случайно "карманный» папа короля Франции (являвшийся, как француз по рождению, подданным Филиппа Красивого, и проживавший не в Риме, а во французском городе Авиньоне!) был вынужден в своей булле, излагавшей собору "дело» рыцарей Храма, указав, что, хотя на тамплиеров пало подозрение в ереси, все же признать, что собранные против них улики недостаточны, с церковно-канонической точки зрения, для окончательного осуждения Ордена храмовников. Поэтому папа потребовал не осуждения Ордена, а прекращения его дальнейшей деятельности, утверждая, что, в связи с процессом Орден Храма стал настолько одиозным, что больше никто не пожелает вступить в его ряды.
Вследствие всех этих обстоятельств идеи тамплиеров, фактически - невинных страдальцев и мучеников - не утратили своей привлекательности в самых разных слоях общества, в которых вновь и вновь возникали тайные "посттамплиерские» организации.
Так, например, в качестве преемника Ордена Храма рассматривалось возникшее в XVI в. братство "розенкрейцеров» (Орден Розы и Креста), а впоследствии – братство "гольд-унд-розенкрейцеров» ("Орден Златорозового Креста»), объединивший в своих рядах большинство свободомыслящих интеллектуалов Западной Европы – в нем состояли, в частности, такие знаменитые ученые и мыслители, как француз Картезий (Декарт) и немец Лейбниц.
Считается, что роза (служившая с античных времен символом тайны, а в христианскую эпоху, наряду с лилией, символом Пресвятой Девы Марии) играла важную роль в символике тамплиеров (хотя, разумеется, утверждения, будто она являлась гербом Ордена Храма и даже была впервые привезена из Святой Земли в Европу именно храмовниками, лишены всяких оснований и рассчитаны на полных профанов).
Так, в 1643 г. Филипп фон Цезен основал в г. Гамбурге "Братство Трех Роз» (принимавшее в свои ряды не только немцев, но и чехов, венгров, голландцев и французов.
Вероятно, особую привлекательность идеям "розенкрейцеров» (Рыцарей Розы и Креста) придавал окружавший их братство ореол некоей древней тайны (побудивший, к примеру, даже известного драматурга и поэта "Серебряного века русской литературы» Александра Блока назвать свою знаменитую историческую драму об эпохе Альбигойских войн и трубадуров не как-нибудь, а именно "Роза и Крест»).
Во всяком случае, не представляется возможным отрицать влияние идей розенкрейцеров на формирование идеологии европейского Просвещения и, в частности, на учрежденное во второй половине XVII в. английское "Королевское Общество» (англ,: Royal Society), где блистали "светила науки» ранга сэра Исаака Ньютона, Элиаса Эшмола (являвшегося, по совместительству, лидером английских католиков ис торонников восстановления династии Стюартов на королевском престоле) и многие другие. Тем не менее, фактически все это было достаточно далеко от реального восстановления Ордена тамплиеров. Во всяком случае, достоверные свидетельства современников на этот счет пока что не найдены.
2.Новое пробуждение тамплиерских идей в XVIII в.
В начале XVIII в. мир стал свидетелем своеобразного "тамплиерского Возрождения». Именно в этом столетии идеи тамплиеров оказались как бы "открытыми заново» и пережили период бурного развития, происходившего на фоне упадка позднефеодального общества, начавшегося распада абсолютистских порядков, принимавшего все более острые формы конфликта между идеями Просвещения и ортодоксии, а также секуляризма и пиетизма, как форм протеста против официальных установок римско-католической Церкви. В эти годы великого духовного перелома вновь вошел в моду красный тамплиерский крест, как символ мощного идейного "воссоединения».
Верные защитники переживавших острый кризис папского престола и римско-католической веры - иезуиты из Клермонской коллегии "Общества Иисусова» (лат.: Societas Iesu) близ Парижа - попытались исподволь внедрить тамплиерскую идеологию в набиравшее силу, враждебное иезуитскому Ордену, тайное движение "вольных каменщиков» (франкмасонов, иногда для краткости именуемых просто масонами, то есть "каменщиками»), с целью вернуть в умы членов этой потерянной для римско-католической Церкви организации идеи, являвшиеся, в конечном счете, католическими (вероятно, сами иезуиты нисколько не верили в официальную версию, по которой тамплиеры были осуждены, а их Орден распущен в начале XIV в. якобы за отпадение рыцарей Храма от римско-католической Церкви, поклонение Бафомету и пр.).
Первым шагом на пути к осуществлению иезуитами попытки "идеологической инфильтрации» франкмасонства считается появление таинственного документа, авторство которого приписывают шотландскому рыцарю (кавалеру) Рамзаю (Рамсею, Рэмсею, Рэмси) – так называемый "Дискурс». (Discource), ставший своего рода "культовым» документом для франкмасонства так называемых "высших градусов (степеней)», именуемых с тех пор в "шотландском» (франк)масонстве "тамплиерскими».
В "Дискурсе» был дан весьма сжатый очерк истории Ордена тамплиеров, пережившего свое официальное упразднение королем Франции Филиппом IV Красивым из династии Капетингов (по прозвищу "Железный король») и папой римским Климентом V (призванными Великим Магистром Храма Жаком де Молэ из пламени инквизиционного костра на Божий суд и действительно скончавшимися в течение года после сожжения Молэ – папа Климент то ли от дизентерии, то ли от рака желудка; король Филипп – то ли от яда, то ли от падения с коня, то ли от клыков дикого вепря, то ли от рогов оленя во время охоты)! После катастрофы 13о7-1314 г.г. уцелевшие рыцари Храма спаслись бегством в Шотландию, где и продолжали тайно проповедовать тамплиерские идеи, осененные знаменем с косым крестом святого Андрея – покровителя Шотландии.
В исторической для судеб Шотландии битве при Баннокберне в том же роковом для тамплиеров 1314 г., всего через три месяца после гибели Великого Магистра Жака де Молэ в пламени инквизиционного костра, не признанный папой римским за убийство своего соперника Давида Комина Рыжего (Красного) в храме во время Святого Причастия (!) самозваный шотландский король Роберт Брюс во главе 6000 шотландцев сразился с 20 000-ым войском английского короля Эдуарда II Плантагенета. (женатого, между прочим, на сестре французского короля Филиппа Красивого, гонителя и губителя тамплиеров).
Численный и материальный перевес был однозначно на стороне англичан. Однако в самый разгар битвы при Баннокберне, когда чаша весов уже стала склоняться в пользу короля Эдуарда, в тыл англичанам неожиданно ударил засадный отряд Роберта Брюса – железная колонна неведомых рыцарей, которая, как ураган, смела английских лучников, опрокинув и обратив в паническое бегство короля Англии и 500 его рыцарей и сквайров (т.е. оруженсцев). Многие из бежавших в страхе с поля битвы англичан утверждали впоследствии, что видели развевавшееся над неведомыми рыцарями, обратившими их в бегство, черно-белое знамя – знаменитый тамплиерский "Босеан».
Между тем, всего несколькими годами ранее (до осуждения и упразднения Ордена Храма папским престолом и конфискации Эдуардом II Плантагенетом владений храмовников в Англии, по настоянию Филиппа Красивого), английские тамплиеры участвовали в боевых действиях против шотландцев на стороне короля Англии (тогда еще не подвергавшего "своих» храмовников репрессиям и конфискациям под давлением французского короля и римского папы).
Как бы то ни было, именно после битвы при Баннокберне в Шотландии было основано тайное командорство Ордена Храма "Геродом (Гередом)-Килвиннинг», по-английски: Herodom (Heredom)-Kilwinning, - лежащее в основе современного "шотландского обряда» франкмасонства. Входившие в него тамплиеры предпочли осуществлять свою деятельность не открыто, а под "ширмой» франкмасонства "на всякий случай», опасаясь новых преследований.
Впоследствии среди "братьев» ложи "Гередом» числилось немало видных представителей британского истэблишмента – например, Дэвид Ллойд-Джордж, лидер партии либералов (вигов), спикер (ритор) Английской ложи "шотландского обряда», премьер-министр Великобритании и британский представитель в составе "Большой Четверки» при заключении Версальского мира 1919 г., с редкой даже для профессионального предсказателя точности заявивший после его подписания:
"Прекрасно! Этот мирный договор гарантирует нам новую мировую войну через двадцать лет!».
Вскоре после учреждения "тамплиерского» командорства Гередом-Килвиннинг, основанного, на первых порах, после разгрома Ордена тамплиеров, когда в Европе еще не улеглись страсти по этому поводу - на всякий случай! - в форме тайной организации (продолжавшей существовать в этой форме и впредь, на правах своеобразного "внутреннего круга» и как "запасной вариант» на случай нового обострения отношений с римско-католической Церковью), король Шотландии учредил уже вполне официально рыцарское братство преемников тамплиеров - рыцарский Орден Чертополоха (цветок чертополоха издавна считается геральдическим символом Шотландии), именующийся также Орденом святого Андрея. Этот шотландско-тамплиерский по происхождению Орден стал, после окончательного воссоединения Англии с Шотландией под скипетром короля Иакова (Джеймса) Стюарта, общебританским, с королем Великобритании в качестве главы (Великого Магистра). Орден Чертополоха (англ: Order of the Thistle), или святого Андрея (англ.: Order of St. Andrew), именуемый в обиходе "Зеленой Лентой» (англ.: Green Ribbon) состоит в настоящее время из 12 рыцарей (кавалеров) с королевой Елизаветой II во главе, занимая в иерархии британских рыцарских Орденов, после Ордена Подвязки, или Святого Георгия ("Голубой Ленты», или "Синей Ленты»=Blue Ribbon) и Ордена Бани ("Красной Ленты»=Red Ribbon).
В данной связи опять нельзя не упомянуть о "тамплиерском следе» в российской истории. В своем исследовании "От Петра Перваго до наших дней», изданной в 1934 г. в г. Харбине, известный общественный деятель, историк и пистаель русской эмиграции, министр внутренних дел в дальневосточном правительстве братьев Меркуловых (Русское Белое Приморье, где Приамурским Земским Собором было в 1922 г. объявлено о юридическом восстановлении в России монархической формы правления) В.Ф. Иванов (известный впоследствии как "Иванов-Харбинский), ссылаясь на рукописи Публичной библиотеки, упоминает, что "Петр (царь Петр I - В.А.) принят в шотландскую степень св. Андрея», причем "дал обязательство, что сей орден восстановит в России, что и исполнил (в виде ордена св. Андрея Первозванного, учрежденного в 1698 году). Оставя епанчу (орденский плащ, надевавшийся кавалерами в дни орденских праздников и по другим торжественным поводам - В.А.) зеленую, как они и должна быть (в исконном, шотландском, а впоследствии - общебританском, Ордене - В.А.), но ленту вместо зеленой сделал голубую; его (Петра Великого - В.А.) письменное обязательство существовало в прошлом (XIX - В.А.) веке (...) и многие его читали».
Аналогичные сведения о "переносе» Петром Великим (между прочим, с детства окруженного не столько немцами и голландцами, сколько шотландцами - Брюсами, Гордонами, Гамильтонами, Друммондами, Грахамами=Грэхемами=Грэмами и др.) тамплиерско-штоландского по происхождению Ордена св. Андрея в Россию приводятся в книге Г. В. Вернадского "Русское масонство в царствование Екатерины II». Следует также заметить, что при этом Петр I, мягко говоря, слукаваил, сообщив в преамбуле своего указа об учреждении Ордена св. Андрея в России, что сей издревле славный Орден в британской державе "пресекся» (в действительности, как мы знаем, Орден Чертополоха вовсе не "пресекся», а продолжает существовать в ней до сих пор). Последнее обстоятельств могло быть связано с нежеланием признать фактически "подчиненное»", "филиальное», "провинциальное» положение "младшего», русского, Ордена св. Андрея по отношение к "старшему», "головному» (шотландско-британскому).
В рукописях С.С. Ланского (1797-1862), известного российского государственного деятеля, министра внутренних дел (1855-1861), сохранилось известие о том, что "Император Петр 1-й и Лефорт были в Голландии приняты в Тамплиеры». Даже признавая некоторую неточность формулировки (Петр I был провозглашен Императором Всероссийским много лет спустя после своего пребывания в Голландии и смерти Лефорта), факт представляется весьма любопытным и многозначительным, с точки зрения очередного "тамплиерского следа в российской истории». Впрочем, довольно об этом...
В разыгравшемся более чем 300 лет после битвы при Баннокберне сражении при Бойне (1689) войска восставших за дело свергнутой в ходе Английской революции династии Стюартов (шотландской по происхождению, но некоторое время правившей, с перерывами, также и в Англии) ирландских католиков и шотландцев сошлись с англо-голландской армией короля Уильяма – голландского штатгальтера (статхоудера) Вильгельма Оранского, объявленного, после свержения Иакова II Стюарта – между прочим, приходившегося штатгальтеру родным дядей! – в результате так называемой "Славной революции», одновременно и английским королем.
После "бойни при Бойне», завершившейся сокрушительным разгромом англо-голландской протестантской армией ирландско-шотландской армии католиков, на теле павшего в бою предводителя последней генерала Джорджа Грэма (Грэхема) Клеверхауза
(между прочим, выведенного сэром Вальтером Скоттом в одном из своих лучших романов – "Пуритане» - был обнаружен…командорский крест Ордена Храма!
Кстати, именно эта победа англо-голландских протестантов над шотландскими и ирландскими католиками положила начало существованию главной опоры английского владычества в Ирландии – организованной по масонскому образцу "Великой Оранжистской Ложи» (именуемой также "Орденом Оранжистов»), названной так в честь короля Уильяма – Вильгельма Оранского.
С тех пор ежегодно в столице Ирландии Дублине (а после освобождения большей части Ирландии от британского колониального ига – в Ольстере) в день годовщины победы протестантов при Бойне происходили торжественные шествия "оранжистов» с оранжевыми орденскими лентами и иными парамасонскими регалиями, во главе с их Великим магистром, верхом на белом коне, в цилиндре, в оранжевом фартуке-"запоне» с золотой бахромой, с серебряным молоточком в руке, громогласно возглашавшим (если верить, например, воспоминаниям британского писателя Арчибальда Кронина – ирландца по отцу и шотландца по матери - в его известной дилогии "Детские годы. Путь Шеннона»):
"Эй, псы! Эй, псы, водой окрещенные!
Эй, псы, святой водой окропленные!
Король Вильгельм весь папистский сброд
Сбросил при Бойне в водоворот!»
Обычно шествие "оранжистов» сталкивалось в этот день с шествием ирландской католической организации "Священный Орден Гибернийцев» ("Гиберния», "Иберния» или "Иверния» - древнее название Ирландии) под зелеными знаменами с изображением ирландского национального символа – золотой арфы -, предшествуемым оркестром трубачей с сумками зеленого (национального ирландского) цвета через плечо, и столкновение переходило в кровавое уличное побоище.
Все постоянно возраставшие в числе, в период после написания "Дискурса», франкмасонские организации ("ложи» или "ордены») включали в свой состав так называемую "систему высших степеней (градусов)», долженствующую являть собой попытку обозначить преемственность тамплиерских традиций.
Так, ритуал приема в степень "рыцаря (кавалера) Кадош» (по-древнееврейски "кадош» означает "святой») "шотландского» ("Андреевского») франкмасонства по сей день включает в себя непременное произнесение кандидатом на прием проклятий, адресованных виновникам разгрома средневекового "Ордена рыцарей Христа и Храма Соломонова» - папе римскому Клименту V и королю Франции Филиппу IV Красивому.
При посвящении в высший "градус» этой "шотландской» системы кандидатам до сих пор демонстрируется скелет, держащий в левой руке белое, с красным крестом, или черно-белое тамплиерское знамя, а в правой – обнаженный кинжал. Их девиз – "Некама», что означает по-древнееврейски "месть» (имеется в виду "месть алтарю и престолу» за разгром Ордена Храма).
Знак степени "рыцаря Кадоша» представляет собой покрытый красной эмалью восьмиугольный тамплиерский крест с перламутровым овалом в центре. На лицевой стороне овала изображен черный череп, пронзенный кинжалом (в знак презрения к физической смерти), а на оборотной изображены латинские буквы "I. M.» ("И. М.»), т.е "Иаков (Жак) Молэ» - в память о сожженном на костре Вликом магистре Ордена Храма.
Как уже говорилось выше, в 1754 г. французскими иезуитами из Клермонской коллегии были сделаны первые попытки возродить к жизни Орден тамплиеров как таковой, оказавшиеся, однако, в конечном счете, неудачными.
Главной мыслью, лежавшей в основе запланированного иезуитами восстановления Ордена Храма (как, кстати, и в основе почти одновременных попыток Всероссийского Императора Павла I учредить в своей державе – на новой, выражаясь современным языком, экуменической основе! – другое духовно-рыцарское братство – Орден святого Иоанна Иерусалимского!) была идея сохранения рыцарства как "главного нерва общества и государства».
3.Храмовники Наполеона.
Идее клермонских иезуитов не было суждено пережить суровые испытания разразившейся в 1789 г. Французской революции. Лишь в сменивший эпоху революционных потрясений период Первой империи Наполеона I Бонапарта, в 1808 г., был опубликован первый устав "новых тамплиеров», в котором недреманное "всевидящее око» всесильного и вездесущего министра наполеоновской полиции, бывшего римско-католического аббата, члена Конвента, якобинца и термидорианца Жозефа Фуше усмотрело, наряду с просветительскими, также и крамольные идеи, вследствие чего первый Великий магистр вышедшего из подполья Ордена Храма, чье имя стало достоянием гласности – Бернар (Бернард) Раймунд (Раймон) Фабре-Палапра (или Фрабре-Паллапра) – несколько раз подвергался аресту. Тем не менее, император Наполеон I, ввиду крайней нестабильности своих отношений с папским престолом (в 1809 г. строптивый папа римский Пий VII, в ответ на присоединение своих владений к Французской империи Наполеона, отлучил Бонапарта от Церкви), возможно, не прочь был разыграть против Ватикана "тамплиерскую карту».
Даже советский религиовед И.Р. Григулевич в 3-м издании своей пользовавшейся в свое время огромной популярностью книги "Инквизиция» (М., Издательство политической литературы, 1985, стр. 196) уделил этому событию целый абзац:
"Орден тамплиеров, правда уже как полусветская организация, был восстановлен во Франции при Наполеоне в 1808 г. Формально он продолжает существовать в виде аристократического клуба по сей день».
18 марта 1808 г. в парижском храме Святого Павла (Сен-Поль) состоялась торжественная церемония, на которой, в качестве личного представителя императора французов, присутствовал канцлер империи Камбасарес. Стены храма были украшены громадными белыми полотнищами с красными тамплиерскими крестами. Перед порталом храма было выстроено два батальона императорской гвардии в парадной форме и медвежьих шапках. Сам храм был переполнен молящимися и любопытными. На хорах восседали роскошно разодетые рыцари Храма в подбитых драгоценными мехами белых орденских плащах с красным крестом на левом плече и в опушенных горностаем беретах, украшенных золотыми аграфами.
Всех собравшихся, однако, превосходил пышностью облачения сам Бернар Раймунд Фабре-Палапра – Наследник апостола Иоанна, Преемник Гуго де Пэйна, Первосвященник, Патриарх и Великий магистр Ордена Храма, державший в правой руке драгоценный скипетр, а левой опиравшийся на эфес рыцарского меча, осыпанный рубинами. Этот человек демонстрировал своим собратьям на орденских капитулах (собраниях) сохранившиеся реликвии Ордена Храма – черно-белое знамя (подлинный "Босеан»), рыцарский шлем и меч Жака де Молэ и даже несколько костей Великого магистра, спасенных верными слугами Ордена тамплиеров из пламени инквизиционного костра.
Еще одной реликвией возрожденного Ордена Храма Бернара Раймунда Фабре-Палапра и его тамплиеров являлась так называемая "Хартия передачи (полномочий – В.А.)», или, по-латыни, "Карта трансмиссионис» (Charta transmissionis), утверждавшая их в легитимном статусе единственных преемников братства храмовников Гуго де Пэйна, упраздненного папой римским в 1312 г. Интересно, что содержание данной "Хартии передачи» косвенным образом подтверждает правдивость легенды о бегстве части храмовников к отлученному папой римским от церкви королю Роберту Брюсу в Шотландию, ибо "Хартия» (сохранившаяся доныне) содержит проклятие, адресованное бежавшим в Шотландию "орденским братьям», как "дезертирам», и объявляет их исключенными из подлинного Ордена Храма на вечные времена.
Согласно "Хартии», истинными членами и наследниками Ордена тамплиеров могут считаться только те, кто остались во Франции и продолжали тайно руководить орденской организацией из подполья, а не те, кто предпочел трусливо искать спасения в бегстве. "Хартия передачи» датирована 13 февраля 1324 г., что можно считать подтверждением того факта, что Орден бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова продолжал существовать через двенадцать лет после своего официального упразднения Ватиканом.
Далее Великий магистр тамплиеров Жан-Мари Лармениус (Ларменюс или Лармений), избранный в подполье преемником Жака де Молэ, пишет в "Хартии», что он стал стар и немощен и уступает свою должность более молодому собрату по Ордену. С целью ограждения Ордена Храма в будущем от бежавших в Шотландию "дезертиров» и от иоаннитов-госпитальеров (которых Лармениус, вполне в духе давнего соперничества между двумя Орденами, не жалует и именует "совратителями рыцарства» - как бы в противоположность ситуации в Шотландии, где некоторое время даже существовал объединенный Орден рыцарей святого Иоанна и Храма), он вводит новые "неизвестные символы, передаваемые устно, способом, уже сообщенным мной Генеральному Капитулу».
С тех пор это послание Лармениуса на протяжении столетий подписывали все его преемники на посту Великого магистра тамплиеров – вплоть до Бернара Раймунда Фабре-Палапра, опубликовавшего текст "Хартии» 4 ноября 1804 г.
До наших дней дошла, кстати, и версия орденского устава (статутов) 1705 г., принятого на заседании Капитула Ордена тамплиеров в Версале. Из этих новотамплиерских статутов явствует, в честности, что Ордену Храма, как распущенному папой римским в 1312 г., приходилось обходиться уже без официального благословения и одобрения своей деятельности римско-католической Церковью, вследствие чего он состоял, на тот момент, уже не из рыцарей-монахов, а из рыцарей-мирян (фактически превратившись из полудуховного братства в чисто светское).
Изо всех вышеизложенных фактов можно сделать вывод, что сохранившийся на территории Франции, первоначально в виде тайного "общества взаимопомощи» преследуемых инквизицией и королевской полицией "орденских братьев», Орден тамплиеров, с течением времени, превратился в элитарную секретную организацию, принимавшую в свои ряды преимущественно представителей знатнейших аристократических семейств Французского королевства, и потому постепенно приобретавшей все большее влияние на его идеологию, политику и культуру.
Тем не менее, хотя времена переменились, вступающие в Орден тамплиеров новички по-прежнему клялись "следовать во всем Правилам святого отца нашего Бернара (аббата монашеского Ордена цистерцианцев Бернара Клервоского (духовного отца основанного Гуго де Пэйном в Иерусалиме средневекового Ордена "бедных рыцарей Христовых» - В.А.), "охранять паломников в Святой Земле» и вообще с мечом в руке "защищать Святой Крест от безбожных агарян, иноверных языцев».
Возрождение рыцарского братства тамплиеров не помешало, впрочем, императору Наполеону I распорядиться в 1811 г., в силу каких-то причин, сравнять с землей бывшую штаб-квартиру древнего Ордена Храма – знаменитый замок Тампль (фр.: "Храм»), в котором слуги короля Филиппа Красивого арестовали в 1307 г. Великого магистра Жака де Молэ и где во времена Французской революции содержался перед казнью отдаленный потомок Филиппа Красивого – король Людовик XVI Бурбон, переименованный революционерами в "Людовика Капета», что как бы подчеркивало его родство с "Железным королем», столь жестоко расправившимся во время оно с тамплиерами.
Как уже упоминалось выше, Орден тамплиеров, вновь вышедший на свет Божий из подполья при Великом магистре Бернаре Раймунде Фабре-Палапра, продолжает существовать поныне (причем, как мы увидим далее, не только во Франции). Среди его членов было немало носителей громких титулов и имен, людей науки и искусства, а также общественных деятелей, в том числе – сэр Генри Дунант (швейцарец по происхождению Анри Дюнан), основатель Международного общества Красного креста (отнюдь не случайно избравший символом этой организации тамплиерский красный крест на белом поле (придав ему, из уважения к своей швейцарской родине, форму и пропорции равностороннего "женевского» креста, украшающего государственные флаг и герб Швейцарии).
В настоящее время Орден возглавляет Великий магистр дом Фернандо ди Соуса Фонтес (Фонтиш) – отпрыск древнейшего аристократического рода Португалии, близкий родственник португальской королевской династии Браганса, состоящий одновременно в португальской ветви Ордена (рыцарей) Христа (учрежденного в свое время на базе португальского филиала Ордена тамплиеров).
Согласно воспоминаниям французского литератора Жерара де Седа (автора нашумевшей книги "Тамплиеры среди нас»), побывавшего в 1960 г. на одном из орденских торжеств, на которое одних только журналистов съехалось не меньше ста человек, в его ходе состоялась торжественная инвеститура (посвящение в рыцари Ордена Храма) испанского аристократа дона Хаиме де Мора и Арагона, брата тогдашней королевы Бельгии. Благоговейно приняв орденские инсигнии, дон Хаиме произнес хвалебную речь в честь испанского каудильо генералиссимуса Франсиско Франко Баамонде (являвшегося, как известно, ярым католиком и заклятым врагом франкмасонства, которое он обличал в бесчисленных статьях - правда, не под своим собственным именем, а под псевдонимом).
Лишь после свержения власти Наполеона I Бонапарта вследствие тотального военного поражения возглавляемой им французской Первой империи, а затем – падения восстановленной в 1815 г. (штыками союзников по антинаполеоновской коалиции) на французском троне королевской династии Бурбонов в результате Июльской революции 1830 г., сведения о тамплиерах вновь стали достоянием гласности.
Так, в 1833 г. в Париже был торжественно освящен (причем по обрядам римско-католической Церкви) "Дом Храма» (фр.: "Мэзон дю Тампль»). Одновременно была учреждена "женская ветвь» восстановленного Ордена тамплиеров». Восстановленный Орден Храма официально провозгласил себя преемником исконного иерусалимского братства "бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова» Гуго де Пэйна.
В Великом магистрате (Ведомстве Великого магистра) этого Ордена (пребывающем в настоящее время в португальском городе Порту) хранится архив храмовников, доказывающий (по утверждениям его хранителей), истинность орденского преемства от средневековых тамплиеров. До общественности порой доходят глухие сведения о якобы ведущейся в недрах восстановленного Ордена Храма борьбе между португальскими и французскими тамплиерами (последние, дескать, стремятся возвратить орденский архив во Францию, на "историческую родину» Ордена Храма). Восстановленный Орден Храма, официально именующийся в настоящее время "Верховным Рыцарским Орденом Храма Иерусалимского» (лат.: Ordo Supremus Militaris Templi Hierosolymitani, O.S.M.T.H.), имеет свои филиалы (Великие Приораты, Приораты, Великие Командорства, командорства и бальяжи) в целом ряде стран.
Так, в Российской Федерации в настоящее время существует Великий Приорат России Верховного Рыцарского Ордена Храма Иерусалимского во главе с Великим Приором В.П. Багаевым (см. фото в заголовке данной исторической миниатюры) /1/. Ему подчинен Московский Приорат (Приорат Москвы) Верховного Рыцарского Ордена Храма Иерусалимского "Святой Благоверный Великий князь Александр Невский», имеющий собственный Интернет-сайт "O.S.M.T.H.RUSSIA» ("O.S.M.T.H. РОССИЯ»).
Сравнительно недавно стали достоянием гласности сведения о появлении в России еще одной тамплиерской структуры, зарегистрированной под названием "Общественного объединения защитников православных христиан имени Святого князя Дмитрия Донского». Ряд руководителей этой тамплиерской организации, возглавляемой собственным Великим командором, был удостоен Его Святейшеством Кириллом I, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, наград Русской Православной Церкви (Московской Патриархии).
Одновременно стало известно о появлении в составе Великого Приората Франции Верховного Рыцарского Ордена Храма Иерусалимского новой членской структуры – Великого Командорства "Святой князь Дмитрий Донской» (без указания его местоположения). Если имеется в виду упоминавшаяся нами выше организация российских тамплиеров "Общественное объединение защитников православных христиан имени Святого князя Дмитрия Донского» (название которой, странным образом, почти полностью совпадает с названием нового французского Великого Командорства), торжество по поводу учреждения которой состоялось 19 декабря 2009 г. в московском Патриаршем Свято-Даниловом монастыре, то речь идет об открытии дочерней структуры – Великого Командорства – одного из национальных Великих Приоратов Ордена Храма (а именно – Великого Приората Франции) в другой стране (в данном случае – в России). На эту же мысль наводит и герб нового Великого Командорства "Святой князь Дмитрий Донской» (увенчанный пернатым рыцарским шлемом с забралом белый щит с красным "лотарингским» крестом, наложенный на два перекрещенных государственных флага – России и Франции). Ничего подобного устав Верховного Рыцарского Ордена Храма Иерусалимского, насколько нам известно, не предусматривает. Налицо, по меньшей мере, явное новшество. Словом, "темна вода во облацех…»
4."Орден Храма» барона фон Гунда и "Рыцарь Красного Пера».
Возрождение тамплиерской идеологии в Германии и Австрии в XVIII в. было связано, прежде всего, с именем имперского барона Карла Готтгельфа фон Гунда унд Альтенгротткау. Барон фон Гунд (в русской исторической литературе встречается также написание "Хунд» и даже англизированное "Хант»!) заявлял о себе как о "посвященном тамплиере» и законном преемнике глав продолжавшего существовать (с 1314 г. – в подполье) Ордена рыцарей Храма.
Согласно утверждениям барона фон Гунда, он был, в период своего пребывания в 1742 г. при дворе находившегося в изгнании во Франции претендента на королевский престол Англии и Шотландии – принца Карла (Чарльза) Эдуарда из династии Стюартов (так называемого "красавчика принца Чарли») -, в присутствии ближайших приближенных претендента – лордов Килмарнока и Клиффорда – посвящен неким "Рыцарем Красного Пера» (cavaliere a penna rubra) в таинства исконного древнего, основанного Гуго де Пэйном Ордена бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова, продолжавшего по-прежнему существовать в Шотландии, несмотря на все преследования, которым он подвергался со стороны духовных и светских властей.
Далее, барон фон Гунд утверждал, что высшее тамплиерское руководство ("Высшие Неизвестные») назначили его Главой Ордена (Орденсобером) в VII орденской провинции (Германии), демонстрируя, в качестве доказательства своего назначения, врученный ему патент Воинского (Войскового) магистра (Геересмейстера).
По возвращении от двора претендента из Франции в Германию, барон фон Гунд восстановил там Орден Храма на основе устава (статутов), объявленных им исконно тамплиерскими. Согласно утверждения (а, вполне возможно, и искреннему убеждению) фон Гунда, "Рыцарь Красного Пера», как наиболее авторитетный представитель "Высших Неизвестных», поведал и передал ему все "секреты Ордена», "тайные Статуты», "сокровища тамплиеров», все правила тамплиерской "магии и алхимии» и всю историю Ордена Храма "вплоть до сегодняшнего дня, безо всяких пропусков и ничего не утаив».
Точно установить, кто именно скрывался под маской таинственного "Рыцаря Красного Пера», не удалось по сей день, хотя некоторые историки предполагают, что это мог быть никто иной, как автор "Дискурса» - шотландский кавалер Рамзай (любопытно, что в 30-40-х гг. XX в. под псевдонимом "Рамзай» скрывался и действовал советский разведчик в Германии и Японии доктор Рихард Зорге). Во всяком случае, его подлинное лицо (как, возможно, и было задумано бароном фон Гундом) осталось скрытым под покровом тайны, оставив открытой возможность для бесчисленных фантазий и спекуляций.
Сам барон фон Гунд руководил своим Орденом Храма по образцу древнего Ордена тамплиеров, внеся в практику нового братства некоторые важные понятия и символы, заимствованные им из сферы вассально-сеньориальных отношений эпохи позднего феодализма – например, "Строгое послушание» (нем.: Strikte Observanz, нередко в соответствующей русскоязычной литературе встречается неправильный, на наш взгляд, перевод "Строгое наблюдение»).
Этот немецкий Орден тамплиеров XVIII в. снискал себе известность среди "профанов» ("непосвященных»), прежде всего, благодаря излюбленным бароном фон Гундом внешним эффектам – многочасовым религиозным и светским церемониям (нередко проводившимся в подземельях, заброшенных рудниках и развалинах старинных замков), стилизованным под Средневековье пирам при свете факелов и смоляных плошек (чем увлекались и масоны, именовавшие свои пирушки, как в Евангелиях, "агапами» - "трапезами братской любви»), пышным одеяниям и доспехам, а также (заимствованному, вероятно, у тех же франкмасонов) обычаю давать посвященным в рыцари Ордена Храма новичкам рыцарские титулы и имена. Впрочем, обычай давать неофиту новое имя при инициации (посвящении) издавна практиковался христианским монашеством как Запада, так и Востока (а в Православии монах, принимая "сугубый постриг», или "схиму», получает даже третье имя).
О каких-то оригинальных духовных идеях нового Ордена Храма, выдвинутых Геересмейстером фон Гундом, сведений до нас не дошло. Известно только, что, после первоначальных успехов и притока в ряды его Ордена тамплиеров немалого числа "ищущих Света и Истины» - в 1776 г. в рядах "Строгого послушания» Войскового магистра фон Гунда числилось, ни много ни мало, 26 владетельных германских государей (в том числе герцог Брауншвейгский – будущий главнокомандующий объединенной австро-прусской армией в войне Первой Коалиции монархических держав старой Европы против революционной Франции, неожиданно отступивший после "канонады при Вальми», что привело к обвинению герцога в измене делу Коалиции, якобы совершенной сановным "тамплиером» в порядке "франкмасонской дисциплины»!), вскоре наступил спад.
После смерти Геересмейстера барона фон Гунда его Орден тамплиеров (возможно, не без влияния вездесущих иезуитов!) очень быстро раскололся на враждующие группировки. В тому же после успешного начала Французской революции и революционных войн, после нашествия французских оккупационных войск на германские государства и установления та революционных порядков (а также прихода на германские земли, вместе с оккупантами, французских масонских лож "республиканско-атеистического», а затем – "наполеоновского» образца) такой "пережиток Средневековья» (достаточно подробно описанный в романе известного советского писателя и сексота А.К. Виноградова "Братья Тургеневы») лишился всякой опоры и оказался явно "не ко двору».
Возвращаясь к загадочной фигуре "Рыцаря Красного Пера», укажем на высказываемое порой предположение, что под этой маской мог скрываться сам наследник английского и шотландского королевского престола принц Карл Эдуард Стюарт, о котором совершенно точно известно, что он планировал, в качестве Великого магистра тамплиеров, утвердиться в Шотландии, но потерпел неудачу. Возможно, последний законный наследник династии Стюартов, рьяный католик, скончавшийся в изгнании в Риме, под сенью папского престола святого Петра, в 1788 г., до последнего вздоха мечтал об основании новой "тамплиерской державы» на древней шотландской земле...Впрочем... Кто его знает?
5.Храмовники в контексте западной культуры.
Известному немецкому масону, мистику, просветителю, писателю и драматургу Готтгольду Эфраиму Лессингу был хорошо известен принцип "Строгого послушания», положенный в основу Ордена рыцарей-храмовников, "воссозданного» Гундом. Не случайно в чисто масонской по духу драме Лессинга "Натан Мудрый», утверждающей равенство трех мировых религий – христианства, иудаизма и ислама – фигурирует и рыцарь-тамплиер – представитель средневекового Ордена Храма, основанного Гуго де Пэйном в Иерусалиме.
Не менее знаменитый немецкий поэт, драматург и писатель, автор "Фауста» Иоганн Вольфганг фон Гете (по совместительству – член Веймарской масонской ложи "Амалия», описанный даже в упомянутом выше романе Анатолия Виноградова "Братья Тургеневы» держащим на тайной церемонии "вольных каменщиков» знамя с Андреевским крестом!) пренебрежительно отзывался о "восстановленном» бароном фон Гундом Ордене Храма, как о "бело-красном маскараде» (намекая на герб Ордена – красный тамплиерский крест на белом поле).
Тем не менее, средневековые орденские правила и идеалы продолжали играть заметную роль в мышлении столпов классической немецкой литературы. В известном произведении того же Гете "Тайны» описано основание братства, напоминающего тамплиерское. В его же не менее известном, состоящем из двух частей ("Годы ученичества» и "Годы странствий») "романе воспитания» о Вильгельме Мейстере (фамилия которого, в переводе с немецкого языка на русский, означает буквально "Мастер»; достаточно прозрачный намек на духовный рост франкмасона от степени "ученика» до степени "мастера»!) – фигурируют, в частности, члены некоего таинственного "Общества Башни», весьма напоминающего средневековый Орден Меча, или Орден меченосцев, учрежденный в 1202 г. в Ливонии по образцу Ордена тамплиеров и официально носивший весьма сходное название – "Бедные братья (рыцари) Христа в Ливонии».
Другой известный франкмасон – великий композитор Вольфганг Амедей Моцарт – также оказался, в своей опере "Волшебная флейта», не чужд тамплиерским идеям. А уже в XIX в. немецкий драматург Цахариас Вернер сочинил пользовавшуюся при его жизни огромной популярностью драму "Сыны долины», посвященную истории Ордена Храма с момента его учреждения вплоть до клеветнического обвинения в ереси и упразднения, а затем – тайного продолжения Ордена в Шотландию.
Наряду с Великим магистром тамплиеров Жаком де Молэ, в драме Цахариаса Вернера фигурируют своего рода "Высшие Неизвестные» - так называемые "Сыны долины», сознательно инсценирующие катастрофу, дабы ценой гибели "внешнего», "насквозь пропитавшегося мирским духом», забывшего о своем высоком духовном предназначении Ордена Храма, обеспечить возможность вдали от политических реалий, на протяжении столетий хранить орденскую идею в ее исконной чистоте.
Нечто подобное, но только в более тяжеловесной форме, попытались сочинить советский писатель – популяризатор "эзотерики» - Еремей Парнов (как в своей приключенческой дилогии "Ларец Марии Медичи»/»Третий глаз Шивы», так и в своем "справочнике оккультиста» под названием "Трон Люцифера»), а в еще более ярко выраженной форме – современные московские литераторы во главе с Александром Сегенем, укрывшиеся под коллективным псевдонимом "Октавиан Стампас» (в своей десятитомной эпопее "Тамплиеры. Исторические хроники рыцарей Ордена Храма Соломонова», выпущенной московским издательством "Окто Принт» в 1998-1999 гг.).
Известный австрийский поэт, драматург и писатель периода fin de siecle Гуго фон Гофмансталь сделал рыцаря Храма одним из действующих лиц своего оставшегося незавершенным мистико-магического романа "Андреас, или Объединенные».
Сюжеты, связанные с тамплиерами, нередко встречались и у других немецкоязычных литераторов – например, у поэта-символиста Стефана (Штефана) Георге, у писателей Густава Майринка и Эрнста Юнгера. Так, например, в поэтическом сборнике Стефана Георге "Седьмое кольцо» часто встречается мотив прославления орденских идей безмерно идеализированных тамплиеров и розенкрейцеров.
Йозеф фон Гаммер-Пургшталь еще в большей мере, чем Стефан Георге, способствовал созданию этого идеализированного, созерцательнолго образа Ордена Храма, усиленно разрабатывая тему реальности поставленного тамплиерам в вину римско-католической инквизицией культа идола Бафомета, как чего-то реального. К тому же под пером Гаммера-Пургшталя тамплиеры предстали алхимиками, колдунами и черными магами, что вызвало дополнительный всплеск нездорового читательского интереса к его чисто умозрительным, но оттого не менее эффектным бредоумствованиям.
Однако эта концепция реальности культа Бафомета и, более того, реальности самого Бафомета (принявшего в фантазиях оккультистов вроде Элифаса Леви совершенно фантастический образ двуполого существа-андрогина с женской грудью, бычьей головой, козлиными ногами и пылающим факелом между ними, с пятиконечной звездой-пентаграммой во лбу, кадуцеем вместо фаллоса, крыльями и прочими атрибутами "дьявола» из карт Таро(т), и, соответственно, уже не имевшего ничего общего с упоминаемым в допросах тамплиеров инквизиторами идолом в форме человеческой головы с длинной бородой или кошачьей головы!) благополучно угасла в конце XIX в., если не считать фантастических "разоблачений» французского мистификатора Лео Таксиля (без комментариев перепечатанных на русском языке Михаилом Орловым в его сборнике "Дьявол» и частично вошедших в труды русского православного писателя-мистика Сергея Нилуса "Великое в малом» и "Близ есть при дверех»), а также написанной несколько позже "готической» новеллы упомянутого выше австрийского писателя-оккультиста Густава Майринка "Мастер Леонгард» (особенно интересной тем, что в ней Майринк – впервые в доступной не только "посвященным», но и "профанам» литературе! – назвал свастику, или "гололвчатый» крест, "тамплиерским крестом»; примерно в то же время сочетание красного тамплиерского креста на белом поле со свастикой практиковал в орденской символике своего собственного Ордена Новых Тамплиеров австрийский ариософ барон Йорг Ланц фон Либенфельз).
С тех пор подлинная история Ордена тамплиеров (положенная, в частности, в основу многотомной эпопеи французского писателя российского происхождения Мориса Дрюона "Проклятые короли») и спекулятивные легенды о тамплиерах (из серии "литературы ужасов», а в наше время – и "кинематографии ужасов» - например, снятый сравнительно недавно "тамплиерский» боевик "Миньон» с Жаном-Клодом Ван Даммом в роли "рэмбовидного» современного рыцаря Храма, сражающегося с демонами и преграждающего путь самому антихристу!) пошли разными путями, не имея между собой почти что ничего общего, кроме нескольких сходных символов, терминов и названий. Хотя не существует никаких подтверждений реального почитания историческими тамплиерами двуполого зверовидного "Бафомета» - символа богатства, тайного могущества и, одновременно, гибели Ордена Храма -, этот чудовищный образ продолжает существовать по сей день в современной тривиальной, ищущей сенсаций во что бы то ни стало, литературе ("Священная загадка» и "Мессианское наследие», в несколько меньшей степени – "Храм и Ложа» Бэйджента и Ли, "Черная империя» Кармина) и кинематографии (тот же "Миньон» или голливудский триллер "Невеста Сатаны», не говоря уже о "Коде да Винчи»).
6.Заключение.
Скорее всего, большинство перечисленных выше масонских и парамасонских структур возводит свое происхождение к средневековому Ордену Храма без достаточно веских на то оснований – в отличие, скажем, от международного Верховного Рыцарского Ордена Храма Иерусалимского, португальского Ордена (рыцарей) Христа (имеющего в настоящее время не только национальную португальскую, но и ватиканскую, то есть, папскую, ветвь) и португальского же Ордена Эворы.
Здесь конец и Богу нашему слава!
ПРИМЕЧАНИЕ
/1/В изданной Всероссийским Геральдическим обществом книге И.С. Сметанникова Под знаком Золотой Пчелы (М., 2006) содержится информация о предыдущем членстве В.П. Багаева являвшегося в 2006 г. Великим Офицером Верховного Военного (Рыцарского - В.А.) Ордена Храма Иерусалимского (O.S.M.T.H. - В.А.) в других рыцарских Орденах. По данным Сметанникова, он являлся рыцарем Ордена св. Ангильберта (США), рыцарем Ордена Благородных рыцарей Лебедя (США), рыцарем Ордена св. Григория Великого (Ватикан), рыцарем Большого Креста Милосердия Наследного Бранденбургского Приората Суверенного Военного (Рыцарского - В.А.) Ордена св. Иоанна Иерусалимского рыцарей Мальты и рыцарем Большого Креста Суверенного ордена св. Станислава (Англия).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.