star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya

Дунайская флотилия

Дунайская флотилия, речные суда, построенные на р. Дунае во время наших войн с Турцией. 

План низовья реки Дуная, от Карабии до устья
План низовья реки Дуная, от Карабии до устья

Начало Дунайской флотилии относится к 1-ой турецкой войне Екатерины II (1768-74 гг.). 

Когда, осенью 1770 г., армия графа Румянцева подошла к Дунаю, решено было завести на нем флотилию; к строению новых судов приступлено было весной 1771 г.; одновременно в военные суда были обращены захваченные у турок в Тульче 5 хороших галиотов. 

Летом 1771 г. на Дунае было уже до 20 мелких судов, а в 1772 г. к ним присоединились четыре 12-пушечные шхуны, построенные по чертежам начальника Дунайской флотилии, англичанина Ноульса. 

Деятельность Дунайской флотилии с 1772 г. до конца войны заключалась в охране устья Дуная и крейсерствах в море для наблюдения за неприятелем; небольшие суда флотилии совершали даже переходы к Крыму. 

Главнокомандующий нашей армией, Румянцев, не был доволен Дунайской флотилией; не видя реальных успехов, Румянцев обвинял моряков в «неподвижности», требовал перехода к актив, действиям, совершенно не желая считаться с не мореходностью судов и слабостью их артиллерии. 

Вторично русские суда появляются на Дунае только в 1789 г., во время 2-ой турецкой войны Екатерины II; во все продолжение кампании этого года на Дунае для содействия сухопутным войскам находился отряд Днепровской флотилии, под началом капитана 1 ранга Ахматова. На следующий год в Дунай была отправлена с Днепра флотилия генерал-майора де- Рибаса из 34 судов, 48 казачьих лодок и нескольких транспортов. 

19 октября отряд этот произвел нападение на береговую турецкую батарею и турецкие суда в Сулинском устье Дуная; две батареи были взяты на следующий день высаженным десантом, 1 большое судно взорвано и 7 транспортных взято в плен. 

Отряд капитана Ахматова действовал в этом году более решительно: после «жестокой» баталии около крепости Тульчи, где он был встречен огнем 17 судов, проход по Дунаю был очищен, несколько турецких лодок взорвано, 4 взяты в плен; турки поспешно отступили, почему 7 ноября взяты были в Тульче еще 1 военное судно и 38 транспортов. 

Под крепостью Исакча также успешно действовал отряд капитан-лейтенанта Литке; турецкий отряд из 32 судов был сожжен, и турки бежали, бросив батареи и замок, в котором оказались главные склады для армии и гребной флотилии; потерь у нас не было. 19 ноября оба отряда, де-Рибаса и Ахматова, подошли к крепости Измаил и предприняли атаку турецких судов; пущенные русскими брандера были унесены течением, почему Ахматов перешел на близкое расстояние, открыл огонь, потопил 7 судов и взорвал одно. 

За первым отрядом последовал второй, капитан-лейтенант Литке, который сжег еще 4 судна и 17 транспортов. 

Наши потери: 3 разбитых и затопленных судна, 87 убитых и 239 раненых. Всего, с 19 октября по 19 ноября Дунайской флотилией взято в плен 77 судов разной конструкции, уничтожено 210; пушек взято 464, пороху 580 пд., 25 т. ружей и множество запасов. 

Затем Дунайская флотилия принимала деятельное участие во взятии Измаила 11 декабря. 

Накануне, по приказанию Суворова, из 567 орудий Дунайской флотилии была открыта бомбардировка крепости, которая продолжалась и всю ночь 11-го; прибрежные батареи были уничтожены, и крепость сильно повреждена; с нашей стороны взлетела на воздух со всей командой бригантина Константин. 

Во время самого штурма Дунайская флотилия бомбардировала город с самого близкого расстояния, овладела несколькими батареями, перевезла 11 батальонов на указанные места и завладела 12 лансонами и 22 мелкими судами; потери флотилии сводились к 95 убитых и 224 раненых. 

За дело 11 декабря генерал-майор Рибас получил орден Св. Георгия 2 ст.; вместе с ним отличены были многие офицеры, проявившие себя и раньше в Днепровской флотилии. 

В следующем 1791 г. действия Дунайской флотилии были не менее удачны. 

Рибас, оставшийся на Дунае, содействовал всеми силами операциям армии: охранял берега Дуная, забирая и истребляя неприятельские суда, перевозил через реку отряды войск, наводил для них мосты, например, у Галаца. 

Наибольшую помощь была оказана Днепровской флотилией 31 марта под Браиловом, где отряд потопил 15 неприятельских судов и способствовал взятию укрепления. 

Наконец, 28 июня, под Мачином, где князь Репнин разбил 80-тыс. армию, Днепровская флотилия обратила в бегство турецкую гребную флотилию из 30 судов, при чем было потоплено и взорвано 6 судов. 

В декабре 1791 г. был заключен Ясский мир; операции Днепровской флотилии закончились, явив собой лучший пример важности согласованных по общему плану действий армии и флота. 

В войну с Турцией 1807-12 гг., еще в конце 1806 г., главнокомандующий армией генерал Михельсон требовал, чтобы гребная флотилия вошла в Дунай, но главный командир Черноморского флота, маркиз де-Траверсе, «опасаясь в такое позднее время года отваживать флотилию на очевидную опасность», не позволил флотилии идти в Дунай; впрочем, участие в военные действиях флотилия принимала под Аккерманом, который, по словам паши, не был бы взят, «если бы не налетели эти черные вороны». 

Весной 1807 г. флотилия отрядами вошла в Дунай, где и содействовала сухопутной армии при атаках крепостей Тульчи, Исакчи и Измаила. Затем, в виду заключения перемирия, военные действия приостановились (в августе 1807 г.) и были возобновлены только в марте 1809 г. 

За это время Дунайская флотилия была усилена 20-ю новыми канонерками - барказами, 10 понтонами и 4 катерами, которые были выстроены в Галаце по приказанию главнокомандующего армией князь Прозоровского. 

С этими судами Дунайская флотилия состояла из 85 судов разного типа, в числе которых 8 занимали брандвахтенные посты, а прочие состояли в действующей флотилии. 

С началом военных действий Дунайская флотилия оказывала существенную помощь армии, разрушая береговые укрепления и не допуская операций турецких военных судов. 

Способствуя переправе через Дунай и взятию крепостей, из которых важнейшими были Измаил и Браилов, Дунайская флотилия усилилась взятыми в крепостях турецкими судами и заслужила похвалу сухопутных начальников: помощник главнокомандующего, генерал, князь М. И. Голенищев-Кутузов, писал одному из отрядных начальников, капитан 1 ранга Акимову: «Все, что вы ни делаете, все ваши предприятия не иначе приемлю я, как с истинными чувством должным к вам уважения, и могу вас уверить, что и главнокомандующий разделяет обще со мною мои к вам чувства». 

В 1810 г. деятельность Дунайской флотилии продолжалась в том же духе; флотилия содействовала блокаде Силистрии и Рущука, а в бою 26 августа под Батином, где Кутузов разбил турецкую армию, заставила турецкие суда уклониться от боя: 2 из них были потоплены, 5 взято в плен. 

Следствием сражения при Батине была сдача Систова, Журжи, Турно и, наконец, самого Рущука в 1811 г. 

Последний пал при ближайшем участии Дунайской флотилии, которая, во главе с капитаном 1 ранга Акимовым, встала против средины лагеря и открыла по нему сильный огонь, продолжавшийся целый день, а к ночи приблизилась к берегу и выгнала неприятеля из берег, укреплений; действуя же по лагерю ядрами, флотилия не позволила туркам восстановить разрушенное. Кутузов отметил это дело в приказе по армии 7 октября: «Отличное действие Дунайской флотилии, при Рущуке находящейся, обязывает меня, прежде, нежели буду иметь честь донести о подвигах её Государю Императору, изъявить ей совершенную мою благодарностью Вскоре был заключен мир, после которого суда были расположены на зимовку в Измаиле и Килии. 

В следующую турецкую войну 1827-29 гг. гребная Дунайская флотилия снова появляется на Дунае; деятельность её носила тот же характер помощи армии, но иногда она вступает и в чисто морские бои: так, 28 мая 1828 г. отряд флотилии из 16 лодок, пройдя под выстрелами крепость Браилов, напал в Мачинском рукаве на турецкую флотилию из 23 судов и после 3-час. боя разбил ее, взял 12 судов, 1 потопил и 1 сжег. 

Остальные суда отряда капитана 1 р. Заводовского блокировали крепость Браилов; в то же время другой отряд из 12 судов принимал участие в переправе сухопутных войск через Дунай у Сатунова и во взятии укреплений на левом берегу Дуная. 

Осенью гребная флотилия контр-адмирала Заводовского принимала участие в осаде крепости Силистрии. 

Крепость в этом году не была взята, почему весной 1829 г. Дунайская флотилия в составе 30 судов, под командою контр-адмирала Патаниоти (Патаниоти 2-й, Николай Юрьевич), снова приняла участие в осаде, которая на этот раз кончилась падением Силистрии (20 июня), при чем было взято 15 турецких судов. 

В войну с Турцией 1853-54 гг. армия князя Горчакова (Горчаков 2-й, князь, Петр Дмитриевич) должна была занять придунайские княжества, охранять их и наблюдать за всем течением среднего и нижнего Дуная; для последней цели к ней была придана Дунайская флотилия под началом контр-адмирала Мессера, состоявшая из 2 отрядов в 11 и 16 канонерских лодок; кроме того, к флотилии были приданы пароходы Прут, Ординарец, Инкерман и шхуна Ингул. 

Морские силы турок на Дунае состояли из 2 пароходов, 8 канонерских лодок, 85 кирлашей и 188 легких чаек. 

Портрет Александра Николаевича Лидерса. с фотографии. г. Санкт-Петербург, 1851- 1900 гг. Бумага, печать литографская, 41,6х28,4. Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера

Первый выстрел на Дунае последовал 3 октября; князь Горчаков сейчас же приказал ввести в Дунай флотилию с тем, чтобы поднять ее вверх по реке для воспрепятствования плаванию турецких судов; пароходы Прут и Ординарец с 8-ю канонерскими лодками на буксире д. были подняться до Браилова, мимо крепостей Тульчи и Исакчи. Для уменьшения потерь было приказано идти с темнотой; но начальник отряда, капитан 2 ранга Варпаховский,и другие просили позволения пройти мимо Исакчи днем, чтобы показать презрение к опасности. 

«Снисходя к столь возвышенному чувству, генерал Лидерс дал разрешение, и флотилия около 8 1/2 ч. утра 11 октября появилась под Исакчей, завязалась перестрелка, во время которой был убит храбрый начальник отряда и еще 13 чел., ранено 5 офицеров и 55 нижних чинов; повреждения судов были незначительны, и они благополучно достигли места назначения, откуда Прут был отправлен в Гирсово, вверх по Дунаю. 

Плавая по Дунаю, флотилия препятствовала появлению на ней мелких турецких судов, не позволяя переправиться неприятелю на левый берег реки. 

Наши военные действия ограничились в 1853 г. занятием княжеств, наступление началось уже в 1854 г. 

В январе 10 канонерских лодок контр-адмирала Мессера обстреливали неприятельские батареи на о-ве Чатала, при чем были сбиты орудия; затем, после достижения Сулинского гирла 3 коммерческими пароходами, поставленными на якорях во всю ширину гирла и охраняемыми береговыми батареей из 12 орудий, через суда был проткнут канат, укрепленный на берегу; когда гирло Святого Георгия было также заграждено во всю его ширину, Дунайская флотилия перешла с нижнего Дуная на средний, где и участвовала в переправе войск на правый берег. 

Переправа была назначена в Браилове и Галаце; в то же время отделmysq отряд должен был переправиться у о-ва Чатала с целью овладения береговыми батареями и для угрозы Тульче, на случай отправки из неё войск к Галацу и Браилову. 

Сильной демонстрацию было решено произвести и у Гирсова, и в то же время была предпринята бомбардировка Мачина. 

В бомбардировках у Гирсова, Галаца и Мачина принимали участие отряды канонерских лодок; демонстрация увенчалась полным успехом: пока сбитые с толку турки ожидали переправы в бомбардируемых местах, таковые почти беспрепятственно произошли 11 марта у Галаца и Браилова. 

Медаль памятная. Медаль в память «переправы» через Дунай и сражения под Асперн-Эсслингом. Brenet. Западная Европа, Франция, Париж, 1809 г. Недрагоценный металл, чеканка, D: 41,5 мм.  ГИМ Медаль памятная. Медаль в память «переправы» через Дунай и сражения под Асперн-Эсслингом. Brenet. Западная Европа, Франция, Париж, 1809 г. Недрагоценный металл, чеканка, D: 41,5 мм.  ГИМ

Медаль памятная. Медаль в память «переправы» через Дунай
и сражения под Асперн-Эсслингом.
Brenet. Западная Европа, Франция, Париж, 1809 г.
Недрагоценный металл, чеканка, D: 41,5 мм.  ГИМ

После переправы было приступлено к наводке мостов, которая особенно затруднялась сильным ветром, сносившим суда с якорей; здесь большую помощь оказал пароход Прут. 


Удачной переправе отряда у Тульчи помогли 15 канонерских лодок. 

Потери отряда были ничтожны, и после ряда стычек он занял 12 марта Тульчу. 

Дальнейшие действия Дунайской флотилии заключались в помощи армии, осадившей крепость Силистрию; лодки обстреливали батареи со стороны Дуная, главное же содействие их состояло в обстреле неприятеля при снятии осады Силистрии и отступлении наших войск обратно за Дунай. Приказ об отступлении пришел за 2 час. до начала решительной атаки Силистрии в ночь на 9 июня; 11 июня начался переход войск через Дунай, а 12-го уже были разобраны мосты: выступившие вдогонку турецкие войска и артиллерия были обстреляны лодками капитана 1 р. Бернард-де-Граве. 

В 1855 и 1856 гг. военных действий на Дунае не было. 

Русско-турецкая война 1877-78 гг. 

Как и в прежние войны, действия моряков на Дунае должны были заключаться в помощи сухопутным войскам при переправе через Дунай. 

Главная опасность переправы заключалась в присутствии в реке 8 турецких броненосцев, 5 канонерских лодок, 11 пароходов и судов других типов, сосредоточенных по Дунайским укреплениям; кроме того, в устье Дуная, у Сулина, стояла броненосная эскадра Гобарта-паши. 

Шапка типа кепи 1 роты Его Императорского Высочества Гвардейского экипажа со знаком отличия в виде ленты с надписью "За переправу через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года". Российская Империя, XIX в., последняя четверть. Сукно, металл, кожа, канитель металлическая, d= 19 см, h= 12 см. Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого" МО РФНаши же морские силы числили всего 14 паровых катеров и 20 гребных судов и должны были прибыть к Дунаю сушею с 600 чел. Гвардейского и Черноморского экипажей. Только с помощью нового оружия, мин, м. б. выступить против сильнейшего неприятеля; действия морских отрядов заключались, главным образом, в постановке минных заграждений с таким расчетом, чтобы разбросанные по Дунаю турецкие отряды были отрезаны от намеченных мест переправы. 

Весь минный состав был разделен на 2 отряда, гвардейский и черноморский; первый действовал на верхнем и среднем Дунае, второй – на нижнем. 

2 апреля мы захватили Барбошский мост на р. Серети, заняли Галац, Браилов и Рени. 

Черноморский отряд, разделенный на 2 части, сейчас же приступил к постановке минных заграждений. 

У занятого моста, у Рени и у Браилова лейтенанты Ф.В. Дубасов и Шестаков и мичман Персин заградили Мачинский рукав, обезопасив, т. обр., железно-дорожный мост у Барбоша. 

Решено было заградить и верхнюю часть Мачинского рукава, чтобы совершенно отрезать турецкий отряд, находившийся в рукаве. 

Лейтенанты Дубасов и Шестаков достигли Мачинского рукава у Гирсова, но, не имея мин, поставили в виду неприятеля фальшивое заграждение и 12 мая вернулись в Браилов. Отсюда они произвели в ночь на 14 мая минную атаку на броненосный отряд в Мачинском рукаве и взорвали броненосец Сейф, что навело панический ужас на турок: пробравшись через фальшивый заграждение, они ушли из рукава, который был к концу мая загражден и в верхней части, т. ч. вся река, от Рени до Гирсова, оказалась в руках русских. 

Результатом успеха была беспрепятственная наводка моста из Браилова в Течет, и уже 11 июня наши войска заняли оставленный турками г. Мачин. 

Гвардейский отряд, между тем, сосредоточившись на р. Ольте и в д. Мало-де-Жас, предпринял ряд постановок мин у Парапона (12 вер. выше Рущука), Фламунды (5 вер. ниже Никополя) и Корабии (35 вер. выше Никополя), с целью обеспечить безопасность выбранной для переправы места у Зимницы. 

Переправа русских войск через Дунай. Малышев В. Москва 1877 г. Бумага, хромолитография, 43,0х56,3 см. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля
Переправа русских войск через Дунай.
Малышев В. Москва 1877 г. Бумага, хромолитография, 43,0х56,3 см.
Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля

7 июня 10 катеров с шестерками на буксире, под началом капитана 1 ранга Новикова, ставили мины у Парапона. 

8 июня из Рущука появился турецкий пароход, открывший огонь, посланный в атаку катер Шутка (лейтенанта Скрыдлов), хотя и не взорвал его, но заставил удалиться. 

Работы по заграждению велись ночью и были окончены к 16 июня. 

В то же время ставились мины у Фламунды и Корабии. 

Из Никополя во время постановки мин вышел турецкий монитор, но будучи атакован 2-мя катерами (мичман Нилов и гардемарин Аренс), вернулся обратно. Между тем, для помощи войскам при переправе через Дунай из Санкт-Петербурга прибыл отряд в 850 чел. флигель-адъютанта Шмидта: одна часть его направилась к р. Ольте, другая в Журжево, откуда последняя прибыла 14 июня с патронами к Зимнице. 

Памятник-обелиск близ Систова (устье Текир-Дере) в память переправы через Дунай у Зимницы и боя у Систова под командованием генерал-лейтенанта Ф.Ф.Радецкого15 июня 1877 года. Неизвестный фотограф. Болгария, 1880-е гг. Картон, фотобумага, альбуминовый отпечаток, 26,5х22,3 см; паспарту: 40,2х32,2 см. ГИМ
Памятник-обелиск близ Систова (устье Текир-Дере) в память
переправы через Дунай у Зимницы и боя у Систова под командованием
генерал-лейтенанта Ф.Ф.Радецкого15 июня 1877 года.
Неизвестный фотограф. Болгария, 1880-е гг.
Картон, фотобумага, альбуминовый отпечаток, 26,5х22,3 см; паспарту: 40,2х32,2 см.
ГИМ

Переправа началась в ночь на 15 июня; большую помощь оказал пароход капитан-лейтенанта Тудера Анета, который один перевез 20 т. войск из 30-ти, оказавшихся к вечеру 15 июня на правой стороне Дуная. 

Во время переправы был убит лейтенант Добровольский и несколько матросов. 

16 июня на катере Гвардейского экипажа переправился Император Александр II; в тот же день было приступлено к постройке моста, заготовленного на р. Ольте и пригнанного оттуда мимо Никополя, под обстрелом неприятеля, моряками, под командою капитана 1 р. Новосильского и Великого князя Алексея Александровича; последний только что прибыл на Дунай из-за границы и 20 июня был назначен начальником. всех морских команд на Дунае. 

Характер деятельности Дунайской флотилии после переправы остался почти тот же: на верхнем и среднем Дунае активные действия за отступлением турок от берегов реки прекратились. 

У Зимницы в это время был наведен 2-ой мост и Дунайская флотилия усилила заграждения у Парамона и Фламунды. На нижнем Дунае продолжал действовать лейтенант Дубасов; поставив заграждение у м. Черноводы, он по железной дороге отправился в Кюстенджи, заградил с моря этот порт, 2 октября предпринял было спуск брандеров на неприятельские суда у Силистрии, где, по донесениям лазутчиков, турки предполагали навести мост. Спуск брандеров был неудачен; подходы охранялись пароходом, на который мичман Великий князь Константин Константинович и спустил один брандер; за подвиг этот он получил орден Св. Георгия 4 ст. 

Совершенно отдельным эпизодом в войне являются действия отряда капитан-лейтенанта Дикова в Сулинском гирле. 

В составе 1 парохода и 8 мелких судов отряд этот прибыл 28 июля из Одессы со специальной целью оказать помощь армии против Сулина. 

Положение отряда в Килийском рукаве было опасное; чтобы оградить себя с тыла, отряд поставил минные заграждения в Георгиевском и Сулинском гирлах. 

Получив подкрепление из 5 судов, отряд пошел 21 сентября к Сулину; в ночь на 27-е под самым Сулином было поставлено с катеров заграждение, после чего отряд пошел вперед для бомбардировки. Навстречу ему вышли 2 парохода и броненосец; один из пароходов, канонерка Суна, попал на заграждение и взорвался, остальные вперед не пошли. 

В дальнейшей перестрелке были повреждены 2 броненосца. 

29 сентября капитан-лейтенант Диков получил приказание вернуться, т. к. атака на Сулин была отменена. 

Вслед за тем военные действия на Дунае прекратились. 

Дунайская флотилия пополнилась 2-мя канонерками, взятыми в Никополе; одна из них, канонерка Никополь, действовала 29 и 30 ноября против Сулеймана-паши, при наступлении его на Рущукский отряд. 

Дальнейшая помощь моряков заключалась в устройстве новой переправы у Батина и охране старых переправ; на зиму отряды Дунайской флотилии расположились в Батине, Тульче, Браилове и Черноводах; но в виду возможных осложнений с Англией Гвардейский экипаж был двинут 8 января через Балканы, 28 февраля пришел в Сан-Стефано и оттуда вернулся в Одессу 26 апреля. 

По подписании Сан-Стефанского договора служба Дунайской речной флотилии заключалась в установлении срочного пароходного движения по реке, подвозке провианта и очистке Дуная от мин, из которых большая часть потонула. 

Вырезка. Переправа через Дунай. Журнал «Всемирная иллюстрация». Коллекция С. Г. Чарского. 1869-1898 гг. Бумага, печать типографская, 23х17,5см. Национальный музей Республики Северная Осетия-Алания
Вырезка. Переправа через Дунай.
Журнал «Всемирная иллюстрация».
Коллекция С. Г. Чарского. 1869-1898 гг.
Бумага, печать типографская, 23х17,5см.
Национальный музей Республики Северная Осетия-Алания

В апреля 1878 г. снова было велено готовиться к военные действиям, но все обошлось благополучно; часть судов флотилии перешла из Дуная в Черном море, часть оставалась в реке до 1879 г., когда одни суда покинули Дунай, а другие были переданы Болгарскому правительству.


См. также статьи:

"Краткая история Русского Флота", Феодосий Фёдорович Веселаго.

Русско-турецкая война 1828–1829 годов.

Русско-турецкая война 1877-1878 годов.


Ссылка на статью "Дунайская флотилия"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Флотилия
  • - Капитан над Сулинским портом и комендант города Сулин
  • - Донская флотилия
  • - Опыт, буксир колесный
  • - Беломорская флотилия в Великой Отечественной войне
  • - Сибирская флотилия
  • - Фельдмаршал Румянцев в период русско-турецкой войны 1768-1774 гг.
  • - Указ Екатерины II губернатору Таврической области С. С. Жегулину о поселении греков в Аджибее (Одессе) и Тавриде около Балаклавы


  • Название статьи: Дунайская флотилия


    Источник статьи:  Ф.Веселаго, Краткая история русского флота; А. Кротков, Повседневная запись замечательных событий в русском флоте; В.Чубинский, Об участии моряков в войне с Турцией 1877-78 гг.

    Дата написания статьи:  {date=d-m-Y}

    Источник изображений:ГИМ; Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля; Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера
     

    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru