Дунайская флотилия
Дунайская флотилия, речные суда, построенные на р. Дунае во время наших войн с Турцией.
План низовья реки Дуная, от Карабии до устья
Начало Дунайской флотилии относится к 1-ой турецкой войне Екатерины II (1768-74 гг.).
Когда, осенью 1770 г., армия графа Румянцева подошла к Дунаю, решено было завести на нем флотилию; к строению новых судов приступлено было весной 1771 г.; одновременно в военные суда были обращены захваченные у турок в Тульче 5 хороших галиотов.
Летом 1771 г. на Дунае было уже до 20 мелких судов, а в 1772 г. к ним присоединились четыре 12-пушечные шхуны, построенные по чертежам начальника Дунайской флотилии, англичанина Ноульса.
Деятельность Дунайской флотилии с 1772 г. до конца войны заключалась в охране устья Дуная и крейсерствах в море для наблюдения за неприятелем; небольшие суда флотилии совершали даже переходы к Крыму.
Главнокомандующий нашей армией, Румянцев, не был доволен Дунайской флотилией; не видя реальных успехов, Румянцев обвинял моряков в «неподвижности», требовал перехода к актив, действиям, совершенно не желая считаться с не мореходностью судов и слабостью их артиллерии.
Вторично русские суда появляются на Дунае только в 1789 г., во время 2-ой турецкой войны Екатерины II; во все продолжение кампании этого года на Дунае для содействия сухопутным войскам находился отряд Днепровской флотилии, под началом капитана 1 ранга Ахматова. На следующий год в Дунай была отправлена с Днепра флотилия генерал-майора де- Рибаса из 34 судов, 48 казачьих лодок и нескольких транспортов.
19 октября отряд этот произвел нападение на береговую турецкую батарею и турецкие суда в Сулинском устье Дуная; две батареи были взяты на следующий день высаженным десантом, 1 большое судно взорвано и 7 транспортных взято в плен.
Отряд капитана Ахматова действовал в этом году более решительно: после «жестокой» баталии около крепости Тульчи, где он был встречен огнем 17 судов, проход по Дунаю был очищен, несколько турецких лодок взорвано, 4 взяты в плен; турки поспешно отступили, почему 7 ноября взяты были в Тульче еще 1 военное судно и 38 транспортов.
Под крепостью Исакча также успешно действовал отряд капитан-лейтенанта Литке; турецкий отряд из 32 судов был сожжен, и турки бежали, бросив батареи и замок, в котором оказались главные склады для армии и гребной флотилии; потерь у нас не было. 19 ноября оба отряда, де-Рибаса и Ахматова, подошли к крепости Измаил и предприняли атаку турецких судов; пущенные русскими брандера были унесены течением, почему Ахматов перешел на близкое расстояние, открыл огонь, потопил 7 судов и взорвал одно.
За первым отрядом последовал второй, капитан-лейтенант Литке, который сжег еще 4 судна и 17 транспортов.
Наши потери: 3 разбитых и затопленных судна, 87 убитых и 239 раненых. Всего, с 19 октября по 19 ноября Дунайской флотилией взято в плен 77 судов разной конструкции, уничтожено 210; пушек взято 464, пороху 580 пд., 25 т. ружей и множество запасов.
Затем Дунайская флотилия принимала деятельное участие во взятии Измаила 11 декабря.
Накануне, по приказанию Суворова, из 567 орудий Дунайской флотилии была открыта бомбардировка крепости, которая продолжалась и всю ночь 11-го; прибрежные батареи были уничтожены, и крепость сильно повреждена; с нашей стороны взлетела на воздух со всей командой бригантина Константин.
Во время самого штурма Дунайская флотилия бомбардировала город с самого близкого расстояния, овладела несколькими батареями, перевезла 11 батальонов на указанные места и завладела 12 лансонами и 22 мелкими судами; потери флотилии сводились к 95 убитых и 224 раненых.
За дело 11 декабря генерал-майор Рибас получил орден Св. Георгия 2 ст.; вместе с ним отличены были многие офицеры, проявившие себя и раньше в Днепровской флотилии.
В следующем 1791 г. действия Дунайской флотилии были не менее удачны.
Рибас, оставшийся на Дунае, содействовал всеми силами операциям армии: охранял берега Дуная, забирая и истребляя неприятельские суда, перевозил через реку отряды войск, наводил для них мосты, например, у Галаца.
Наибольшую помощь была оказана Днепровской флотилией 31 марта под Браиловом, где отряд потопил 15 неприятельских судов и способствовал взятию укрепления.
Наконец, 28 июня, под Мачином, где князь Репнин разбил 80-тыс. армию, Днепровская флотилия обратила в бегство турецкую гребную флотилию из 30 судов, при чем было потоплено и взорвано 6 судов.
В декабре 1791 г. был заключен Ясский мир; операции Днепровской флотилии закончились, явив собой лучший пример важности согласованных по общему плану действий армии и флота.
В войну с Турцией 1807-12 гг., еще в конце 1806 г., главнокомандующий армией генерал Михельсон требовал, чтобы гребная флотилия вошла в Дунай, но главный командир Черноморского флота, маркиз де-Траверсе, «опасаясь в такое позднее время года отваживать флотилию на очевидную опасность», не позволил флотилии идти в Дунай; впрочем, участие в военные действиях флотилия принимала под Аккерманом, который, по словам паши, не был бы взят, «если бы не налетели эти черные вороны».
Весной 1807 г. флотилия отрядами вошла в Дунай, где и содействовала сухопутной армии при атаках крепостей Тульчи, Исакчи и Измаила. Затем, в виду заключения перемирия, военные действия приостановились (в августе 1807 г.) и были возобновлены только в марте 1809 г.
За это время Дунайская флотилия была усилена 20-ю новыми канонерками - барказами, 10 понтонами и 4 катерами, которые были выстроены в Галаце по приказанию главнокомандующего армией князь Прозоровского.
С этими судами Дунайская флотилия состояла из 85 судов разного типа, в числе которых 8 занимали брандвахтенные посты, а прочие состояли в действующей флотилии.
С началом военных действий Дунайская флотилия оказывала существенную помощь армии, разрушая береговые укрепления и не допуская операций турецких военных судов.
Способствуя переправе через Дунай и взятию крепостей, из которых важнейшими были Измаил и Браилов, Дунайская флотилия усилилась взятыми в крепостях турецкими судами и заслужила похвалу сухопутных начальников: помощник главнокомандующего, генерал, князь М. И. Голенищев-Кутузов, писал одному из отрядных начальников, капитан 1 ранга Акимову: «Все, что вы ни делаете, все ваши предприятия не иначе приемлю я, как с истинными чувством должным к вам уважения, и могу вас уверить, что и главнокомандующий разделяет обще со мною мои к вам чувства».
В 1810 г. деятельность Дунайской флотилии продолжалась в том же духе; флотилия содействовала блокаде Силистрии и Рущука, а в бою 26 августа под Батином, где Кутузов разбил турецкую армию, заставила турецкие суда уклониться от боя: 2 из них были потоплены, 5 взято в плен.
Следствием сражения при Батине была сдача Систова, Журжи, Турно и, наконец, самого Рущука в 1811 г.
Последний пал при ближайшем участии Дунайской флотилии, которая, во главе с капитаном 1 ранга Акимовым, встала против средины лагеря и открыла по нему сильный огонь, продолжавшийся целый день, а к ночи приблизилась к берегу и выгнала неприятеля из берег, укреплений; действуя же по лагерю ядрами, флотилия не позволила туркам восстановить разрушенное. Кутузов отметил это дело в приказе по армии 7 октября: «Отличное действие Дунайской флотилии, при Рущуке находящейся, обязывает меня, прежде, нежели буду иметь честь донести о подвигах её Государю Императору, изъявить ей совершенную мою благодарностью Вскоре был заключен мир, после которого суда были расположены на зимовку в Измаиле и Килии.
В следующую турецкую войну 1827-29 гг. гребная Дунайская флотилия снова появляется на Дунае; деятельность её носила тот же характер помощи армии, но иногда она вступает и в чисто морские бои: так, 28 мая 1828 г. отряд флотилии из 16 лодок, пройдя под выстрелами крепость Браилов, напал в Мачинском рукаве на турецкую флотилию из 23 судов и после 3-час. боя разбил ее, взял 12 судов, 1 потопил и 1 сжег.
Остальные суда отряда капитана 1 р. Заводовского блокировали крепость Браилов; в то же время другой отряд из 12 судов принимал участие в переправе сухопутных войск через Дунай у Сатунова и во взятии укреплений на левом берегу Дуная.
Осенью гребная флотилия контр-адмирала Заводовского принимала участие в осаде крепости Силистрии.
Крепость в этом году не была взята, почему весной 1829 г. Дунайская флотилия в составе 30 судов, под командою контр-адмирала Патаниоти (Патаниоти 2-й, Николай Юрьевич), снова приняла участие в осаде, которая на этот раз кончилась падением Силистрии (20 июня), при чем было взято 15 турецких судов.
В войну с Турцией 1853-54 гг. армия князя Горчакова (Горчаков 2-й, князь, Петр Дмитриевич) должна была занять придунайские княжества, охранять их и наблюдать за всем течением среднего и нижнего Дуная; для последней цели к ней была придана Дунайская флотилия под началом контр-адмирала Мессера, состоявшая из 2 отрядов в 11 и 16 канонерских лодок; кроме того, к флотилии были приданы пароходы Прут, Ординарец, Инкерман и шхуна Ингул.
Морские силы турок на Дунае состояли из 2 пароходов, 8 канонерских лодок, 85 кирлашей и 188 легких чаек.
Первый выстрел на Дунае последовал 3 октября; князь Горчаков сейчас же приказал ввести в Дунай флотилию с тем, чтобы поднять ее вверх по реке для воспрепятствования плаванию турецких судов; пароходы Прут и Ординарец с 8-ю канонерскими лодками на буксире д. были подняться до Браилова, мимо крепостей Тульчи и Исакчи. Для уменьшения потерь было приказано идти с темнотой; но начальник отряда, капитан 2 ранга Варпаховский,и другие просили позволения пройти мимо Исакчи днем, чтобы показать презрение к опасности.
«Снисходя к столь возвышенному чувству, генерал Лидерс дал разрешение, и флотилия около 8 1/2 ч. утра 11 октября появилась под Исакчей, завязалась перестрелка, во время которой был убит храбрый начальник отряда и еще 13 чел., ранено 5 офицеров и 55 нижних чинов; повреждения судов были незначительны, и они благополучно достигли места назначения, откуда Прут был отправлен в Гирсово, вверх по Дунаю.
Плавая по Дунаю, флотилия препятствовала появлению на ней мелких турецких судов, не позволяя переправиться неприятелю на левый берег реки.
Наши военные действия ограничились в 1853 г. занятием княжеств, наступление началось уже в 1854 г.
В январе 10 канонерских лодок контр-адмирала Мессера обстреливали неприятельские батареи на о-ве Чатала, при чем были сбиты орудия; затем, после достижения Сулинского гирла 3 коммерческими пароходами, поставленными на якорях во всю ширину гирла и охраняемыми береговыми батареей из 12 орудий, через суда был проткнут канат, укрепленный на берегу; когда гирло Святого Георгия было также заграждено во всю его ширину, Дунайская флотилия перешла с нижнего Дуная на средний, где и участвовала в переправе войск на правый берег.
Переправа была назначена в Браилове и Галаце; в то же время отделmysq отряд должен был переправиться у о-ва Чатала с целью овладения береговыми батареями и для угрозы Тульче, на случай отправки из неё войск к Галацу и Браилову.
Сильной демонстрацию было решено произвести и у Гирсова, и в то же время была предпринята бомбардировка Мачина.
В бомбардировках у Гирсова, Галаца и Мачина принимали участие отряды канонерских лодок; демонстрация увенчалась полным успехом: пока сбитые с толку турки ожидали переправы в бомбардируемых местах, таковые почти беспрепятственно произошли 11 марта у Галаца и Браилова.
Медаль памятная. Медаль в память «переправы» через Дунай
и сражения под Асперн-Эсслингом.
Brenet. Западная Европа, Франция, Париж, 1809 г.
Недрагоценный металл, чеканка, D: 41,5 мм. ГИМ
После переправы было приступлено к наводке мостов, которая особенно затруднялась сильным ветром, сносившим суда с якорей; здесь большую помощь оказал пароход Прут.
Удачной переправе отряда у Тульчи помогли 15 канонерских лодок.
Потери отряда были ничтожны, и после ряда стычек он занял 12 марта Тульчу.
Дальнейшие действия Дунайской флотилии заключались в помощи армии, осадившей крепость Силистрию; лодки обстреливали батареи со стороны Дуная, главное же содействие их состояло в обстреле неприятеля при снятии осады Силистрии и отступлении наших войск обратно за Дунай. Приказ об отступлении пришел за 2 час. до начала решительной атаки Силистрии в ночь на 9 июня; 11 июня начался переход войск через Дунай, а 12-го уже были разобраны мосты: выступившие вдогонку турецкие войска и артиллерия были обстреляны лодками капитана 1 р. Бернард-де-Граве.
В 1855 и 1856 гг. военных действий на Дунае не было.
Русско-турецкая война 1877-78 гг.
Как и в прежние войны, действия моряков на Дунае должны были заключаться в помощи сухопутным войскам при переправе через Дунай.
Главная опасность переправы заключалась в присутствии в реке 8 турецких броненосцев, 5 канонерских лодок, 11 пароходов и судов других типов, сосредоточенных по Дунайским укреплениям; кроме того, в устье Дуная, у Сулина, стояла броненосная эскадра Гобарта-паши.
Наши же морские силы числили всего 14 паровых катеров и 20 гребных судов и должны были прибыть к Дунаю сушею с 600 чел. Гвардейского и Черноморского экипажей. Только с помощью нового оружия, мин, м. б. выступить против сильнейшего неприятеля; действия морских отрядов заключались, главным образом, в постановке минных заграждений с таким расчетом, чтобы разбросанные по Дунаю турецкие отряды были отрезаны от намеченных мест переправы.
Весь минный состав был разделен на 2 отряда, гвардейский и черноморский; первый действовал на верхнем и среднем Дунае, второй – на нижнем.
2 апреля мы захватили Барбошский мост на р. Серети, заняли Галац, Браилов и Рени.
Черноморский отряд, разделенный на 2 части, сейчас же приступил к постановке минных заграждений.
У занятого моста, у Рени и у Браилова лейтенанты Ф.В. Дубасов и Шестаков и мичман Персин заградили Мачинский рукав, обезопасив, т. обр., железно-дорожный мост у Барбоша.
Решено было заградить и верхнюю часть Мачинского рукава, чтобы совершенно отрезать турецкий отряд, находившийся в рукаве.
Лейтенанты Дубасов и Шестаков достигли Мачинского рукава у Гирсова, но, не имея мин, поставили в виду неприятеля фальшивое заграждение и 12 мая вернулись в Браилов. Отсюда они произвели в ночь на 14 мая минную атаку на броненосный отряд в Мачинском рукаве и взорвали броненосец Сейф, что навело панический ужас на турок: пробравшись через фальшивый заграждение, они ушли из рукава, который был к концу мая загражден и в верхней части, т. ч. вся река, от Рени до Гирсова, оказалась в руках русских.
Результатом успеха была беспрепятственная наводка моста из Браилова в Течет, и уже 11 июня наши войска заняли оставленный турками г. Мачин.
Гвардейский отряд, между тем, сосредоточившись на р. Ольте и в д. Мало-де-Жас, предпринял ряд постановок мин у Парапона (12 вер. выше Рущука), Фламунды (5 вер. ниже Никополя) и Корабии (35 вер. выше Никополя), с целью обеспечить безопасность выбранной для переправы места у Зимницы.
Переправа русских войск через Дунай.
Малышев В. Москва 1877 г. Бумага, хромолитография, 43,0х56,3 см.
Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля
7 июня 10 катеров с шестерками на буксире, под началом капитана 1 ранга Новикова, ставили мины у Парапона.
8 июня из Рущука появился турецкий пароход, открывший огонь, посланный в атаку катер Шутка (лейтенанта Скрыдлов), хотя и не взорвал его, но заставил удалиться.
Работы по заграждению велись ночью и были окончены к 16 июня.
В то же время ставились мины у Фламунды и Корабии.
Из Никополя во время постановки мин вышел турецкий монитор, но будучи атакован 2-мя катерами (мичман Нилов и гардемарин Аренс), вернулся обратно. Между тем, для помощи войскам при переправе через Дунай из Санкт-Петербурга прибыл отряд в 850 чел. флигель-адъютанта Шмидта: одна часть его направилась к р. Ольте, другая в Журжево, откуда последняя прибыла 14 июня с патронами к Зимнице.
Памятник-обелиск близ Систова (устье Текир-Дере) в память
переправы через Дунай у Зимницы и боя у Систова под командованием
генерал-лейтенанта Ф.Ф.Радецкого15 июня 1877 года.
Неизвестный фотограф. Болгария, 1880-е гг.
Картон, фотобумага, альбуминовый отпечаток, 26,5х22,3 см; паспарту: 40,2х32,2 см.
ГИМ
Переправа началась в ночь на 15 июня; большую помощь оказал пароход капитан-лейтенанта Тудера Анета, который один перевез 20 т. войск из 30-ти, оказавшихся к вечеру 15 июня на правой стороне Дуная.
Во время переправы был убит лейтенант Добровольский и несколько матросов.
16 июня на катере Гвардейского экипажа переправился Император Александр II; в тот же день было приступлено к постройке моста, заготовленного на р. Ольте и пригнанного оттуда мимо Никополя, под обстрелом неприятеля, моряками, под командою капитана 1 р. Новосильского и Великого князя Алексея Александровича; последний только что прибыл на Дунай из-за границы и 20 июня был назначен начальником. всех морских команд на Дунае.
Характер деятельности Дунайской флотилии после переправы остался почти тот же: на верхнем и среднем Дунае активные действия за отступлением турок от берегов реки прекратились.
У Зимницы в это время был наведен 2-ой мост и Дунайская флотилия усилила заграждения у Парамона и Фламунды. На нижнем Дунае продолжал действовать лейтенант Дубасов; поставив заграждение у м. Черноводы, он по железной дороге отправился в Кюстенджи, заградил с моря этот порт, 2 октября предпринял было спуск брандеров на неприятельские суда у Силистрии, где, по донесениям лазутчиков, турки предполагали навести мост. Спуск брандеров был неудачен; подходы охранялись пароходом, на который мичман Великий князь Константин Константинович и спустил один брандер; за подвиг этот он получил орден Св. Георгия 4 ст.
Совершенно отдельным эпизодом в войне являются действия отряда капитан-лейтенанта Дикова в Сулинском гирле.
В составе 1 парохода и 8 мелких судов отряд этот прибыл 28 июля из Одессы со специальной целью оказать помощь армии против Сулина.
Положение отряда в Килийском рукаве было опасное; чтобы оградить себя с тыла, отряд поставил минные заграждения в Георгиевском и Сулинском гирлах.
Получив подкрепление из 5 судов, отряд пошел 21 сентября к Сулину; в ночь на 27-е под самым Сулином было поставлено с катеров заграждение, после чего отряд пошел вперед для бомбардировки. Навстречу ему вышли 2 парохода и броненосец; один из пароходов, канонерка Суна, попал на заграждение и взорвался, остальные вперед не пошли.
В дальнейшей перестрелке были повреждены 2 броненосца.
29 сентября капитан-лейтенант Диков получил приказание вернуться, т. к. атака на Сулин была отменена.
Вслед за тем военные действия на Дунае прекратились.
Дунайская флотилия пополнилась 2-мя канонерками, взятыми в Никополе; одна из них, канонерка Никополь, действовала 29 и 30 ноября против Сулеймана-паши, при наступлении его на Рущукский отряд.
Дальнейшая помощь моряков заключалась в устройстве новой переправы у Батина и охране старых переправ; на зиму отряды Дунайской флотилии расположились в Батине, Тульче, Браилове и Черноводах; но в виду возможных осложнений с Англией Гвардейский экипаж был двинут 8 января через Балканы, 28 февраля пришел в Сан-Стефано и оттуда вернулся в Одессу 26 апреля.
По подписании Сан-Стефанского договора служба Дунайской речной флотилии заключалась в установлении срочного пароходного движения по реке, подвозке провианта и очистке Дуная от мин, из которых большая часть потонула.
Вырезка. Переправа через Дунай.
Журнал «Всемирная иллюстрация».
Коллекция С. Г. Чарского. 1869-1898 гг.
Бумага, печать типографская, 23х17,5см.
Национальный музей Республики Северная Осетия-Алания
В апреля 1878 г. снова было велено готовиться к военные действиям, но все обошлось благополучно; часть судов флотилии перешла из Дуная в Черном море, часть оставалась в реке до 1879 г., когда одни суда покинули Дунай, а другие были переданы Болгарскому правительству.
См. также статьи:
"Краткая история Русского Флота", Феодосий Фёдорович Веселаго.
Русско-турецкая война 1828–1829 годов.
Русско-турецкая война 1877-1878 годов.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.