Шпанберг, Мартын Петрович, капитаном 1-го ранга
Шпанберг, Мартын Петрович, датчанин, неизвестно, когда поступил на морскую службу в России.
По списку морских чинов видно, что в 1721) г. он был лейтенантом, в 1732 г. — капитаном 3-го ранга, а в 1736 г. —капитаном 1-го ранга.
В мае 1724 г., по Высочайшему повелению, коллегия определила отправить два пакета-бота в Любек для перевозки пассажиров, писем и ручной клади.
Командирами этих судов были поставлены Шпанберг и Сомов.
По возвращении из этого путешествия Шпанберг принимал деятельное участие в двух Камчатских экспедициях под начальством известного Беринга.
В первый раз исследователи, после многих трудов и лишений, добрались до 65030' с. ш., причем на долю Шпанберга выпало сложное дело постройки судов на Лене для перевозки груза и расследование водного пути от Большерецкого острога до Нижнекамчатска.
Когда вскоре по возвращении из первой экспедиции Беринг представил императрице Анне Иоанновне записку, в которой предлагать проведать пути к Америке и Японии, для торговли с этими странами, и исследовать северный берег России между Обью и Леной, адмиралтейств-коллегия снарядила, новую экспедицию, и Шпанберг был поставлен во главе самостоятельного отряда, посланного для осмотра берегов Японии и описи Курильских островов и реки Амура.
Эта вторая экспедиция затянулась на несколько лет.
Летом1738 г. Шпанберг плавал вдоль западных берегов Курильской гряды, насчитал 31 неизвестных еще остров, дал им название и нанес на карту.
В следующем году он повторил путешествие, придерживаясь, однако, на этот раз восточной стороны Курильских островов. Дойдя до 39° с. ш., Шпанберг увидел наконец берег Японии, острова Ниппона, и, следуя далее к югу до 37?°, 22-го мая бросил якорь.
Здесь он завел сношение с туземцами и обменивался с ними товарами. Отсюда путники направились на северо-восток до 44?°; дорогой Шпанберг видел много островов, но в виду того, что люди его были больны, не приставал к берегу и 14-го июля вернулся в Большерецк.
Прибыв затем в Охотск, где застал Беринга, Шпанберг изложил ему свой дальнейший план экспедиции: он думал отправиться с большим числом спутников к вновь открытым им островам и привести жителей их в русское подданство.
Беринг предложил Шпанбергу лично отправиться в Петербург для представления своего проекта.
Шпанберг поехал, но должен был в силу запрещения адмиралтейств-кодлегии, остановиться в Якутске, так как над ним наряжено было следствие в виду явившегося подозрения, что он вовсе не был в Японии, а плавал вдоль берегов Кореи. Расследование показало, однако, что путешествие Шпанберга в Японию не было фикцией, и что лишь сведения, собранные им не достаточно точны, а поэтому 15 апреля 1740 г. Шпанберг получил приказание возобновить экспедицию.
Летом следующего 1741 г. он совершил свое третье путешествие к Курильским островам, отрядив предварительно дубель-шлюпку "Надежда» под командой мичмана Шельтинга с геодезистом Федоровым для описи западных берегов Охотского моря до устья Амура.
Привести в исполнение свой план на этот раз Шпанбергу не удалось.
Он намеревался уже возобновить плавание, когда 23 сентября 1743 г., по Высочайшему указу, экспедицию велено было приостановить.
Шпанберг оставался затем на русской морской службе и умер в 1761 г.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.