ВОЕННОЕ ИСКУССТВО
ВОЕННОЕ ИСКУССТВО, имеет задачею с возможно меньшею затратою сил, средств и времени достигнуть на войне победы над врагом.
Это наиболее сложное и наитруднейшее из всех человеческих искусственные, почему великие мастера ВОЕННОГО ИСКУССТВА — полководцы являются вехами, появление их подготовляется иногда работою многих поколений. Но при всей сложности явлений в области ВОЕННОГО ИСКУССТВА, все военные операции должны удовлетворять двум главным требованиям:
1) по мысли (замыслу) отвечать основным идеям военной науки;
2) по исполнению представлять законченное целое, в котором все частные эпизоды являлись бы необходимым следствием развития одной общей мысли, положенной в основание операции.
Чтобы удовлетворить этим требованиям, кроме наличия таланта полководца, необходимо еще и соответственное орудие войны—превосходная по составу, и правильно организованная армия, снабженная необходимыми техническими средствами данной эпохи.
Прикладная часть ВОЕННОГО ИСКУССТВА (исполнение) постоянно изменяется, вследствие постоянного изменения элементов, с которыми ВОЕННОЕ ИСКУССТВО должно считаться.
Элементы эти двоякого рода: естественные и искусственные. К первой категории принадлежат: человек с его физической и духовной организацией, пространство, время, силы и средства природы.
Ко второй категории относятся различные искусственные изобретения, орудия борьбы, усиливающие, а иногда и заменяющие собою естественные средства борьбы. Это обилие элементов, постоянно изменяющихся, как самих по себе, так и под влиянием сочетаний с другими элементами, и создает ту сложную, иногда туманную обстановку, разобраться в которой — удел крупного ума и таланта.
Важнейшим элементом творчества в ВОЕННОГО ИСКУССТВА является, конечно, человек с его физическим и духовным складом, и он оказывает наиболее влияние на формы и способы проявления ВОЕННОГО ИСКУССТВА. Вот почему наблюдается в истории национализм в искусстве.
Убедительным примером является история греков и римлян, в течение своей истории разрабатывавших одну и ту же задачу — фронтальную атаку на поле сражения. Оба народа решили задачу своеобразно: греки проводили в жизнь механическую теорию боя, основанную на творчестве полководца, на искусном ведении им боя — на сосредоточении превосходных сил в точке удара; римляне всегда вели равносильную по всему фронту поля сражения страшную атаку, основанную на высокой подготовке одиночного бойца и строго педантичном боевом порядке; римская армия не нуждалась в полководце; ей нужен был консул для поддержания на поле сражения той железной дисциплины, в которой воспитывался весь народ уже в мирного время.
Сравнивая ВОЕННОЕ ИСКУССТВО греков и римлян, конечно, приходится дать первенство грекам, но нельзя не согласиться, что в этой разнице выказался национализм этих великих представителей древнего мира. Юлий Цезарь попытался было перенести к римлянам греческое ВОЕННОЕ ИСКУССТВО, но оно сошло с ним в могилу.
Прогресс в ВОЕННОМ ИСКУССТВЕ совершается по закону эволюции (см. Военная наука); несмотря на разнообразие элементов, и их сочетаний, истории человечества свойственна повторяемость явлений и отдельных фактов в более или менее одинаковом виде, при чем высшее состояние ВОЕННОГО ИСКУССТВА всегда отмечается в эпоху здоровой государственной жизни народа, его культуры и цивилизации. Эта закономерность явлений в области ВОЕННОГО ИСКУССТВА, идущая параллельно с общею историческою жизнью народов, объясняется, как следствие вечных законов, действующих в истории человечества.
Состояние ВОЕННОГО ИСКУССТВА в известную эпоху у данного народа может служить как бы его историческим пульсом, по которому определяется его долговечность. В период выживания народов, их старости, совершенно перерождаются идеи и формы ВОЕННОГО ИСКУССТВА сравнительно с их молодостью. Не надо забывать, что в области ВОЕННОГО ИСКУССТВА не всем все доступно, и подражание здесь крайне опасно, если оно не отвечает национальным качествам бойцов, входящих в состав данной армии. Откуда же научиться ВОЕННОМУ ИСКУССТВУ? Лучшее средство это — война, дающая возможность, при сознательном отношении к её явлениям, личным опытом изучить современное ВОЕННОЕ ИСКУССТВО; но т. к. войны редки, то большую пользу в этом отношении приносит серьезное изучение истории ВОЕННОГО ИСКУССТВА и современных войн. Из них можно, на примере великих полководцев, изучить важнейшие стороны военного творчества и убедиться в том, что в творчестве этих мастеров военного дела было много общего. Так, они всегда предпочитали наступать, чем обороняться; решительный бой ставили главною целью войны; для одержания победы сосредоточивали к решительному пункту в решительный момент возможно большие силы, даже с риском потерпеть неудачу на второстепенных пунктах; они смело ставили цели, решительно приводили их в исполнение; всегда старались преследовать только одну цель, на достижение которой направляли все усилия и предпринимали только те частные операции, которые содействовали достижению главной цели; армия была всегда в их руках, управляемая единым разумом и волею, но живым организмом, при полной самодеятельности отдельных частей, при взаимной поддержке и связи между ними; тщательное изучение и постоянное наблюдение за противником, а также меры для парирования возможных случайностей; искусное отвлечете внимания неприятеля посредством демонстраций и энергичная эксплуатация одержанного успеха — вот основные черты ВОЕННОГО ИСКУССТВА великих мастеров дела во все эпохи истории.
Сущность ВОЕННОГО ИСКУССТВА в настоящее время, (начало XX в.) та же, что была в древности, но практические приемы, техника ведения операций изменяется с изменением свойств бойца, введением новых технических изобретений, могущих получить применение на войне.
Литературу по данной теме см. в ст. Война.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.