Громобой, броненосный крейсер
"Громобой"
"ГРОМОБОЙ", броненосный крейсер 1 р., 13.220 тн. водоизмещения, построен в 1899 г. на Балтийском заводе, скорость 20 узл., артиллерия: IV — 8?, XXII — 6?, XXV скорострельных и IV пулемета; минное: 4 подводных аппарата.
С начала русско-японской войны 1904-05 гг. находился в составе отряда крейсеров 1-ой эскадры во Владивостоке, под командой до августа 1904 г. капитан 1 р. Дабича; затем "Громобой" временно командовали капитаны 2 р. Шульц I и Угримов, а с марта 1905 г. капитан 1 р. Брусилов.
"Громобой" участвовал во всех действиях крейсеров на путях сообщения неприятеля: во время похода к Сангарскому проливу и Гензану (27 января — 1 февраль 1904 г.) "Громобой" расстрелял и потопил вместе с крейсером «Россия» пароход Нагаура-Мару (1.100 тн.); во время похода к Гензану (10—15 апреля) потопил пароход Хашнура-Мару, взорвав его патроном пироксилина в 30 фн.; в следующем поход в Корейский пролив (30 мая — 6 июня) неприятельский транспорт Идзуми-Мару (4 т. рег. тн.) был потоплен артиллерийским огнем, Хиташи-Мару (6 т. рег. тн., до 1 т. японских войск) — двумя минами Уайтхеда.
Во время похода в Корейский пролив, 18-го июня под вечер, отряд подвергся атаке японских миноносцев; атака была во-время замечена и встречена огнем со всех судов, в том числе и с "Громобоя"; на другой день "Громобой" остановил пароход Чельтенгам, шедший в Корею с грузом материалов для железной дороги; арестовал и отправил с командой "Громобоя" во Владивосток.
Во время похода в Тихий океан к Токийскому заливу (4-19 июля) "Громобой" уничтожил 11 июля шхуну, а 12 июля арестовал пароход Колхас с грузом хлопка, табаку и дерева; пароход был отправлен с командой "Громобая" во Владивосток 30 июля, вместе с крейсерами Россией и Рюриком, "Громобой" вышел из Владивостока на соединение с Порт-Артурской эскадрой; в Корейском проливе (на параллели Фузана) в 4 ? час. утра, 1 августа отряд встретил 4 броненосных крейсера адмирала Камимура, с которыми и вступил в бой, длившийся около 5 час.
Во время боя на "Громобое" были тяжело ранены командир, капитан 1 р. Дабич, убито 4 офицера и 78 нижних чинов, ранены 6 офицеров и 195 нижних чинов, из которых многие скончались; на "Громобое" оказалось 6 крупных пробоин у ватерлинии (из них 3 в угольных ямах), 8 пробоин по бортам, 6 на верхней палубе.
Во время боя крейсер Рюрик отстал и вскоре затонул, а Россия с "Громобоем" ушли во Владивосток, куда и прибыли 3 августа; с "Громобоя" выпущено 8-дм. снарядов — 159, 6-дм. — 948, 75-мм. — 1.054; капитан 1 р. Дабич получил звание флигель-адъютанта и орден Св. Георгия 4 ст., тот же орден получили старший офицер и 2 лейтенанта, остальные офицеры были награждены орденами с мечами, а команда — знаком отличия Военного Ордена.
Исправления крейсера заняли не много времени, и с 20 сентября "Громобой" уже выходил в море для пробы машин и артиллерии; однако, 30 сентябрь "Громобой" коснулся камней в заливе Посьета, повредил левый винт и вдавил себе днище фт. на 180; для исправлений "Громобой" был введен 27 октября в док, откуда вышел только 9 февраля 1905 г.
Дальнейшая деятельность "Громобоя" во время войны заключалась в нескольких выходах на проверочные стрельбы; с 24 по 28 апреля "Громобой" с Россией ходил к Сангарскому проливу; во время похода 26 апреля "Громобой" потопил шхуну Сенрио-мару, а 27 апреля арестовал другую, Хокусей-Мару; последняя была взята на буксир, но на следующий день, по получении телеграммы из Владивостока, что около мыса Островного находятся японские суда, потоплена, а крейсера вернулись во Владивосток; телеграмма оказалась ложной.
Следующий поход, 11 мая, для урегулирования телеграфа оказался для "Громобоя" роковым: он подорвался на мине заграждения; повреждение казалось небольшим, т. к. прибывавшая вода выкачивалась одной турбиной; для его исправления, однако, пришлось идти в док, который был занят крейсером Богатырь; работы в доке продолжались с 22 июня по 6 сентябрь 1905 г. После заключения мира "Громобой" возвратился в Балтийское море и поступил в капитальный ремонт, во время которого была усилена его артиллерия и сделаны некоторые перестройки; в 1911 г. "Громобой" плавал в составе крейсерской бригады в Балтийском море.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.