Эйдригевич, Тит Фомич, гидротехник
Эйдригевич, Тит Фомич, гидротехник, из дворян Ковенской губ.
Родился в 1834 г., ум. 19 июня 1887 г.
Окончив в 1856 г. курс в институте путей сообщения, ЭЙДРИГЕВИЧ был произведен в поручики корпуса инженеров и назначен на службу во II-й, потом Вытегорский округ, в котором в 1859 г. получил место начальника дистандии на системе герцога Вюртембергского.
Он и подробно ознакомился с рекою Шексною и северными реками, входящими в Кирилловское отделение. Им были сделаны многие полезные указания при введении в порожистой части реки Шексны туэрной тяги, вытеснившей конную.
В 1866 г., и при преобразовании корпуса инженеров путей сообщения в гражданское учреждение, ЭЙДРИГЕВИЧ был переименован из штабс-капитанов в надворные советники и в
1870 г. произведен в коллежские советники.
В том-же году, в числе других инженеров, он производил правительственные изыскания для составления проекта улучшения Мариинского водного пути. Но будучи согласен с мнениями начальника изысканий, ЭЙДРИГЕВИЧ выработал самостоятельный проект, но он не был приведен в исполнение.
В 1873 г. ЭЙДРИГЕВИЧ был назначен помощником председателя комиссии для производства, исследований по избранию места под устройство порта на северо-восточном берегу Черного моря, и выбор его пал на Новороссийск, хотя и страдающий весьма важным недостатком — необыкновенно сильным ветром из берегового ущелья, под действием которого нередко бывали крушения судов, но зато в других отношениях выбор был сравнительно удачен, и в настоящее время Новороссийск, соединенный железнодорожной ветвью с Владикавказской дорогой, представляет один из важнейших в империи портов по отпускной торговле.
В марте 1874 г. ЭЙДРИГЕВИЧ был зачислен в распоряжение правления своего округа, с оставлением в Черноморской комиссии, и, спустя несколько месяцев, назначен в техническо-инспекторский комитет шоссейных и водяных сообщений, а в следующем году послан за границу для изучен ее европейских портов и выбора там таких усовершенствований, которые могли-бы быть введены в наши порты. Этим только и ограничились его занятия относительно портовых сооружений; доследующие же годы своей жизни он посвятил внутренним водяным путями.
В 1876 г. он был назначен на должность члена навигационно-опасной комиссии и временной комиссии по улучшению Мариинского водного пути. В это время вполне назрел уже вопрос о приведении восточной части Приладожских каналов в такое-же провозоспособное состояние, в котором находилась западная большая часть их после устройства нового канала Императора Александра II, параллельно старому, и ЭЙДРИГЕВИЧУ поручено было выработать проект устройства Новосвирского ц Новосяського каналов Императора Александра III и Императрицы Марии Федоровны.
Проект был готов и представлен 15 ноября 1877 г., а 14 марта следующего года ЭЙДРИГЕВИЧ был назначен начальником работ.
В том-же году он был произведен в статские советники и награжден орденом Св. Владимира 4 ст., а в 1880 г. — в действительные статские советники.
В 1883 г. ЭЙДРИГЕВИЧ назначен был начальником Вытегорского округа и председателем технического присутствия по устройству Матко-Озерского обходного канала в раздельном плесе Мариинской системы и в 1886 г. пожалован орденом Св. Станислава 1 ст.
Слишком четырехлетнее управление ЭЙДРИГЕВИЧА Вытегорским округом — время весьма замечательное не только для северных путей, на улучшение которых положил он все свои силы, но косвенно и для гидротехнического дела вообще в России.
За это время по вышеупомянутому округу было сделано весьма много полезного и важного: 1) по Мариинской системе устроен в известковой скале новый канал, в обходе Матко-Озера и примыкающих к нему частей прежнего раздельного бьефа системы; 2) в системе герцога Александра Вюртембергского произведено капитальнейшее улучшение: понижен раздельный бьеф, с упразднением двух шлюзных камер и введением в постоянный обиход путей весьма большого количества запасной воды для питания системы.
Проект понижения был задуман ЭЙДРИГЕВИЧ еще в то время, когда он служил в бывшем 4-м отделении округа начальником дистанции, лелеян им 30 лет и, наконец, приведен в исполнение; 3) по Тихвинской системе выработал, между прочим, новый тип шлюза с применением множества полезных улучшений, важнейшим из которых следует считать устройство верхних ворот, вращающихся на горизонтальной оси.
Это фундаментальное нововведение необыкновенно счастливо разрешает важную задачу наиболее рационального устройства шлюзных ворот на системе и, между прочим, упраздняет, опасность, когда-то постоянно висевшую над шлюзами, быть разрушенными напором судов по какой-либо несчастной случайности и тем не только остановить караван на более или менее продолжительное время, но и на самой системе произвести бедствие; и 4) развито в сильной степени землечерпание и заказана на Коломенском заводе первая (по времени) в России камнечерпательница для работ на реке Свири.
По почину и под руководством ЭЙДРИГЕВИЧА состоялись съезды инженеров служащих в округе. На этих съездах рассмотрено было во всей подробности устройство деревянных шлюзов и плотин и предложено было много усовершенствований в их конструкции.
В июле 1887 г., осматривая Тихвинский путь и обсуждая выработанный проект для улучшения этого пути, ЭЙДРИГЕВИЧ скоропостижно скончался на пароходе.
Перу ЭЙДРИГЕВИЧА принадлежат следующие печатные труды: "Работы, произведенный в 1857, 1858 и 1859 гг. по очистке от камней фарватера р. Шексны 1861 г.» ("Журнал путей сообщения»); "Работы в портах южной Европы ("Инженерные Записки», 1875 г.); "Заметки о действии мороза на металлы в подводных частях сооружений»; "Очерк устройства приладожских каналов между Волховом и Свирью»; "Обзор проектов улучшения порта Генуи», 1886 г. ("В сборнике сообщений в собрании инженеров путей сообщения за 1882 и 1883 гг.») и "Обзор судоходного состояния водного пути герцога Александра Вюртембергского, проектов улучшения производимых работ и предстоящих в будущем» ("Журнал путей сообщения»).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.