ВОЕННО-ГРУЗИНСКАЯ ДОРОГА
ВОЕННО-ГРУЗИНСКАЯ ДОРОГА, в начале XX века, представлял собою шоссированный путь, связывающий Тифлис с Владикавказом через Главный Кавказ, хребет.
В конце XVIII в. и начале XIX ст. Военно-Грузинскою дорогою называлась вообще вся военная дорога, связывавшая Кавказ, линию с Грузией.
В 1781 г., с присоединением Грузии, военно-административный центр Кавказкой линии, крепость Моздок, были связан с Закавказьем рядом укрепленных постов, построенных для охраны сообщения с Грузией (укрепление Александровское на правом берегу Терека; укрепление Константиновское на р. Пседахе; редут Григориполис на перевале; укрепление Елизаветинское на р. Камбелеевке и крепость Владикавказ, построенная в 1784 г.). Этот естественный путь через Дарьяльские ворота Кавказ, хребта, как и другой естественный путь по западному берегу Каспийского моря через Дербентские ворота, существовал с незапамятных времен и по этому пути происходило движение народов и завоевателей из Малой Азии в Европу и обратно.
В 633 г. до P. X. по этому пути вторглись скифы в Армению и Малую Азию; в 204 г. до P. X. по этому же пути перешли Главный хребет и через Грузию обрушились на Армению хазары; в 513 г. по P. X. гунны-сабиры вторглись в Армению и прошли далее на север через Дарьяльское ущелье.
Во времена независимой Грузии через Главный хребет к Дарьяльскому ущелью ездили по горным тропам на вьючных животных. Русские войска впервые перешли Главный хребет по этому пути лишь во второй половине XVIII ст., при Екатерине II, когда начались наши непосредственные сношения с Грузией; до этого же времени они проникали в Закавказье (поход Петра Великого 1722 г.) через Дербентские ворота, т.-е. тем же путем, по которому Руссы достигли Персидского Азербайджана в 913 г.
Во время 1-й турецкой войны (1768—74 гг.) в Закавказье был послан отряд генерал-майора гр. Тотлебена с целью не только доставить защиту Грузин, царству, но, при содействии Имеретинского царя Соломона I и Грузинского царя Ираклия II, овладеть приморскими берегами, крепостями и, пользуясь благоприятными условиями, следовать до Трапезунда, для отвлечения турецких сил в эту сторону; отряд гр. Тотлебена состоял из Томского пехотного полка, 2 эскадронов карабинер, 2 эскадронов гусар, 200 донских казаков, 300 калмыков и 12 орудий; в Моздок гр. Тотлебен прибыл осенью 1769 г. и в октябре перешел через Главный хребет по направлению нынешней Военно-Грузинской дороги; отряд двигался крайне медленно, разрабатывал дорогу и строя мосты.
С не меньшими затруднениями прошел этот же путь в 1784 г. отряд полковника Бурнашева (2 батальона Кавказ, корпуса: Горский и Белорусский с 2 единорогами и 2 пушками), отправленный имп. Екатериной II по просьбе Ираклия II, оказать Грузии помощь против Омар-хана Аварского и Сулеймана-паши Ахалцыхского.
В третий раз русские войска перешли Кавказ, хребет через Дарьяльские ворота под началом полковника Сырохнева, отправленного в 1795 г. на помощь в Тифлис против опустошавшего Грузию Ага-Магомет-хана Персидского; выступив из Владикавказа 20 ноября, отряд достиг в начале декабря г. Душета, где узнал, что Ага-Магомет-хан после разорения Тифлиса отступил в Персию, вследствие чего полковник Сырохнев вернулся обратно на Кавказкую линию.
Четвертым переходом русских войск Главного хребта по ущельям Терека и Арагвы было возвращение из Закавказья, по приказанию имп. Павла I, части корпуса гр. Зубова, проникшего в Восточное Закавказье в 1796 г. через Дербентские ворота; разгромив персов и быстро овладев Дербентом, Шемахою, Баку и Ганжею, корпус гр. Зубова возвращался в Россию главными силами через Дербент, отделив в Муганской степи колонну генерал Римского-Корсакова на Мцхет, которая, перезимовав в Кахетии, весной 1797 г. перешла Главный хребет по Дарьяльскому ущелью.
В октября 1799 г. по Военно-Грузинской дороге вступил в Грузию 17-й егерский полк генерал-майора Лазарева, а в 1809 г. — Кабардинский полк генерал-майора Гулякова. После 5-го (Лазаревым) перехода через Дарьяльские ворота Главного хребта, русские войска уже не покидали Грузии и сообщение её с Кавказской линией по Военно-Грузинской дороге становится постоянным, хотя еще долгое время совершенно неустроенным и небезопасными. Чеченцы по-прежнему совершали опустошительные набеги на участок дороги от Моздока до Владикавказа, а осетины продолжали взимать пошлину в ущельях Главного хребта не только с торговых караванов, но далее и с казенных транспортов и курьеров. И лишь в 1830 г. отряд генерал кн. Абхазова прошел всю горную Осетию и Джераховское ущелье и привел к присяге осетин, установив среди них управление под русским контролем с этого же года.
Военно-Грузинская дорога окончательно переходить в русское управление, и принимаются меры для её благоустройства и безопасности сообщения (разработка полотна, постройка Дарьяльского и Дуараховского укреплений, устройство объездов на опасных от завалов местах и т. и.).
С 1855 г. начались тщательные изыскания для устройства вполне безопасного пути, а в 1859 г. последовало Высочайшее утверждение проекта новой дороги, которая в Главном направлении совпадала с древним путем на Гудаурский перевал (через Крестовую гору); в 1863 г. было проложено шоссе через Главный хребет и на Душетских горах, и с тех пор, не изменяя общего направления, продолжали улучшать шоссе, непрестанно изыскивая способы для обеспечения его от разрушит. явлений природы.
В начале XX века, Военно-Грузинская дорога, начинаясь у Тифлиса (1.350 фт. над ур. м.), постепенно поднималась до Крестовского перевала (7.972 фт.) через Главный хребет, от которого спускалась к Владикавказу (2.568 фт.). Она пролегала сначала долиной р. Куры, затем переходила в долину р. Арагвы, а переваливши хребет, опускается в ущелье Терека, по которому и следует до выхода из гор.
Общая длина шоссе между Тифлисом и Владикавказом 200 ? вер., разделенных на 12 почтовых перегонов (Мцхет—20 ? вер., Цилканы—14 ?, Душет—17 ?, Ананур — 16 ?, Пассанаур—21, Млеты—18 ?, Гудаур —14 ?, Коби—16, Казбек—17, Ларс—14, Балта—17, Владикавказ— 12); почтовые станции состояли из каменных, просторных зданий с комнатами для проезжающих, обширными каменными конюшнями, навесами для экипажей, помещениями для склада фуража и пр.
Военно-Грузинская дорога не лишена была, однако, и опасностей от завалов, мятелей и разрушений, производимых бешенным течением Терека. Завалы (снежные и земляные) бывали преимущественно между ст. Млеты и Казбек; для обеспечения от них устраивались галереи, примыкающие к скатам гор.
К весьма редким, по грозным явлениям природы относятся завалы горы Казбека, бывающие между ст. Казбек и Ларс; со времени утверждения русского владычества на Кавказе было три таких завала: в 1807, 1817 и в 1832 гг.; из них последний, сбросив массу снега, льда и камней, совершенно завалил Дарьяльское ущелье на протяжении 2 верст и прекратил сообщение на 10 дней, а течение Терека на 8 дней, отчего около ст. Казбек образовалось озеро до 5 вер. в окружности.
В технических отношении Военно-Грузинская дорога разработана хорошо, за исключением скалистого Дарьяльского ущелья, везде спускам и подъемам была придана крутизна между 1/20 и 1/25 что допускало спуски рысью и даже без тормоза тяжелых экипажей; переправы везде постоянные по каменным и железным мостам (наиболее значительные: близ Тифлиса через р. Веру, в 7 вер. от Тифлиса через р. Дигомку, через р. Куру у ст. Мцхет, через р. Арагву в ?-вер. выше Млет и через Терек близ Дарьяла).
От Тифлиса до Млетского подъема (115 вер.) дорога проходила по местности плодородной и хорошо населенной, но жители (почти исключительно грузины) сгруппированы по мелким селениям, разбросанным по крутым горным скатам; на Главном же перевале, между Млеты и Коби, встречались только изредка бедные и неопрятные аулы осетин, а за Казбеком и далее по ущелью Терека, населения почти нет. Т. образом, войскам при движении приходилось располагаться только биваком, но и бивачное расположение крайне неудобно на большей части пути, т. к. в узких ущельях только изредка встречаются небольшие площадки, во время половодья часто затопляемые.
Подножный корм имелся в незначительном количестве лишь на Гудаурском перевале; топливо в изобилии на всем протяжении к югу от перевала, но к северу от него лес исчезает и дрова, привозимые издалека, дороги.
Отличная вода в изобилии повсюду.
С проведением железной дороги от Петровска через Баладжары к Тифлису, военное значение Военно-Грузинской дороги несомненно значительно уменьшилось, но до устройства прямой перевальной железной дороги через Главный хребет, она продолжало сохранять важное значение единственного, благоустроенного кратчайшего колесного пути между Закавказьем и Европейской Россией.
Важнейшее военное значение Военно-Грузинской дороги с особенной наглядностью выяснилось в войну 1877—78 гг., когда Черное море было для нас закрыто.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!