Дмитриев, Иван Иванович

Дмитриев, Иван Иванович, государственный деятель и известный поэт.

Иван Иванович Дмитриев родился 10 сентября 1760 г. в родовом поместье, селе Богородском, Симбирской губ., в 25 вер. от уездного города Сызрани, в старинной дворянской семье, ведущей свой род от князей Смоленских.

Отец Дмитриева, Иван Гаврилович, женат был на Екатерине Афанасьевне Бекетовой, сестре известного фаворита Императрицы Елизаветы Петровны, Никиты Афанасьевича Бекетова, не чуждого литературе: в молодости он много писал стихов (напечатанных в «Собрании разных песен», 1769-1770гг.) и написал даже трагедию «Эдип», оставшуюся неизданной и впоследствии утратившуюся (см. Словари: Новикова, Евгения и Б. Каменского). Когда брат её попал «в случай», ее тоже хотели взять ко двору. Ей было еще 16 л., и она была красавицей. Но отцу её этого не хотелось: он боялся придворных нравов.

В это время присватался к ней 18-летний богатый и образованный симбирский помещик, Иван Гаврилович Дмитриев, и отец тотчас же согласился, чтобы только отклонить её принятие ко двору. (М. А. Дмитриев: «Мелочи из запаса моей памяти», стр. 9).

На восьмом году возраста Иван Иванович Дмитриев  отвезен был матерью в Казань, к отцу её, Афанасию Алексеевичу Бекетову, и отдан в пансион Манженя (который был наставником также и еще двоих писателей наших: П. И. Макарова и М. Н. Муравьева) «обучаться французскому языку, арифметике и рисованию». В пансионе этом уже обучался старший брат Ивана Ивановича, Александр Иванович (1759-1798).

В 1768 г. Афанасьевич Алексеевич, после смерти жены своей, переехал в Симбирск, к детям; туда же уговорили перебраться и Манженя. Но, вследствие конкуренции, пансион Манженя в Симбирске скоро закрылся, и Дмитриев около года оставался без учителя, а потом отдан был в новый пансион Кабрита, где обучался языкам, французскому и немецкому, русскому правописанию и слогу, истории, географии и математике. «Признаюсь», рассказывает он в «Записках», «что я до того времени считался в последнем классе (т. е. в математике) самым тупым учеником. От прежнего учителя моего, гарнизонного сержанта Концева, я только и слышал непостижимые для меня слова: искомое, делимое; видел только на аспидной доске цифры и сам ставил цифры наудачу, без всякого соображения; потом с робостию представлял учителю мою доску; он осыпал меня бранью, стирал мои цифры, ставил свои, и я спешил тщательно списывать их красными чернилами в мою тетрадку. Таким образом оканчивался каждый урок мой в математике. Но, под руководством Кабрита, я начал понимать всю важность этой науки и в три месяца успел в ней более, чем у прежнего учителя Концева в продолжение года» («Взгляд на мою жизнь», 13). Под руководством же Кабрита стал Дмитриев заниматься и «сочинением писем» на заданные темы. «Хотя и стыдно мне было иногда слышать смех учителя и старших учеников», говорит Дмитриев в «Записках», «когда я прочитывал вслух сочиненную мною нелепость, но мысль, что я учусь сочинять, и надежда научиться писать лучше успокаивали оскорбленное мое самолюбие». (Там же. 13). Вообще Дмитриев сочувственно отзывается о последнем своем наставнике; называет его «умным и добрым» и говорит, что любил «и слушать его, и ему повиноваться». Но, к сожалению, 26-летний Кабрит «платил дань слабостям своего возраста», и отец Дмитриева, испугавшись последствий «худых примеров», взял его из пансиона. «Итак», говорит Дмитриев, «на одиннадцатом году моей жизни прекратился решительно курс моего учения, когда я во французском языке не дошел еще до синтаксиса, а в немецком остановился на глаголах» («Взгляд намою жизнь», 14). С таким скудным запасом научных сведений Дмитриев и должен был вступить в жизнь, и он сам очень хорошо сознавал недостаточность своего образования. Когда, в 1807 г., министр народного просвещения, граф Завадовский, по желанию государя, предложил ему занять пост попечителя Московского университета, Дмитриев с редкой добросовестностью ответил, что охотно бы на это согласился, если бы усердие заменяло сведения и дарования. «Но честь и совесть», писал он гр. Завадовскому, «обязывают меня, вопреки собственных выгод моих, искренно представить вашему сиятельству, что я, с 13 л. начав служить рядовым солдатом, не мог получить основательного понятия о науках, что я не знаю не токмо ученых языков, даже и новейших, кроме французского, но и на оном не могу изъясняться». — Поэтому, он отказался от должности попечителя, прося оставить его в должности Сенатора, «не превосходящей меры его способностей» (Сев. Почт. 1865, № 277. «Материалы для биографии. И. И. Дмитриева и Н. В. Гоголя»), — По выходе из пансиона, Дмитриев продолжал занятия дома, в деревне, под руководством отца, но эти занятия, состоявшие в выучиванье наизусть французских и немецких разговоров и в переводах с этих языков, наводили на него «грусть и отвращение». Единственным действительно образовательным средством служило для него, как и для многих тогдашних писателей наших, чтение. Дмитриев еще в пансионе Манженя «уже с десяти лет набил голову мечтательными приключениями», начитавшись тогдашних переводных романов: «Тысяча и одна ночь», «Шутливыя повести» Скарона, «Похождения Робинзона Крузо», «Жилблаза де Сантилана», «Приключения маркиза Г***».

Последнее произведение аббата Прево было даже поводом к тому, что Дмитриев выучился читать французские книги. Дочитав четвертый том, он узнал, что последних двух томов еще не было в переводе, а между тем роман его чрезвычайно заинтересовал. Один из знакомых принес ему не достававшие томы, но на французском языке. Нечего было делать: Дмитриев принялся читать с помощью лексикона и «наконец», говорит он в Записках, «этот отважный подвиг был для меня эпохою, с которой начал я читать французские книги, уже не поневоле, а по охоте, и впоследствии уже мог переводит Лафонтена» (стр. 15). Впоследствии, в пьесе «Воздушные басни» Дмитриев так вспоминал это время детского увлечения чтением:

«Утешно вспоминать под старость детски леты:

Забавы, резвости, различные предметы,

Которые тогда увеселяли нас!

Я часто и в гостях хозяев забываю;

Сижу, повеся нос; нет ни ушей, ни глаз;

Все думают, что я взмостился на Парнас,

А я... признаться вам, игрушкою играю, которая была

Мне в детстве так мила;

Иль в память привожу, какою мне отрадой

Вывал тот день, когда, урок мой окончав,

Набегаясь в саду, уставши от забав

И бросясь на постель, займусь Шехерезадой.

Как сказки я её любил!

Читая их.... прощай, учитель,

Симбирск и Волга!, все забыл!

Уже я всей вселенны зритель,

И вижу там и сям и карлов, и духов,

И визирей рогатых,

И рыбок золотых, и лошадей крылатых,

И в виде кадиев волков».

Можно было бы думать, что чтение романов в таком раннем возрасте распалит воображение и помешает правильному нравственному развитию даровитого мальчика. Но вышло наоборот. Жизнь в образованной и строго-нравственной семье предохранила его от пагубного влияния раннего чтения романов, которое, как говорит Дмитриев в записках своих, «не имело вредного влияния на мою нравственность. Смею даже сказать, что они (романы) были для меня антидотом противу всего низкого и порочного. «Похождения Клевеланда», «Приключения маркиза Г***» возвышали душу мою. Я всегда пленялся добрыми примерами и охотно желал им следовать». Это объясняется, конечно, тем, что сами романы принадлежали к бывшему тогда в моде нравоучительному направлению, требовавшему, чтобы порок был всегда наказан, а добродетель торжествовала.

Еще большее, может быть, влияние на нравственное развитие Дмитриева имело столь же раннее знакомство с русскими писателями. Родители его, живя в Петербурге, застали еще Ломоносова, и, хотя не были с ним лично знакомы, но много об нем слышали и видали его (М. А. Дмитриев: «Мелочи из запаса моей памяти», 6). С Сумароковым же были лично знакомы. Мать Дмитриева была поклонницей его произведений, знала наизусть многие его стихотворения и получала от него в подарок его трагедии. Иногда она наизусть читала детям стихотворения Сумарокова, и они производили на Дмитриева сильное и глубокое впечатление. Еще сильнее затрагивали его впечатлительную душу произведения Ломоносова.

Однажды, рассказывает Дмитриев в своих Записках, в деревне, в Великую Субботу, в ожидании заутрени, отец его стал читать всей семье оды Ломоносова: «Иов», «Вечернее размышление о величестве Божием» и «На взятие Хотина». Чтение это исполнило Будущего поэта «священным благоговением». «Я будто расторг пелены детства», говорит Дмитриев, «узнал новыя чувства, новое наслаждение и прельстился славой поэта» (стр. 17-19).

Вообще, семья Дмитриевых была самая литературная, в которой привыкли прислушиваться к голосу писателей. «Когда я был еще ребенком», рассказывает М. А. Дмитриев, «дед мой, отец И. И. Дмитриева, разговаривая с своими гостями о времени Екатерины, о её славе, о её учреждениях, о хорошем и худом, приходил в восторг или негодование и, смотря поэтому, посылал меня достать из своей библиотеки или Державина, или Хемницера; и я, с чувством своего достоинства, читал вслух перед гостями или оду Державина, или какую-нибудь замечательную басню Хемницера. Все слушали с уважением и с живым участием» («Мелочи», стр. 49).

По переезде семейства Дмитриевых из деревни в Симбирск, учебные занятия Ивана Ивановича с отцом стали реже, и он получил более возможности предаваться чтению. «У отца моего в гостиной», рассказывает он в Записках, «всегда лежали на одном из ломберных столов переменные книги разных годов и различного содержания, начиная от «Велисария», соч. Мармонтеля, до указов Екатерины II и Петра Великого. Даже и Маргарит (поучительные слова) Иоанна Златоуста, «Всемирная история» Барония и Острожская Библия стали мне известны еще в моем отрочестве, но крайней мере по их названиям.

Мне позволено было заглядывать в каждую книгу и читать, сколько хочу» (стр. 19).

Образование и развитие, приобретавшийся путем чтения, дополнялись семейными разговорами и беседами. Городская семейная жизнь того времени отличалась совсем другим характером, чем нынешняя. «Тогда еще не было в провинциях ни театров, ни клубов, которые ныне и в губернских городах разлучают мужей с женами, отцов с их семейством. Тогда едва ли кто понимал смысл слова рассеяние, ныне столь часто употребляемого» («Взгляд на мою жизнь», 20). Все развлечения состояли в домашних беседах и вечеринках, в кругу коротких знакомых. Время, в которое протекало детство Дмитриева, давало обильную пищу для разговоров и рассказов, и он еще ребенком наслушался разговоров о польских конфедератах, о войне с турками, о Чесменском сражении, об итальянском театре в столицах, об игре тогдашних знаменитостей, Дмитревского и Троепольской, о тогдашних писателях, Ломоносове, Сумарокове, Тредьяковском, только что начинавшем свое литературное поприще Фон-Визине, о московской чуме, о политическом перевороте 1762 года, о Бироновщине и «превратности счастия вельмож того времени».

«Таким образом», замечает Дмитриев в Записках, «еще на двенадцатом году моей жизни я набирался сведениями, для меня небесполезными» (стр. 21). Из всего этого ясно, что если Дмитриев, несмотря на полное почти отсутствие порядочного, систематического образования, все-таки вышел человеком и образованным, и просвещенным, то этим он обязан был преимущественно той образованной, просвещенной среде, в которой родился и провел свое младенчество и первые годы отрочества.

К сожалению, мирная жизнь симбирских обывателей была вскоре нарушена разразившимся над нашими юго-восточными областями Пугачевским бунтом, и семья Дмитриевых поспешила уехать в Москву, где очутилась в довольно стесненных денежных обстоятельствах. Домашнее обучение совсем прервалось, и Дмитриев проводил свободное время за чтением русских книг, в выборе которых его руководствовал крепостной человек богатого заводчика Твердышева, Дорофей Серебряков, обучавшийся в славяно-греко-латинской академии, ученик и поклонник известного тогдашнего лирика В. П. Петрова.

Чтение это познакомило Дмитриева с произведениями лучших писателей того времени: Хераскова, Майкова, Муравьева, Петрова. Интересно, что уже тогда в нем сказывался будущий преобразователь нашего стихотворного слога. Не соглашаясь с увлечением своего руководителя, Серебрякова, он находил язык Петрова тяжелым и неблагозвучным. «Мне казались даже смешными рифмы его: многочита, сердоболита, хребтощетинный, рамы, пламы и тому подобные», сообщает он в своих Записках (стр. 23). Тогда-же познакомился Дмитриев в Москве и с театральными представлениями: с итальянской оперой — буф и с народными пьесами.

Еще с детства записанный, по тогдашнему обыкновению, в военную службу, солдатом в Семеновский полк, Дмитриев в Мае 1774 г. был отвезен отцом в Петербург и явился, вместе с братом, в полк, где их поместили в полковую школу обучаться математике, рисованию, священной истории и всеобщей географии. Но и в этой школе Дмитриев пробыл недолго. В конце года, для празднования мира с турками, Императрица отправилась в Москву, куда отправлено было также по одному батальону от каждого гвардейского полка.

В Семеновском полку к походному батальону причислены были и многие малолетки из полковой школы, в том числе и братья Дмитриевы. В Москве окончательно прекратились учебные занятия Дмитриева, и он начал знакомиться с обязанностями военной службы. Произведенный, вместе с братом, по ходатайству дяди, Сенатора Никиты Афанасьевича Бекетова, через чин прямо в фурьеры, молодой Дмитриев получил годовой отпуск и уехал с братом на родину.

Возвратившись в Петербург, Дмитриев провел несколько лет «в скучной унтер-офицерской службе, между строев и караулов». Тут вскоре (с 1777 г.) начались первые его опыты «в рифмовании», как скромно выражается он в записках. «Не видав еще ни одной книги о правилах стихосложения», говорит он, «не имев и понятия о метрах, о разнородных рифмах, о их сочетании, я выводил строки и оканчивал их рифмами: это были стихи мои. Первоначальные были большею частию сатирические. Все они брошены в огонь, коль скоро я узнал о их неправильности» (стр. 32). Этой печальной участи избежала одна только надпись.

В 1777 году Н. И. Новиков начал издавать «Санкт-Петербургские Ученые Ведомости» и в предисловии к 1-му номеру поместил приглашение господам российским стихотворцам сочинять надписи к личным изображениям российских ученых мужей и писателей, назвав на первый раз Феофана Прокоповича, кн. Ант. Кантемира, Поповского, живописца Лосенкова и гравера Чемезова. «Едва я прочитал этот вызов», рассказывает Дмитриев, «как вспыхнуло во мне дерзкое желание быть в числе сподвижников» (стр. 32). Из названных лиц он выбрал Кантемира, с которым уже был знаком по его сочинениям, напечатанным в 1762 г., и по «Опыту исторического словаря о русских писателях» Новикова. Сочинив надпись, он отправил ее к издателю «Ученых Ведомостей» и через неделю увидал уже ее в печати. Она появилась в 15- м номере, помеченном «В пятницу, марта 31 дня 1777 года», за полной подписью: «Сочинил Иван Дмитриев» и с таким примечанием редакции:

«Мы сообщаем здесь еще одну Надпись, полученную нами на Страстной неделе от г. Дмитриева, с искренним нашим желанием хороших успехов в стихотворстве г. Сочинителю сей Надписи». «Самолюбие мое не помешало мне понять всю силу подчеркнутого слова», сообщает Дмитриев в своих записках (стр. 33). Таким образом, надпись эта была первым печатным произведением нашего лирика, и с этих пор он стал помещать свои произведения в журналах, но, после «неудачной» своей надписи, уже нигде не ставил своего имени. Один из его сослуживцев познакомил его слегка с правилами поэзии и посоветовал ему купить риторику Ломоносова, а потом Дмитриев познакомился с пиитикой Апол. Байбакова. Образцами в стихотворстве служили ему Сумароков и Херасков. Живя вместе с братом и следуя его примеру, он продолжал заниматься так — же французским языком и читать французских писателей, из которых особенно «прилепился к ветренному Дорату» *). За это брат называл его «невеждой» и «жалким рифмокропателем». Это так задевало нашего будущего Лафонтена, что он перестал показывать свои стихи и брату и товарищам. «Таким образом я стихотворствовал долгое время», говорит Дмитриев в записках, «не узнав, что говорят, по крайней мере, словесники о стихах моих. Писать и видеть их в печати было для меня единственным возмездием» (стр. 35).

Примечание: *) Клод Жозеф Дора (Dorax) ( 1734-1780) — французский поэт. Стихотворения его «довольно изящны, но бессодержательны, изобилуют, с одной стороны, казарменными остротами, с другой — приторными комплиментами дамам». («Энциклопедический Словарь» Ефрона, XI, 45).

Но вскоре Дмитриев лишился и этого возмездия. Однажды в придворном театре он разговорился с незнакомым ему господином по поводу игры актера Плавильщикова. Незнакомец бранил и игру Плавильщикова, и издававшийся им журнал «Утро», и помещенные в нем стихи: «Идиллия» и «Стихи на кончину доктора Вира» (открывшего Сорентские минеральные воды). Оказалось, что это были произведения самого Дмитриева. (Обе пьесы помещены в майской книжке Журнал «Утро» 1782 г.) Претерпев эту вторичную неудачу и во второй раз услыхав суд о своих стихотворениях, «я вразумился», говорит Дмитриев, «что еще рано мне выдавать мои произведения, и положил хранить их до времени под спудом» («Взгляд на мою жизнь», 37).

Но если стихи Дмитриева потерпели неудачу, то его занятие переводом с французского небольших прозаических сочинений было выгодно, по крайней мере, в материальном отношении: он отдавал эти переводы книгопродавцам, которые печатали их на свой счет, а переводчику платили, по условию, книгами, так что у него составилась порядочная русская библиотека.

В это время Дмитриев познакомился с двумя лицами, имевшими решительное влияние на его литературные занятия.

В начале 1783 года, когда Дмитриев был уже сержантом, он, возвратившись домой с прогулки, застал у себя «румяного, миловидного юношу», который с приятною улыбкой вручил ему письмо от отца. Это был Н. М. Карамзин, приехавший в Петербург на службу. Он приходился свойственником Дмитриеву, потому что отец его женат был (в 1770 г.) вторым браком на тетке Дмитриева, сестре его отца, воспитанной в их семействе. На этой свадьбе Дмитриев увидел в первый раз будущего своего друга, тогда еще пятилетнего мальчика. Встретившись теперь в Петербурге, молодые люди быстро подружились и в течение целого года беспрестанно виделись, давая друг другу отчет в прочитанном.

В начале 1784 г. Карамзин вышел в отставку и уехал в Симбирск, а оттуда в Москву, встречаясь с Дмитриевым только мельком, во время приездов последнего в Симбирск и в Москву. В разлуке между друзьями возникла переписка (с 1787 г.), продолжавшаяся засим непрерывно почти 40 лет. От этой переписки сохранились и напечатаны только письма Карамзина; ответные же письма Дмитриева, к сожалению, не сохранились. (Письма Карамзина к Дмитриеву, VIII).

Незадолго до знакомства с Карамзиным, Дмитриев познакомился и подружился с сослуживцем своим по полку, подпоручиком Федором Ильичем Козлятевым. «Это было эпохою, с которой я начал выбираться на прямой дуть словесности», читаем в его Записках (стр. 47). У Козлятева была хорошая французская библиотека, беспрестанно пополняемая, и, воспользовавшись ею, Дмитриев познакомился с сочинениями Бюффона, Даламбера, Дидро, Реналя, Мармонтеля, Тома, Ла Гарна, Ж. Ж. Руссо, а также с лучшими французскими переводами греческих и латинских писателей.

По совету Козлятева, он стал читать и учебные книги: «Об ораторском искусстве» Квинтилиана, «Курс словесности» Баттё и Мармонтеля, а также книги общеобразовательного содержания: «Библиотеку образованного человека», «Три века французской словесности» аб. Саватье, записки Палиссо о французских писателях *) и «Критический журнал» Клемана. Ко всем этим пособиям французской литературы присоединялась умная беседа самого Козлятева, которая одна была для Дмитриева, до его собственным словам, «училищем изящного и вкуса».

Примечание: *) Он был одним из самых ярых противников Дидро, энциклопедистов и Руссо и осмеивал их в своих комедиях. («Энциклопедический Словарь Ефрона», 44, 632 — 633).

Произведенный в 1787 году в прапорщики, он получил отпуск и провел его у родителей, а в следующем 1788 году, в июле месяце отправился в поход, по случаю открывшейся войны с Швецией, и прожил четыре месяца походной жизнью на границах Финляндии, но в сражениях, по-видимому, не участвовал: «мы видели неприятелей только в положении унылых пленников», сообщает он в «Записках». В конце года он, вместе с гвардейскими батальонами, невредимо возвратился в Петербург.

В следующем году он опять ездил на границу Финляндии, но уже с мирною целью — навестить старшего брата. Поездка эта важна в жизни Дмитриева тем, что дала повод к знакомству его с Державиным. Описывая в своей поденной записке одно красивое местоположение, он включил в это описание стихотворное обращение к Державину, стихотворения которого знал еще с 1776 г., со времени выхода Ниталагайских од. С тех пор он усердно читал произведения Державина, появлявшиеся и отдельно, и в журналах: «СПб.-ий Вестник» и «Собеседник. Любитель, российского слова» Восхищался ими, ставил их по силе, живописи, свежести и самобытности выше произведений всех других тогдашних стихотворцев, но имени автора не знал, так как Державин в то время сочинений своих не подписывал. «Наконец я узнал об имени прельстившего меня поэта», рассказывает он в Записках; «узнал и самого его лично; но только глядывал на него издали во дворце с чувством удовольствия и глубокого уважения» («Взгляд на мою жизнь»,53). Написанное им стихотворное обращение к Державину послужило поводом к личному между ними знакомству. Знакомый Дмитриеву родственник Державина, П. Ю. Львов, переписал эти стихи и показал их Державину. Последний пожелал познакомиться с их автором. Дмитриев долго «совестился представиться знаменитому певцу в лице мелкого и еще никем не признанного стихотворца». Наконец, настойчивое приглашение Державина победило эту застенчивость, и Дмитриев, в сопровождении П. Ю. Львова, отправился к поэту, «с которым желал и робел познакомиться».

Принятый радушно и ласково, он через две недели сделался коротким знакомцем в доме Державина и стал бывать у него почти каждый день. «Со входом в дом его», говорит Дмитриев в Записках, «как будто мне открылся путь и к Парнасу» (стр. 57). До сих пор он был лично знаком только с двумя стихотворцами: Е. И. Костровым и гр. Д. И. Хвостовым.

В доме Державина он познакомился с И. Ф. Богдановичем, Ив. Сем. Захаровым, Н. А. Львовым, Ф. П. Львовым, А. Н. Олениным, Д. И. Фон-Визиным и В. В. Капнистом.

Знакомство Дмитриева с Державиным произошло в 1790 г. В октябре 1790 г. приехал в Петербург Карамзин, возвращавшийся из-за границы, и Дмитриев поспешил познакомить его с Державиным. Карамзин возвратился с довольно смелым для того времени замыслом: не вступая в службу, посвятить себя исключительно литературной деятельности и уже лелеял в голове мысль о новом журнале. Эту мысль он поспешил сообщить и другу своему Дмитриеву, и новому знакомцу Державину. Последний отнесся к литературному предприятию Карамзина очень сочувственно и обещал быть сотрудником, а Дмитриев, успевший уже показать Карамзину все написанные им в последние годы, но нигде не напечатанные «безделки», и уступая его желанию, отдал ему их «для подкрепления на первый случай журнального его запаса». Действительно, с первых же книжек «Московского Журнала» стали в нем появляться стихотворения Дмитриева, которые, однако, как он сам говорит, «были едва ли не ниже посредственных». Но это не совсем справедливо. Между ними есть, напр., стихотворение: «К***. О выгодах быть любовницею стихотворца» (помещенное в I-й ч. «Московского Журнала», 1791), которое уже предвещает будущего автора сатиры «Чужой толк». Признаваясь Прелесте в любви и прельщая ее честью быть возлюбленной поэта, автор иронически говорит:

«Или не зияешь ты, что властен дать он то,

Пред чем богатство, власть, корона,

Все блага мира – вздор, ничто.

Поэт, примером я, едва воспламенится,

И вмиг в уме его тьма, тьма чудес родится.

В минуту он тебя в богиню претворит

И всех тебе сердца навеки покорит;

Он тотчас даст тебе усмешку, взгляд

Авроры,

Гебеи молодость, прекрасную тень Флоры

И всех умильностей и прелестей собор,

Какими Грации блистают и Венера.

Распустишь волосы свои пред туалетом

Когда бы ни было, зимой ли то иль летом,

Тотчас Зефир готов их кудри развевать

И, прохлаждая, целовать/

Даже смерть не должна страшить Прелести:

«Прелеста! ты умрешь, но жив останусь я!

Любовник страстный твой в элегии восстанет,

Растреплет волосы и в море слез потонет;

Все скажет, что сказать Овидии могли,

И ты бессмертною пребудешь на земли .

Но если Прелеста останется к нему равнодушной и не ответит ему взаимным чувством, то автор стращает ее такою угрозой:

«Другую полюблю, другую и прославлю11.

С IV-й части «Московского Журнала» начался, как говорит Дмитриев, новый период в его литературной деятельности, разумея под этим то, что с этих пор началась его литературная известность. В V-й части напечатала была его сказка: «Модная жена», содержанием которой послужил народный анекдот о хитрой жене, обманувшей кривоглазого мужа. В сказке Дмитриева роль мужа играет Пролаз, который:

«в течение полвека

Все полз, да полз, да бил челом

И, наконец, таким невинным ремеслом

Дополз до степени известна человека,

То есть, стал с именем — я говорю ведь так,

Как говорится в свете —

То есть, стал ездить он шестеркою в

карете».

В отсутствие Пролаза к его молодой жене пришел любовник Миловзор, и влюбленная парочка уединилась в диванную.

Диван для городской вострушки,

Когда на нем она сам-друг,

Опаснее, нем для пастушки

Средь рощицы зеленый луг.

И эта выдумка диванов,

По нести, месть нам от султанов.»

Кончается также, как и в народной сказке: находчивая жена закрывает неожиданно явившемуся кривоглазому мужу здоровый глаз и этим дает любовнику возможность незаметно уйти. Сказка эта была замечена и в действующих лицах узнали очень распространенные в тогдашнем обществе типы.

Карамзин сообщал своему другу: «Модная жена» очень понравилась нашей московской публике, и притом публике всякого разбора (Письма к Дмитриеву 16).

В другом письме он уведомлял его: «Твои пьесы нравятся умным читателям» (стр. 18).

Еще большую славу доставило Дмитриеву другое стихотворение: «Голубок», напечатанное в VI-й части «Московского Журнала» По своему до приторности сентиментальному тону оно пришлось по сердцу тогдашним сентиментально настроенным читателям, было заучиваемо наизусть, положено на музыку и распеваемо во всех гостиных.

Карамзин писал Дмитриеву 18 июля 1792 г.: «Херасков Сизого Голубка твоего называет прекраснейшей пьесой. Это уверяет меня, что он имеет хороший вкус» (Письма к Дмитриеву 29).

Вообще, сотрудничество в изданиях Карамзина было лучшим временем в поэтическом творчестве Дмитриева. Особенно плодотворен был для него 1794 год. Дмитриев провел его на родине, в Сызрани, и в странствовании по Низовому краю и тут написал лучшие свои вещи: «Искатели фортуны», «К Волге», «Воздушные башни», «Причудница», «Чужой толк», «Послание к Державину, по случаю кончины первой его супруги», «Ермак», «Глас патриота» (на взятие Варшавы Суворовым).

Последнее стихотворение, посланное Дмитриевым к Державину вместе с «Посланием», было представлено последним Императрице и, по её приказанию, напечатано на счет кабинета. «Знаешь ли, любезный», писал Дмитриеву Карамзин (из Москвы, 8 ноября 1794 г.), «что твой «Глас патриота» напечатан в Петербурге и ходит там и здесь под именем Державина?» (Письма Карамзина к Дмитриеву, 51).

Сатира «Чужой толк» нанесла меткий удар тогдашним одокропателям и послужила явным признаком перехода от искусственной напыщенности ложноклассицизма к более естественному, хотя и приторному в своих крайностях, сентиментализму. Сказка «Причудница», отличающаяся необыкновенною для того времени легкостью и естественностью стихотворной речи, есть, собственно, перевод пьесы Вольтера «La Bequeule». Но тогдашняя критика поставила ее выше оригинала. А. Ф. Воейков, в своей критической статье о сочинениях Дмитриева, говорил, что в «Причуднице» он «далеко превзошел Вольтера» и «одержал над ним знаменитую победу» (Цветник, 1810, № 10). Об оде «Ермак» и о стихотворении «К Волге» Карамзин писал своему другу: «Сердечно благодарю тебя за стихи К Волги, и за Ермака. И ту и другую пиесу читал я с великим удовольствием, не один раз, а несколько. Браво! Вот поэзия. Пиши так всегда, мой друг» (Письма Карамзина к Дмитриеву, 50). «Московский Журнал» Карамзина, в котором помещено 42 пьесы Дмитриева, выходил только два года (1791-1792).

В 1794 и 1795 гг. Карамзин издал альманах «Аглая» (2 части), в котором напечатана только одна пьеса Дмитриева, а в промежутке между изданием первой и второй части «Аглаи» Карамзин напечатал сборник своих произведений, под заглавием «Мои безделки» (Москва, 1794, 2 ч.) Последовав его примеру, и Дмитриев издал первое собрание своих стихотворений, которое, в ответ своему другу, назвал «И мои безделки» (Москва, 1795). Печатанием этого сборника занялся Карамзин, который писал Дмитриеву 11 июля 1795 г.: «Твои приятные и скромные Безделки отпечатаны; думаю, что уже и публикованы. По возвращении в Москву сделаю счет с Клаудием (книгопродавцем) и перешлю к тебе сколько-нибудь денег» (Письма Карамзина к Дмитриеву, 56). «Это издание достопамятно для меня тем», сообщает Дмитриев в Записках, «что приобрело мне лестное знакомство с почтенным обер-камергером — Ив. Ив. Шуваловым. Меценат Ломоносова еще обращал приветливый взгляд и к позднейшему поколению наших поэтов» («Взгляд на мою жизнь. 76).»

В изданном вслед за сим альманахе Карамзина «Аониды» (3 ч. 1796-99 гг.) помещено во 2 и 3 ч. двадцать пять стихотворений Дмитриева, написанных, вероятно, гораздо раньше, ибо он сам говорит, что в это время писал мало.

Попав в военную службу не по склонности, а по существовавшему в то время обычаю, Дмитриев тяготился ею и с нетерпением ждал последнего в гвардии чина капитана, который и получил наконец 1-го января 1796 г.

В этом новом чине он командовал гренадерской ротой во время крещенского парада, а вскоре за сим отпросился в годовой отпуск, с твердым намерением в следующий год выйти в отставку и переселиться в Москву, «к умножению московских бригадиров» (Взгляд намою жизнь, 125). Последовавшая 6 ноября 1796 г. кончина Императрицы Екатерины II застала его еще в отпуску и вынудила тотчас возвратиться в Петербург, где он, сказавшись больным, подал прошение об отставке и через неделю получил ее с повышением, ибо уволен был с чином полковника и с правом ношения нового мундира. Он уже мечтал о прелестях независимой жизни, как вдруг, вместе с сослуживцем своим, штабс-капитан В. И. Лихачевым, был неожиданно арестован по обвинению в злоумышлении на жизнь Государя. Вскоре обнаружилось, что это была проделка крепостного человека брата Лихачева, надеявшегося ложным доносом добиться свободы. Император торжественно, посреди генералитета и офицерства, объявил о невинности заподозренных, поцеловал их и пригласил к обеденному столу. Понятно, что об этом происшествии пошли в городе разговоры, и Дмитриеву пророчили разные награды; говорили даже, будто он будет назначен статс-секретарем. Между тем, сам Дмитриев «только и желал быть московским цензором книг, но, когда задумал просить об этом месте, оно уже было занято» (Взгляд на мою жизнь, 132).

Наконец, по ходатайству наследника, он получил место за обер-прокурорским столом в Сенате, с правом считаться по-прежнему полковником и ходить в мундире. А вскоре назначен был товарищем министра в новоучрежденном департаменте уделов и обер-прокурором Сената.

Не считая себя подготовленным к занятию такой трудной и важной должности, Дмитриев, еще до подписания указа, «имел смелость говорить генерал-прокурору, что отнюдь не заслуживает столь важного звания». — «Такого же мнения был и отец мой», прибавляет он в Записках, «вместо приветствия с местом, он журил меня, думая, что я сам домогался получить его» (Взгляд на мою жизнь, 135).

Вступив, после многолетней военной службы, в гражданскую, Дмитриев очутился в совершенно непривычной для него обстановке. «Я будто вступил в другой мир», рассказывает он в Записках, «совершенно для меня новый. Здесь и знакомства, и ласки основаны по большей части на расчётах своекорыстия; эгоизм господствует во всей силе; образ обхождения непрестанно изменяется, наравне с положением каждого. Товарищи не уступают кокеткам: каждый хочет исключительно прельстить своего начальника, хотя бы то было на счет другого; нет искренности в ответах: ловят, помнят и передают каждое неосторожное слово» (стр. 144-145).

Это и заставило его сказать, что с переходом в гражданскую службу «начинается ученичество мое в науке законоведения и знакомство с происками, эгоизмом, надменностью и раболепством двум, господствующим в наше время, страстям: любостяжанию и честолюбию» (стр. 134). Это печальное замечание Дмитриева подтверждается свидетельством другого современника, Болотова. «Всем известно», говорит он, «что Сенат завален был толиким множеством дел, и производство и решение оных происходило столь медленно, что не было никому почти способа дождаться решения- оного, буде не имел кто каких-нибудь особливых представителей или довольного числа денег для задаривания и подкупления тех, которым над производством оных наиболее трудиться надлежало. Бесчисленное множество челобитчиков живало всегда безвыездно в Петербурге, и многие из них проживались и проедались до сущего разорения, а, несмотря на все, решения своих дел никак иногда добиться и дождаться не могли. А от самого того и происходило то пагубное следствие, что все апелляции в Сенат, по судным своим делам, как огня боялись.... ибо удостоверены были в том, что нужно было только какому делу попасться в Сенат, как и пошло оно на бесконечные века, и решения оного не иначе, как чрез несколько лет, дождаться было можно»; иные Сенаторы «лет по пяти сряду в Сенат не приезжали и не заглядывали в оный», «лихоимство вкралось во все чины до такого высокого градуса, что никто не хотел ничего без денег делать, и все вообще шло на деньгах и на закупавши» (Память протекшим временам, ч. II, 115-117).

Третий департамент Сената, в который назначен был Дмитриев, заведовал делами Малороссии, Польского края, Лифляндии, Эстляндии, Финляндии и Курляндии и должен был руководствоваться, кроме великороссийских законов, Литовским Статутом, Магдебургским правом и другими местными узаконениями на шведском, немецком и латинском языках. Из всех этих узаконений переведены были на русский язык только земское уложение, Литовский Статут и Магдебургское право; «но переведены едва ли словесником», замечает Дмитриев, «в верности никем не засвидетельствованы, переписаны дурным почерком, без правописания, от долговременного и частого употребления затасканы и растрепаны» (Взгляд на мою жизнь, 136). Прочие законы хранились в оригиналах и для пользования ими необходимо было прибегать к помощи переводчиков, «ибо заведывавший польскими делами не знал польского языка, а остзейских провинций и Курляндии ни немецкого, ни латинского» (там же).

Познакомившись с таким положением вещей, Дмитриев немедленно представил генерал-прокурору о необходимости проверить и исправить существующие переводы, перевести то/что еще не было переведено, и все это напечатать, но это представление осталось без последствий. Претерпев, кроме этой неудачи, много и других неприятностей по службе, Дмитриев вышел в отставку (30 декабря 1799 г.), с чином тайного советника, и переселился в Москву, где купил себе деревянный домик с небольшим садом, у Красных ворот, «и возобновил авторскую жизнь». Она прервалась на время частью по недостатку времени, уходившего на хлопотливые занятия по службе, частью, может быть, и потому, что короткое царствование преемника Екатерины II вообще мало было способно вдохновлять писателей. Резкая перемена от свободы и благодушия Екатерининского времени к строгой и крутой требовательности её преемника поселила повсюду состояние страха, недоумения, неуверенности в завтрашнем дне и подавленности духа. События во Франции заставляли принимать строгие меры против наплыва революционных идей, и цензурные стеснения доведены были до крайности. «Книгопродавцы наши не получили еще ни одной книжки нынешним летом», писал Карамзин Дмитриеву 6-го июля 1797 г. «Слышно, что нынешние цензоры тому причиною и что все присланные из чужих краев книги лежат в Рижской и Петербургской таможнях» (Письма Карамзина к Дмитриеву, 79).

Дмитриев, наравне с другими, конечно, очутился в таком же подавленном состоянии духа, при котором самостоятельная литературная деятельность почти невозможна, и посему намерен был, выйдя в отставку, заняться переводами. Но Карамзин поспешил разочаровать его: «Я рассмеялся твоей мысли жить переводами! Русская Литература ходит по миру, с сумою и с клюкою: худая нажива с него!» (Письма Карамзина к Дмитриеву, 95). Из другого его письма узнаем, что и тут главной причиной являлась тогдашняя цензура, не позволявшая переводить классических писателей: Демосфена, Цицерона, Саллюстия, потому что они были республиканцы. Это заставило Карамзина даже сказать, что если бы нужда не заставляла его иметь дело с типографией, то он, «положив руку на алтарь муз и заплакав горько, поклялся бы не служить им более, ни сочинениями, ни переводами», — «Странное дело! У нас есть академия, университеты, а литература под лавкою!», с горечью восклицает он (Письма Карамзина к Дмитриеву, 97)., И очутилась она там потому, что «цензура, как черный медведь, стоит на дороге: к самым безделицам придираются» (там же, 99). Рижская цензура остановила немецкий перевод «Писем русского путешественника» (Письма Карамзина к Дмитриеву, 115), а московская не пропускала, при новых изданиях, уже напечатанных произведений Карамзина без помарок и пропусков, так что, выйдя из продажи, они могли сделаться редкостью, и тогда Карамзин, как автор, мог «исчезнуть заживо»; но, «умирая авторски, восклицаю: да здравствует российская литература!» остроумно заканчивает Карамзин свой печальный рассказ (Письма Карамзина к Дмитриеву, 103-104).

Возобновив авторскую жизнь, Дмитриев возобновил и литературные знакомства, проводя время в беседах с И. П. Тургеневым, М. М. Херасковым, В. Л. Пушкиным, В. В. Измайловым и В. А. Жуковским.

С воцарением Императора Александра I «литературные обстоятельства переменились наконец к лучшему... Цензура обещала быть не столь строгою, как прежде. Печать не представляла более опасностей. Книгопродавцы и типографщики приступили к Карамзину с убеждениями издавать журнал, надеясь получить большие выгоды чрез любимого публикою писателя, который так долго молчал и которого так желала она читать» (Погодин: Карамзин, I, 337 — 338). Так возник лучший журнал того времени — «Вестник Европы», издававшийся Карамзиным два года, в 1802 и 1803 гг. С возобновлением литературной деятельности Карамзина усилилась и литературная производительность Дмитриева. «Кажется, будто мне суждено было тогда только воспламениться поэзией, когда Карамзин издавал журнал», замечает Дмитриев в Записках (стр. 80). Действительно, в Вестнике Европы. 1802-03 гг. помещено шестнадцать стихотворений Дмитриева и в числе их десять басен.

С переходом Вестника Европы в другие руки и с прекращением литературной деятельности Карамзина, и Дмитриев писал уже редко и мало: «Карамзин перестал на меня действовать», говорит он в Записках (стр. 189). А вскоре, в 1810 г., при назначении Дмитриева на должность министра юстиции, литературные его занятия совсем прекратились.

Пробыв шесть лет в отставке, Дмитриев назначен был, 6 февраля 1806 г., Сенатором в шестой (московский) департамент.

В том же году, 18-го ноября, он награжден был орденом Св. Анны 1-й степ. В звании Сенатора он не раз исполнял разные важные поручения.

В 1807 году ему поручено было наблюдать за сбором земского ополчения в губерниях: Костромской, Вологодской, Нижегородской, Казанской и Вятской.

В том же году ему предложено было занять место попечителя Московского университета, после смерти М. Н. Муравьева. Но Дмитриев, сознавая недостаточность своего образования и не желая играть роль «вороны в павлиньих перьях» (Взгляд на мою жизнь», 155), добросовестно отказался (ответ его гр. Завадовскому приведен уже нами выше).

В начале 1808 года он отправлен был в Рязань произвести следствие о злоупотреблениях по тамошнему питейному откупу. За исполнение этого поручения Государь приказал объявить ему свое особенное благоволение.

В конце того же 1808 г. ему вновь поручено было «исследовать втайне поступки Костромского губернатора Пасынкова», за что он удостоился благоволительного рескрипта и пожалования по 3000 р. столовых денег ежегодно.

В конце 1809 года он получил Высочайший рескрипт, в котором сказано было, что Государь, «найдя нужным изъясниться с ним о предметах, в коих опытность его может быть полезна государству», желает, чтобы он прибыл к новому году в Петербург. Поспешив исполнить это лестное для него повеление, он прибыл в Петербург накануне Крещения (1810 г.) и в тот же день узнал из газет о назначении его членом Государственного Совета, а на другой день, при представлении Государю, он назначен был министром юстиции.

«При первом обзоре всех частей моего министерства», рассказывает Дмитриев в своих записках, «я уже видел, что многого недостает к успешному ходу этой машины: излишние инстанции, служащие только к проволочке дел и в пользу ябеднических изворотов; недостаточное назначение сумм на содержание судебных мест, особенно же палат гражданских и уголовных; определение чиновников к должностям большею частью наудачу, по проискам или чрез покровительство; неравенство в жалованье и производстве в чины: палатские председатели оставались и за выслугою узаконенного срока по нескольку лет без повышения; между тем как молодые люди, числящиеся только в службе при министерствах, летели из чина в чин, даже и без выслуги лет, и награждаемы были знаками отличия. С тою же беспечностью определяемы были в Сенат обер-прокуроры и обер-секретари, первые большею частью молодые люди из придворной или военной службы, благовоспитанные, но неопытные я поваженные к изощрению себя более в снискании выгодных связей и покровительства для получения знаков отличий. Последние поступали также отовсюду; испещрены были второстепенными орденами, но некоторые из них не умели порядочно составить даже «неважного определения» (183-184).

Во время своего министерства> Дмитриев старался произвести разные’ улучшения. Прежде всего, желая «охранить достоинство» Сената и «возвратить ему прежнюю важность», он предложил некоторые, весьма существенные дополнения к существовавшему постановлению о Сенате. Для распространения юридического образования он признавал весьма полезным учредить в разных городах училища законоведения для дворянских, купеческих и мещанских детей. Но все это так и осталось только предположением, так как все нововведения отложены были до рассмотрения проекта преобразования Сената. Ему удалось только ввести правильное распределение занятий по департаментам Сената (Опись биографий генерал-прокуроров и министров юстиции. Журнал Министерства Юстиции. 1864, II, 121).

Гораздо больше простора для нововведений было ему в министерстве. Здесь он принял меры к ускорению делопроизводства и к устранению злоупотреблений при чинопроизводстве, а также очистил департамент министерства юстиции «от приказных трутней, причисленных к нему не для службы, а единственно для получения даром чинов и отличий» («Взгляд на мою жизнь».187-188). Обратив внимание на торги по винному откупу, он увеличил доход казны на несколько миллионов, за что подучил от Государя орден Св. Александра Невского и единовременно 50,000 руб., хотя сам признает, что в этом деле вся честь принадлежала усердию и опытности министра финансов. Засим он не забыл и так хорошо ему знакомого вопроса об издании переводов местных узаконений и по его распоряжению проверен, исправлен и напечатан был в 1811 г. перевод Литовского Статута.

Сверх того, по его мысли учреждена была Комиссия для рассмотрения переводов уложения Грузинского царя Вахтанга и Комиссия для рассмотрения неоконченных дел Финляндии, причем уничтожена была Коллегия финляндских дел (там же, 123).

С течением времени у него вышли большие неприятности с управляющим канцелярией Комитета министров, статс-секретарем Молчановым, и некоторыми другими сановниками, и это заставило его подать в отставку. Правда, он мог бы еще удержаться, если бы прибегнул к помощи всесильного в то время гр. Аракчеева. Но, «имев уже однажды свободный доступ к Государю, по званию министра», говорит он в Записках, «я не мог решиться на принесение оправданий моих через посредника. Мне легче было расстаться с своим местом, чем занимать оное с потерянием прав своих и возможности быть вполне полезным» («Взгляд на мою жизнь», стр. 230).

Вообще, он руководствовался правилом: «служить Государю и Отечеству, и никому более, любить исправность в отправлении должности, а не влюбляться в место и не жалеть о его потере. После того кто же мог быть для меня страшен?» восклицает он в Записках. «Для чего мне было унижать себя угодливым раболепством и метаться от одного к другому?» (там же, 201-202). 29 августа 1814 г. Дмитриев получил увольнение от должности министра юстиции с пенсией 10,000 руб. асс.

На прощальной аудиенции Император, очень милостиво приняв его, спросил, держа с ласковым видом за руку: «даешь ли слово со временем опять сойтиться?» Но Дмитриев откровенно ответил, что он столько перенес неприятностей, что никак не смеет обязать себя словом. Выйдя в отставку, он переселился опять в Москву, куда прибыл 22 сентября 1814 г. Там еще в конце 1812 года он купил себе место у Патриаршего пруда, в приходе Св. Спиридона, и приступил к постройке дома.

Дом этот построен был по проекту известного архитектора, А. Л. Витберга, автора первоначального проекта храма Христа Спасителя, на Воробьевых горах. Проект этот и послужил поводом к их знакомству. «Ив. Ив. Дмитриев, слыша о моем проекте, желал его видеть», рассказывает А. Л. Витберг в своих Записках, «был у меня, и я вполне увидел, как душа поэта всегда сильно сочувствует всякой мысли высокой и живой. С того времени мы остались знакомыми; наконец он просил меня помочь в расположении его дома, и по моему проекту был выстроен он у Спиридония» (Русская Старина. I, 24). О наружности этого дома можно судить по отзыву Карамзина, который писал Дмитриеву 30 марта 1814 г.: «Я видел твое новое строение; оно красиво» (Письма Карамзина к Дмитриеву, 179).

Другой очевидец, П. Мельгунов, называет этот дом «прекрасным отелем в коринфском стиле» (Очерки русской литературы. Кенига, 62). Из слов другого письма Карамзина (9 сентября 1814 г.) можно заключить и о его размерах; «Дом твой уже в шляпе и не боится осенних дождей: стоит гигантом и смотрит вокруг себя на пустыри», (там же, 186). В настоящее время его, кажется, уже не существует.

В 1816 г. на Дмитриева возложено было новое и уже последнее поручение: он был назначен председателем комиссии для пособия жителям Москвы, потерпевшим от нашествия неприятеля. Всего комиссией рассмотрено было 20.959 прошений, из коих на удовлетворение 15.320 израсходовано было 1.391.280 руб. За исполнение этого поручения Дмитриев награжден был в 1819 г. чином действительного тайного советника и орденом Св. Владимира 1-й степени.

Вообще, Император Александр I, которого Дмитриев называет в записках первым и единственным своим покровителем, постоянно был к нему очень расположен и необыкновенно милостив. Когда в 1822 году он приехал ненадолго в Петербург по своим частным делам, Император оказал ему милости, «необыкновенные для частного человека»: в Царском Селе ему отведен был для временного пребывания один из китайских домиков, в ближайшем соседстве с Карамзиным; 22 Июля, в день тезоименитства вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны, для Дмитриева приготовлены были в Петергофе покои в дворцовом доме, назначенном для помещения членов Государственного Совета.

Последние годы жизни Дмитриев мирной спокойно прожил в Москве, в своем доме, окруженный уважением образованного общества, как один из лучших писателей своего времени и как заслуженный государственный деятель.

Скончался Иван Иванович Дмитриев 3-го октября 1837 года, на 78-м году от рождения, и погребен в Донском монастыре.

Он был членом: Российской Академии (с 1797 г.), Общества Любителей Российской Словесности при Московском Университете. (с 4 мая 1812 г.), Спб-ой Духовной Академии (с 13 августа 1814 г.), Физико-Медицинского Общества при Московском Университете (с 13 декабря 1816 г.), Общества Любителей Коммерческих знаний (с 12 марта 1817 г.), Библиотеки при Дворцовом Штабе (с 22 июня 1817 г.), Военного Общества при Главном Дворцовом Штабе (с 22 июня 1817 г.), Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете (22 сентября 1817 г.), Казанского Университета (с 4 августа 1818 г.), Общества учреждения училищ по методе взаимного обучения (с 23 февраля 1819 г.), Харьковского Университета (с 30 июня 1819 г.). Сверх того, Российская Академия в 1823 г. поднесла ему золотую медаль, а Спб. Вольное Общество Любителей Российской Словесности избрало его в 1818 г. своим попечителем.

Хотя он прожил на свете довольно долго, но, как писатель, оставил после себя очень незначительное, по количеству, наследство. Его литературная деятельность продолжались всего тридцать три года (с 1777 по 1810 г.). Но из этого промежутка времени приходится почти исключить подготовительные четырнадцать лет, когда он писал почти без всяких теоретических сведений, почти без руководства, при самой неблагоприятной, казарменной обстановке, «между строями и караулами, в обращении с товарищами почти необразованными, в уголке тесного, низменного домика, в шуму входящих и выходящих, не быв почти никогда, ниже на две минуты, в совершенном уединении» («Взгляд на мою жизнь», стр. 91).

Следовательно, серьезная поэтическая деятельность его продолжалась всего девятнадцать лет, усиливаясь всякий раз, когда друг его Карамзин выступал на журнальное поприще. И действительно, их связывала не одна только личная дружба, но и общность литературного направления. Недаром имена их в нашей литературе остались навсегда неразлучными. Как Карамзин сделал дальнейший шаг к усовершенствованию нашего прозаического литературного языка, так Дмитриев сделал то же самое для языка стихотворного и был, таким образом, учителем для последующего поколения писателей.

В 1823 г. Жуковский, посылая Дмитриеву в подарок портрет Гёте, писал ему: «Принося вашему высокопревосходительству этот подарок, я некоторым образом плачу долг благодарности: ваши стихи «Размышление по случаю грома», переведенные из Гёте, были первые выученные мною наизусть в русском классе, и первые же мною написанные стихи (без соблюдения стоп) были их подражанием. Итак, мне прилично подарить вас портретом Гёте. Вы мой учитель» (Русский Архив. 1866, стр. 1633).

В 1837 г., посылая ему экземпляр нового издания своих сочинений и поэму Ундину, Жуковский писал: «Прошу учителя принять благосклонно приношение ученика» (там же, стр. 1641). Прекрасно, хотя и кратко определены литературные заслуги Дмитриева Белинским. По его словам, Дмитриев «был в некотором отношении преобразователь стихотворного языка, и его сочинения, до Жуковского и Батюшкова, справедливо почитались образцовыми. Впрочем, его поэтическое дарование не подвержено ни малейшему сомнению. Главный элемент его таланта есть остроумие, посему «Чужой толк» есть лучшее его произведение. Басни его прекрасны, им недостает только народности, чтобы быть совершенными.

В сказках же Дмитриев не имел себе соперника. Кроме сего, его талант возвышался иногда до лиризма, что доказывается прекрасным его произведением «Ермак», и особенно переводом, подражанием или переделкою (назовите как угодно) пьесы Гёте, которая известна под именем «Размышления по случаю грома» (Соч., I, 61). «Вообще», говорит он в другой статье, «в стихотворениях Дмитриева, по их форме и направлению, русская поэзия сделала значительный шаг к сближению с простотою и естественностью, словом с жизнью и действительностью» (Соч., VIII, 123).

Как человека, прекрасно охарактеризовал Дмитриева Погодин: «В ранге действительного тайного советника, он любил литературу; с тремя звездами, он приезжал во всякое ученое собрание; министр юстиции, он оставил после себя только шестьсот родовых душ; русский помещик — без долгов; поэт, умолкнувший вовремя; старик, с которым всегда приятно было проводить время, приветливый, ласковый» («Взгляд намою жизнь», стр. 306).

Библиографический указатель.

I. Отдельно изданные сочинения И. И. Дмитриева.

По словам М. А. Дмитриева, первыми литературными опытами И. И. Дмитриева были:

Перевод небольшой статьи Маркса: «Философ, живущий у хлебного рынка». Спб. 1777. — 2-е изд. Спб. 1786 — 12-е.

Перевод с франц. статьи: Жизнь графа Н. И. Панина. Спб. 1787. 12°. 2-е изд. Спб. 1792; 3-е. Москва, 1829. Послание Пона к доктору Арбутному. Спб. 1793. Глас патриота. Спб. 1794. Стихи на разбитие Костюшки. Спб. 1795.4». Стихи на случай Священного коронования Е. И. В. Императора Александра I. Москва. 1801. 12°. Тоже. Москва. 1801. 4°. Путешествие N.N. (В. Л. Пушкина) в Париж и Лондон. Москва. 1807, 32». (Перепечатано в Современнике. 1856. № 8). Взгляд на мою жизнь. Записки Д. Т. Сов. И. И. Дмитриева. В 3 ч. Москва. 1866 (изд. племянника его М. А. Дмитриевым). В приложениях помещены: Грамоты на ордена, дипломы на звание члена разных ученых обществ и Высочайшие рескрипты, полученные И. И. Дмитриевым. Письма Погодина о кончине Дмитриева и Слово при погребении его, произнесенные священником А. Петровым. До выхода в свет этих записок, отрывки из них были помещены: в Истории Пугачевского бунта, А. С. Пушкина (рассказ о казни Пугачева), в Москвитянине 1841 и 1844 г., в Русском Вестнике I860 и Спб. Ведомости 1863-

II. Собрания сочинений И. И. Дмитриева.

И мои безделки. Москва. 1795, 12°. Тоже. Москва. 1795, 8°. Отличается от предыдущего форматом, бумагой, шрифтом и виньетками. Басни и сказки. Спб. 1798, 12°. Сочинения и переводы, 3 ч. Москва. 1803-1805, 8°. Басни. Изд. 3-е. Исправленные и умножен. Спб. 1810, 8°. Тоже. Спб. 1810, 4». Сочинения и переводы. Изд. 4°. Москва. 1814, 8°. Тоже. Изд. 5-е. Неправд, и умножен. Москва. 1818, 8°. Тоже (Стихотворения), изд. 6-е.Исправлен, и уменьшен. Спб. 1828, 8°. С портретом автора и статьей кн. П. А. Вяземского о жизни и сочинениях И. И. Дмитриева. (Она помещена также в собрании сочинений Кн. Вяземского). Извлечение из этой статьи было помещено в Jahrbücher für Slavische Litteratur, von Iordan, 1844, №№ 7 и 8. Портрет и сочинения И. И. Дмитриева, в Собрании образцов сочинений и переводов в стихах и прозе. Изд. Общ. Люб. Отеч. Слов. Спб. 1817. Избранный песенник для прекрасных девушек и любезных женщин. Москва, 1820,2 ч. Апологи в четверостишиях. Москва, 1826. Басни и апологи. Спб. 1838, с портретом автора. Дешевая библиотека, № 62. Сказки, басни л апологи И. И. Дмитриева. С биографией и портретом i. автора. Спб. 1888, 16°. Изд. А. С. Суворина. Сказки, басни и апологи И. И. Дмитриева. С портретом автора. Москва. 1891. Изд. Сытина Собрание сочинений русских баснописцев. Изд. Журнал «Родина». Спб. 1893. Сочинения И. И. Дмитриева. Ред. и примеч. А. А. Флоридова, 2 ч. Спб. 1895. Изд. книгопрод. Я. Соколова. Выло издано, как приложение к Журналу «Север» 1893 г. Избранные стихотворения И. И. Дмитриева. Изд. И. Глазунова. Спб. 1896,8°. (Русская классная библиотека, издаваемая под ред. А. Н. Чудинова). Избранные басни И. И. Дмитриева (1760-1837). Изд. И. Ф. Жиркова. Москва. 1898, 8°.

III. Биографические и критические статьи об И. И. Дмитриеве.

О предках и родственниках его, Бекетовых.

1. Бантыш-Каменский. Словарь достопамятных людей.

2. Митрополит Евгений. Словарь светских писателей.

3. Справочник Энциклопедический словарь Старчевского.

4. Энциклопедический словарь Ефрона.

5. А. Яровский. В Сборнике статистических и исторических материалах о Симбирской губ. на 1868 г. — Стр. 165-186.

6. М. А. Дмитриев. Мелочи из запаса моей памяти. Москва. 1869. Спб.-ие Ученые Ведомости. 1777. Стр. 117. Сочинения и переводы Дмитриева. Разбор М. Н. Макарова. Московский Меркурий 1803, № 10, стр. 56-70. Сочин. и перев. Дмитриева. Разбор Каченовского. Вестник Европы 1806, № 8, стр. 278-, № 9, стр. 42. Статья гр. Д. Н. Блудова по поводу этой критики, оставшаяся неизданной, напечатана в книге М. А. Дмитриева: «Мелочи из запаса моей памяти», Москва. 1869, стр. 269-278. Басни. И. И. Дмитриева. Статья А. Ф. Воейкова. Цветник 1810, № 10, стр. 106-130. Соч. и перев. И. И. Дмитриева. Разбор. Рос. Музеум 1815, № 2, стр. 170; № 3, стр. 276. Н. Греч. Опыт краткой истории русской литературы. 1822. Спб. Стр. 280. Стихотворения И. И. Дмитриева. Статья А. Ф. Воейкова. Новости Литературы. 1824, № 3, стр. 33-45; № 4, стр. 48. Кн. Вяземского. Несколько вынужденных слов на замечания, напечатанные в литературных листках на известие о жизни и сочинениях И. И. Дмитриева. Сын Отечества 1824, т. ХСН, стр. 306-312. Стихотворения И. И. Дмитриева. Заметка К. Русский Инвалид. 1824, № 11, стр. 43-44. Стихотворения И. И. Дмитриева. Разбор Ф. Булгарина. Литературные Листки. 1824, I, 59. Из Симбирска- Марта 3-го (о постановке портретов Карамзина и Дмитриева в зале Симбирского дворянства). Московские Ведомости. 1826, № 26, стр. 1014-1015. Отроческие лета И. И. Дмитриева. Незабудочка. Московский Альманах. С. Н. Глинки, на 1827 г. Новое собрание русских анекдотов, изданное С. Н. Глинкою. Москва. 1829. Притчи или Езоп у Ксанфа. Комедия-водевиль в 2 д. Соч. Кн. А. А. Шаховского. Подражание франц. В этой, которая давалась на Москововсой сцене в 20-х гг., притчи, басни и апологи, которые говорит Езоп, взяты из сочинений Хемницера, Дмитриева и Крылова. О непринадлежности И. И. Дмитриеву псевдонима И. Д. Современник. 1836, М 2. Кончина И. И. Дмитриева, Ф. Булгарин. Северная Пчел. 1837, № 267, стр. 1068; № 268, стр. 1071-1072. Шевырев, С. П. И. И. Дмитриев. Московские Ведомости. 1837. Литературные прибавления к Русскому Инвалиду. 1837, № 44, стр. 430-434; № 45, стр. 440-442. И. И. Дмитриев. Статья Н. Полевого. Сын Отечества 1838, ч. V, стр. 77. Перепечатана в «Очерке русских литераторов», его же, 1839, 11,451-482. Н. Греч. Чтения о русском языке. 2. Спб. 1840. Четверостишие И. И. Дмитриева (в альб. Иванчиной-Писаревой). Москвитян. 1841, II, 356. Четверостишие И. И. Дмитриева на кончину Веневитинова. Москвитянин. 1842, № 4, стр. 2. Н. Сушков. Нечто о Кантате. Москвитянин. 1844, № 11. На стр. 15-16: Письмо Дмитриева к Н. В. Сушкову. Н. Иванчин-Писарев. Поэту говорить о смерти поэта. Москвитян. 1844, № 7, стр. 49. Это отрывки из писем Дмитриева к Иванчину-Писареву о смерти Веневитинова, В. Измайлова, Мерзлякова и Карамзина. Н. Горчаков. Беседа Карамзина, Дмитриева и великобританского агента Понкертона у Московского архиепископа Августина. Литературный вечер (в память Пассека). 1844, стр. 8-15. Митрополит Евгений. Словарь русских светских писателей. T. I. Москва, 1845, стр. 186. Письма Державина к Дмитриеву (1794-1809). Москвитян. 1844, № 10, стр. 1-10. А. С. Стурдза. Воспоминания о Карамзине. Москвитян. 1846, №№ 9 и 10. Одесский Вестник. 1847, № 4. Письма Державина к И. И. Дмитриеву и одно его же письмо к первой его супруге. С примечая. Михаила Дмитриева. Москва. 1848. Ник. Мизко. Столетие русской литературы. Одесса 1849, стр. 197-204. А. Старчевский. Н. М. Карамзин. Спб. 1849. В. А. Жуковский. И. И. Дмитриеву. Послание. Москвитян. 1852, XXI, 6-9. Стурдза: «Беседа любителей русского слова и Арзамас». Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений. 1852, № 396, стр. 334, 348. И. Ф. Тимковский. Мое определение в службу. Москвитян. 1852, XVII, 126; XVIII, 27. Г. Н. Геннади. Кое-что о русских поэтах. Сборник в память А. Смирдина, т. VI, стр. 101-117. (Также отд. оттиск. Спб. 1852). Nouvelle Biographie générale, publié par F. Didot sous la direction de Hoefer. Paris. 1852-57. Письма И. И. Дмитриева, В. А. Жуковского и А. Ф. Воейкова к К. А. Маркевичу. Москвитян. 1853, XII, 11-18. Письмо И. И. Дмитриева к М. Н. Загоскину. Раут. Изд. Н. В. Сушкова, кн. III. Москва. 1854, стр. 315. Справочный Энциклопедический словарь Старчевского. Спб. 1855, т. IV, стр. 118-119. С.П. Жихарев. Дневник чиновника. Отечественные Записки. 1855, № 4. Письма А. Мерзлякова, К. Батюшкова, Г. Державина, гр. Хвостова, И. Дмитриева и друг. к Н. Ф. Грамматину. Сообщ. В. А. Борисовым. М. Н. Лонгинов. Путешествие N. N. в Париж и Лондон, 1807. Современник. 1856, VIII, 141-147. Библ. Зап. 1859, № 11, столб. 321-326. С. П. Жихарев. Записки современника. С 1805 по 1819 г. Ч. I. Дневник студента (с 1805 по 1807). Спб. 1859. Письма Милонова к Грамматику. Библ. Зап. 1859, № 10, столб. 295, 296, 300, 301, 303. Записки А. А. Кононова. Библ. Зап. 1859, № 10, столб. 307. Письмо И. И. Дмитриева к барону Дельвигу (1826 г.). Русская Правда, альманах на 1860, стр. 73-75. К. Ф. Калайдович. Записки важные и мелочные. Летоп. русск. литер, и древн., т. III, стр. 114. Письма разных писателей (в том числе И. И. Дмитриева). Русская Правда, 1860. Киев, стр. 67-104. Михаил Дмитриев. Заметка на одно место из «Записок Державина». (О генерал-прокурорстве Дмитриева). Московские Ведомости. 1860, № 69, стр. 539. В. Золотов. Духовные стихотворения разных сочинителей. Спб. 1861. (Тут краткая биография И. И. Дмитриева). Очерки русской литературы. Перевод сочинения Кенига: Literarische Biłder aus Russland. Спб. 1862, стр. 50-62. М. Н. Лонгинов. Материалы дли полного собрания сочинений И. И. Дмитриева. Русский Архив. 1863. Изд. 1-е, столб. 710-720; изд. 2-е, столб. 898-910. Его же. Дополнение. Там же, 1864. Изд. 1-е, столб. 1251; изд. 2-е, столб. 1162-1166. Восемь старинных стихотворении Дмитриева, Хвостова, Крылова и Пушкина. Русский архив. 1863, стр. 874-879. Дмитриев, И. И. Послание к Арк. Ив. Толбузину. Надпись к егерскому дому. Русский архив. 1863, стр. 894-895. Мих. Дмитриев. В редакцию Русских Ведомостей. (О попечительстве Дмитриева и Карамзина). Русские Ведомости. 1864, № 128, стр. 5-6. (Ответ Погодина см. там же, № 131). П. Иванов. Опыт биографий Генерал-прокуроров и министров юстиции. Журнал Министерства Юстиции- 1864, № 2, стр. 117-137. Материалы для биографии И. И. Дмитриева и Н. В. Гоголя. Северная Почта. 1865, № 277, стр. 1107. П. Щ. О записках Дмитриева. Русский Вестник. 1865, № 10. Возражение на эту статью Ф. Дмитриева. Газ. Москва. 1867, № 21. В. И. Григорович. Несколько слов в память друзей Карамзина: Дмитриева, Языкова, Валуева и Панова. Спб. Ведомости. 1866, № 332. Письма от разных лиц к И. И. Дмитриеву. Русский архив. 1866, №№ 11-12. Письмо Н. П. Рязанова к И. И. Дмитриеву. Русский архив 1866, №№ 8-9,стр. 1331-1336. Литературная интеллигенция XVIII стол. Взгляд на мою жизнь. И. Дм-ва. Искра. 1866, №» 47. М. Погодин. Н. М. Карамзин, по его сочинениям, письмам ii отзывам современников, 2 ч. Москва 1866. Письма разных лиц к И. И. Дмитриеву. Русский архив. 1866, столб. 1616-1730. Письма Н. М. Карамзина к И. И. Дмитриеву. С примеч. Я. Грота и П. Пекарского. Изд. Имп. Ак. Н. Спб. 1866. Рецензия на книгу И. И. Дмитриева: Взгляд на мою жизнь. Книжн. Вестник. 1866, №№ 18-19, стр. 367-372. П.Щ. (Щебальский?). О записках И. И. Дмитриева. Русский Вестник. 1867, № 10. Возражение Ф. Дмитриева на эту статью. Москва, 1867, №» 21. Письма 1806-1823 гг. И. И. Дмитриева к А. И. Тургеневу. Русский архив. 1867, № 7, стр. 1072-1138. Неизданные шуточные стихотворения И. И. Дмитриева. С объяснениями М. Н. Лонгинова. Русский архив. 1867, №№: 5-6, стр. 981-990. Воспоминания В. И. Панаева. Вестник Европы. 1867, №№ 3 и 4. Письмо А. И. Тургенева к И. И. Дмитриеву. Русский архив. 1867, 639-670. Поправка к ним, стр. 992. Из записок генерал-адъютанта графа Е. Ф. Комаровского. Русский архив. 1867, стр. 230 (Ложный донос на Дмитриева при Императоре Павле I). Письма В. А. Жуковского к А. И. Тургеневу. Русский архив. 1867, стр. 79S-799. (Отзыв о Дмитриеве, как министре). Свербеев, Д. Воспоминания о П. Я. Чаадаеве. Русский архив. 1868, стр. 987 (Дмитриев первый посетил Чаадаева в опале). Письма 1803-1836 гг. И. И. Дмитриева к Д. И. Языкову. Русский архив. 1868, № 7-8, стр. 1081-1102. Письма к И. И. Дмитриеву Д. В. Дашкова и Кн. Н. А. Вяземского. Русский архив. 1868, №№ 4-5, стр. 583-658. М. Погодин. Вечер у И И. Дмитриева. Русский архив. 1868, №№ 7, 8 и 11. В. Кеневич. Библиографические и исторические примечания к басням Крылова. Спб. 1868. В. Малиновский. Еще о гр. Дмитриеве-Мамонове (его письма к И. И. Дмитриеву и Кн. Д. В. Голицыну). Русский архив. 1868, № 6, стр. 962-969. Отзыв Кн. Н. А. Вяземского об И. И. Дмитриеве. Русский архив. 1868, столб. 1836. Ив. Ал. Дмитриевы. Сборник исторических и статистических материалов о Симбирской губ., на 1868: «Биографический очерк некоторых замечательных уроженцев Симбирской губ.» М. А. Дмитриев. Мелочи из запаса моей памяти. Изд. 2-е. Москва. 1869. Исправления и дополнения (1-е вышло в 1854 г.). Письмо И. И. Дмитриева к Г. И. Спасскому. Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских. 1869, III, 232. Письма И. И. Дмитриева к В. А. Жуковскому. Русский архив. 1870, столб. 1691-1703. Письма В. А. Жуковского к И. И. Дмитриеву. Русский архив. 1870, столб. 1703-1711. Записки, мнения и переписка адмирала А. С. Шишкова. Берлин, 187(1 ч. II, стр. 345-361: переписка Шишкова с Дмитриевым. Письма И. И. Дмитриева к В. А. Жуковскому. Русский архив. 1871, стр. 409. Неизданные рукописи П. Я. Чаадаева. Вестник Европы 1871, XI, 330. Письма А. Е. Измайлова к И. И. Дмитриеву. Русский архив. 1871, 961. А. Муравьев. Знакомство с русскими писателями. Киев. 1871. Кн. И. М. Долгоруков. Капище моего сердца. Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских. 1872, IV, 138-139 (очень неблагоприятный отзыв). Записки А. Л. Витберга. Русская Старина 1872, I, 24-25; И, 159. Записки С. Н. Глинки. Вестник Европы. 1872, IX, 256. В память Гр. М. М. Сперанского. Спб. 1872, стр. 627. Записки И. Ф. Тимковского. Русский архив. 1874, № 6. Е. Д. Желобужский. Русская басня в жизнеописаниях её главнейших представителей. Изд. 2-е. Москва, 1874. Зап. И. Ф. Тимковского. Русский архив. 1874, № 6. Болотов. Памятник протекших времен. Москва. 1875, стр. 13. (Сообщается, что у Дмитриева был сын). Гр. Геннадии Справочный словарь о русских писателях и ученых. Берлин. 1876, т. I, стр. 308-310. (Тут и библиография). Н. В. Гербель. Русские поэты в библиографиях и образцах. Изд. 2-е. Спб. 1880, стр. 94-101 О честности Дмитриева. Русская Старина 1881, ХХХП, 190. Из жизни русских писателей. Рассказы и анекдоты. Спб. 1882, стр. 32-37. Дубровин. Письма главнейших деятелей в царствование Императора Александра I (1807-1829). Спб. 1883, стр. 99. П. Загарин. В. А. Жуковский. Изд. 2-е. Москва. 1883, стр. 8, 12, 15, 16, 116, 120, 186, 203, 205, 222, 233, 246, 248, 460, 473, 567. Полное Собр. Соч. Кн. П. А. Вяземского. Спб. 1883, т. VIII, стр. 41-43, 56, 58, 71, 72, 97,120, 121, 125, 134, 165, 174, 190,191, 236, 273, 274, 310, 324, 326, 333-334, 345, 346, 347, 401, 413, 427, 456, 503. С Шевырев. История Русского Слова. Изд. 3-е. 1887, т. I, стр. 61. (О библиотеке И. И. Дмитриева). Соч. К. Н. Батюшкова. Изд. П. Н. Батюшкова. Спб. 1887. А. В. Арсеньев. Словарь писателей среди, и нового периода русской литературы. Спб. 1887, стр. 136-137. И. А. Бычков. Бумаги А. А. Краевского. Спб. 1893, стр. 6. Письма Н. М. Карамзина к Кн. П. А. Вяземскому. 1810-1826. Спб. 1897, стр. 2, 39, 80, 119, 121, 122, 123, 132, 133, 136, 138, 141, 170, 178. Флоридов. Дмитриев. И. И. Энциклопедический словарь Ефрона, т. X, стр. 779-780 Воспоминания Ф. Ф. Вигеля. Сочинения В. Г. Белинского, ч. I, стр. 60-61; ч. И, стр. 96; ч. VIÏÏ, стр. 122-123. Сочинения Г. Р. Державина. Изд. Имп. Акад. Наук. Чулицкий: «И. И. Дмитриев» (Ж. М. Н. Пр., 1901).

IV. Произведения И. И. Дмитриева, положенные на музыку.

Вылетала голубица на долину. Музыка Жучковского. Лирический альбом на 1832 г.

Стонет сизый голубочек. Музыка Жучковского. Там же.

Романс. И. И. Дмитриева. Музыка А. Н. Верстовского. Музыкальный альбом А. Н. Верстовского на 1827 г.

V. Портреты И. И. Дмитриева.

Собрание образцов русских сочинений и переводов в стихах и прозе. Изд. 2-е. Спб. , 1824. Современники. Издание Гиппиуса, 1824, тетр 4. Деятели русской лптерат. Иллюстрация 1861, № 155.

VI. Переводы сочинений И. И. Дмитриева на иностранные языки.

Pisma rozne Wierszen i proza. Wilno. Издан. Ф. Н. Литвиновским, 1811-1817. Тут помещены переводы сочинений русских писателей, в том числе и Дмитриева. В 1810 г. «Ермак№ Дмитриева переведен был на французский язык профессором Легатом (см. Цветник, 1810, № 10, стр. 111). La femme à la mode, conte en vers. Trad, du russe par d’Inocourt. St. Ptrsbrg. 1813. Тоже. 1825, 8°. В книге Бауринга: Русская Антология находится перевод и некоторых стихотворений И. И. Дмитриева. Emile Bupré de Saint-Maure. Anthologie russe. Paris, 1823, стр. 1-18 (с критико-биографической заметкой). Apologi cztero-wierszowe. Z. Ross. B. Reutta. St. Ptrsbrg. 1827, 12°. Ermac. poëme, mis en vers français par A. Hainglaise- St. Ptrsbrg. 1829, 8°. Iermac. Tlomaczenia B- Reutta. St. Ptrsbrg. 1830. Galitzine, Pr. Em. Mich. Ivan Nikitenko, le conteur russe. Fables, historiettes et légendes. Paris, 1842. Mestscherski, Elem. Les poètes russes. Paris. 1846, т. I, стр. 105-133. Guibal, A. Le serpent, et le yer luisant, paraphrase d’un fable de Dmitrieff. L’Artiste Russe, 1847, 1-er voL 12-èmc livraison. A- Кончеянц. Собрание русских басен Крылова, Дмитриева и Хемницера, перевед. на армянский яз. Москва, 1849.

Ф. Витберг.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Дмитриев, Иван Иванович
Автор(ы) статьи:
Источник статьи:
Дата написания статьи: {date=d-m-Y}
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru