ОДИН НА СЛЕЙПНИРЕ СКАЧЕТ
ОДИН НА СЛЕЙПНИРЕ СКАЧЕТ
REX LUPUS DEUS
Древен мир. Он древней. Плащ Одина как вретище,
Ржа веков на железном мече.
Черный ворон Хугин, скорбной Памяти детище /1/,
У него на плече.
И.А. Бунин. Один.
Один на Слейпнире /2/ скачет,
Гери и Фреки /3/ рычат,
Вещие вороны крячут,
По небосводу летят.
Тучи проносятся мимо.
Волчий разносится вой.
Близится неумолимо
Гибели час роковой.
Плащ развивается алый,
Слышится топот копыт.
Гунгнира /4/ грозное жало
Нежити злобной грозит.
Один погибнет сегодня,
Но перед тем его меч
Множеству чад преисподней
Шеи отделит от плеч.
ПРИМЕЧАНИЯ
/1/ Согласно сохранившимся в Исландии и дошедшим до наших дней сборникам норманнских мифов и сказаний – стихотворной "Старшей Эдде» и прозаической "Младшей Эдде» скальда Снорри Стурлусона - богу воинов и мертвецов, вещему "Всеотцу» Одину служили два черных ворона – Хугин (Hugin, олицетворяющий силу интеллектуальной мысли) и Мунин (Munin, олицетворяющий силу памяти, то есть интеллектуальной рефлексии), к чьим голосам "Всеотец» постоянно прислушивался, выведывая от них все более глубокие тайны. Говоря словами самого Одина (в "Речах Гримнира» из "Старшей Эдды»):
Хугин и Мунин
Над миром все время
Летают без устали...
В течение дня черные вороны Одина облетали весь подлунный мир, после чего, возвращались к престолу своего повелителя, садились ему на плечи и сообщали обо всем увиденном и услышанном за день. Любопытно, что континентальные германцы (в частности, немцы) даже после перехода в Христианство сохранили эти представления, хотя и перенесли их (включая двух воронов-информаторов) на историческую личность – римско-германского императора-крестоносца Фридриха I Барбароссу (а порой и на внучатого племянника Барбароссы - Фридриха II Гогенштауфена). Император Фридрих спит до поры-до времени беспробудным сном в некоем потаенном месте (чаще всего легенды помещают его в недра горы Киффгейзер в Тюрингии или вулкана Этна на Сицилии) со своими верными рыцарями, а два его верных ворона выполняют функции воронов Одина. Получив от них весть о том, что в Иерусалиме процвела наконец увядшая смоковница, проклятая Спасителем за то, что не дала доброго плода, император пробудится, выйдет из недр горы, восстановит Римскую империю, сразится с Антихристом, освободит Святой град Иерусалим, повесит на процветшей смоковнице свой меч и щит и вручит Вселенскую державу, вместе с короной и скипетром Богу – своему Небесному Сеньору. Сходные легенды о Спящем Властелине существовали и у других народов (у французов – о Карле Великом, у британцев – о короле Артуре, у датчан – о Хольгере Датчанине, и т.д.).
В своем стихотворении Один, последнюю строфу которого мы избрали в качестве эпиграфа, наш гениальный стихотворец И.А. Бунин допустил неточность (а возможно - просто поэтическую вольность), приписав черному ворону Хугину функции его брата-близнеца Мунина.
/2/ Слейпнир - волшебный восьминогий конь Одина (способный скакать на одних четырех ногах в этом мире, а на других - в мире потустороннем).
/3/ Гери и Фреки — два волка, которые сопровождают бога Одина. На древнеисландском Geri означает "жадный», а Freki — "прожорливый».
Волки-спутники Одина упоминаются в стихотворной "Старшей Эдде» и прозаической "Младшей Эдде», а также в скальдической поэзии.
В "Речах Гримнира» (одна из саг "Старшей Эдды»), стихе 19, говорится, что Один вкушает лишь вино, а всю остальную еду, что стоит у него на столе, он бросает двум волкам, лежащим у его ног:
Гери и Фреки
кормит воинственный
Ратей Отец;
но вкушает он сам
только вино,
доспехами блещущий.
Исследователь Михаэль Шпигель связывает Гери и Фреки с древними германцами, среди которых часто употреблялись "волчьи» имена, как например, Wulfhroc ("Облачённый волком»), Wolfhetan ("Волчья шкура»), Isangrim ("Серая маска»), Wolfgang ("Движущийся как волк» или "Идущий за волком»), Wolfdregil ("Бегущий как волк» ), Vulfolaic ("Танцующий с волками»).
Шпигель указывает на общегерманскую роль волчьего культа, который был в сжатой форме отображён в скандинавской мифологии и ослаб по мере христианизации Европы. Кроме того, он проводит параллели между Гери и Фреки и образами колдовских волков в других индоевропейских культурах. "В Индии периода Вед волк является животным-спутником Рудры, у греков - Аполлона, у римлян — Марса, у немцев — Вотана. Гери и Фреки — не просто животные, но мифические существа, воплощающие физическую мощь Вотана (Одина - В.А.)».
/4/ Гунгнир (датск., норв., швед. Гунгнер, т.е. "Потрясатель») в германо-скандинавской мифологии - копье Одина (являющееся, одновременно, Мировым Древом - ясенем Иггдрассиль - и в то же время - конем Одина).
Копье было выковано двумя кудесниками-кузнецами - карликами-свартальвами (черными альвами), сыновьями Ивальди (в некоторых источниках упоминается гном Двалин, введенный впоследствии Толкиеном в его эпопею о Властелине Колец), чтобы показать богам мастерство подземного народа. Однажды Локи отрезал у Сив ее золотые волосы. Тор поймал Локи и хотел переломать ему все кости,но тот заверил разгневанного бога,что добудет новые золотые волосы для Сив у черных альвов. Сыновья Ивальди сделали такие волосы,а заодно изготовили волшебный корабль Скидбладнир (который можно было сложить, как платок и спрятать в карман) и копье Гунгнир. Затем Локи поспорил с альвом Брокком и его братом Эйтри,что Эйтри не выковать сокровищ,подобных тем,что были изготовлены сыновьями Ивальди. Эйтри выиграл спор,изготовив вепря по имени Гуллинбурсти,что значит "Золотая Щетина» (другое его имя - Страшный клык), кольцо Драупнир и молот Мьелльнир. Корабль Скидбладнир и вепрь Золотая Щетина достались Фрейру, золотые волосы - Сив, Мьелльнир - Тору, кольцо Драупнир и копье Гунгнир-Одину. Гунгнир обладал волшебным свойством поражать любую цель, пробивая самые толстые щиты и панцири и разбивая на куски самые закаленные мечи:
"Тогда Локи отдал Одину копье Гунгнир,Тору-волосы для Сив, а Фрейру - корабль Скидбладнир. И он обьяснил, в чем суть тех сокровищ: копье разит,не зная
преграды; волосы,стоит приложить их к голове Сив,тотчас прирастут,а кораблю Скидбладниру,куда бы не лежал его путь, всегда дует попутный ветер...»
Знаменитый меч героя Сигмунда (отца Сигурда Драконоубийцы)- Барнсток (затем после перековки получил имя Грам), рубящий даже камень, сломался о копье Одина, который приняв вид человека в синем плаще (Один часто принимал такие обличья), пришел на поле битвы помочь конунгу Люнгви,сражавшемуся с Сигмундом и Эйлими:
"А когда продлился бой тот некое время,явился на поле том человек в нахлобученной шляпе и синем плаще; был он крив на один глаз, и в руке у него - копье. Этот человек выступил навстречу Сигмунду-конунгу и замахнулся на него копьем. А когда Сигмунд-конунг ударил изо всей силы,столкнулся меч с копьем тем и сломался пополам на две части.»
Один также дал свое копье Дагу для убийства Хельги, сына Сигмунда. Даг пронзил Хельги копьем в роще Фьетурлюнд.
Когда наступит конец света - Рагнарек (Сумерки Богов, или Гибель Богов) - Один выйдет с копьем Гунгнир биться со сбросившим путы, в которые заковали его асы, чудовищным волком Фенриром, и будет им проглочен: "Впереди едет Один в золотом шлеме и красивой броне и с копьем,что зовется Гунгнир. Он выходит на бой с Фенриром-волком....Волк проглатывает Одина и тому приходит смерть.»
Копье соотносится с руническим знаком "гар» ("гер»).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!