Гребные суда в российском императорском флоте
Гребные суда
Фото сделаны во время визита российских кораблей в США на военно-морские маневры. |
Для перевозки на берег личного состава и грузов на военных судах имеются Гребные суда (шлюпки), которые по своему назначению и конструкции разделяются на 2 группы: разъездные и рабочие; к первой относятся адмиральские баржи, капитанские и легкие катера, ялы, вельботы и гички, а ко второй — баркасы, полубаркасы и рабочие катера.
Гребные суда второй группы крупнее, более солидной и простой конструкции.
появлением моторных двигателей; капитанские катера и гички лишь в редких случаях спускались на воду, а адмиральские баржи совсем перестали входить в снабжение кораблей.
По числу гребцов (весел) Гребные суда делятся на: 4, 6, 8 и т. д. до 20-весельных (баркасы).
Гребные суда устанавливаются обыкновенно в особые гнезда (блоки) на верхней палубе или над ней на ростерных бимсах, причем мелкие шлюпки ставятся на крупные.
На новейших судах, для сохранения углов обстрела башенных орудий, все шлюпки группируют в одно место, между мачтами; подъем их с воды производится стрелами.
Шлюпки, подвешенные на шлюпбалках (см. Балка), поднимаются в ручную помощью талей.
На случай необходимости немедленного спуска на воду в походе (например, при падении человека за борт) два катера или вельбота оставляют подвешенными на шлюпбалках и закрепляют их в забортном положении.
Каждое Гребное судно снабжается съемными мачтами и парусами.
Строевая команда расписывается по всем Гребным судам; на каждой шлюпке д. быть строевой унтер-офицер (старшина), умеющий владеть рулем, управлять парусами, читать и разбирать сигналы по шлюпочной сигнальной книге.
В снабжение Гребных судов входят: рангоут (мачты), флагшток, кормовой и ответный флаги, весла с уключинами, отпорные крюки, 2 румпеля, 4-6 анкерков (боченки для воды), дрек (якорь со складывающимся штоком) с дректовом (трос, служащий якорным канатом), топор, парусиновый чехол для хранения парусов, киса для шкотов, дождевые плащи, шлюпочный компас, лейки для отливания воды и стойка с отличительным фонарем.
Баркас, полубаркас и рабочий катер служат для перевозки команды, десанта (обычно на буксире у паровых катеров), для доставки на судно с берега пресной воды, для завозки якоря, устройства минных плотов и т. д.; капитанские катер и вельбот — для надобностей командира и адмирала; обыкновенно они бывают легкой и изящной конструкции с медным никелированным прибором и отделкой из красного дерева; легкий катер и вельбот — для надобностей офицерского состава, той же конструкции, но без дорогой отделки; ялы — род легких катеров, но меньших размеров и с меньшим отношением длины к ширине (более тупые); баржи и гички употребляются для разъездов в тихую погоду, строятся легче катеров и с большим изяществом; в последнее время эти Гребные суда почти вывелись в нашем флоте.
Для постройки шлюпки составляется её теоретический чертеж, представляющий горизонтальные (ватерлинии), вертикально-поперечные (шпангоуты) и вертикально-продольные (батоксы) сечения шлюпки, и практические чертежи расположения частей и их крепления.
По теоретическому чертежу производится т. наз. разбивка шлюпки: на специальном гладком полу (плазе) чертятся обводы её в натуральную величину; с разбивки снимаются деревянные лекала, по которым производится выделка частей и постройка самой шлюпки.
Постройка Гребных судов для Императорского Балтийского флота производилась, гл. обр., в шлюпочных мастерских Кронштадтского порта и адмиралтейского судостроительного завода, а для судов Черного моря — в Николаевском адмиралтействе.
Главнейшие элементы Гребного судна следующие: киль делается из крепких сортов дерева (дуб, ясень, лиственница); фор- и ахтер-штевни — из тех же сортов дерева; связывающими звеньями штевней с килем служат кнопы; форштевень и кнопы выделываются из частей дерева с корнем (кница) в виде колена; шпангоуты из дубовых ободьев, которые выгибаются в распаренном состоянии; вдоль шлюпки, над килем и поверх шпангоутов, кладется кильсон — брус, скрепляющий шпангоуты с килем; нижняя же, наружная кромка киля покрывается железной, оцинкованной полосой — фальшкилем для предохранения киля при касании о грунт и камни.
К шпангоутам на медных гвоздях крепятся доски обшивки (лиственница, сосна, иногда красное дерево и ясень), доски предварительно распариваются для получения погиба.
В зависимости от величины и типа шлюпок обшивка бывает 4 родов:
1) для катеров и мелких шлюпок — наборная: кромка каждой доски накрывает кромку другой, ниже лежащей;
2) для крупных шлюпок — гладкая: доски прилегают одна к другой вгладь;
3) диагональная: обшивка двухрядная, — один ряд направлен под углом 45° к килю, а другой под угл. 90° к первому; иногда второй (наружный) ряд идет вдоль шлюпки;
4) обшивка с рейками — гладкая, но по пазам досок снаружи прикреплены деревянные рейки.
Прилегающая к килю доска называется шпунтовою и бывает обыкновенно дубовая; в оконечностях доски притыкаются к штевням, а в корме, начиная приблизительно с половины высоты киля — к поперечной толстой доске (транец), в которую постепенно переходит скрепленный с ней ахтерштевень; транец имеет обводы кормовых шпангоутов.
Вельбот отличается от всех остальных шлюпок тем, что делается без транца и поэтому имеет одинаково заостренные оконечности.
У всех шлюпок сверху обшивка заканчивается планширем с привальным брусом (дубовые), служащими для жесткости верхней кромки борта и несения уключин; привальные брусья бортов связываются дубовым брештуком.
От борта до борта идет ряд поперечных досок, банок (сиденья для гребцов), в кормовой же части банки расположены по бортам, называются сидельными местами и подперты в дно стойками — пиллерсами.
Дно шлюпки покрывается съемной рейковой палубой из сосновых рейков, связанных поперечными брусками; под сидельными же местами настилка из решетчатых люков.
Весла изготовляются из ясеня, ели, бука: дерево распиливается вдоль на 4 четверти и из каждой делается весло; по длине весло делится на 4 участка: рукоятка, валек, древко и лопасть; валек — достаточно тяжелая часть (иногда со свинцом внутри) — уравновешивает часть весла, находящуюся за бортом.
На судах французской и немецкой постройки баркасы делаются стальные, оцинкованные: они легче и вместительнее деревянных, но зато труднее исправляются.
Число весел |
Название шлюпки. |
Длина. |
Ширина. |
Вышина борта от киля. |
Углубление. |
Площадь миделя. |
Площ. грузовой ват.-лин. |
Водоизмещение. |
Площадь парусов. |
Число мачт |
20 |
Барказ |
38 фт. — дм. |
11 фт. — дм. |
4 фт. 2 дм. |
3 фт. 11/4 дм. |
15,9 кв. фт. |
287 кв. фт. |
11,9 тн. |
849 кв. фт. |
2 |
18 |
" |
36 " — " |
10 " — " |
3 " 11 " |
3 " 0 " |
14,0 " " |
266 " " |
11,0 " |
738 " " |
2 |
16 |
" |
34 " — " |
9 " 3 " |
3 " 10 " |
3 " 1 " |
13,3 " " |
222 " " |
11,0 " |
628 " " |
2 |
14 |
" |
30 " — " |
8 " 2 " |
3 " 71/2" |
2 " 71/4 " |
10,2 " " |
159 " " |
5,6 " |
496 " " |
2 |
16 |
Рабочел. катер |
36 " 6 " |
8 " 7 " |
3 " 1/2 " |
2 " 41/2 " |
12,2 " " |
234 " " |
8,3 " |
627 " " |
2 |
14 |
"" |
32 " — " |
8 " 2 " |
3 " 1 " |
2 " 6 " |
12,3 " " |
187 " " |
7,1 " |
572 " " |
3 |
12 |
"" |
30 " — " |
8 " 1 " |
3 " 2 " |
2 " 4 " |
9,5 " " |
161 " " |
5,3 " |
511 " " |
3 |
10 |
"" |
26 " — " |
7 " 3 " |
2 " 9 " |
1 " 101/2 " |
6,8 " " |
123 " " |
3,0 " |
379 " " |
3 |
14 |
Легк. катер |
34 " — " |
7 " 7 " |
2 " 61/2" |
1 " 11 " |
8,4 " " |
164 " " |
4,8 " |
547 " " |
3 |
12 |
"" |
30 " — " |
7 " 3 " |
2 " 9 " |
2 " 3 " |
8,6 " " |
142 " " |
4,2 " |
437 " " |
3 |
10 |
"" |
26 " — " |
6 " 11 " |
2 " 9 " |
2 " 51/2." |
8,6 " " |
134 " " |
4,2 " |
387 " " |
3 |
6 |
Вельбот |
28 " — " |
5 " 81/2 " |
2 " 113/4 " |
1 " 113/4 " |
6,65 " " |
109 " " |
3,1 " |
176 " " |
1 |
6 |
Ял |
20 " — " |
6 " — " |
2 " 61/2 " |
1 " 11 " |
7,16 " " |
85 " " |
2,4 " |
190 " " |
2 |
4 |
" |
17 " 3 " |
5 " — " |
2 " — " |
1 " 4 " |
3,77 " " |
57 " " |
1,0 " |
107 " " |
1 |
Число шлюпок на корабле. |
|||
Слава. |
Севастополь. |
||
20-вес. баркасы |
2 |
Баркасы с моторным двигателем |
2 |
16-вес. полубаркасы |
2 |
14-вес. легкие катера |
2 |
14-вес. легкие катера |
2 |
6-вес. вельботы |
2 |
6-вес. Вельботы |
2 |
6-вес. ялы |
2 |
6-вес. Ялы |
2 |
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.