Гагарин Григорий Григорьевич, князь, художник
Гагарин, Григорий Григорьевич, князь, обер-гофмейстер, вице-президент Академии Художеств, художник-любитель, мастерски живописавший боевую жизнь на Кавказе, в покорении которого принимал участие.
Сын князя Григория Ивановича (см.), родился 29 апреля 1810 г.
До 13-летнего возраста находился при родителях в Париже и Риме, а потом учился два года в коллегии Толомеи в Сиенне, откуда вышел в 1826 г.
Свое образование пополнил в Париже, где слушал в университете лекции по математике, филологии, праву, философии и истории и прошел курсы строительного искусства и живописи.
Начал службу по дипломатическому ведомству и проходил ее за границей — в Париже, Риме, Константинополе и Мюнхене:
6 июня 1829 г. определен актуариусом в коллегию иностранных дел с причислением временно к посольству в Париже.
В 1833 г. перемещен в Азиатский департамент и 1 апреля того же года пожалован в камер-юнкеры.
В 1834 г. причислен к миссии в Константинополе, в 1837-1839 гг. состоял младшим секретарем миссии в Мюнхене и в 1840 г. назначен чиновником особых поручений VIII кл. при Азиатском департаменте.
Вернувшись в 1839 г. в Россию, он тотчас же отправился на Кавказ, где принимая там участие в делах против горцев, сперва волонтером-художником.
В мае того же года откомандирован к барону П. В. Гану, которому поручено было ввести новое гражданское устройство в Закавказье. С апреля по июнь 1841 г. в составе Чернышевского отряда участвовал в военных действиях против горцев в Дагестане и за личную храбрость и хладнокровное мужество награжден орденом Св. Анны 3-й ст. с бантом.
1 июля того же (1841 г.) года переименован в поручики Лейб-Гвардии Гусарского полка и причислен к канцелярии военного министра для особых поручений. В том же году за труды по введению нового устройства в Закавказье получил орден Св. Станислава 3-й ст.
В 1842 г. произведен в штабс-ротмистры, в 1843 г. (1 января) назначен флигель-адъютантом к Е. И. В.
Отозванный с Кавказа в Спб., Гагарин в 1844 г. снова выразил желание отправиться на Кавказ для участия в военных действиях.
Но удалось ему осуществить это желание лишь в 1848 г., когда он был назначен состоять при кн. Воронцове.
в 1848 г. — в распоряжение главнокомандующего отдельным Кавказским корпусом кн. Воронцова, в 1849 г. произведен в ротмистры. На этом посту Гагарин оставался до 1872 г.
В 1850 г. участвовал в Чеченском отряде генерала Нестерова в делах против горцев и за отличие произведен в полковники, а в 1852 г.— находился в экспедиции в Дагестан.
В 1853 г. за полезные труды по художественной и строительной части получил орден Св. Анны 2-й ст. с Императорской короною и в 1854 г. назначен состоять при президенте Академии Художеств, Великой Княгине Марии Николаевне.
Во время Восточной войны, находясь в Александропольском отряде кн. Бебутова, отличился 24 июля 1854 г. при Кюрук-Дара, за что награжден орденом Св. Владимира 4-й ст. (28 января 1855), а 6 мая 1856 г. получил тот же орден 3 й ст. с мечами.
Во время коронования Александра II находился в Москве и затем получил поручение заведывать художественной частью в «Описании коронационных торжеств».
Произведенный 30 августа 1858 г. в генерал-майоры с зачислением в Свиту, Григорий Григорьевич 27 мая 1859 г. был назначен вице-президентом Академии Художеств и занимал эту должность до 19 апреля 1872 г.
В течение этого времени был награжден орденами Св. Станислава 1-й ст. (1860 г.), Анны 1-й ст. с мечами (1862 г.), Владимира 2-й ст. с мечами (1867 г.) и Белаго Орла (1868 г.). 4 ноября 1864 г. получил чин тайного советника и звание гофмейстера.
11 января 1874 г. награжден орденом Св. Александра Невского и 19 февраля 1880 г. пожалован в обер-гофмейстеры.
Скончался князь Григорий Григорьевич Гагарин 18 января 1893 г. в Шательро и погребен в с. Сучках Корчевского уезда Тверской губ.
князь Григорий Григорьевич Гагарин состоял действительным членом общества поощрения художников и помощником председателя Императорского русского археологического общества. Он был одним из самых талантливых русских художников-дилетантов. Продолжительное пребывание Григория Григорьевича в молодости за границей, в особенности в Италии, способствовало развитию в нем любви к искусству. Он был метким и остроумным рисовальщиком, забавным карикатуристом, а иногда и отличным живописцем, хотя большинство его картин мало удачны.
Во время путешествий Григорий Григорьевич непременно имел при себе альбом, в который заносил карандашом или акварелью все, что останавливало на себе его внимание. Разнообразие оставшихся после него рисунков, этюдов, набросков, типов свидетельствует о широте его художественного размаха.
Прекрасный рисовальщик и акварелист, он в массе правдивых и изящных рисунков изобразил военную жизнь и типы кавказцев, казаков, черкесов и лихих Нижегородских драгун.
По наброску Лермонтова он нарисовал акварелью "Сражение при Валерике".
На выставке произведений его, устроенной в 1910 г., обращали на себя внимание написанные a la Брюллов портреты «Княгиня С. А. Гагарина в саду», овальный портрет той же княгини, баронесса Плессей с двумя детскими головками, «Бал у князя Барятинского» и ряд акварельных портретов маленьких внуков и внучек художника, эскиз масляной картины «Царь Алексей Михайлович в Саввинском Сторожевском монастыре», юношеский альбом на сюжет «Царство мопсов», где [собаки разыгрывают сцены из жизни XVIII века, цветной рисунок, изображающий самого автора бегущим по улице, где из окон домов на него сыплется целый дождь альбомов, которые бросают в него друзья, желающие иметь что-либо на память от художника.
Как иллюстратор, Григорий Григорьевич известен своими рисунками к роскошному изданию «Le Caucase pittoresque» (1857), к «Тарантасу» гр. Соллогуба (1845) и «Пиковой даме» Пушкина. Он занимался и гравированием крепкой водкой; известен его офорт-меню обеда по поводу столетия со дня кончины Ломоносова (7 апреля 1865 г.).
Под сильным впечатлением храма Айя-Софии в Константинополе, поразившей величием византийского искусства, Григорий Григорьевич предался изучению византийского стиля и в поисках за его образцами изездил Европейскую и Азиатскую Турцию и Италию. Он ревностно изучал также русские памятники, сохранившие следы византийского влияния.
Вообще Григорий Григорьевич старался уяснить истинный дух христианского искусства, близкого по времени к отцам церкви. Он расписал в византийском стиле Сионский собор в Тифлисе (1853 г.), причем впервые применил в России так называемый энкаустический способ фресковой живописи (красками, приготовленными на особой мастиковосковой эссенции). Им составлены планы церквей на Кавказе: в Хасавюрте, Дербенте, Кутаисе, Мухровани, Грозном, Воздвиженской, Тифлисе (военный собор и гимназическая церковь), Боржоме, Ейске, Темир-Хан-Шуре, Шуше, Николаевской станице, Елисаветполе, Екаторинодаре и в доме экзарха Грузии в укреплении на Белой речке.
Кроме того им написаны иконы для дворцовых церквей Великой Княгини Марии Николаевны (1856) и принца Ольденбургского в Петербурге, церквей в с. Окнах Херсонской губ., с. Сурах Тульской губ., Баден-Бадене (1883), имении его Сучках Корчевского у., Тверской губ.(1884),Карасане в Крыму (1889), церкви Покрова на Боровой улице в Петербурге (1892) и др.
Предсмертным его трудом были иконы для Ментонской церкви. При Академии Художеств он основал музей древнехристианского искусства и прилагал старания к тому, чтобы обратить русскую церковную живопись к византийским идеалам и пошибу. Серия эскизов церковной живописи Григория Григорьевича хранится в Музее Александра III. Здесь же находятся и многие другие его произведения, между прочим, батальные его картины, переданные сюда из Царскосельского Александровского дворца: «Сцена из покорения Кавказа — Карагач, главная квартира Нижегородского драгунского полка», «Сражение между русскими войсками и черкесами при Ахатле 8 мая 1841 г.», «Белый Ключ — главная квартира Мингрельского полка», «Переправа».
В музей Александра III переданы были весь художественный материал, оставшийся после Григория Григорьевича, и его библиотека. Картина его «Свидание генерала Клюки фон Клугенау с Шамилем» находится в Третьяковской галерее в Москве, а несколько его рисунков — в Румянцевском музее.
Написанные им копии с фресок Мазаччио во Флоренции и картины Карпаччио в Венеции переданы после его смерти в Академию Художеств.
Вовремя пребывания на Кавказе Григорий Григорьевич заведывал внутренним украшением Тифлисского театра и художественной частью на гранильной фабрике горного ведомства и картонно-каменной фабрике при Тифлисской военно-рабочей роте.
Григорий Григорьевич был также страстным собирателем картин и оставил после себя прекрасную коллекцию, в которой между прочим, находятся замечательные примитивы Сиенской школы: «Распятие» Дуччо и табернакл со Св. Девой на престоле Липпо Мемми.
Григорий Григорьевич написал воспоминания о своем учителе К. П. Брюллове, напечатанные в альманахе «Зурна» 1855 г. за подписью Г.Г.Г. и изданные отдельно после его смерти, со статьей о художественной деятельности автора («Воспоминания князя Г. Г. Гагарина о Карле Брюллове. Спб. 1900 г.»).
Во время пребывания на Кавказе им издана была (под инициалами Г. Г. Г.) «Краткая Хронологическая таблица в пособие Византийского искусства» (Тифлис, 1856 г.).
В 1881 г. Обществом любителей древней письменности издан его труд «Происхождение пятиглавых церквей», а в 1887 г. училищем барона Штиглица — его «Сборник византийских и древнерусских орнаментов».
В 1884 г. вышло в Париже у Лемерсье его иллюстрированное издание «Изображения Св. Евангелия и Псалтыря».
В 1892 г. для 1-го съезда архитекторов Григорий Григорьевич выпустил брошюру «Строителям русских церквей», перепечатанную позже под заглавием «Родник русского искусства» в качестве введения к изданному по воле Императора Александра III в 1897 г. его «Собранию орнаментов».
Рисунки Гагарина напечатаны частью в издании "Caucase pittoresque" и в "Истории Нижегородского драгунского полка" Потто.
После его смерти были изданы:
1) Собрание византийских, грузинских и древнерусских орнаментов и памятников архитектуры. Серия I-III. Спб. 1897-1903. В б. 4°, и в лист;
2) Рисунки и наброски с натуры (30 рис., большинство в красках). Спб. 1902 г., в лист.
Известно несколько портретов Григория Григорьевича Гагарина, написанных художниками Молинари (пастель), Камучини, Соколовым, Брюлловым, Шпелером, Бобровым.