Гребные суда в российском императорском флоте

Гребные суда

Русская шлюпка

Чертеж 20-весельного баркаса

Шлюпочные гонки

Броненосный крейсер "Генерал-Адмирал"

Фото сделаны во время визита российских кораблей в США на военно-морские маневры.
1893

Для перевозки на берег личного состава и грузов на военных судах имеются Гребные суда (шлюпки), которые по своему назначению и конструкции разделяются на 2 группы: разъездные и рабочие; к первой относятся адмиральские баржи, капитанские и легкие катера, ялы, вельботы и гички, а ко второй — баркасы, полубаркасы и рабочие катера.

Гребные суда второй группы крупнее, более солидной и простой конструкции.

появлением моторных двигателей; капитанские катера и гички лишь в редких случаях спускались на воду, а адмиральские баржи совсем перестали входить в снабжение кораблей.

По числу гребцов (весел) Гребные суда делятся на: 4, 6, 8 и т. д. до 20-весельных (баркасы).

Гребные суда устанавливаются обыкновенно в особые гнезда (блоки) на верхней палубе или над ней на ростерных бимсах, причем мелкие шлюпки ставятся на крупные.

На новейших судах, для сохранения углов обстрела башенных орудий, все шлюпки группируют в одно место, между мачтами; подъем их с воды производится стрелами.

Шлюпки, подвешенные на шлюпбалках (см. Балка), поднимаются в ручную помощью талей.

На случай необходимости немедленного спуска на воду в походе (например, при падении человека за борт) два катера или вельбота оставляют подвешенными на шлюпбалках и закрепляют их в забортном положении.

Каждое Гребное судно снабжается съемными мачтами и парусами.

Строевая команда расписывается по всем Гребным судам; на каждой шлюпке д. быть строевой унтер-офицер (старшина), умеющий владеть рулем, управлять парусами, читать и разбирать сигналы по шлюпочной сигнальной книге.

В снабжение Гребных судов входят: рангоут (мачты), флагшток, кормовой и ответный флаги, весла с уключинами, отпорные крюки, 2 румпеля, 4-6 анкерков (боченки для воды), дрек (якорь со складывающимся штоком) с дректовом (трос, служащий якорным канатом), топор, парусиновый чехол для хранения парусов, киса для шкотов, дождевые плащи, шлюпочный компас, лейки для отливания воды и стойка с отличительным фонарем.

Баркас, полубаркас и рабочий катер служат для перевозки команды, десанта (обычно на буксире у паровых катеров), для доставки на судно с берега пресной воды, для завозки якоря, устройства минных плотов и т. д.; капитанские катер и вельбот — для надобностей командира и адмирала; обыкновенно они бывают легкой и изящной конструкции с медным никелированным прибором и отделкой из красного дерева; легкий катер и вельбот — для надобностей офицерского состава, той же конструкции, но без дорогой отделки; ялы — род легких катеров, но меньших размеров и с меньшим отношением длины к ширине (более тупые); баржи и гички употребляются для разъездов в тихую погоду, строятся легче катеров и с большим изяществом; в последнее время эти Гребные суда почти вывелись в нашем флоте.

Для постройки шлюпки составляется её теоретический чертеж, представляющий горизонтальные (ватерлинии), вертикально-поперечные (шпангоуты) и вертикально-продольные (батоксы) сечения шлюпки, и практические чертежи расположения частей и их крепления.

По теоретическому чертежу производится т. наз. разбивка шлюпки: на специальном гладком полу (плазе) чертятся обводы её в натуральную величину; с разбивки снимаются деревянные лекала, по которым производится выделка частей и постройка самой шлюпки.

Постройка Гребных судов для Императорского Балтийского флота производилась, гл. обр., в шлюпочных мастерских Кронштадтского порта и адмиралтейского судостроительного завода, а для судов Черного моря — в Николаевском адмиралтействе.

Главнейшие элементы Гребного судна следующие: киль делается из крепких сортов дерева (дуб, ясень, лиственница); фор- и ахтер-штевни — из тех же сортов дерева; связывающими звеньями штевней с килем служат кнопы; форштевень и кнопы выделываются из частей дерева с корнем (кница) в виде колена; шпангоуты из дубовых ободьев, которые выгибаются в распаренном состоянии; вдоль шлюпки, над килем и поверх шпангоутов, кладется кильсон — брус, скрепляющий шпангоуты с килем; нижняя же, наружная кромка киля покрывается железной, оцинкованной полосой — фальшкилем для предохранения киля при касании о грунт и камни.

К шпангоутам на медных гвоздях крепятся доски обшивки (лиственница, сосна, иногда красное дерево и ясень), доски предварительно распариваются для получения погиба.

В зависимости от величины и типа шлюпок обшивка бывает 4 родов:

1) для катеров и мелких шлюпок — наборная: кромка каждой доски накрывает кромку другой, ниже лежащей;

2) для крупных шлюпок — гладкая: доски прилегают одна к другой вгладь;

3) диагональная: обшивка двухрядная, — один ряд направлен под углом 45° к килю, а другой под угл. 90° к первому; иногда второй (наружный) ряд идет вдоль шлюпки;

4) обшивка с рейками — гладкая, но по пазам досок снаружи прикреплены деревянные рейки.

Прилегающая к килю доска называется шпунтовою и бывает обыкновенно дубовая; в оконечностях доски притыкаются к штевням, а в корме, начиная приблизительно с половины высоты киля — к поперечной толстой доске (транец), в которую постепенно переходит скрепленный с ней ахтерштевень; транец имеет обводы кормовых шпангоутов.

Вельбот отличается от всех остальных шлюпок тем, что делается без транца и поэтому имеет одинаково заостренные оконечности.

У всех шлюпок сверху обшивка заканчивается планширем с привальным брусом (дубовые), служащими для жесткости верхней кромки борта и несения уключин; привальные брусья бортов связываются дубовым брештуком.

От борта до борта идет ряд поперечных досок, банок (сиденья для гребцов), в кормовой же части банки расположены по бортам, называются сидельными местами и подперты в дно стойками — пиллерсами.

Дно шлюпки покрывается съемной рейковой палубой из сосновых рейков, связанных поперечными брусками; под сидельными же местами настилка из решетчатых люков.

Весла изготовляются из ясеня, ели, бука: дерево распиливается вдоль на 4 четверти и из каждой делается весло; по длине весло делится на 4 участка: рукоятка, валек, древко и лопасть; валек — достаточно тяжелая часть (иногда со свинцом внутри) — уравновешивает часть весла, находящуюся за бортом.

На судах французской и немецкой постройки баркасы делаются стальные, оцинкованные: они легче и вместительнее деревянных, но зато труднее исправляются.

Число весел

Название шлюпки.

Длина.

Ширина.

Вышина борта от киля.

Углубление.

Площадь миделя.

Площ. грузовой ват.-лин.

Водоизмещение.

Площадь парусов.

Число мачт

20

Барказ

38 фт. — дм.

11 фт. — дм.

4 фт. 2 дм.

3 фт. 11/4 дм.

15,9 кв. фт.

287 кв. фт.

11,9 тн.

849 кв. фт.

2

18

"

36 " — "

10 " — "

3 " 11 "

3 " 0 "

14,0 " "

266 " "

11,0 "

738 " "

2

16

"

34 " — "

9 " 3 "

3 " 10 "

3 " 1 "

13,3 " "

222 " "

11,0 "

628 " "

2

14

"

30 " — "

8 " 2 "

3 " 71/2"

2 " 71/4 "

10,2 " "

159 " "

5,6 "

496 " "

2

16

Рабочел. катер

36 " 6 "

8 " 7 "

3 " 1/2 "

2 " 41/2 "

12,2 " "

234 " "

8,3 "

627 " "

2

14

""

32 " — "

8 " 2 "

3 " 1 "

2 " 6 "

12,3 " "

187 " "

7,1 "

572 " "

3

12

""

30 " — "

8 " 1 "

3 " 2 "

2 " 4 "

9,5 " "

161 " "

5,3 "

511 " "

3

10

""

26 " — "

7 " 3 "

2 " 9 "

1 " 101/2 "

6,8 " "

123 " "

3,0 "

379 " "

3

14

Легк. катер

34 " — "

7 " 7 "

2 " 61/2"

1 " 11 "

8,4 " "

164 " "

4,8 "

547 " "

3

12

""

30 " — "

7 " 3 "

2 " 9 "

2 " 3 "

8,6 " "

142 " "

4,2 "

437 " "

3

10

""

26 " — "

6 " 11 "

2 " 9 "

2 " 51/2."

8,6 " "

134 " "

4,2 "

387 " "

3

6

Вельбот

28 " — "

5 " 81/2 "

2 " 113/4 "

1 " 113/4 "

6,65 " "

109 " "

3,1 "

176 " "

1

6

Ял

20 " — "

6 " — "

2 " 61/2 "

1 " 11 "

7,16 " "

85 " "

2,4 "

190 " "

2

4

"

17 " 3 "

5 " — "

2 " — "

1 " 4 "

3,77 " "

57 " "

1,0 "

107 " "

1

 

Число шлюпок на корабле.

Слава.

Севастополь.

20-вес. баркасы

2

Баркасы с моторным двигателем

2

16-вес. полубаркасы

2

14-вес. легкие катера

2

14-вес. легкие катера

2

6-вес. вельботы

2

6-вес. Вельботы

2

6-вес. ялы

2

6-вес. Ялы

2

   

Ссылка на статью "Гребные суда в российском императорском флоте"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Амбаркационный пункт
  • - ВОЕННЫЙ СУДЬЯ
  • - Баржа
  • - Домбровский Леонид Андреевич, генерал-майор
  • - Гребной флот
  • - Акимов, Дмитрий Сергеевич, капитан-командор
  • - Корчемный заседатель земского суда
  • - Аверкиев Георгий Алексеевич,генерал-майор


  • Название статьи: Гребные суда в российском императорском флоте


    Источник статьи:  Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.

    Источник изображений:dic.academic.ru;inoforum.ru
     

    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru