Пацевич, Петр Иванович, генерал-майор, инженер путей сообщения
Пацевич, Петр Иванович, генерал-майор, инженер путей сообщения
Происходил из дворян Петербургской губернии, родился в 1800 г. Двухлетним ребенком П. И. Пацевич лишился отца и вместе с матерью, урожденной Львовой, поселился в Петербурге, в семействе своего дяди, Федора Петровича Львова (отца Алексея Федоровича Львова, творца народного русского гимна).
В этой высокообразованной талантливой семье П. И. Пацевич провел детство и юность, получил прекрасное образование и вместе со своими двоюродными братьями, Львовыми, поступил в 1818 году в Институт Корпуса Инженеров Путей Сообщения, где по экзамену произведен в 1820 году в прапорщики и в 1823 году, в чине поручика, выпущен на службу по устройству шоссе от Москвы до Твери.
На этих работах П. И. Пацевич оставался до 1826 г., исполняя в последующее время отдельные поручения и командировки.
От августа по декабрь 1826 года П. И. Пацевичу было поручено устранение беспорядков по управлению судоходством на р. Волге на участке Нижний-Новгород—Саратов.
До апреля 1827 г. под наблюдением Пацевича производились работы в городе Ладоге у шлюзов Ладожского канала.
Со второй половины 1827 года Пацевич почти год был в командировке к полковнику Троттеру для изыскания средств к доставке лиственных лесов из Пудожского уезда к С.-Петербургскому Адмиралтейству. Для означенной цели Пацевич произвел съемки и промеры частей Онежского оэера и реки Свири, в устье которой он устроил казарму и гавань для причала казенных судов и пароходов.
С июня 1828 г. по июль 1831 г. Пацевич руководил работами по устройству бечевников на pp. Сухоне и Северной Двине.
В 1831 г. по май 1832 г. он занимался устройством бечевника на р. Неве. В мае 1832 года Пацевичу были поручены изыскания и составление проекта на постройку шоссе от города Острова до Бобруйска. По окончании этих работ он с конца 1832 года состоял директором работ по устройству и содержанию дорог около С.-Петербурга.
В этой должности П. И. Пацевич оставался до 1838 года, когда был назначен директором работ на Московском шоссе от Едрова до Москвы.
Главноуправляющий граф Толь неоднократно в своих приказах выражал П. И. Пацевичу благодарность за прекрасное состояние шоссе и за исправное его содержание.
В 1840 году граф Толь выразил особую благодарность Пацевичу за отличную его деятельность и усердие по наведению в г. Твери Волжского моста, снесенного лесными гонками (сплаве леса) при необычайном разливе. Отличаясь идеальною честностью, исполнительностью, добротою и деликатностью, Пацевич, при тогдашнем строе русской жизни, не всегда оказывался желанным сотрудником и вынужден бывал оставлять Государственную службу.
Первый раз П. И. Пацевич вышел в отставку в феврале 1841 года, но через год вновь поступил на службу в корпус инженеров военных поселений.
При установлении, 18-го мая 1843 года, штата Департамента военных поселений, П. И. Пацевич назначен был состоять при Департаменте на случай командировок. В этой должности, однако, он пробыл недолго, оставив службу уже в ноябре 1843 года. Вновь на службу П. И. Пацевич поступил в июне 1846 года в чине полковника, в распоряжение I (Петербургского) Округа Путей Сообщения, в котором, в январе 1847 года, был назначен членом Общего Присутствия Правления Округа.
В марте 1848 г. П. И. Пацевич был командирован в г. Моршанск для принятия мер к устранению остановок по Цнинскому судоходству.
В октябре 1848 года Пацевич назначен был членом Комиссии, Высочайше учрежденной для сооружения в С.-Петербурге Воскресенского женского монастыря (Ново-Девичьего), а в июне 1849 года — непременным членом Общаго Присутствия С.-Петербургской Губернской Строительной и Дорожной Комиссии.
В этой должности Пацевич состоял до мая 1858 года, когда занял пост исправляющего должность начальника Казанского округа Путей Сообщения.
В апреле 1860 г. он произведен был в генерал-майоры с утверждением в должности начальника Округа. В этом звании он пробыл до своей кончины, последовавшей 7-го апреля 1865 года.
Время управления П. И. Пацевичем Казанским Округом было весьма неблагоприятное для водных путей. Все внимание правительства было обращено на устройство железных дорог, а на водные пути, находившиеся единственно во владении Казанского Округа, несмотря на всю их важность и значение (р. Волга и её притоки: Сура, Кама, Чусова, Белая и др.), отпускались самые ограниченные средства. В размере скромных ассигнований П. И. Пацевичем было сделано все, чтобы облегчить плавание, как-то: обстановка затруднительнейших перекатов, устройство пристаней, справедливый и скорый разбор всяких споров и пререканий между судоходцами и пароходовладельцами. Благодаря подобному внимательному отношению судоводство и особенно пароходство непрерывно развивалось на pp. Волге и Каме и достигло весьма значитедьных paзмеров; сам же П. И. Пацевич пользовался большою любовью и популярностью среди многочисленных волжских судопромышленников и пароходовладельцев.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.