Иванов, Андрей Иванович
Иванов, Андрей Иванович, профессор исторической и портретной живописи.
Родился 18 декабря 1772 г. в Москве, † 12 июля 1848 г. в Петербурге от холеры.
Сын неизвестных родителей, он был принят в Академию Художеств из Воспитательного дома в 1779 году и был учеником известного Угрюмова.
Отец великого русского художника, академика живописи Александра Андреевича Иванова и Сергея Андреевича Иванова (см.).
Награжденный, при окончании курса, двумя серебряными медалями в 1795 и 1796 гг. и первою золотою за «Жертвоприношение Ноево» в 1797 г., он получил, вместе о аттестатом 1-и степени и званием художника 14-го класса, право на заграничное пенсионерство, но по обстоятельствам того времени не мог быть отправлен в чужие края и потому, оставшись в Петербурге и обзаведясь семьей, поступил преподавателем рисования в Академию (.1798).
В 1800 г. он признан «назначенным в академики», в 1802 — академиком за исполнение программы «Адам и Ева по изгнании из рая» и зачислен в адъюнкт-профессоры, в 1806 г. назначен советником и профессором — за исполнение программы «Сражение русского воина Мстислава. Удалого с печенегом Редедею» (1812, находится теперь в Эрмитаже); наконец в 1812 г. он был помещен на вакансию младшего профессора живописи. Сделавшись впоследствии старшим профессором, вышел в отставку в 1831 г.; он успел образовать немало хороших художников, в том числе известных К. Брюлова и Александра Иванова — своего старшего сына.
Андрей Иванов всегда считался художником с дарованием, старательным, трудолюбивым и весьма полезным в качестве преподаватели, но обращал на себя внимание не столько своими произведениями, сколько академическою службою. Главными его работами были образа для церквей Михайловского замка («Моление о чаше»), Конногвардейского полка (1803), больницы для бедных — половина иконостаса и запрестольный образ «Воскресение Христово» (1804), Казанской Божией Матери (10 местных образов 1804-12), Конюшенного ведомства (северные и южные двери в иконостасе с двумя образами над ними, 1823), русской миссии в Пекине (14 образов для иконостаса и плащаница, 1823), Измайловского полка (плащаница), Спаса Преображение (6 образов с изображениями 12-ти апостолов и 4-х московских святителей), . 1-го Карабинерного полка (запрестольный образ «Снятие со Креста» и 4 местных) — все 1826 — 30 гг., а также для соборов; Александровского в Варшаве «Преображение Господне» и «Сошествие Св. Духа» (1835 — 36), Сионского в Тифлисе:- «Пророк Моисей» (1836 — 37 ) и для церкви Академии Художеств («Положение во гроб» и «Малая плащаница» 1837 — 38).
Кроме того, им исполнены были: «Царящая Леина», альфреско на стене чугунной лестницы в Академии Художеств, эскиз «Благодарность Христу одного прокаженного из 10-ти исцеленных» и исторические картины «Смерть Генерала Кульнева» (1827) и «Петр Великий» (1837 — 1838), проект памятника императору Петру I в Полтаве (1845 — 46) и проч.
Наконец в Московском Публичном и Румянцевским Музее есть еще историческая картина «Смерть Фивского вождя и друга Эпамнондова Пелопида» и два портрета — художника и его жены в виде весталки, работы Андрея Иванова; в зале же заседаний Академического Совета сохраняется поколенный портрет его в натуральную величину, писанный И. С. Бугаевским - Благодарным на звание академика в 1824 г.
Чрезвычайно любопытные письма его к сыну, А.А. Иванову, заключающие ценные данные о их взаимных отношениях, напечатаны к «Русском Художественном Архиве», за 1892 г.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!