Дестрем, Морис Гугонович, генерал-инженер
Дестрем, Морис Гугонович, генерал-инженер, писатель, происходил из старинной дворянской фамилии. Предки его, вследствие некоторых политических переворотов, принуждены были переселиться из Швеции во Францию.
Морис Гугонович Дестрем окончил курс Парижской политехнической школы, но о его первоначальной деятельности во Франции нам ничего неизвестно.
В 1810 г. французское правительство по просьбе Императора Александра I прислало в Россию четырех инженеров для основанного в то время корпуса инженеров путей сообщения, находившегося под начальством принца Георгия Гольштейн-Ольденбургского. В числе этих четырех инженеров был и Дестрем.
По прибытии в Россию он был принят на русскую службу с производством в чин капитана и отправлен к херсонскому губернатору, герцогу де-Ришелье, для составления проекта Евпаторийского порта и устройства гидротехнических зданий в Одесском порте. По окончании этого поручения Дестрем возвратился Петербург и был назначен профессором умозрительной механики в училище Путей Сообщения.
В 1812 г., во время войны с Францией, Дестрем с тремя своими товарищами-французами был отправлен по Высочайшему повелению для безопасности в Восточную Россию, где и пробыл до весны 1815 г.
Эти три года он посвятил главным образом изучению русского языка, которым владел потом в совершенстве и привлекал к себе в аудиторию много слушателей, умея свой сухой предмет облечь в доступную и красивую форму.
По возвращении в Петербург он снова был зачислен профессором и командирован в Грузию для изысканий по рекам Куре и Риону и для составления проекта военно-грузинской железной дороги.
В 1818 г. Дестрем исполнил это поручение и, приехав в Петербург, недолго читал лекции, так как снова был должен ехать в Ревель для составления плана окончания постройки военной гавани. Составив план, он представил его морскому министру, маркизу де-Траверсе; план этот был одобрен Государем, и гавань была кончена по этому проекту.
В том же же году на Высочайшее имя был подан проект об учреждении судоходства на Белом озере, и Дестрему было поручено детально исследовать все пункты проекта и представить свое заключение. По его заключению проект был отвергнут. Исполняя эти поручения, Дестрем в то же время продолжал усиленно пополнять свои теоретические знания и в 1821 г. напечатал учебник механики, который долгое время служил руководством для воспитанников корпуса.
В 1820 г. Дестрем был назначен управляющим 2-м округом путей сообщения, а в августе 1821 г. — членом комиссии, учрежденной при Императорской Академии Художеств, для рассмотрения замечаний архитектора Модюи на строительные работы Исаакиевского Собора.
В 1826 г., когда инженерное дело в России приняло более широкие размеры, и сознавалась потребность в особом специальном органе, Министерство Путей Сообщения начало издавать ученый журнал и редактирование его поручило Дестрему. Журнал этот он редактировал до 1834 г., когда был назначен директором управления, в котором рассматривались и обсуждались все проекты и работы по Министерству Путей Сообщения. С этого времени начинается особенно плодотворная деятельность Дестрема: ему поручается надзор за постройкой нового форта в Кронштадском фарватере, его командируют на Волгу для упорядочения пароходства, он принимает деятельное участие во многих комиссиях и между прочим в комиссии по рассмотрению проекта баварского проф. архитектуры Кленце на внутреннюю отделку Исаакиевского собора.
В 1842 г. Дестрем председательствовал и руководил работами в комитете по постройке Николаевского моста.
В 1849 г. он работал в комиссии по надзору за опытами по введению в России электрического освещения, изобретенного французским химиком Аршро.
В том же же году Дестрем был приглашен в комитет по сооружению Московско-Петербургской (Николаевской) железной дороги и, хотя признавал это предприятие невыгодным по причине неудобных климатических условий, но не отказывался от участия в комитете и принимал деятельное участие, делая практические замечания и указания.
Кроме служебной деятельности по Министерству Путей Сообщения, Дестрем свободное время посвящал занятиям литературой и музыкой. Он перевел много басен Крылова на французский язык и писал в журналах статьи по разным вопросам.
Из его произведений, изданных отдельными книгами известны: «Traité de mécanique à l’usage des élèves de l’institut des voies et communication» Спб., 1820 г.; «Sur le mode de transport le plus avantageux pour la Russie» Спб., 1831 г. (на русский язык переведено Васильевым в «Журнал Министерства Путей Сообщения», 1831, XXI); «Considération générales sur les avantages relatifs des canaux et des chmins à ornières et application etc...» (Спб., 1831, перев. Васильева, там же); «Mémoires sur divers objets relatifs à la science de l’ingénieur» Спб., 1835 г. Из специальных работ Дестрема, помещенных в «Журнале Путей Сообщения» отметим: «Описание и разбор способа, употребленного Брюннелем для построения 2-х полуарок на гидравлической извести без кружал (1837 г., т. I) и «разбор теории опытных результатов пневматических печей Амосова» (1838, т. III).
В 1852 г., временно уезжая на воды для поправления здоровья, Дестрем со всем семейством принял русское подданство.
Воды не могли восстановить расстроенное здоровье и, по возвращении в Россию, Дестрем, проболев 22 месяца, † 10-го ноября 1855 г.
Но и во время своей продолжительной болезни неутомимый Дестрем продолжал трудиться: представил в Академию Наук разбор сочинения инженера Журавского: «О деревянных мостах по американской системе», и за этот труд конференция Академии наградила его золотою медалью.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.