Черноморский флот
Черноморский флот
Образование флота в Черном море было заветной мечтой Петра Великого, но она не скоро осуществилась.
При Анне Иоанновне, во время войны с Турцией, пришлось возобновить постройку судов: в Таврове – на Дону и в Брянске – на Днепре (при Петре тут строились суда для каспийской флотилии). Выстроенные 20 галер, 46 шлюпок, 20 ялботов, 15 ластов судов, 200 будар и 800 казачьих шлюпок были отправлены в Азов и помогали армии в борьбе; но по миру 1789 г. Россия потеряла право иметь флот на Черном море, и в 1740 прекращено судостроение в Таврове.
Екатерина обратила особенное внимание на флот (см. Россия [флот]).
Удачные действия Черноморского флота в 1-ю Турецкую войну, под начальством адмиралов Спиридова и Эльфингстова с главнокомандующим гр. Орловым, завершились Кучук-Кайнарджикским миром, открывшим свободное плавание нашим судам по Черному морю, что повело к созданию русского военного флота на этом море.
В 1775 г. устроены гавань и верфь в устье Днепра; в 1778 заложены крепость и верфь в Херсоне; 1779 спущен 1-й 66-пушечный корабль "Слава Екатерины», переименованный позднее в "Преображение Господне».
По присоединении Крыма (1783 г.), главное внимание Императрицы и её верного помощника, Потемкина, устремлено был на устройство Черноморского флота.
В бухте Ахтияр заложен новый порт, названный впоследствии Севастополем.
В 1785 положено увеличить Черноморский флот до 60 разных судов. Тогда же утверждены 1-е штаты черноморского адмиралтейства и флота (такие же, как и в балтийском флоте); адмиралтейское правление подчинено кн. Потемкину, который обязан был, в известное время года, сообщать генерал-адмиралу сведения о Черноморском флоте. В последнем положено иметь 12 кораблей, 20 фрегатов и до 23 мелких суд.
При посещении Екатериною Крыма (в 1787 г.), её приветствовал гром выстрелов с кораблей в Севастополе.
С 1787 по 1790 г. Черноморский флот геройски сражался во 2-ю Турецкую войну (см. Россия, Рибас).
6 декабря 1789 г., по случаю мелководья Днепра у Херсона, основан порт у Николаева.
В 1791 состояло в Черноморском флоте 15 кораблей, 18 фрегатов, 75 мелких судов, 15 канонерских лодок, 8 бригантин и разных портовых судов.
В Черном море построены: 1 корабль – в Николаеве, 13 кораблей – в Херсоне, 30 фрегатов и других мелких судов (см. Россия).
В 1796 г., в царствования Императора Павла, повелено передать Черноморскому флоту, из ведомства гр. Зубова (Екатеринославского, Вознесенского и Таврического генерал-губернатора), в ведение адмиралтейств-коллегии.
В Черном море построены: 10 кораблей, 4 фрегатов и мелких судов.
Но введении (в 1797 г.) нового морского устава и издании новых штатов (в 1798 г.), определено иметь в Черном море: 3 корабля 100-пушечных, 9 – 74-пушечных, 3 – резервных 66-пушечных, 6 фрегатов 50-пушечных, 4 – 34-пушечных (см. Россия).
В 1798 основаны: штурманское училище при Черноморском флоте и училище корабельных архитекторов при черноморском адмиралтействе (о постройке гребной флотилии черноморских казаков см. Россия).
В том же году император Павел отправил Черноморский флот, в 1-й раз, из Черного моря, под командою адмирала Ушакова, на помощь союзникам против Наполеона (см. Россия).
В царствование Александра I построены: 22 корабля, 10 фрегатов, 3 бомбардирных судна, 3 корвета, 2 парохода ("Везувий» и "Метеор») и 1 заложен.
По введении новых штатов (1803 г.), боевая сила Черноморского флота определена в 27 линейных судов с 1.452 орудий и весом выбрасываемого металла в 1.030 пд. (см. Россия).
В 1806 – 7 гг. Александр I отправил Сенявина в Средиземное море, причем из Черноморского флота в состав Экспедиции вошли 3 корабля, 2 фрегата и 10 мелких судов, под начальством капитан-командора Сорокина.
В войну с Турцией 1807 – 12 г. Черноморский флот крейсировал около неприятельских берегов и имел несколько стычек с турецкими судами (наиболее выдаются: взятие Анапы, Сухум-Кале и проч., см. Россия), кроме того русские овладели Тенедосом, разбили турецкий флот близ Афонской горы, блокировали Смирну, Салоники, Царьград.
Черноморская гребная флотилиия, успешно действовавшая на Дунае и на Кубани, получила название Дунайской и оставалась там до конца царствования Николая.
Особенное развитие Черноморский флот получил при императоре Николае I, но при нем же он потоплен в Севастополе.
Вновь учрежденный комитет по образованию флота не издал отдельных штатов для Черноморского флота, и в последнем были те же нововведения, как и во всем флоте.
В 1827 сформированы в Черноморском море 2 дивизии, каждая – из 3 эскадр по 3 экипажа (см. Россия, Балтийский флот).
В 1831 образовано в Николаеве главное управление Черноморского флота и портов. Херсонский порт упразднен. Севастопольскому флотскому начальнику присвоено звание командира тамошнего порта, и при нем учрежден штаб. Флотский начальник в Николаеве упразднен.
В 1832 г. контр-адмирал Лазарев назначен начальником штаба Черноморского флота и портов, а через 1 ? г. сделан командиром.
При нем начались усиленные работы по устройству Севастопольского порта, законченные сооружением сухопутных доков и лазаревского адмиралтейства (см. Лазарев).
Для содействия купеческого мореплавания, 1834 г. Велено учредить в Алешках и Никополе матросские общества, или цехи вольных матросов; в Херсоне, для приготовления штурманов и шкиперов, основано училище торгового мореплавания, преобразованное потом в мореходные классы.
С 1832 г. Черноморский флот крейсировал, попеременно 6 месяца, у берегов Абхазии и северо-восточного Кавказа, и эти крейсерства, под руководством адмиралов Грейга и Лазарева, довели флот до совершенства.
В 1840 по строены 12 укреплений черноморской береговой линии; гарнизоны её поддерживались нашими крейсерскими отрядами.
В царствование Николая началось создание (с 1836 г.) парового флота; в 1848 г. спущен 1-й винтовой фрегат "Архимед».
В начале 1853 г. Черноморский флот состоял из 7 пароходо-фрегатов (по 49 орудий, 1.960 паров. сил), 24 малых пароходов (2.298 паров. сил) и строящихся – 2 винтовых кораблей (1 т. паров сил) и 2 винтовых корветов (400 паров. сил). Парусный же флот имел 14 новых кораблей (1.440 орудий) и 2 старых (168), 6 новых фрегатов (314 орудий) и 2 старых (120), 4 корветов (74 орудий), 12 бригантин (184 орудий), 32 транспортных, 28 гребных судов, 85 мелких (см. Россия).
Черноморский флот принимал деятельное участие в войнах императора Николая I и, после ряда боевых подвигов (см. Россия), нашел себе могилу на Севастопольском рейде (см. Севастопольская оборона 1854/5 г.), чтобы заградить путь неприятелю, пришедшему в Черной море с большой эскадрой, превосходившею нашу силою и числом паровых судов.
На все время осады команды с потопленных судов находились на укреплениях. После крымской кампании от Черноморского флота остались 12 малых пароходов, 22 небольших парусных судна, 37 гребных канонерских лодок.
Парижский трактат не допускал его существования.
До сих пор не решен вопрос: не лучше-ли был бы дозволить черноморским морякам честную борьбу с сильным врагом, чем губить целый флот в Севастопольской бухте. С того времени наши моряки в Черном моря очутились на суше и, несмотря на ежегодную трату в 25 милл. рублей на морские силы, Россия не имела Черноморского флота.
В царствование императора Александра II, по условиям парижского трактата, положено содержать в Черном море только 6 корветов, 9 транспортов и 4 пароходов. Затем, с отменою по лондонскому договору некоторых статей парижского мира, Россия хотя и приобрела право иметь в Черном море боевой флот, но не пошла далее оборонительной задачи.
12 октября 1870 г. высочайше повелено строить 1-ые круглые броненосные суда, поповки, для обороны Керченского пролива и Днепровского лимана.
В 1877, в Русско-Турецкую войну, Черноморский флот, перед встречею с неприятельским, состоял из 2 поповок, императорской яхты, 9 шхун, 20 пароходов и 4 плавучих мортирных батарей; в турецком же флоте был 13 броненосцев и несколько десятков другие судов.
Наши шхуны и пароходы был ничтожны в боевом отношении; плавучие батареи могли нанести вред противнику, если-б он приблизился к берегу; вопрос же о боевом значении поповок остался открытым.
Черноморский флот перед последней Русско-Турецкой войной готовился исключительно к обороне.
1-я встреча русскими моряков с турецкими д. была произойти на Дунае.
Для наших паровых катеров, наскоро приспособленных к минному делу, Дунай был целым морем. Несмотря на предписание не предпринимать наступательных действий, Дубасов с Шестаковым, Персиным и Балем взорвали турецкий монитор "Сейфи» (см. Дунайская флотилия), а мичман Нилов с гардемарином Аренсом, на минных шлюпках, атаковали неприятельский монитор у Фламунды. Это был 1-ые морские дела, доказавшие значение минной войны; затем выступили пароходы, а сильный турецкий флот ничем не заявил себя.
С 1878 г. у нас приняты миноноски.
В 1863 и 64 гг. в Черном море, как и в Балтийском, упразднены ластовые экипажи, учрежден портовый экипаж в Николаеве и по 1 портовой роте в других портах; в 1869 – 70 г., взамен этих рот, в каждом экипаже образованы нестроевые роты (см. Россия).
В царствование императора Александра III флот возродился.
1886 г., в присутствии Государя, состоялся в Черном море спуск броненосных кораблей "Чесма» и "Екатерина».
В 1887 спущен 3-й броненосный корабль "Синоп» и 6 канонерских лодок.
В 1888 послан в практическое плавание полный боевой отряд (из броненосного корабля и канонерских лодок), который затем уже формировался ежегодно, как и минный отряд.
Остальные суда Черноморского флота занимали брандвахтенные посты, производят промеры и исполняют лоцмейстерские обязанности.
В 1890 г. спущен на воду в Николаеве броненосный корабль "12 Апостолов» (в 8 ? т.сеил); в 1891 г. построен в Севастополе броненосный корабль "Георгий Победоносец» (10 600 сил); в 1894 г. спущен в Николаеве броненосный корабль "3 Святителя» (10.600 сил), а 20 августа 1896 г. – броненосный корабль "Ростислав».
По сведениям 1892 г., флот состоял из 6 эскадренных броненосцев, 2 поповок, 1 крейсера 1-го ранга, 3 минных крейсеров, 6 канонерских лодок, 2 транспортов, 12 пароходов, 12 шхун, 14 миноносцев, 9 миноносок, 1 яхты, 2 барж, 2 баркасов, 1 тендера и 4 плавучих маяков, с 274 офицерами и 3.940 нижних чинов.
По данным за 1896 г., состав флотских экипажей следующий (* - цифра в скобках – ранг судна):
28-й Экипаж:
Эскадренный броненосец "Георгий Победоносец» (1);
Мореходная канонерская лодка "Кубанец» (2);
20 миноносцев, 7 миноносок (3).
29-й Экипаж:
Эскадренный броненосец "Екатерина » (1);
Мореходная канонерская лодка "Запорожец» (2);
Минный крейсер "Капитан Сакен» (2);
Пароход "Колхида» (3);
Плавучий маяк "Тузлинский»
Плавучий маяк "Песчаный островок» (3).
Плавучий маяк "Беглицкий».
30-й Экипаж
Эскадренный броненосец "3 святителя» (1);
Мореходная канонерская лодка "Терец» (2);
Учебное судно "Днестр» (2);
Транспорт "Псезуапе» (3).
31-й Экипаж:
Эскадренный броненосец "Синоп» (1);
Учебное судно "Березань» (1);
Мореходная канонерская лодка "Уралец» (2).
32-й Экипаж:
Крейсер "Память Меркурия» (1);
Мореходная канонерская лодка "Донец» (2);
Минный крейсер "Гридень» (2);
Учебное судно "Прут» (2);
Пароход "Эриклик» (2);
Транспорт "Дунай» (2);
Транспорт "Пендераклия» (3);
Транспорт "Бомбары» (3);
33-й Экипаж:
Эскадронный броненосец "Чесма» (1);
Мореходная канонерская лодка "Черноморец» (2);
Минный крейсер "Казарский» (2);
Пароход "Опыт» (2);
Портовое судно "Века» (3).
34-й Экипаж:
Эскадренный броненосец "12 Апостолов»;
Транспорт "Бус» (2);
Транспорт "Гонец» (3);
Транспорт "Казбек» (3)
Плавучий док.
35-й Экипаж:
Эскадренный броненосец "Ростислав» (1);
Броненосец береговой обороны "Вице-адмирал Попов» (2);
Броненосец береговой обороны "Новгород» (2);
Транспорт "Ингул» (3);
Землечерпательная машина;
Портовое судно "Сестрица» (4);
Плавучий маяк "Аджигиольский»;
Пароход "Тамань».
В черноморских портах признано было необходимым содержать 1 т. сфероконических мин, для специального назначения.
За неимением поблизости электроосветительных частных заводов, освещение на судах устанавливалось хозяйственным способом, причем в Николаеве устроена для этого мастерская.
С увеличением деятельности Севастопольского порта, вследствие перенесения в него управления Черноморского флота, развитие военная кораблестроения в Черном моря, приписки к порту новых судов, перевода из Николаева 2-го черноморского флотского экипажа, а также устройства ремонтной мастерской и новых доков, штат управления этого порта усилен против прежнего расхода на 78.292 рубля (отчеты по морскому ведомству за 1884 – 89 г.).
Восстановлено значение Севастополя как военного порта, с перенесением коммерческого порта в Феодосию.
Черноморские порты старались поддержать донецкий антрацит, или мягкий смолистый уголь из Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, обращаясь к покупке английского кардифа (сорт английского угля, прим. Imha) только для миноносок, хотя стоимость русского угля была выше английского, по отсутствию удобных путей сообщения.
В царствование императора Александра III издано много законодательных мер; введены новых штаты; устроены школы.
В 1891 г. переформированы экипажи; в Черном море учреждена 1 дивизия, причем каждый корабль 1-го ранга, с несколькими мелкими судами, составлял экипаж.
потом Управление Черноморским флотом и портов Черного моря подчинено было главному командиру.
При управлении имелись: юрисконсульт, штаб, обсерватория, архив, портовая контора, магазины, склады, госпиталь, дирекция маяков, отдельные съемочные и промерочные партии Черного и Азовского моря.
См. также:
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.