ХРАМОВНИКИ...ПОСЛЕ ХРАМОВНИКОВ
Вольфганг Акунов
ХРАМОВНИКИ...ПОСЛЕ ХРАМОВНИКОВ.
Одна из этих гравюр особенно запомнилась Леонгарду: на ней был изображен черный козел с золотым бородатым человеческим ликом, пред ним, молитвенно сложив руки, стояли правильным полукругом рыцари в белоснежных мантиях с какими-то страшными крестами на груди; обычный христианский крест состоит из двух прямых перекладин, а этот был составлен из четырех бегущих, согнутых в колене под прямым углом ног – сатанинский крест тамплиеров...
Густав Майринк. Мастер Леонгард.
1. Рыцари Храма после официального роспуска Ордена
Казалось, что после разгрома "Ордена бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова" совместными усилиями французской короны и папской тиары в 1312 г. и сожжения на костре Великого Магистра тамплиеров Жака де Молэ и других членов верховного руководства уничтоженного Ордена Храма на парижском острове Ситэ в 1314 г., история братства храмовников раз и навсегда завершилась. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на роспуск Ордена как официально признанного духовными и светскими властями Запада военно-монашеского института Вьеннским собором римско-католической церкви, великую идею тамплиерства оказалось невозможно вычеркнуть из коллективной исторической памяти европейцев простым церковно-административным актом.
Дело в том, что средневековое христианское благочестие иногда принимало весьма причудливые, с нашей современной, "теплохладной" в вопросах веры, точки зрения, формы – достаточно вспомнить детские крестовые походы, братства самобичевателей-флагеллантов и даже, в некотором роде, еретические объединения, вроде богомилов, патаренов, вальденсов или катаров-альбигойцев. Истоки всех этих движений коренились, прежде всего, в интенсивнейшем стремлении людей Средневековья быть как можно ближе к Богу. Частью этого мира было и благочестие рыцарей Храма, которое следует рассматривать именно под данным углом зрения.
Известно, что многим членам Ордена храмовников за пределами Французского королевства удалось избежать преследований инквизиторов и жадных до земель и денег тамплиеров светских властей. В особенности сказанное относится к тамплиерам Иберийского полуострова, Германии, Англии и Шотландии. Сегодня нам, несмотря на обилие разнообразнейших легенд на этот счет, все еще точно не известно, что с ними произошло.
Согласно предположениям многих исследователей, ушедшим в глубокое подполье уцелевшим тамплиерам удалось сохранить Орден Храма, хотя и в видоизмененной форме. Так, например, в качестве преемника Ордена Храма рассматривалось возникшее в XVI в. братство "розенкрейцеров" (Орден Розы и Креста, а позднее – Златорозового Креста), в рядах которого объединилось большинство свободомыслящих интеллектуалов Западной Европы – в частности, такие знаменитые мыслители, как француз Декарт (Картезиус) и немец Лейбниц.
Вероятно, особую привлекательность идеям "розенкрейцеров" (Рыцарей Розы и Креста) придавала как раз окружавшая их братство аура некоей древней тайны (побудившая. к примеру, даже известного драматурга и поэта "серебряного века российской литературы" Александра Блока назвать свою историческую драму "Роза и Крест").
Во всяком случае, невозможно отрицать влияние их идей на формирование идеологии эпохи европейского Просвещения, и, в частности, основание английского "Королевского общества" (Royal Society), где блистали "звезды" ранга сэра Исаака Ньютона, Элиаса Эшмола и многие другие. Тем не менее, фактически все это было достаточно далеко от реального восстановления Ордена тамплиеров. По крайней мере, достоверные свидетельства современников на этот счет пока что отсутствуют.
2. Возрождение тамплиерских идей в XVIII в.
Но в начале XVIII в. произошел своеобразный "тамплиерский Ренессанс". Именно в этом столетии идеи храмовников были как бы открыты заново и пережили период бурного развития, происходившего на фоне упадка позднефеодального общества, начавшегося распада абсолютистских порядков, принимавшего все более острые формы конфликта между идеями Просвещения и ортодоксии, а также секуляризма и пиетизма, как протеста против официальных установок католической церкви. В эти годы великого духовного перелома опять вошел в моду тамплиерский крест, как символ мощного идейного "воссоединения".
Иезуиты из Клермонской коллегии "Обшества Иисусова" (лат.: Societas Iesu) близ Парижа попытались исподволь внедрить "тамплиерские идеи" в франкмасонство, с целью вернуть в эту потерянную для католицизма организацию идеи, являвшиеся, в конечном счете, католическими (вероятно, сами иезуиты нисколько не верили в официальную папскую версию о том, что тамплиеры были осуждены в XIV в. за отступление от католицизма!). Первым шагом на пути к осуществлению этой попытки "идеологической инфильтрации" масонства считается таинственный документ, авторство которого приписывается шотландскому рыцарю (кавалеру) Рамзаю (Рамсею, Рэмсею, Рэмси) – так называемый "Дискурс" (Discours), ставший своего рода культовым документом франкмасонства т.н. "высших", или "тамплиерских" степеней (или "градусов").
В "Дискурсе" был дан сжатый очерк истории Ордена Храма, якобы пережившего свое официальное упразднение королем Филиппом Красивым и папой римским Бенедиктом V. После катастрофы 1312 г. уцелевшие рыцари Храма – якобы! – спаслись бегством в Шотландию, где и продолжали тайно проповедовать тамплиерские идеи.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.