Подрывные работы в Российской Императорской армии

Подрывные работы

ПОДРЫВНЫЕ РАБОТЫ, возлагаемые на саперные батальоны и крепостные саперные роты, сводились, гл. обр., к следующему: усиление позиций фугасами и заграждение фугасами рек; подрывание ледяных площадей и заторов; подрывание камней и разработка скалистого грунта при дорожных и траншейных работах; разрушение искусственных препятствий; разрушение отдельных каменных стен и зданий; разрушение железных дорог и станций; разрушение мостов (см. Разрушение и восстановление мостов) и других искусственных сооружений.

На понтонные батальоны возлагались, в общем те же задачи, за исключением разрушения искусственных препятствий, стен, зданий, железных дорог и станций.

Кавалерийским отрядам могло быть поручено гл. обр.:

1) разрушение железнодорожного пути между станциями и малых мостиков на них;

2) приведение в бездеятельность небольшой железнодорожной станции;

3) взрывание железнодорожных мостов, постоянных и временных.

Для выполнения указанных задач, как инженерные войска, так и кавалерия снабжались, особым подрывным имуществом. Так, каждая саперная рота была снабжена имуществом по табели 1908 г. (приказ по Военному ведомству № 588). Почти все имущество перевозилось на 4 двуколках, причем каждые 2 двуколки имеют все необходимое для производства работ и м. следовать за полуротой, в случае поручение ей самостоятельной задачи.

Взрывчатым веществом служил пироксилин; в дальнейшем, его предполагается его заменить толом.

Пироксилиновые шашки имелись 3 сортов: большие — в виде 6-граненых призм весом 60—65 зол. (при 3% влажности), малые — такой же формы, но весом 28 зол., и цилиндрические весом 13 зол.

Пироксилин укладывался в 10 ящиках, из которых 3 вместимостью на 3 пд., 2 — на 2 пд., 2 — на 11/2 пд. и 3 — на 1 пд. (всего около 19 пд.).

Большая часть пироксилина перевозилась во влажном состоянии. Часть сухих шашек помещалась, для предохранения от сырости, в цинковые чехлы и служили в качестве запальных. Для производства взрывов заряды составлялись из влажного пироксилина с добавлением 1/40—1/20 части сухого.

Взрывы производились при помощи капсюлей, воспламеняемых огнепроводным шнуром, медленно горящим (Бикфорда, см.) или детонирующим, или запалом (см.).

Детонирующий шнур применялся, когда потребно было взорвать несколько зарядов сразу.

В этом случае концы шнуров сводились в один пучёк и взрывались при помощи капсюля или буровой пироксилиновой шашки.

Заряды могли быть взорваны также одновременно, если соединить их друг с другом отрезками шнуров последовательно; при этом необходимо, чтобы один конец отрезка б. привязан к заряду, а другой конец был снабжен капсюлем, который надлежало вставить в соседний заряд; 1-й заряд взрывался обыкновенным способом.

Для взрывания зарядов при помощи запалов, посредством электрического тока, заготовлялся новый образец магнитоэлектрической машинки: 3-магнитный индуктор, дающий при 400 омах внешнее сопротивление около 75 вольт и 0,2 ампера.

С помощью этого прибора можно было взрывать в полевой обстановке одновременно по 20 запалов, как искровых (штатных), так и платиновых, применяемых за границей и в частной промышленности.

Поверка состояния сети проводников и зарядов, т.-е. общего сопротивления цепи производилось посредством буссоли или, более точно, посредством особого измерительного прибора, омметра, дающего непосредственные показание в Омах.

В кавалерийском подрывном деле как взрывчатой вещество употреблялся порошкообразный тол, спрессованный в виде шашек (патронов) с прямоугольным основанием, имеющих размеры 2?2?4 дм. и вес в 1 фн.; патроны помещались в цинковые оболочки.

Каждый эскадрон или сотня снабжались особым подрывным вьюком, в котором перевозилось 60 таких патронов, а также необходимые для производства взрывов принадлежности, материалы и инструмент, кроме того, инструмент для порчи пути в ручную.

Подрывное имущество эскадронов было рассчитано на производство только одиночных взрывов, притом небольшими зарядами (8—10 фн.) и исключительно при помощи Бикфордова шнура.

В эскадронах подрывному делу обучались все унтер-офицеры и окончившие полковую учебную команду, а также разведчики.

Подрывное отделение дивизионных конно-саперных команд, назначаемые для исполнения более сложных полк задач, гл. обр., для взрывания мостов, снабжены в значительно большей мере взрывчатым веществом (20 пд.) и подрывным имуществом, перевозимых в 2 двуколках. В каждой двуколке перевозится по 10 пд. толовых патронов, уложенных в 8 ящиках вместимостью в 1 и 11/2 пд. Для производства взрывов применяется как Бикфордов шнур, так и быстрогорящий.

1) Подрывание камней и разработка скалистого грунта производится инженерными войсками, при прокладке дорог в гористых местах. Отдельные большие камни убираются посредством раздробление их зарядами, расположенными снаружи камня, или в высверленных в нем буровых скважинах. Наружными зарядами взрываются камни объемом не более 1/2 кб. сж. при помощи пироксилина или др. дробящих веществ; нужно 12—15 зол. пироксилина на 1 кб. фт. камня. Заряды прикрывают дерном или др. подручным материалом. Для выделки и заряжания буровых скважин, в обозе саперной роты возятся: стальные сверла, в 2, 3 и 4 фт. с шириной лезвия в 11/2 дм., железные молотки, весом в 5, 10 и 15 фн., железная ложка и прибойник деревянный и железный с медным наконечником. Работа производится 2 рабочими. Для облегчения работы, в скважину наливается вода. Два человека в 1 ч. выделывают в твердой породе 4 дм. скважины. Глубина скважин 1—3 фт.; расстояние между ними — не менее 2 глубин их. Скважины заряжаются порохом на 1/3 и пироксилином на 1/4 их глубины. В общем, при взрывании отдельных камней на 1 кб. фт. камня потребно около 3 зол. пороха и вдвое меньше пироксилина. При заряжании скважины порохом, ее сперва осушают, затем всыпают половину заряда, вставляют кусок Бикфордова шнура, досыпают остальную часть заряда и делают забивку. Поверх заряда кладется сперва пыж из пакли, бумаги и т. п.; забивка располагается слоями, уплотняемыми прибойником. Лучшая забивка — мелкий песок; при другом, более сжимаемом материале, уплотняют его сперва деревянным (для предосторожности), а потом и железным прибойником, по которому ударяют молотком. При пироксилине запальную шашку опускают в скважину со вставленной зажигательной трубкой. Забивка производится не ударами, а легким нажиманием прибойника. При разработке скалы, скважины выделываются под угл. 45° к поверхности её (черт. 1), так чтобы расстояние bd было меньше ab. В этом случае часть скалы отрывается по линии bc, При неправильном положении скважины (черт. 2) получаются неполные отрывы. Наивыгоднейшее положение скважины, когда она могут быть высверлена параллельно поверхности скалы. При устройстве выемки в косогоре работу начинают в нижней части выемки, стараясь образовать невысокую отвесную стенку; в дальнейшей работе скважины выделывают в этой стенке сбоку, наклонно или сверху, параллельно ей. Разброс мелких осколков при взрыве пороховых зарядов достигает 100 шаг.; пироксилиновые заряды в неглубоких скважинах иногда дают большой разлет. На разработку 1 кб. сж. скалы средней прочности потребно около 4 фн. пороха или вдвое меньше пироксилина, динамита и т. п. При отрывке рвов, окопов и укреплений, иногда также выгодно применять взрывы. Так, глина, щебень, смешанный с глиной, суглинок и прочее, а также обыкновенный мерзлый грунт, трудно поддающиеся раздроблению киркой, легко могут быть разрыхлены небольшими зарядами взрывчатого вещества, помещенными в скважинах, выделанных при помощи ломов или ручных буравов. Глубина скважин — 3 фт.; величина зарядов для глины, смешанной со щебнем — 1/2-фн.; скважины располагаются по сторонам квадратов, на 2 Л. Н. С.; уплотнение забивки не требуется. Полезно предварительно выделать в ручную или пользуясь взрывами отдельных шашек, узкий ровик глубиною несколько более глубины скважин; одна из стенок ровика д. б. вертикальна; позади неё и выделываются скважины. Для разрушения замерзшей почвы скважины лучше выделывать под углом до 45°, по возможности через всю толщину мерзлого слоя, и на 1/4 заряжать пироксилином.

2) Подрывание ледяных площадей и заторов в крепостных водяных рвах и на реках — для пропуска судов и при подрывании заторов. При небольшой толщине (5—6 дм.) лед взламывается в ручную, топорами и пешнями (деревянными шестами с железными наконечниками). При большей толщине выгоднее пользоваться взрывами. Заряды, преимущественно пороховые, помещаются под лед на глубине 4-7 фт. Величины зарядов (наибольшие) могут быть определены по выражению: C=0,1h3, где C — вес заряда в фн., h — глубина погружение (Л. Н. С.) в фт. Взрыв образует полынью диаметром около 4 Л. Н. С. На таком расстоянии заряды, и располагаются в шахматном порядке. На взрывание 1 кв. сж. льда потребно около 1 фн. пороха. Заряды помещаются в картонные осмоленные гильзы или в жестянки и прикрепляются к крестовинам (черт. 3), из жердей, или привязываются к веревочным концам, с помощью которых опускаются под лед. Пироксилиновые, динамитные или толовые заряды могут быть вдвое меньше пороховых; при этом получаются полыньи несколько меньше, но лед дробится на более мелкие куски и выбрасывается вместе с тонким столбом воды вверх. Для разрушения ледяного затора, если ниже затора не образовалось на реке естественной ширины полыньи, устраивают ее искусственно, затем делают взрыв в самом заторе, начиная с низовой стороны его. Пороховые заряды берутся по возможности большие и располагаются на глуб. 8—10 фт. Колодцы выделываются длинными пешнями. На 1 кб. сж. взорванного льда нужно около 2 фн. пороха. Располагая заряды в 1, 2 или 3 ряда, смотря по величине затора, последовательными взрывами стараются образовать через весь затор канал, по которому лед м. бы уноситься к полынье и далее, под нетронутый лед.

3) Подрывание орудий производится взрывом 3-фн. пироксилиновых зарядов на казенной части орудия, против затвора; на теле орудия образуется помятие, препятствующее открыванию затвора. Помещение заряда внутри орудия, хотя достигает цели, но часто ведет к разрыву орудия и разлету осколков. Лафеты портят, взрывая 2-фнт. заряды у подъемного механизма. Для крепостных и осадных орудий нужно 5—10 фн. пироксилина. Для полного раздробления орудия внутри его располагается удлиненный заряд; для стальных орудий нужно около 3 фн. пироксилина на 1 дм. клб. орудия; забивка водой или песком. Во избежание большого разлета осколков орудие взрывается в яме, покрытой сверху 2 рядами бревен и слоем земли около 2 фт.; иначе осколки разбросает на 1000 шаг.

4) Подрывание тоннелей производится преимущественно по концам; заряды располагаются над сводом и за опорными стенами, с целью завалить вход и выход. Для увеличения разрушения заряды могут быть расположены и в середине тоннеля. При обрушении входного участка тоннеля заряд над сводом помещается в минном колодце или в конце галереи, выделанной из откоса горы. Заряд должен отстоять от входа в тоннель на 3—8 сж. и от внутренней поверхности свода на 10-16 фт. (для увеличения объема земли в обвале). Заряды за опорными стенками располагаются против пят свода, также на 10—16 фт. от внутренней поверхности их, причем крайние должны отстоять от входа не ближе 3 сж. Число боковых зарядов — 4 или 6, расстояние между ними — 2 Л. Н. С. Для помещения этих зарядов, изнутри тоннеля выводятся галереи с деревянной обшивкой, в свету 3—2 ? фт.; из них вправо и влево выводятся рукава, в конце которых устраиваются камеры. При недостатке времени или в очень твердом грунте выделывают только прямые входные рукава, дл. 8—10 фт., с боковыми камерами, и уменьшают расстояние между зарядами до 1 ? Л. Н. С. Заряды вычисляются по выражению: C=0,2h3, где C — заряд пироксилина (или сходных с ним по силе веществ) в фн., h— Л. Н. С. в фт. Пороховые заряды берутся вдвое больше или рассчитываются как усиленные горны, по грунту. Забивка входных галерей делается земляными мешками и усиливается досчатыми щитами с распорками. Если заряды располагаются в средней части тоннеля, то при поспешном подрывании его ограничиваются только боковыми зарядами за опорными стенами. На подготовительные работы идет около 2 суток. В тех случаях, когда ожидается возможность оставить почему-либо тоннель, находящийся в нашем пользовании, подготовительные работы производятся заблаговременно (черт. 4). При этом галереи делаются сводчатыми: выс. 5 фт., ширина 3 фт., с каменными одеждами. В галерее над сводом выделывается 1—2 камеры в 5?5 фт., которые д. приходиться над средние группы из 4 нижних, боковых камер (при 2 верхних камерах длина галереи до 18 сж.). Число боковых камер — 4—10, размером 4?4 фт. В середине тоннеля выделывается 4 боковые камеры и над ними 1 верхняя против замка и свода. Сообщение с верхней камерой по ходу, выведенному вертикально, позади одной из опорных стен тоннеля, при помощи железных лестниц и канатов на блоке. Если верхние камеры не устраивают, число боковых доводят до 8. Для поспешного разрушения тоннеля рекомендуется располагать заряды в середина тоннеля; заряды помещаются непосредственно за опорными стенами, на высоте пят. При недостатке времени подрывают входы, располагая один заряд над сводом непосредственно на кладке. Если тоннель выделан в скалистом грунте, то, вследствие трудности получения больших обвалов грунта, дается указание загромоздить тоннель гружеными вагонами и подорвать их колеса. В франко-прусскую войну 1870—71 гг. подорвано до 10 тоннелей.

5) Подрывание искусственных препятствий достигает цели, если представляется возможность расположить заряд в самом препятствии и если ширина его не превосходит 4 сж. Наиболее пригодны удлиненные заряды, дл. 8-10 фт., составленные из ряда больших пироксилиновых шашек (вес. 60—65 зол.) или однофунтовых тротиловых (толовых). Шашки плотно завязывают в холст и прикрепляют к жерди. Зажигательная трубка вставляется в крайнюю шашку. Капсюли вставляются еще в 2—3 местах посредине заряда. Каждый такой заряд, положенный поперек препятствия, расчищает в проволочной сети площадь шириной около 10 фт. и несколько больше по длине. В зависимости от этого, для образования прохода в 4-сж. сети располагают 2 заряда, причем 1-й, с зажженным фитилем, бросается возможно дальше на препятствие, а 2-й подсовывается под ближайшую его часть. Для увеличения ширины прохода до 3 сж. располагаются 2 пары таких зарядов, на расстоянии 1 ? сж. одна от другой. Засека разрушается удлиненными зарядами значительно лучше, а потому нет надобности располагать передовые заряды. Сосредоточенный пироксилиновый заряд, положенный в ближайшей части проволочной сети 4-сж. ширины, образует в ней сквозной проход лишь в том случае, если величина его не менее 2 пд. Крепостные железные решетки — простые — разрушаются или удлиненными зарядами, в которых на 1 пог. фт. длины приходится 3—4 фн. пироксилина, или несколькими, такого же веса, сосредоточенными зарядами (если в кладку заделаны только отдельные стойки). Решетки 3-рядные, германского типа или иные, разрушаются только большими бризантными зарядами, например, весом 4 пд., и только в том случае, если они помещаются в промежутке между средним и одним из крайних рядов решетки.



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Подрывные работы в Российской Императорской армии"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Подрывные партии
  • - Демолирование
  • - Батальон железнодорожный
  • - Геккель, Александр Иванович, инженер, генерал-майор
  • - Краткая хроника железнодорожных войск
  • - Сапер
  • - Владивостокский Крепостной Саперный батальон
  • - ВЗРЫВ


  • Название статьи: Подрывные работы в Российской Императорской армии


    Источник статьи:  Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., тт. 1-18


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru