МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ ОРДЕНА
О МУЖСКИХ И ЖЕНСКИХ ОРДЕНАХ
REX LUPUS DEUS
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.
Военно-монашеские (духовно-рыцарские) Ордены возникли в ходе контрнаступательных военных операций, предпринятых странами христианского (в основном - западнохристианского) мира в ответ на многовековую мусульманскую агрессию (сократившую, начиная с середины VII в., размеры этого христианского мира более чем вполовину) и ставших впоследствии известными под названием "Крестовых походов". Именно Крестовые походы, именуемые их участниками "паломничествами", это крупнейшее совместное предприятие стран Западной (а поначалу - также Центральной, Восточной и Южной) Европы, имевшее своей целью отнюдь не агрессию, а восстановление статус-кво, существовавшего перед началом исламской экспансии, явились колыбелью большинства военно-монашеских Орденов.
Единственным исключением был Орден госпитальеров-иоаннитов, основанный еще задолго до начала Крестовых походов, не позднее 20-х гг. XI в. (а отнюдь не в 1099 г., вопреки пышно отпразднованному современным папским Мальтийским Орденом S.M.O.M /1/ якобы "900-летнему юбилею" иоаннитов!), однако именно Крестовые походы оказали решающее воздействие на его превращение из странноприимного братства в военный Орден. Основанное в качестве благочестивого сообщества для ухода за паломниками и больными, братство госпитальеров-иоаннитов превратилось именно в военный Орден, главной задачей которого стала длившаяся на протяжении столетий борьба против агрессивных мусульман, нападавших на христианские государства, образовавшиеся в ходе Крестовых походов.
На раннем этапе своей истории эти Ордены являлись скорее неформальными рыцарскими братствами, (подобными аналогичным рыцарским братствам Святой Земли, членство в которых, да и само существование которых носило для большинства входивших в них "братьев" скорее временный, чем постоянный характер - братства Святых Андрея и Петра в Акконе, братство граждан города Пизы, общеитальянское братство Святого Духа, английское братство Святого Эдуарда Исповедника, Акконское странноприимное братство Святого Иоанна и Святого Фомы и др.; из учрежденного в Святой Земле братства Святого апостола Иакова впоследствии возник одноименный духовно-рыцарский Орден) оборонявшими небольшие пограничные крепости, или, точнее, укрепленные пограничные заставы, обозначавшиеся арабским словом "рибат".
Но довольно скоро братства стали приобретать все больше черт настоящих военно-монашеских Орденов, живших по достаточно строгим и обязательным для всех своих членов Правилам (Статутам, Уставам).
Здесь нам представляется уместным указать на следующее обстоятельство. Слово "Орден" (по-латыни: ордо, ordo) означает в переводе на русский язык буквально "порядок", "сословие", "строй" или "чин". Так, например, выражение "все чин-чином" означает: "все в (надлежащем) порядке". Сразу бросается в глаза не только созвучие, но и смысловое соответствие слова "Орден"-"ордо" (от которого происходят аналогичные слова других индоевропейских языков - английское "ордер", немецкое "Орднунг", Ordnung, французское "ордр", ordre, итальянское "ордине", ordine, испанское "орден", orden, португальское "ордем", ordem, и т.д.) тюркско-монгольскому слову "орда" (или "орта"; так, например, отряд в войске турецких янычар назывался "орта"), исконное значение которого - "ставка правителя (военачальника)", "военный стан", "военный лагерь" или "боевой порядок (строй)". Это одно из древнейших слов, вероятно, позаимствованных в незапамятные времена кочевыми племенами - предками тюркских и монгольских племен - у древних иранских (арийских) кочевников, своих соседей по Великой Степи ("Ариана Вэжа", "Арьянам Вайджа", "Арийский Простор"), наряду, например, со столь же древним словом "богатырь"-"батор"-"баатар"-"багадур" (происходящим от древнего арийского слова "баг(а)" - "Бог"); "богатырь" - человек, одаренный Богом силой, отвагой и доблестью; "богатый", "богач" - человек, одаренный Богом большим имуществом и другими благами. Впрочем, довольно об этом...
Рыцари-монахи (а если говорить обо всех членах Орденов, то воины-монахи) этих орденских братств обладали, с точки зрения эффективности борьбы с мусульманами, целым рядом преимуществ перед светскими рыцарями и светскими воинами-крестоносцами.
Во-первых, они постоянно проживали в своих крепостях-монастырях, возведенных на тех территориях, границы которых они были обязаны охранять.
Во-вторых, они приносили, наряду с обетом послушания, одинкаово важным как для монаха, так и для воина, также обеты бедности и безбрачия, поэтому, не имея необходимости заботиться о собственном имуществе, семье и детях (которых не имели), могли всецело посвятить себя (наряду с молитвами) военному делу.
В-третьих (что немаловажно), воины-монахи, в силу самого своего казарменно-монастырского аскетического образа жизни и воспитания, отличались особенно пылкой верой (в наш атеистический век ее называли бы, конечно, "христианским религиозным фанатизмом"!), были идеально подготовлены к борьбе с мусульманами (магометанами, именуемыми на территории Святой Земли "сарацинами", а на территории Иберийского полуострова - "маврами")) с точки зрения "духовной", или "политико-идеологической".
Впрочем, говоря об "аскетическом" образе жизни, ассоциирующемся в наших сегодняшних представлениях с образом схимника или монаха-затворника, истощенного постоянным постом и молитвами, мы не должны забывать об исконном значении слова "аскеза", означающего по-гречески "военная подготовка" или "воинские упражнения". И здесь мы вплотную приближаемся к разгадке таинственного и даже абсурдного (на первый взгляд!) феномена военно-монашеских Орденов.
Что общего может быть, на первый взгляд, у монаха, чье дело - молиться за весь грешный мир, с воином, являющимся, казалось бы, убийцей (то есть, заведомым грешником) "по определению", или, так сказать, "по профессии"?
Между тем, молитвенное делание, по слову святого апостола Павла, приравнивается к воинскому. И это далеко не случайно. Ибо церковь апостольская всегда была и остается церковью воинствующей. И по единодушному мнению Отцов церкви все христиане - как молящиеся, так и ратоборствующие против неверных с мечом в руках, относились к одному и тому же типу "воинствующего человека".
Виднейший из древних Отцов Западной Церкви – блаженный (у римских католиков – Святой) Августин, епископ Гиппонский (Иппонский) - еще в V в. п. Р.Х. сформулировал принцип взаимодополняемости: с одной стороны - те, кто в тишине молитвы духовным оружием поста и молитвы борется с невидимыми бесами (духами зла, "аггелами сатаны"); с другой - те, кто железным оружием на поле брани защищает молящегося от "видимых бесов" - иноверцев и еретиков.
И тех, и других блаженный Августин считал защитниками Христианского мира от врагов видимых и невидимых. Характерным в данной связи представляется дошедшее до наших дней послание блаженного Августина некоему Вонифатию (Бонифацию) - христианину и римскому воину, усомнившемуся в необходимости и возможности для человека, исповедующего веру в Христа, Который есть Любовь, воевать с другими людьми, хотя бы и не просвещенными светом истинной веры, ранить и убивать их:
"Итак, другие (священники и монахи - В.А.), вознося молитвы, сражаются с невидимым противником. Вы же (воины - В.А.), те, за кого они молятся, сражаетесь с оружием в руках против видимых варваров".
Мы видим, что наряду со сравнением, уравнивающим "бесов" и "варваров" (врагов Христианской Римской империи) и демонизирующим противников Христовой Веры, блаженный Августин утверждал, что война и ратный труд столь же священны, сколь и молитва, а молитва - военное действие.
Правоту сказанного вполне подтверждают и анналы церковной истории, из которых явствует существования еще со времен священной христианской древности тесного военно-духовного союза между "чином стратилатским (воинским)" и "чином иерейским (святительским)" (употребляя терминологию царя Иоанна Грозного, используемую им в переписке с князем Андреем Курбским).
Конечно, времена теперь иные. И если ранняя церковь считала себя воинством Христовым (лат.: militia Christi), народом Божиим, поголовно мобилизованным на "брань (борьбу) с врагами видимыми и невидимыми", то многие современные христиане предпочитают определять себя и свою веру в "терапевтических" терминах, видеть себя не воином, призванным на многотрудную службу, а пациентом в госпитале или лазарете.
Разумеется, ни одна армия не обходится без походного госпиталя или лазарета (доказательством чему служит существование военно-монашеских Орденов госпитальеров и лазаритов, чьи рыцари неустанно наносили раны неверным и врачевали раны христиан; да и Тевтонский Орден Приснодевы Марии тоже возник в качестве госпитальерского братства), но никакой госпиталь или лазарет не может подменить собой всю армию, первейшая задача которой, все-таки - не исцеление больных и раненых, а битва с врагом и победа над ним. Поэтому все истинные христиане, души которых горят небесной приверженностью ко Христу, всегда осознавали себя находящимися не в церкви-"лазарете" (пребывание в котором могло быть лишь временным, пока не зарубцуются раны, нанесенные демоном, грехом или плотью), а в церкви-боевом стане, в церкви любви и войны.
Именно воодушевленные этим духом ревности о Господе Христе воинские контингенты военно-монашеских Орденов составили костяк профессиональных армий королевств, графств и княжеств, основанных крестоносцами в Сирии и Палестине (Святой Земле, или Земле Воплощения), Пруссии и Ливонии, а также испанских королевств (Кастилии, Леона, Арагона, Майорки и Наварры) и Португалии.
В истории существовал единственный прецедент учреждения чисто женского военно-духовного Ордена. Речь идет об Ордене Топора (Ордене Боевого Топора, Ордене Топорика, исп.: Оrden de la Hacha), учрежденном в 1149 году в Каталонии Раймундом Беренгарием (Беранжером), графом Барселоны, и названным в честь доблестных женщин-воительниц, заставивших мавров снять осаду города Тортосы (Тортозы).
До 1148 года Тортоза была мавританской крепостью, контролировавшей морскую торговлю, или, точнее говоря, сильно ей мешавшей. Мешавшей настолько, что Тортозу взяло, наконец, штурмом объединенное войско английских и французских крестоносцев-мирян, а также членов военно-монашеского Ордена тамплиеров из Англии, Франции и Испании, собранное изначально для участия во Втором Крестовом походе.
Объединенным христианским войском командовал упомянутый выше граф Раймунд (Рамон) Беренгарий (Беранжер) IV Барселонский.
Однако после взятия Тортозы христиане столкнулись с целым рядом трудностей. Поскольку Второй Крестовый поход окончился неудачей, в стане крестоносцев начались внутренние распри, поиски виновных в поражении, чем не преминули воспользоваться мавры.
В 1149 году сарацины атаковали крепость и город Тортозу. Отражать их натиск пришлось местным женщинам, поскольку все мужчины были заняты осадой другой мусульманской крепости - Лериды. С Божьей помощью, женщины Тортозы успешно отразили натиск не какого-то разбойничьего мавританского отряда, а регулярных мусульманских войск. и не просто сбрасывая маврам на головы камни со стен (чем дотоле обычно ограничивалось участие женщин в обороне осажденных замков, городов и крепостей), но сражаясь с сарацинами на стенах в мужских доспехах и с мужским оружием в руках. Когда к Тортозе подоспело войско графа Раймунда Беренгария, осада уже была снята женскими руками, и графу Барселонскому осталось только отблагодарить женщин Тортозы за доблесть, проявленную ими при защите родного города. Граф учредил специально для женщин-воительниц рыцарский Орден, который был назван им Орденом Топора в честь боевого топора - главного оружия, которым доблестные тортозские воительницы рубились с осаждавшим город сарацинами. Замужним женщинам были даны одинаковые рыцарские права с их мужьями, незамужним – с их отцами и братьями. Эмблемой нового - женского! - рыцарского Ордена стало изображение красного топора (которое орденские дамы носили на налатнике-тунике).
Об этом уникальном событии до сих пор было написано удивительно мало, поэтому многие до сих пор ничего не знают о женщинах-рыцарях (кавалерственных дамах). Воительниц, состоявших в Ордене Топора, именовали "кавальерами" (Cavalleras), "всадницами" (Equitissae) и "милитиссами" (Militissae), то есть "воительницами". Для них было учреждено особое орденское облачение (Habitus), напоминавшая облачение монашеского Ордена капуцинов. "Воительницы" были освобождены от налогов, получили право участвовать в тех же собраниях, что и мужчины, сидеть выше их, и передавать рыцарский титул по женской линии. Известно, что в 1472 году, при осаде бургундцами города Бове, их приступ был отбит защитниками и защитницами осажденного города под командованием Жанны Аше, состоявшей в Ордене Топора. Не сохранилось никаких документальных свидетельств об официальном роспуске этого женского рыцарского Ордена. Вероятно, Орден Топора прекратил свое существование со смертью последней женщины-рыцаря.
Однако рыцари женского пола состояли и в других военных Орденах - к примеру, в итальянском рыцарском Ордене Святой Марии (не путать с упоминавшимся выше Тевтонским Орденом Святой Девы Марии), имевшем также несколько других наименований: Орден Благословенной Девы Марии, Орден Святой Марии Башенной, Орден рыцарей Матери Божией. Этот итальянский Орден, основанный Лодериго д’ Андало
в 1233 году в Болонье, тоже был военным, но не чисто женским. Однако, несмотря на то, что он являлся религиозным (клерикальным, монашеским) Орденом, в его ряды принимали как мужчин, так и женщин. Устав Ордена Святой Марии, одобренный папским престолом, содержал в себе следующие положения:
"Членам Ордена дозволяется носить оружие для защиты католической веры и религиозной свободы;
Им надлежит делать это только по призыву римской церкви;
Для подавления гражданских волнений им надлежит использовать только оружие, предназначенное для защиты, и только по разрешению епископа".
Женщины, состоявшие в Ордене Святой Марии, носили (подобно кавалерственным дамам, состоявшим в Ордене Топора) звание "милитисс" (militissaе), то есть "воительниц". Одной из задач Ордена было прекращение столкновений между представителями политических партий гвельфов и гибеллинов, в чем Орден, однако, добился лишь весьма скромных успехов, и был распущен в 1558 году.
Женщин принимали и в Орден Меченосцев Святого Иакова (Сантьяго), действовавший на территории Иберийского полуострова. Первоначально Орден Сантьяго представлял собой братство мирян, ведущих монашеский образ жизни и сражающихся с оружием в руках, защищая церковь и слабых. Король Фердинанд II Леонский (1157-1188) в 1170 году передал братству крепость Касерес. Предводителем рыцарей Касереса - магистром (местре) - был дон Педро Фернандес, достигший в 1171 году с архиепископом Сантьяго де Компостела договоренности, согласно которой рыцари Касереса официально получили покровительство Святого Иакова (небесного заступника Испании), получив известность как "Иаковлево Воинство", или "Иаковлево Рыцарство" ("Milicie Iacobitane"). В 1173 году папа римский Александр III принял рыцарей Сантьяго и их владения под свое покровительство. Спустя два года папа одобрил их устав и своей буллой "Благословен Бог" ("Benedictus Deus") официально признал рыцарское братство в качестве военно-монашеского Ордена римско-католической церкви. В братстве Сантьяго состояли не только светские рыцари (как женатые, так и холостые), но и бывшие жены прежде женатых рыцарей, прекративших с брачные отношения со своими законными супругами после своего вступление в Орден (и, соответственно, принятия обета целомудрия), жившее согласно общему уставу, подобному уставу монашеского Ордена Святого Августина. Согласно пересмотренному уставу Ордена Меченосцев Святого Иакова (1175), составленному кардиналом Альберто де Мора (монахом-августинцем, избранным впоследствии папой римским под именем Григория VIII), мирские братья–рыцари принимали при вступлении в Орден Сантьяго три евангельских (монашеских) обета: послушания, нестяжания (бедности) и целомудрия (безбрачия). Обет целомудрия соблюдался в соответствии с положением рыцаря – то есть, рыцари, которые были уже женаты, должны были жить целомудренно в браке со своими законными женами (то есть не иметь с ними половых сношений). Холостые рыцари должны были оставаться непорочными. Впоследствии были созданы целые подразделения Ордена Сантьяго, состоявшие из женщин, и с женщинами во главе. Этих подразделений к концу XIII века было шесть: Санта Эуфемия де Козуэлос (в северной Кастилии), Сан Спириту де Саламанка, Сантуш-о-Веллу в Португалии, Дестриана (близ Асторги), Сан Педро де ла Пиедро (в Лериде) и Сан Винсенте де Хункерес.
Орден Сантьяго был учрежден для защиты паломников в мощам Святого Апостола Иакова в Компостелу. Члены Ордена были обязаны не только отражать нападения мавров, нападавших на паломников, сопровождаемых меченосцами Святого Иакова к мощам апостола Сантьяго, но и сражаться с мусульманами повсюду и везде, как в составе войск христианских государей, так и самостоятельно. Помимо этих чисто военных аспектов своего орденского служения, члены Ордена Сантьяго были обязаны заботиться об устройстве ночлега охраняемых ими паломников. Женщины, состоявшие в Ордене Сантьяго, могли дослужиться до чина "комендантки", "коменданши" или "командорши" - "коммендадоры" (commendadora).
Женское подразделение (в Сан Фелисес де лос Барриос) имелось и в составе духовно-рыцарского Ордене Калатравы (Сальватьерры). Этот иберийский военно-монашеский Орден, учрежденный в 1157 году и воевавший с испанскими маврами на стороне христианских королей Кастилии и Арагона, начиная с 1219 года стал принимать в свои ряды и женщин. Военная необходимость в существовании Ордена Калатравы отпала еще в 1492 году, после взятия объединенной армией Кастилии и Арагона последнего мусульманского анклава на территории Иберийского полуострова - Гранады -, но расформирован этот Орден был только в 1838 году.
В Англии женские подразделения существовали и в составе Ордена госпитальеров (странноприимцев-иоаннитов). Женщин-рыцарей там называли "сестрами-страннопримницами" или "сестрами-госпитальерсками" (soeurs hospitali;res), в отличие от их мужчин-коллег, именуемых "братьями-священниками" (fr;res prеtres). Их конвент (крепость-монастырь) в Бакленде просуществовал до 1540 года, после был закрыт вместе с остальными монастырями римско-католической церкви, по приказу короля Генриха VIII Тюдора, разорвавшего отношения с папским престолом и учредившим в своем королевстве собственную, англиканскую церковь.
Орден госпитальеров имел женские конвенты также в испанском королевстве Арагон (Сигена, Сан Сальвадор де Исот, Грисен, Алькайре) и во Франции (Болье, Мартель и Фье).
Женщины состояли и в Тевтонском Ордене Святой Девы Марии, полностью принимая как стиль орденской жизни, так и и орденскую дисциплину. В начальный период женщины - члены Тевтонского Ордена - выполняли обязанности лечебного и обслуживающего персонала (как и в настоящее время), но в 1190 году в Тевтонском Ордене появились и военные женские подразделения. Впрочем, они просуществовали недолго.
Уставы большинства духовно=рыцарских Орденов были суровы к женщинам.
Следует также заметить, что специально для женщин аристократического происхождения в Европе был учрежден целый ряд рыцарских Орденов.
Один из них был основан в 1441 году во Фландрии Катариной (Катрин) Во - вероятно, придворной дамой герцогини Бургундской. Через десять лет Изабелла (Исабель), Елизавета (Элизабет) и Мария (Мари) из аристократического рода Хорнов основали несколько монастырей, где женщины, после трех лет послушничества, посвящались рыцарем-мужчиной в рыцари прикосновением меча и с обычными в таких случаях словами посвящения. Об этом упоминается в "Глоссарии" Дюканжа - следовательно, эти женские духовно-рыцарские Ордены существовали еще в XVII веке. В своем "Глоссарии" Дюканж писал, что обычай посвящать женщин в рыцари прикосновением меча практиковался в его время в брабантском монастыре Святой Гертруды. Однако об этих женских рыцарских Орденах, их целях и задачах известно ничтожно мало.
В период 1358-1488 гг. 68 женщин было принято, в качестве кавалерственных дам, в британский рыцарский (хотя и не духовный) Орден Подвязки. В их числе были не только все консорты (супруги правящих монархов), все женщины королевской крови и все жены рыцарей Ордена Подвязки, но и другие представительницы знатных родов. Поскольку эмблема Ордена и упоминание о членстве в нем непременно помещались на надгробиях всех его членов, известны практически все кавалерственные дамы (женщины-рыцари) этого Ордена. Необходимо подчеркнуть, посвящение женщин в рыцари в те годы не было чисто церемониальным актом (как сегодня), но всегда предполагало серьезную всестороннюю подготовку (в том числе и военную).
Естественно, возникает вопрос, почему сегодня мы так мало знаем о военной подготовке женщин в Средние Века, о женщинах-рыцарях и вообще о женщинах-воительницах той героической эпохи. Возможно, средневековые хронисты не упоминали об этом как о чем-то само собой разумеющемся, являющимся не чем-то удивительным и экстраординарным, а повсеместно распространенной, общей практикой, и потому не заслуживающим особого упоминания. В конце концов, мы, даже если абстрагироваться от почти забытого ныне женского воинского Ордена Боевого Топора, имеем яркий пример Жанны д’Арк. Нельзя же быть столь простодушным, чтобы верить в наивную легенду, согласно которой простая девушка-пастушка надела рыцарские доспехи, вскочила на рыцарского коня, взяла в руки рыцарское оружие и повела за собой целое рыцарское войско многодневными переходами просто так, безо надлежащей подготовки...
Здесь конец и Господу нашему слава!
ПРИМЕЧАНИЕ
/1/ Sovereign Military Order of Malta (Суверенный Военный мальтийский Орден, Суверенный Военный Орден Мальты).
На иллюстрации, помещенной в заголовке настоящей военно-исторической миниатюры, изображены рыцари военно-монашеских орденов (слева направо): Ордена Святого Гроба (Гроба Господня); госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского (госпитальеров, странноприимцев, гостеприимцев, иоаннитов), из которого впоследствии возник Мальтийский орден (орден Мальты); бедных спутников (рыцарей) Христа и Храма Соломонова (храмовников, тамплиеров); меченосцев Святого Иакова (святого Иакова и Меча, Сантьяго); мариан (Пресвятой Девы Марии Тевтонской).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.