Гагарин Григорий Григорьевич, князь, художник

Князь Григорий Григорьевич Гагарин

Гагарин, Григорий Григорьевич, князь, обер-гофмейстер, вице-президент Академии Художеств, художник-любитель, мастерски живописавший боевую жизнь на Кавказе, в покорении которого принимал участие.

Сын князя Григория Ивановича (см.), родился 29 апреля 1810 г.

До 13-летнего возраста находился при родителях в Париже и Риме, а потом учился два года в коллегии Толомеи в Сиенне, откуда вышел в 1826 г.

Свое образование пополнил в Париже, где слушал в университете лекции по математике, филологии, праву, философии и истории и прошел курсы строительного искусства и живописи.

Начал службу по дипломатическому ведомству и проходил ее за границей — в Париже, Риме, Константинополе и Мюнхене:

6 июня 1829 г. определен актуариусом в коллегию иностранных дел с причислением временно к посольству в Париже.

В 1833 г. перемещен в Азиатский департамент и 1 апреля того же года пожалован в камер-юнкеры.

В 1834 г. причислен к миссии в Константинополе, в 1837-1839 гг. состоял младшим секретарем миссии в Мюнхене и в 1840 г. назначен чиновником особых поручений VIII кл. при Азиатском департаменте.

Вернувшись в 1839 г. в Россию, он тотчас же отправился на Кавказ, где принимая там участие в делах против горцев, сперва волонтером-художником.

В мае того же года откомандирован к барону П. В. Гану, которому поручено было ввести новое гражданское устройство в Закавказье. С апреля по июнь 1841 г. в составе Чернышевского отряда участвовал в военных действиях против горцев в Дагестане и за личную храбрость и хладнокровное мужество награжден орденом Св. Анны 3-й ст. с бантом.

1 июля того же (1841 г.) года переименован в поручики Лейб-Гвардии Гусарского полка и причислен к канцелярии военного министра для особых поручений. В том же году за труды по введению нового устройства в Закавказье получил орден Св. Станислава 3-й ст.

В 1842 г. произведен в штабс-ротмистры, в 1843 г. (1 января) назначен флигель-адъютантом к Е. И. В.

Отозванный с Кавказа в Спб., Гагарин в 1844 г. снова выразил желание отправиться на Кавказ для участия в военных действиях.

Но удалось ему осуществить это желание лишь в 1848 г., когда он был назначен состоять при кн. Воронцове.

в 1848 г. — в распоряжение главнокомандующего отдельным Кавказским корпусом кн. Воронцова, в 1849 г. произведен в ротмистры. На этом посту Гагарин оставался до 1872 г.

В 1850 г. участвовал в Чеченском отряде генерала Нестерова в делах против горцев и за отличие произведен в полковники, а в 1852 г.— находился в экспедиции в Дагестан.

В 1853 г. за полезные труды по художественной и строительной части получил орден Св. Анны 2-й ст. с Императорской короною и в 1854 г. назначен состоять при президенте Академии Художеств, Великой Княгине Марии Николаевне.

Во время Восточной войны, находясь в Александропольском отряде кн. Бебутова, отличился 24 июля 1854 г. при Кюрук-Дара, за что награжден орденом Св. Владимира 4-й ст. (28 января 1855), а 6 мая 1856 г. получил тот же орден 3 й ст. с мечами.

Во время коронования Александра II находился в Москве и затем получил поручение заведывать художественной частью в «Описании коронационных торжеств».

Произведенный 30 августа 1858 г. в генерал-майоры с зачислением в Свиту, Григорий Григорьевич 27 мая 1859 г. был назначен вице-президентом Академии Художеств и занимал эту должность до 19 апреля 1872 г.

В течение этого времени был награжден орденами Св. Станислава 1-й ст. (1860 г.), Анны 1-й ст. с мечами (1862 г.), Владимира 2-й ст. с мечами (1867 г.) и Белаго Орла (1868 г.). 4 ноября 1864 г. получил чин тайного советника и звание гофмейстера.

11 января 1874 г. награжден орденом Св. Александра Невского и 19 февраля 1880 г. пожалован в обер-гофмейстеры.

Скончался князь Григорий Григорьевич Гагарин 18 января 1893 г. в Шательро и погребен в с. Сучках Корчевского уезда Тверской губ.

князь Григорий Григорьевич Гагарин состоял действительным членом общества поощрения художников и помощником председателя Императорского русского археологического общества. Он был одним из самых талантливых русских художников-дилетантов. Продолжительное пребывание Григория Григорьевича в молодости за границей, в особенности в Италии, способствовало развитию в нем любви к искусству. Он был метким и остроумным рисовальщиком, забавным карикатуристом, а иногда и отличным живописцем, хотя большинство его картин мало удачны.

Во время путешествий Григорий Григорьевич непременно имел при себе альбом, в который заносил карандашом или акварелью все, что останавливало на себе его внимание. Разнообразие оставшихся после него рисунков, этюдов, набросков, типов свидетельствует о широте его художественного размаха.

Прекрасный рисовальщик и акварелист, он в массе правдивых и изящных рисунков изобразил военную жизнь и типы кавказцев, казаков, черкесов и лихих Нижегородских драгун.

Гагарин Григорий Григорьевич (1810-1893). Иллюстрация к повести Соллогуба В. А. 

По наброску Лермонтова он нарисовал акварелью "Сражение при Валерике".

На выставке произведений его, устроенной в 1910 г., обращали на себя внимание написанные a la Брюллов портреты «Княгиня С. А. Гагарина в саду», овальный портрет той же княгини, баронесса Плессей с двумя детскими головками, «Бал у князя Барятинского» и ряд акварельных портретов маленьких внуков и внучек художника, эскиз масляной картины «Царь Алексей Михайлович в Саввинском Сторожевском монастыре», юношеский альбом на сюжет «Царство мопсов», где [собаки разыгрывают сцены из жизни XVIII века, цветной рисунок, изображающий самого автора бегущим по улице, где из окон домов на него сыплется целый дождь альбомов, которые бросают в него друзья, желающие иметь что-либо на память от художника.

Как иллюстратор, Григорий Григорьевич известен своими рисунками к роскошному изданию «Le Caucase pittoresque» (1857), к «Тарантасу» гр. Соллогуба (1845) и «Пиковой даме» Пушкина. Он занимался и гравированием крепкой водкой; известен его офорт-меню обеда по поводу столетия со дня кончины Ломоносова (7 апреля 1865 г.).

Мужской портрет. Гагарин, Григорий Григорьевич. 1840-е гг. 1810-1893. Россия. Бумага, металл (ободок), дерево (рамка), акварель. 9,2 см (круг в свету); 15,7х15,7 см (в 4-х угольной деревянной рамке) Поступил ГЭ в 1991 г. по завещанию Г.Д. Душина

Под сильным впечатлением храма Айя-Софии в Константинополе, поразившей величием византийского искусства, Григорий Григорьевич предался изучению византийского стиля и в поисках за его образцами изездил Европейскую и Азиатскую Турцию и Италию. Он ревностно изучал также русские памятники, сохранившие следы византийского влияния.

Вообще Григорий Григорьевич старался уяснить истинный дух христианского искусства, близкого по времени к отцам церкви. Он расписал в византийском стиле Сионский собор в Тифлисе (1853 г.), причем впервые применил в России так называемый энкаустический способ фресковой живописи (красками, приготовленными на особой мастиковосковой эссенции). Им составлены планы церквей на Кавказе: в Хасавюрте, Дербенте, Кутаисе, Мухровани, Грозном, Воздвиженской, Тифлисе (военный собор и гимназическая церковь), Боржоме, Ейске, Темир-Хан-Шуре, Шуше, Николаевской станице, Елисаветполе, Екаторинодаре и в доме экзарха Грузии в укреплении на Белой речке.

Кроме того им написаны иконы для дворцовых церквей Великой Княгини Марии Николаевны (1856) и принца Ольденбургского в Петербурге, церквей в с. Окнах Херсонской губ., с. Сурах Тульской губ., Баден-Бадене (1883), имении его Сучках Корчевского у., Тверской губ.(1884),Карасане в Крыму (1889), церкви Покрова на Боровой улице в Петербурге (1892) и др.

Предсмертным его трудом были иконы для Ментонской церкви. При Академии Художеств он основал музей древнехристианского искусства и прилагал старания к тому, чтобы обратить русскую церковную живопись к византийским идеалам и пошибу. Серия эскизов церковной живописи Григория Григорьевича хранится в Музее Александра III. Здесь же находятся и многие другие его произведения, между прочим, батальные его картины, переданные сюда из Царскосельского Александровского дворца: «Сцена из покорения Кавказа — Карагач, главная квартира Нижегородского драгунского полка», «Сражение между русскими войсками и черкесами при Ахатле 8 мая 1841 г.», «Белый Ключ — главная квартира Мингрельского полка», «Переправа».

В музей Александра III переданы были весь художественный материал, оставшийся после Григория Григорьевича, и его библиотека. Картина его «Свидание генерала Клюки фон Клугенау с Шамилем» находится в Третьяковской галерее в Москве, а несколько его рисунков — в Румянцевском музее.

Написанные им копии с фресок Мазаччио во Флоренции и картины Карпаччио в Венеции переданы после его смерти в Академию Художеств.

Вовремя пребывания на Кавказе Григорий Григорьевич заведывал внутренним украшением Тифлисского театра и художественной частью на гранильной фабрике горного ведомства и картонно-каменной фабрике при Тифлисской военно-рабочей роте.

Григорий Григорьевич был также страстным собирателем картин и оставил после себя прекрасную коллекцию, в которой между прочим, находятся замечательные примитивы Сиенской школы: «Распятие» Дуччо и табернакл со Св. Девой на престоле Липпо Мемми.

Григорий Григорьевич написал воспоминания о своем учителе К. П. Брюллове, напечатанные в альманахе «Зурна» 1855 г. за подписью Г.Г.Г. и изданные отдельно после его смерти, со статьей о художественной деятельности автора («Воспоминания князя Г. Г. Гагарина о Карле Брюллове. Спб. 1900 г.»).

Во время пребывания на Кавказе им издана была (под инициалами Г. Г. Г.) «Краткая Хронологическая таблица в пособие Византийского искусства» (Тифлис, 1856 г.).

Фишер К.А. Открытка почтовая: Русский музей Императора Александра III. Князь Г.Г.Гагарин. Переправа. Начало XX в. Aототипия, картон тонкий. 8,8 х 13,8 см. Санкт-Петербург. ГБУК Ставропольского края

В 1881 г. Обществом любителей древней письменности издан его труд «Происхождение пятиглавых церквей», а в 1887 г. училищем барона Штиглица — его «Сборник византийских и древнерусских орнаментов».

Альбом. Папка альбома: Князь Гр.Гр. Гагарин. Собрание византийских и древнерусских орнаментов. FURST GREGOR GAGARIN. SAMMLUNG BYZANTINISCHER UND ALTRUSSISHER JRNAMENTE.- СПб., б. д. 1887-1891 гг. Бумага, картон, печать. 33,5х25х1,7 см. г. Санкт-Петербург. ГБУК Московской области

В 1884 г. вышло в Париже у Лемерсье его иллюстрированное издание «Изображения Св. Евангелия и Псалтыря».

В 1892 г. для 1-го съезда архитекторов Григорий Григорьевич выпустил брошюру «Строителям русских церквей», перепечатанную позже под заглавием «Родник русского искусства» в качестве введения к изданному по воле Императора Александра III в 1897 г. его «Собранию орнаментов».

Рисунки Гагарина напечатаны частью в издании "Caucase pittoresque" и в "Истории Нижегородского драгунского полка" Потто.

После его смерти были изданы:

1) Собрание византийских, грузинских и древнерусских орнаментов и памятников архитектуры. Серия I-III. Спб. 1897-1903. В б. 4°, и в лист;

2) Рисунки и наброски с натуры (30 рис., большинство в красках). Спб. 1902 г., в лист.

Известно несколько портретов Григория Григорьевича Гагарина, написанных художниками Молинари (пастель), Камучини, Соколовым, Брюлловым, Шпелером, Бобровым.


Ссылка на статью "Гагарин Григорий Григорьевич, князь, художник"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Гагарин Григорий Иванович, князь, тайный советник, посланник
  • - Яблоновский, князь, Максимилиан Антонович, т. с., обер-гофмейстер двора Его Величества, сенатор
  • - Нечаев Степан Дмитриевич, действительный тайный советник
  • - Бицов, Карл Карлович, действительный статский советник
  • - Гагарин, Николай Сергеевич, князь, гофмейстер
  • - Волков Михаил Аполлонович, чиновник
  • - Болдырев Владимир Васильевич
  • - Агин, Александр Алексеевич, художник


  • Название статьи: Гагарин Григорий Григорьевич, князь, художник


    Источник статьи:  Русский биографический словарь. 1914 г. т. 4. Издание ИМПЕРАТОРСКОГО Русского Исторического Общества; Военная энциклопедия. Санкт-Петербург: Товарищество И.Д. Сытина, 1911-1914

    Статьи, использованные при написании этой статьи:   Формулярный список (Архив Московского Двор. Депутатское Собрание). — Словарь Брокгауза, XIV, 767.-Большая Энциклопедия V, 787,-Ровинский, «Подробный словарь русских граверов», I, 182. — Бар. Н.Н. Врангель, «Каталог старинных произведений искусств, хранящихся в Императорской Академии Художеств», 1908 г. — Каталог Музея Александра III. — Старые Годы 1908 г. № 11-12, стр. 703; 1910 г. № 5-6, стр. 77. — Каталог выставки русских портретов в Таврическом дворце 1905 г. — Портретная галерея русских деятелей, изд. Мюнстера, т. I, С.-Пб. 1865 г. стр. 100. — П. Иосселиани, «Описание древностей города Тифлиса», стр. 101-112 (деятельность Гагарина по реставрации Сионскогособора). — Новое Время 1893 г. № 6088, («Памяти кн. Г. Г. Гагарина»).

    Источник изображений:ГЭ, https://runivers.ru/; ГБУК Ставропольского края "Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова".
     

    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru