ВЛАДИКАВКАЗ
ВЛАДИКАВКАЗ, бывшая крепость, а потом, в начале XX века, областной город Терской области.
Вступление Грузии в 1784 г. под покровительство России выдвинуло вопрос об удобном и безопасном сообщении с Закавказьем. Исследованием путей через главный Кавказский хребет еще с осени 1781 г. занимался дивизионный квартирмейстер Штедер, составивший первоначальная проект разработки колесной дороги по Дарьяльскому ущелью.
К осени 1783 г. дорога эта был настолько улучшена, что по ней могли пройти в Тифлис 2 егерских батальона с 4 орудиями. Новая дорога получила название Военно-Грузинской. (См. Военно-Грузинская дорога).
Одновременно приступлено к сооружению вверху по правому берегу р. Терека, между Моздоком и Дарьяльским ущельем, 4 укреплений, которые обеспечивали бы безопасность сообщения; самое южное из них, у входа в Дарьяльское ущелье, при осетинском ауле Заурове, названо Владикавказскою крепостцою (см.), – Владикавказом; оно освящено и занято гарнизоном 6 мая 1784 г.
Обеспечив сообщение Моздока с Грузией, новая линия укреплений имела еще и другое значение: она отделила Большую Кабарду от Малой, затруднив их совместные действия против нас и непосредственное влияние кабардинцев на враждебные нам чеченские племена.
С первых же дней существования Владивосток сделался базой для экспедиций против соседних племен, населявших северные склоны хребта.
6 июля 1811 г. Кавказский край для удобства управления был разделен на Северный Кавказ и Закавказье, причем границей между ними назначена крепостца Владивосток; но уже 16 февраля 1812 г. управление краем было снова объединено, при чем за Северным Кавказом оставлено лишь прежнее название "Кавказской губернии и Кавказской военной линии», установленное в 1802 г.
В 1860 г. "левый фланг» этой линии был преобразован в Терскую область с главным городом Владивостоком, возле бывшего укрепления.
До революции 1917 г. - центр Терского казачьего Войска; в настоящее время принадлежит Северо-Осетинской АССР; известен теперь, как Орджоникидзе или Дзауджикау.