Громобой, броненосный крейсер

Броненосный крейсер "Громобой"

Проектирование и строительство: инновации и вызовы

Концепция и цели проекта:
Идея создания «Громобоя» родилась в 1890-х годах, когда Россия стремилась усилить Тихоокеанскую эскадру. Корабль задумывался как улучшенная версия крейсера «Россия» — более защищённый и скоростной. Главным конструктором назначили К.Я. Аверина, ученика знаменитого кораблестроителя Н.Е. Кутейникова. Создание стало ответом на усиление японского флота и необходимость защиты русских интересов на Дальнем Востоке. «Громобой» задумывался как океанский рейдер для действий на коммуникациях противника.  Основной задачей крейсера было нарушение вражеских торговых путей и поддержка эскадренных операций.

Авторы проекта:

  • К.Я. Аверин — главный конструктор Балтийского завода, ученик Н.Е. Кутейникова.

  • Ф.Х. Оффенберг — инженер, ответственный за силовую установку и бронирование.

Инновации:

  • Применение крупповской брони вместо гарвеевской (толщина до 305 мм для боевой рубки).

  • Улучшенная система вентиляции машинных отделений, снижавшая температуру в жарком климате.

  • Увеличенные угольные ямы (вместимость — 2 200 тонн), что повышало автономность.

Сравнение с аналогами:

  • «Россия» (1896): слабее бронирован (макс. 203 мм), скорость — 19 узлов.

  • «Рюрик» (1892): устаревшая броня, отсутствие скорострельных орудий.

  • Японский «Асама» (1899): скорость 21 узел, броня до 178 мм, но меньшая дальность плавания.

Строительные сложности:

  1. Дефицит брони: Ижорский завод задерживал поставки, часть плит заменили на менее прочные.

  2. Дифферент на нос: После спуска на воду (26 мая 1899) корабль «зарывался» на скорости свыше 18 узлов. Проблему устранили перераспределением 200 тонн балласта.

  3. Вибрация корпуса: На высоких скоростях возникала сильная тряска, что снижало точность стрельбы.

Финансирование: бюджет и расходы

Общая стоимость: 9 млн рублей (эквивалент 135 млн долларов в ценах 2023 года).
Распределение:

  • Корпус — 4,1 млн руб. (45,5%).

  • Машины и котлы — 3,1 млн руб. (34,4%).

  • Броня — 688 тыс. руб. (7,6%).

  • Вооружение — 1,1 млн руб. (12,2%).

  • Прочее — 110 тыс. руб.

Источники финансирования:

  • 70% — государственный бюджет.

  • 30% — займы под гарантии Морского ведомства.


Технические характеристики в деталях

Корпус:

  • Длина — 146,6 м.

  • Ширина — 20,9 м.

  • Осадка — 7,9 м.

  • Водоизмещение:

    • Проектное — 12 455 т.

    • Фактическое — 13 220 т (перегруз углём и боеприпасами).

Бронирование:

  • Главный пояс: 152 мм (центральная часть), 102 мм (нос/корма).

  • Палубы:

    • Верхняя — 37 мм (сталь-никель).

    • Жилая — 64 мм (двухслойная).

  • Башни ГК: 152 мм (лоб), 102 мм (борта).

  • Рубка: 305 мм (крупповская сталь).

Силовая установка:

  • 32 котла системы Бельвиля (давление — 17 атм).

  • 3 паровые машины тройного расширения (суммарная мощность — 15 496 л.с.).

  • Скорость:

    • Максимальная — 20,1 узла (на испытаниях 1900 г.).

    • Экономичная — 10 узлов (расход угля — 120 т/сутки).

Автономность:

  • Дальность плавания — 8 100 морских миль (15 000 км). Суточный расход: Около 120 тонн угля при полном ходе (20 узлов). В боевых условиях расход увеличивался до 200 тонн в сутки из-за маневров. Запасы: Корабль мог нести до 2 200 тонн угля, что обеспечивало автономность в 100 суток.

  • Запас провизии: 60 суток (для 874 человек).


Вооружение: системы и боезапас

Артиллерия:

  1. Главный калибр (203-мм):

    • 4 орудия Обуховского завода (образца 1892 г.).

    • Длина ствола — 45 калибров.

    • Боекомплект: 320 снарядов (80 на ствол) — бронебойные, фугасные.

    • Скорострельность — 1 выстрел в 2 минуты.

    • 40 человек. 4 расчета по 10 человек.
  2. Средний калибр (152-мм):

    • 16 орудий Канэ.

    • Боекомплект: 2 400 снарядов (150 на ствол).

    • Скорострельность — 5 выстр./мин.

    • 192 человека (16 расчетов по 12 человек)
  3. Противоминная артиллерия:

    • 24 × 75-мм, 12 × 47-мм, 18 × 37-мм орудий Гочкиса.

Торпедное вооружение:

  • 4 подводных аппарата калибра 381 мм.

  • Боекомплект: 12 торпед Уайтхеда (дальность хода — 900 м на 30 узлах).

Системы управления:

  • Централизованная наводка отсутствовала — орудия наводились индивидуально.

  • Телеграфная связь между постами.


Экипаж: структура и судьбы

Экипаж состоял из 28 офицеров и 846 матросов (всего: 874 человека, 28 офицеров, 60 кондукторов, 786 матросов), распределённых по специальностям:

  • Артиллеристы — 382 чел. (43,7%), (обслуживание орудий всех калибров).

  • Машинная команда — 120 чел. (13,7%), (управление котлами и двигателями).

  • Штурманы и связисты — 50 чел. (5,7%).

  • Десантный отряд — 150 чел. (для абордажа).

  • Медицинский персонал: 15 человек.
  • Вспомогательные службы: 307 человек (комендоры, коки, минеры).

Условия службы:

  • Жилые помещения: тесные кубрики (1,3 м² на человека).

  • Санузлы: 12 гальюнов на весь экипаж.

  • Питание: основой рациона были сухари, солонина и чай.

Командиры:

  1. Капитан 1 ранга Н.Д. Дабич (1902–1904):

    • Участник Китайского похода (1900). Возглавлял крейсер во время ключевого боя в Корейском проливе 14 августа 1904 года. В ходе сражения получил два тяжелых ранения, но оставался на мостике до конца боя. За проявленное мужество удостоен звания флигель-адъютанта и ордена Св. Георгия 4-й степени. Награждён орденом Св. Георгия 4-й степени. После войны — начальник штаба Кронштадтского порта. Умер в 1924 г. в безвестности.

  2. Капитан 1 ранга Л.А. Брусилов (1904–1906):

    • Брат генерала А.А. Брусилова, героя Первой мировой войны. Принял командование после ранения Дабича. Участвовал в ремонте (организовал ремонт) крейсера после подрыва на мине в 1905 году. После Русско-японской войны переведён на Балтику, где занимал должности в штабе флота. В 1910-х годах служил начальником Артиллерийского отдела Главного управления кораблестроения. В 1917 г. эмигрировал во Францию. Умер в Ницце (1926).

Судьбы офицеров:

  • Старший офицер А.П. Дьячков: В 1906 году демонстрировал повреждённый крейсер иностранным атташе в Шербуре. Позже командовал эсминцем «Сибирский стрелок» на Балтике. Во время Первой мировой участвовал в обороне Рижского залива.

  • После Гражданской войны остался в СССР, преподавал в ВМУ им. Фрунзе. Расстрелян в 1937 г. Реабилитирован посмертно.

  • Лейтенант Я.И. Черкасов (артиллерийский офицер): Разработал систему амортизации орудийных платформ. Отличился в бою 1904 года, организовав эффективную стрельбу под огнём. После войны участвовал в модернизации артиллерии крейсера, включая установку пробковых матрасов в броневой рубке для защиты от осколков. Погиб в 1919 г. под Одессой при эвакуации армии в Крым.

  • Мичман Сергей Степанович Гусевич (младший штурман): Погиб в бою 14 августа 1904 года. Снаряд попал в штурманскую рубку, убив Гусевича и трёх матросов. Посмертно награждён орденом Св. Анны 3-й степени с мечами. Его имя выбито на мемориальной доске в Морском соборе Кронштадта.

  • Контр-адмирал Карл Петрович Иессен (первый командир в 1898–1902 гг.): Возглавлял Владивостокский отряд крейсеров, включая «Громобой». После боя 1904 года критиковался за решение отступить, но избежал суда благодаря поддержке адмирала С.О. Макарова. В 1908 году вышел в отставку. Умер в 1918 году в Петрограде, похоронен на Смоленском кладбище.

  • Капитан 1-го ранга Владимир Иванович Пороменский (командир в 1907–1909 гг.): Руководил крейсером в период модернизации артиллерии. В 1914 году назначен командиром линкора «Андрей Первозванный». Участвовал в Моонзундском сражении. После революции эмигрировал в Югославию, где преподавал в морской академии. Умер в 1935 году.

  • Лейтенант Константин Иванов (принявший командование «Рюриком»): Хотя формально не служил на «Громобое», его судьба тесно связана с историей крейсера. После гибели командира «Рюрика» Трусова приказал затопить корабль, чтобы избежать плена. Попал в японский плен, после возвращения в Россию продолжил службу. Погиб в 1919 году при эвакуации Одессы от войск Красной армии.

Матрос Степан Форманчук, залатавший пробоину в бою 1904 года, получил Георгиевский крест.


Боевой путь

Русско-японская война (1904–1905)

  • Январь–июнь 1904: Рейды к берегам Японии. «Громобой» потопил 11 транспортов, включая «Хашнура-Мару» (взорван патроном пироксилина) и «Хиташи-Мару» (6 000 т, уничтожен торпедами).

  • 14 августа 1904: Бой в Корейском проливе. Против 4 японских крейсеров («Идзумо», «Токива», «Асама», «Адзума») русские выпустили 1 054 × 75-мм и 948 × 152-мм снарядов, добившись 19 попаданий. «Громобой» получил 30 пробоин, включая 3 в районе ватерлинии. Погибли 91 человек, 185 ранены. Крейсер сохранил ход, но «Рюрик» был потерян.

  • 24 мая 1905: Подрыв на мине у острова Русский. Ремонт занял 3 месяца.

С начала русско-японской войны 1904-05 гг. находился в составе отряда крейсеров 1-ой эскадры во Владивостоке, под командой до августа 1904 г. капитан 1 р. Дабича; затем "Громобой" временно командовали капитаны 2 р. Шульц I и Угримов, а с марта 1905 г. капитан 1 р. Брусилов.

1. Рейдерские операции (январь–июль 1904)

"Громобой" участвовал во всех действиях крейсеров на путях сообщения неприятеля: во время похода к Сангарскому проливу и Гензану (27 января — 1 февраль 1904 г.) "Громобой" расстрелял и потопил вместе с крейсером «Россия» пароход Нагаура-Мару (1.100 тн.); во время похода к Гензану (10—15 апреля) потопил пароход Хашнура-Мару, взорвав его патроном пироксилина в 30 фн.; в следующем поход в Корейский пролив (30 мая — 6 июня) неприятельский транспорт Идзуми-Мару (4 т. рег. тн.) был потоплен артиллерийским огнем, Хиташи-Мару (6 т. рег. тн., до 1 т. японских войск) — двумя минами Уайтхеда.

  • Уничтоженные суда:

    • 27 января 1904: транспорт «Нагаура-Мару» (1 100 т) потоплен у Гензана.

    • 12 апреля 1904: «Хиташи-Мару» (6 000 т) торпедирован в Корейском проливе.

  • Тактика: Ночные атаки под прикрытием тумана.

2. Бой в Корейском проливе (14 августа 1904)

Во время похода в Корейский пролив, 18-го июня под вечер, отряд подвергся атаке японских миноносцев; атака была во-время замечена и встречена огнем со всех судов, в том числе и с "Громобоя"; на другой день "Громобой" остановил пароход Чельтенгам, шедший в Корею с грузом материалов для железной дороги; арестовал и отправил с командой "Громобоя" во Владивосток.

Силы сторон:

  • Россия: «Громобой», «Россия», «Рюрик».

  • Япония: «Идзумо», «Адзума», «Токива», «Асама».

Хронология:

  • 04:20: Начало боя на дистанции 35 каб.

  • 05:40: «Громобой» получил пробоину в районе угольной ямы №3.

  • 07:10: 203-мм снаряд разрушил носовую башню ГК.

  • 09:15: Японцы прекратили преследование, израсходовав 85% боезапаса.

Потери:

  • «Громобой»: 91 убитый, 185 раненых.

  • Японцы: 44 убитых, 146 раненых.

Артстатистика:

Параметр 203-мм 152-мм 75-мм
Выпущено снарядов 159 948 1 054
Попадания 4 12 3
Эффективность (%) 2.5 1.3 0.3

Во время похода в Тихий океан к Токийскому заливу (4-19 июля) "Громобой" уничтожил 11 июля шхуну, а 12 июля арестовал пароход Колхас с грузом хлопка, табаку и дерева; пароход был отправлен с командой "Громобая" во Владивосток 30 июля, вместе с крейсерами Россией и Рюриком, "Громобой" вышел из Владивостока на соединение с Порт-Артурской эскадрой; в Корейском проливе (на параллели Фузана) в 4 ? час. утра, 1 августа отряд встретил 4 броненосных крейсера адмирала Камимура, с которыми и вступил в бой, длившийся около 5 час.

Во время боя на "Громобое" были тяжело ранены командир, капитан 1 р. Дабич, убито 4 офицера и 78 нижних чинов, ранены 6 офицеров и 195 нижних чинов, из которых многие скончались; на "Громобое" оказалось 6 крупных пробоин у ватерлинии (из них 3 в угольных ямах), 8 пробоин по бортам, 6 на верхней палубе.

Во время боя крейсер Рюрик отстал и вскоре затонул, а Россия с "Громобоем" ушли во Владивосток, куда и прибыли 3 августа; с "Громобоя" выпущено 8-дм. снарядов — 159, 6-дм. — 948, 75-мм. — 1.054; капитан 1 р. Дабич получил звание флигель-адъютанта и орден Св. Георгия 4 ст., тот же орден получили старший офицер и 2 лейтенанта, остальные офицеры были награждены орденами с мечами, а команда — знаком отличия Военного Ордена.

Исправления крейсера заняли не много времени, и с 20 сентября "Громобой" уже выходил в море для пробы машин и артиллерии; однако, 30 сентябрь "Громобой" коснулся камней в заливе Посьета, повредил левый винт и вдавил себе днище фт. на 180; для исправлений "Громобой" был введен 27 октября в док, откуда вышел только 9 февраля 1905 г.

Дальнейшая деятельность "Громобоя" во время войны заключалась в нескольких выходах на проверочные стрельбы; с 24 по 28 апреля "Громобой" с Россией ходил к Сангарскому проливу; во время похода 26 апреля "Громобой" потопил шхуну Сенрио-мару, а 27 апреля арестовал другую, Хокусей-Мару; последняя была взята на буксир, но на следующий день, по получении телеграммы из Владивостока, что около мыса Островного находятся японские суда, потоплена, а крейсера вернулись во Владивосток; телеграмма оказалась ложной.

Следующий поход, 11 мая, для урегулирования телеграфа оказался для "Громобоя" роковым: он подорвался на мине заграждения; повреждение казалось небольшим, т. к. прибывавшая вода выкачивалась одной турбиной; для его исправления, однако, пришлось идти в док, который был занят крейсером Богатырь; работы в доке продолжались с 22 июня по 6 сентябрь 1905 г.

"Громобой" возвратился в Балтийское море и поступил в капитальный ремонт, во время которого была усилена его артиллерия и сделаны некоторые перестройки; в 1911 г. "Громобой" плавал в составе крейсерской бригады в Балтийском море.

  • Потери в войне: 91 убитый и 185 раненых в 1904–1905 гг. Большинство погибших — артиллеристы и матросы на верхней палубе.

  • Подвиги: Судовой механик Степан Форманчук, залатавший пробоину в бою 1904 года, получил Георгиевский крест.

  • Послевоенная служба: Часть экипажа продолжила службу на Балтике. Старший офицер А.П. Дьячков участвовал в ремонте и модернизации крейсера до 1907 года.

Первая мировая война

Крейсер патрулировал Балтику. 29 июня 1916 вступил в перестрелку с немецкими миноносцами, но серьёзных повреждений не получил.


Судьба корабля: от славы до металлолома

  • 1905–1914: Модернизация: замена 8 × 75-мм орудий на 152-мм, усиление палубной брони.

  • 1914–1917: Патрулирование Балтики. Участие в Моонзундской операции (1915).

  • 1918: Разоружён и поставлен на консервацию в Кронштадте.

  • 1922: Продан немецкой фирме «Альфред Кубис» за 275 000 марок.

  • 1923–1925: При буксировке выброшен на мель у Лиепаи. Разобран на месте.


Наследие и уроки

Технические уроки:

  • Недостаточная эффективность малокалиберной артиллерии — упор на универсальные орудия.

  • Важность централизованного управления огнём (внедрено на крейсерах типа «Адмирал Макаров»).

Мемориалы:

  • Памятная доска в Кронштадте с именами погибших (установлена в 1994 г.).

  • Корабельный колокол хранится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга.

Историческое значение:
«Громобой» стал символом перехода от броненосцев к линейным крейсерам. Его опыт доказал: скорость и автономность важнее толщины брони в рейдерских операциях.


Ссылка на статью "Громобой, броненосный крейсер"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - БОГАТЫРЬ, крейсер 1-го ранга
  • - Броненосный крейсер "Баян"
  • - ОЛЕГ, броненосный крейсер Балтийского флота
  • - ВЛАДИМИР МОНОМАХ, броненосный крейсер 1 ранга
  • - БОГАТЫРЬ, пароход военного ведомства
  • - БАЯН, крейсер 1-го ранга
  • - Гремящий, канонерская лодка
  • - Грозный, миноносец


  • Название статьи: Громобой, броненосный крейсер


    Источник статьи:  Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.

    Источник изображений:Фотография из коллекции Юрия Чернова, сайт Цусима.SU
     

    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru