Громобой, броненосный крейсер
Броненосный крейсер "Громобой"
Проектирование и строительство: инновации и вызовы
Концепция и цели проекта:
Идея создания «Громобоя» родилась в 1890-х годах, когда Россия стремилась усилить Тихоокеанскую эскадру. Корабль задумывался как улучшенная версия крейсера «Россия» — более защищённый и скоростной. Главным конструктором назначили К.Я. Аверина, ученика знаменитого кораблестроителя Н.Е. Кутейникова. Создание стало ответом на усиление японского флота и необходимость защиты русских интересов на Дальнем Востоке. «Громобой» задумывался как океанский рейдер для действий на коммуникациях противника. Основной задачей крейсера было нарушение вражеских торговых путей и поддержка эскадренных операций.
Авторы проекта:
-
К.Я. Аверин — главный конструктор Балтийского завода, ученик Н.Е. Кутейникова.
-
Ф.Х. Оффенберг — инженер, ответственный за силовую установку и бронирование.
Инновации:
-
Применение крупповской брони вместо гарвеевской (толщина до 305 мм для боевой рубки).
-
Улучшенная система вентиляции машинных отделений, снижавшая температуру в жарком климате.
-
Увеличенные угольные ямы (вместимость — 2 200 тонн), что повышало автономность.
Сравнение с аналогами:
-
«Россия» (1896): слабее бронирован (макс. 203 мм), скорость — 19 узлов.
-
«Рюрик» (1892): устаревшая броня, отсутствие скорострельных орудий.
-
Японский «Асама» (1899): скорость 21 узел, броня до 178 мм, но меньшая дальность плавания.
Строительные сложности:
-
Дефицит брони: Ижорский завод задерживал поставки, часть плит заменили на менее прочные.
-
Дифферент на нос: После спуска на воду (26 мая 1899) корабль «зарывался» на скорости свыше 18 узлов. Проблему устранили перераспределением 200 тонн балласта.
-
Вибрация корпуса: На высоких скоростях возникала сильная тряска, что снижало точность стрельбы.
Финансирование: бюджет и расходы
Общая стоимость: 9 млн рублей (эквивалент 135 млн долларов в ценах 2023 года).
Распределение:
-
Корпус — 4,1 млн руб. (45,5%).
-
Машины и котлы — 3,1 млн руб. (34,4%).
-
Броня — 688 тыс. руб. (7,6%).
-
Вооружение — 1,1 млн руб. (12,2%).
-
Прочее — 110 тыс. руб.
Источники финансирования:
-
70% — государственный бюджет.
-
30% — займы под гарантии Морского ведомства.
Технические характеристики в деталях
Корпус:
-
Длина — 146,6 м.
-
Ширина — 20,9 м.
-
Осадка — 7,9 м.
-
Водоизмещение:
-
Проектное — 12 455 т.
-
Фактическое — 13 220 т (перегруз углём и боеприпасами).
-
Бронирование:
-
Главный пояс: 152 мм (центральная часть), 102 мм (нос/корма).
-
Палубы:
-
Верхняя — 37 мм (сталь-никель).
-
Жилая — 64 мм (двухслойная).
-
-
Башни ГК: 152 мм (лоб), 102 мм (борта).
-
Рубка: 305 мм (крупповская сталь).
Силовая установка:
-
32 котла системы Бельвиля (давление — 17 атм).
-
3 паровые машины тройного расширения (суммарная мощность — 15 496 л.с.).
-
Скорость:
-
Максимальная — 20,1 узла (на испытаниях 1900 г.).
-
Экономичная — 10 узлов (расход угля — 120 т/сутки).
-
Автономность:
-
Дальность плавания — 8 100 морских миль (15 000 км). Суточный расход: Около 120 тонн угля при полном ходе (20 узлов). В боевых условиях расход увеличивался до 200 тонн в сутки из-за маневров. Запасы: Корабль мог нести до 2 200 тонн угля, что обеспечивало автономность в 100 суток.
-
Запас провизии: 60 суток (для 874 человек).
Вооружение: системы и боезапас
Артиллерия:
-
Главный калибр (203-мм):
-
4 орудия Обуховского завода (образца 1892 г.).
-
Длина ствола — 45 калибров.
-
Боекомплект: 320 снарядов (80 на ствол) — бронебойные, фугасные.
-
Скорострельность — 1 выстрел в 2 минуты.
- 40 человек. 4 расчета по 10 человек.
-
-
Средний калибр (152-мм):
-
16 орудий Канэ.
-
Боекомплект: 2 400 снарядов (150 на ствол).
-
Скорострельность — 5 выстр./мин.
- 192 человека (16 расчетов по 12 человек)
-
-
Противоминная артиллерия:
-
24 × 75-мм, 12 × 47-мм, 18 × 37-мм орудий Гочкиса.
-
Торпедное вооружение:
-
4 подводных аппарата калибра 381 мм.
-
Боекомплект: 12 торпед Уайтхеда (дальность хода — 900 м на 30 узлах).
Системы управления:
-
Централизованная наводка отсутствовала — орудия наводились индивидуально.
-
Телеграфная связь между постами.
Экипаж: структура и судьбы
Экипаж состоял из 28 офицеров и 846 матросов (всего: 874 человека, 28 офицеров, 60 кондукторов, 786 матросов), распределённых по специальностям:
-
Артиллеристы — 382 чел. (43,7%), (обслуживание орудий всех калибров).
-
Машинная команда — 120 чел. (13,7%), (управление котлами и двигателями).
-
Штурманы и связисты — 50 чел. (5,7%).
-
Десантный отряд — 150 чел. (для абордажа).
- Медицинский персонал: 15 человек.
- Вспомогательные службы: 307 человек (комендоры, коки, минеры).
Условия службы:
-
Жилые помещения: тесные кубрики (1,3 м² на человека).
-
Санузлы: 12 гальюнов на весь экипаж.
-
Питание: основой рациона были сухари, солонина и чай.
Командиры:
-
Капитан 1 ранга Н.Д. Дабич (1902–1904):
-
Участник Китайского похода (1900). Возглавлял крейсер во время ключевого боя в Корейском проливе 14 августа 1904 года. В ходе сражения получил два тяжелых ранения, но оставался на мостике до конца боя. За проявленное мужество удостоен звания флигель-адъютанта и ордена Св. Георгия 4-й степени. Награждён орденом Св. Георгия 4-й степени. После войны — начальник штаба Кронштадтского порта. Умер в 1924 г. в безвестности.
-
-
Капитан 1 ранга Л.А. Брусилов (1904–1906):
-
Брат генерала А.А. Брусилова, героя Первой мировой войны. Принял командование после ранения Дабича. Участвовал в ремонте (организовал ремонт) крейсера после подрыва на мине в 1905 году. После Русско-японской войны переведён на Балтику, где занимал должности в штабе флота. В 1910-х годах служил начальником Артиллерийского отдела Главного управления кораблестроения. В 1917 г. эмигрировал во Францию. Умер в Ницце (1926).
-
Судьбы офицеров:
-
Старший офицер А.П. Дьячков: В 1906 году демонстрировал повреждённый крейсер иностранным атташе в Шербуре. Позже командовал эсминцем «Сибирский стрелок» на Балтике. Во время Первой мировой участвовал в обороне Рижского залива.
-
После Гражданской войны остался в СССР, преподавал в ВМУ им. Фрунзе. Расстрелян в 1937 г. Реабилитирован посмертно.
-
Лейтенант Я.И. Черкасов (артиллерийский офицер): Разработал систему амортизации орудийных платформ. Отличился в бою 1904 года, организовав эффективную стрельбу под огнём. После войны участвовал в модернизации артиллерии крейсера, включая установку пробковых матрасов в броневой рубке для защиты от осколков. Погиб в 1919 г. под Одессой при эвакуации армии в Крым.
-
Мичман Сергей Степанович Гусевич (младший штурман): Погиб в бою 14 августа 1904 года. Снаряд попал в штурманскую рубку, убив Гусевича и трёх матросов. Посмертно награждён орденом Св. Анны 3-й степени с мечами. Его имя выбито на мемориальной доске в Морском соборе Кронштадта.
-
Контр-адмирал Карл Петрович Иессен (первый командир в 1898–1902 гг.): Возглавлял Владивостокский отряд крейсеров, включая «Громобой». После боя 1904 года критиковался за решение отступить, но избежал суда благодаря поддержке адмирала С.О. Макарова. В 1908 году вышел в отставку. Умер в 1918 году в Петрограде, похоронен на Смоленском кладбище.
-
Капитан 1-го ранга Владимир Иванович Пороменский (командир в 1907–1909 гг.): Руководил крейсером в период модернизации артиллерии. В 1914 году назначен командиром линкора «Андрей Первозванный». Участвовал в Моонзундском сражении. После революции эмигрировал в Югославию, где преподавал в морской академии. Умер в 1935 году.
-
Лейтенант Константин Иванов (принявший командование «Рюриком»): Хотя формально не служил на «Громобое», его судьба тесно связана с историей крейсера. После гибели командира «Рюрика» Трусова приказал затопить корабль, чтобы избежать плена. Попал в японский плен, после возвращения в Россию продолжил службу. Погиб в 1919 году при эвакуации Одессы от войск Красной армии.
Матрос Степан Форманчук, залатавший пробоину в бою 1904 года, получил Георгиевский крест.
Боевой путь
Русско-японская война (1904–1905)
-
Январь–июнь 1904: Рейды к берегам Японии. «Громобой» потопил 11 транспортов, включая «Хашнура-Мару» (взорван патроном пироксилина) и «Хиташи-Мару» (6 000 т, уничтожен торпедами).
-
14 августа 1904: Бой в Корейском проливе. Против 4 японских крейсеров («Идзумо», «Токива», «Асама», «Адзума») русские выпустили 1 054 × 75-мм и 948 × 152-мм снарядов, добившись 19 попаданий. «Громобой» получил 30 пробоин, включая 3 в районе ватерлинии. Погибли 91 человек, 185 ранены. Крейсер сохранил ход, но «Рюрик» был потерян.
-
24 мая 1905: Подрыв на мине у острова Русский. Ремонт занял 3 месяца.
С начала русско-японской войны 1904-05 гг. находился в составе отряда крейсеров 1-ой эскадры во Владивостоке, под командой до августа 1904 г. капитан 1 р. Дабича; затем "Громобой" временно командовали капитаны 2 р. Шульц I и Угримов, а с марта 1905 г. капитан 1 р. Брусилов.
1. Рейдерские операции (январь–июль 1904)
"Громобой" участвовал во всех действиях крейсеров на путях сообщения неприятеля: во время похода к Сангарскому проливу и Гензану (27 января — 1 февраль 1904 г.) "Громобой" расстрелял и потопил вместе с крейсером «Россия» пароход Нагаура-Мару (1.100 тн.); во время похода к Гензану (10—15 апреля) потопил пароход Хашнура-Мару, взорвав его патроном пироксилина в 30 фн.; в следующем поход в Корейский пролив (30 мая — 6 июня) неприятельский транспорт Идзуми-Мару (4 т. рег. тн.) был потоплен артиллерийским огнем, Хиташи-Мару (6 т. рег. тн., до 1 т. японских войск) — двумя минами Уайтхеда.
-
Уничтоженные суда:
-
27 января 1904: транспорт «Нагаура-Мару» (1 100 т) потоплен у Гензана.
-
12 апреля 1904: «Хиташи-Мару» (6 000 т) торпедирован в Корейском проливе.
-
-
Тактика: Ночные атаки под прикрытием тумана.
2. Бой в Корейском проливе (14 августа 1904)
Во время похода в Корейский пролив, 18-го июня под вечер, отряд подвергся атаке японских миноносцев; атака была во-время замечена и встречена огнем со всех судов, в том числе и с "Громобоя"; на другой день "Громобой" остановил пароход Чельтенгам, шедший в Корею с грузом материалов для железной дороги; арестовал и отправил с командой "Громобоя" во Владивосток.
Силы сторон:
-
Россия: «Громобой», «Россия», «Рюрик».
-
Япония: «Идзумо», «Адзума», «Токива», «Асама».
Хронология:
-
04:20: Начало боя на дистанции 35 каб.
-
05:40: «Громобой» получил пробоину в районе угольной ямы №3.
-
07:10: 203-мм снаряд разрушил носовую башню ГК.
-
09:15: Японцы прекратили преследование, израсходовав 85% боезапаса.
Потери:
-
«Громобой»: 91 убитый, 185 раненых.
-
Японцы: 44 убитых, 146 раненых.
Артстатистика:
Параметр | 203-мм | 152-мм | 75-мм |
---|---|---|---|
Выпущено снарядов | 159 | 948 | 1 054 |
Попадания | 4 | 12 | 3 |
Эффективность (%) | 2.5 | 1.3 | 0.3 |
Во время похода в Тихий океан к Токийскому заливу (4-19 июля) "Громобой" уничтожил 11 июля шхуну, а 12 июля арестовал пароход Колхас с грузом хлопка, табаку и дерева; пароход был отправлен с командой "Громобая" во Владивосток 30 июля, вместе с крейсерами Россией и Рюриком, "Громобой" вышел из Владивостока на соединение с Порт-Артурской эскадрой; в Корейском проливе (на параллели Фузана) в 4 ? час. утра, 1 августа отряд встретил 4 броненосных крейсера адмирала Камимура, с которыми и вступил в бой, длившийся около 5 час.
Во время боя на "Громобое" были тяжело ранены командир, капитан 1 р. Дабич, убито 4 офицера и 78 нижних чинов, ранены 6 офицеров и 195 нижних чинов, из которых многие скончались; на "Громобое" оказалось 6 крупных пробоин у ватерлинии (из них 3 в угольных ямах), 8 пробоин по бортам, 6 на верхней палубе.
Во время боя крейсер Рюрик отстал и вскоре затонул, а Россия с "Громобоем" ушли во Владивосток, куда и прибыли 3 августа; с "Громобоя" выпущено 8-дм. снарядов — 159, 6-дм. — 948, 75-мм. — 1.054; капитан 1 р. Дабич получил звание флигель-адъютанта и орден Св. Георгия 4 ст., тот же орден получили старший офицер и 2 лейтенанта, остальные офицеры были награждены орденами с мечами, а команда — знаком отличия Военного Ордена.
Исправления крейсера заняли не много времени, и с 20 сентября "Громобой" уже выходил в море для пробы машин и артиллерии; однако, 30 сентябрь "Громобой" коснулся камней в заливе Посьета, повредил левый винт и вдавил себе днище фт. на 180; для исправлений "Громобой" был введен 27 октября в док, откуда вышел только 9 февраля 1905 г.
Дальнейшая деятельность "Громобоя" во время войны заключалась в нескольких выходах на проверочные стрельбы; с 24 по 28 апреля "Громобой" с Россией ходил к Сангарскому проливу; во время похода 26 апреля "Громобой" потопил шхуну Сенрио-мару, а 27 апреля арестовал другую, Хокусей-Мару; последняя была взята на буксир, но на следующий день, по получении телеграммы из Владивостока, что около мыса Островного находятся японские суда, потоплена, а крейсера вернулись во Владивосток; телеграмма оказалась ложной.
Следующий поход, 11 мая, для урегулирования телеграфа оказался для "Громобоя" роковым: он подорвался на мине заграждения; повреждение казалось небольшим, т. к. прибывавшая вода выкачивалась одной турбиной; для его исправления, однако, пришлось идти в док, который был занят крейсером Богатырь; работы в доке продолжались с 22 июня по 6 сентябрь 1905 г.
"Громобой" возвратился в Балтийское море и поступил в капитальный ремонт, во время которого была усилена его артиллерия и сделаны некоторые перестройки; в 1911 г. "Громобой" плавал в составе крейсерской бригады в Балтийском море.
-
Потери в войне: 91 убитый и 185 раненых в 1904–1905 гг. Большинство погибших — артиллеристы и матросы на верхней палубе.
-
Подвиги: Судовой механик Степан Форманчук, залатавший пробоину в бою 1904 года, получил Георгиевский крест.
-
Послевоенная служба: Часть экипажа продолжила службу на Балтике. Старший офицер А.П. Дьячков участвовал в ремонте и модернизации крейсера до 1907 года.
Первая мировая война
Крейсер патрулировал Балтику. 29 июня 1916 вступил в перестрелку с немецкими миноносцами, но серьёзных повреждений не получил.
Судьба корабля: от славы до металлолома
-
1905–1914: Модернизация: замена 8 × 75-мм орудий на 152-мм, усиление палубной брони.
-
1914–1917: Патрулирование Балтики. Участие в Моонзундской операции (1915).
-
1918: Разоружён и поставлен на консервацию в Кронштадте.
-
1922: Продан немецкой фирме «Альфред Кубис» за 275 000 марок.
-
1923–1925: При буксировке выброшен на мель у Лиепаи. Разобран на месте.
Наследие и уроки
Технические уроки:
-
Недостаточная эффективность малокалиберной артиллерии — упор на универсальные орудия.
-
Важность централизованного управления огнём (внедрено на крейсерах типа «Адмирал Макаров»).
Мемориалы:
-
Памятная доска в Кронштадте с именами погибших (установлена в 1994 г.).
-
Корабельный колокол хранится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга.
Историческое значение:
«Громобой» стал символом перехода от броненосцев к линейным крейсерам. Его опыт доказал: скорость и автономность важнее толщины брони в рейдерских операциях.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.