ВОЕННО-ОСЕТИНСКАЯ ДОРОГА
ВОЕННО-ОСЕТИНСКАЯ ДОРОГА, соединяет Кутаисскую губернии с Терской областью, следуя из Кутаиса через а. Они и Мамисонский перевал (9.282 фт.) Главного Кавказского хребта к г. Владикавказу.
Первая рекогносцировка Мамисонского перевала была произведена в 1823 г.; для этой цели, по приказанию генерала Ермолова, из Владикавказа был командирован инженер-майор Кершин, но, вследствие враждебного к нам отношения жителей Твибского общества, ему не удалось перейти через перевал и он мог снять Мамисонское ущелье лишь с высот Зругского общества. В том же году, для осмотра перевала с южной стороны, был командирован из Гори отряд полковника Попова, состоявший из 2 рот Херсонского гренадерского полка и 25 казаков; отряд полковника Попова прошел из Гори по ущелью р. Ляквы, мимо оз. Ерцо, в ущелье р. Джодоры, а затем через Они вверх по Риону к Мамисонскому перевалу; но и отряд Попова были встречен недружелюбно жителями сел. Твиби и вернулся назад по пройденному пути.
В 1824 г., для осмотра Мамисонского перевала, полковник Попов был командирован вторично, но на этот раз уже с более сильным отрядом, состоявшим из 5 рота Херсонского гренадерского полка, сотни казаков полковника Грекова № 5 полка и 2 горных единорогов; отряд выступил из Гори 3 сентября и проследовал тем же путем, по которому Попов прошел и в 1823 г.; на этот раз жители Твибского общества не препятствовали нашему движению, а напротив того, сами вышли отряду навстречу и сопровождали его при вступлении в с. Твиби; 10 октября отряд возвратился в Гори. В следующие годы разведки в этой части Главного хребта продолжались, т. к. управлявшие Закавказским краем Ермолов, Паскевич, бар. Розен и кн. Воронцов признавали очень важным открытие через Главный хребет нового колесного пути на случай преграждения сообщения по Военно-Грузинской дороге.
Эти разведки выяснили наиболее доступность Мамисонского перевала. 16 апреля 1858 г. был утвержден кн. Барятинским проекта Военно-Осетинской дорогои через этот перевал и 1 мая того же года была начата её постройка; с 1858 по 1863 г. продолжалась разработка дороги по северному склону хребта, от урочища св. Николая до перевала, а с 1858 по 1888 г. разрабатывалась дорога по южному склону от перевала до Кутаиса. Длина всей дороги 283 вер., из них 157 вер. от Кутаиса до Мамисонского перевала. Начиная от Кутаиса до устья р. Чанчах, т.-е. на протяжении 128 вер., дорога все время идет по правому берегу Риона; от устья р. Чанчах до сел. Гуршеви шоссе направляется по левой стороне ущелья Чанчах до Мамисонского перевала, перейдя который спускается Мамисонским, а затем Алагирским ущельями к Владикавказу.
Конфигурация горных отрогов, по которым разработана Военно-Осетинская дорога, не допускала возможности таких завалов, которым подвержена ежегодно Военно-Грузинская дорога; на Мамисонском перевале не бывает снежных завалов, и сообщение во время зимних метелей затруднительно только на протяжении не более двух верст по обе стороны перевала; перевал зимой покрывается снегом, при чем сообщение на нем прекращается, но пешее сообщение существует круглый год.
Военно-Осетинская дорога, по своему военному значению уступает Военно-Грузинской дороге и может служить, в случае необходимости, лишь для движения с Северного Кавказа тех войск, кои будут направлены для усиления отрядов, оперирующих на Рионском участке Кавказского театра военных действий.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!