Дозорная служба

Дозорная служба.

1) В армии (см. дозоры).

2) Во флоте организуется как при стоянке эскадры на театре действий, так и при походном движении в военное время.

Цель Дозорной службы – заблаговременное открытие неприятеля, а иногда и сокрытие от него движений эскадры; назначение – лишить противника преимуществ, связанных с внезапностью нападения, и, если надо, помочь эскадре уклониться от встречи с противником. Нельсон говорил: «Если эскадра лишена крейсеров (фрегатов) и гонится за неприятелем, я считаю ее заблудившейся; если же эта эскадра избегает встречи с противником, я считаю ее в опасном положении».

Т. обр., для наблюдения за противником всегда предусматривалась необходимость иметь в составе эскадры легкие быстроходные суда, способные увеличить её кругозор. По характеру связи этих судов с эскадрой и степени их самостоятельности Дозорной службы различают от разведочной.

Дозорные суда не отделяются от эскадры, а следуют тем же курсом и с тою же скоростью, оставаясь неизменно с ней связанными общим походным строем.

Дозорные корабли должны обладать большим кругозором, что значительно затрудняет пользование минными судами, и обладать большей быстроходностью, чем эскадра, чтобы иметь возможность переменить место в строю и выйти из него для лучшего опознания встречных судов, не задерживая общего движения эскадры и не слишком рискуя ее потерять.

Боевая сила не является существенно необходимой для Дозорных судов, находящихся в виду линейного флота, т. к. вступившие с ними в бой неприятельские разведчики в этом случае все равно будут видеть эскадру и, следовательно, цель Дозорной службы не м. б. достигнута. Исключение – внешние Дозорные суда при расположении Дозорной цепи в несколько линий по определенному направлению. Эти суда д. б. достаточно сильны, чтобы не допустить неприятельских разведчиков до эскадры и выдержать с ними бой, не требуя поддержки; появление её выдало бы неприятелю присутствие эскадры, да и не всегда поддержка м. б. оказана своевременно.

В парусном флоте Дозорную службу несли фрегаты и, лишь за неимением их, другие легкие. суда.

Тактика парусного флота требовала особенно бдительного наблюдения за наветренной половиной горизонта, т. к. появление противника с этой стороны всегда ставило движение флота в зависимость от неприятеля в смысле принятия боя или уклонения от него.

Дозорные суда, державшиеся на-ветре от линии кораблей, носили специальное название форзейлей и на них возлагалась наибольшая ответственность в охране флота от внезапного появления неприятеля.

С развитием парового флота и появлением броненосных эскадр представилась необходимость в Дозорной службы, одинаково бдительной по любому направлению.

Первое время считали достаточным держать при эскадре быстроходные суда, почти лишенные боевого вооружения, т. наз. авизо или посыльные суда. Однако, с увеличением хода и района действий линейного флота и с появлением мореходных минных судов, значение Дозорной службы возросло, и явилась потребность назначать для неё боевые суда, а прежние авизо стали применять исключительно при недостатке в боевых судах.

В начале XX века для Дозорной службы употреблялись легкие крейсера с достаточным вооружением против миноносцев. Охранение эскадры от внезапных минных атак является главной задачей Дозорной службы при ночном движении эскадры вблизи неприятеля. В исключительных случаях для Дозорной службы назначались броненосные крейсера или даже линейные корабли.

Миноносцы могли служить лишь для сообщения Дозорных судов между собой и с главными силами эскадры.

В Дозорной службе бой является крайним средством и, насколько возможно, Дозорное судно его избегало, отступая перед сильнейшим и преследуя слабейшего противника, с единств, целью не допустить его в район видимости главных сил эскадры.

В целях увеличения кругозора эскадры Дозорные суда располагались от главных сил и друг от друга возможно дальше, насколько это позволяет принятая система сигнализации. Пользование искровым телеграфом не рекомендовалось, т. к. телеграммы легко перехватывались неприятельскими разведчиками и тем уже обнаруживали присутствие эскадры, хотя бы содержание их, благодаря шифрованию, и осталось скрыто. Поэтому, удаление Дозорной цепи от главных сил и Дозорных судов между собой днем и в ясную погоду вполне определялось предельной видимостью оптических сигналов гелиографом или боевым фонарем.

Число Дозорных судов при следовании эскадры днем в открытом море, в ожидании противника по любому направлению, д. б. не менее 6-ти; при таком числе Дозорные суда образовывали ближнюю цепь, неразрывно связанную между собой. Дозорные суда располагались в вершинах правильного 6-угольника, центр которого образует корабль-уравнитель эскадры.

При таком расположении расстояние, на котором может быть усмотрен неприятель, увеличивается вдвое и, следовательно, обозреваемая площадь вчетверо. Не соблюдая условия неразрывности цепи, число судов можно уменьшить до 3-х; при расположении в вершинах правильного 3-уг-ка они увеличивали дальность кругозора эскадры приблизительно в полтора раза.

Меньшее число Дозорных судов уже недостаточно для наблюдения за всем горизонтом.

Число судов, большее 6-ти, в ближней цепи не принесет пользы, т. к. не увеличит кругозора эскадры, и потому лучше употребить избыточные суда для внешней цепи, если по некоторым направлениям одной ближней цепи недостаточно. В такой внешней цепи появлялась надобность, когда, например, дальность оптических сигналов уменьшена пасмурностью, почему Дозорные суда подтягивались к центру и тем уменьшался кругозор эскадры.

Дозорная служба прекращается только тогда, когда главные силы входили в непосредственное прикосновение с противником. При всяких других обстоятельствах она д. выполнялась со всею тщательностью, которую позволяли условия плавания.

Некоторые авторы считали необходимым даже при отдельном плавании отряда в числе всего трех судов, располагать их, с целью увеличения их общего кругозора, в вершинах правильного 3-уг-ка, длина сторон которого обеспечивает предельную связь между ними. Лишь при необходимости соединиться для боя эти суда д. сходиться к центру 3-уг-ка или к одной из вершин.

В ночное время, при плавании без огней, являются большие затруднения в расположении Дозорных судов по сторонам эскадры, главным образом, потому, что видимость ночных сигналов обыкновенно дальше непосредственной видимости судов даже в ясную лунную ночь. Считая, что наибольшая опасность минной атаки грозит эскадре со встречных румбов, большую часть Дозорных судов ночью высылают эшелонами вперед по курсу; главные силы следуют за дозором цепью, пользуясь для связи сигналами, невидимыми для неприятеля.

Во всех случаях Дозорная служба от её судов требуется, кроме исключительной бдительности, способность быстро изменить свое место при встрече противника и так же легко вернуться на место после исполненного поручения, чтобы такие передвижения не ослабляли Дозорной цепи на долгое время.

При растянутом расположении Дозорной цепи очень трудно определить курс, кратчайшим путем приводящий к желаемой цели. Для практического разрешения этой задачи служат различные приборы, между которыми наибольшее распространение получил индикатор Баттенберга.

С увеличением дальнобойности морской артиллерии, позволяющей начать бой, как только противник появится на горизонте, значение Дозорной службы еще возросло, и на её развитие во всех флотах обращается серьезное внимание.

Разведочная служба и сигнальное производство в Дозорной цепи имеют особо важное значение. Сигналы д. б. возможно кратки, немногочисленны и с соблюдением определенного порядка в передаче.

При встрече сигналов, идущих по цепи в разных направлениях, должно отдавать преимущество передаваемым с внешнего, ближайшего к неприятелю, конца Дозорной цепи.

Способы сигнализации д. исключать видимость их с судов, для которых они не предназначены, а краткость требует разработки специального кода условность сигналов, с помощью которых м. передавать важнейшие сведения, например, направление, в котором Дозорный корабль видит неприятеля, его численность и т.п.



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Дозорная служба"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - БОКОВОЙ АВАНГАРД
  • - Плимутское сражение 22 августа 1652 г.
  • - ВИЛЬНЕВ
  • - Наварин 1827-1877
  • - Фидониси, сражение при
  • - БЕЗУПРЕЧНЫЙ
  • - Финистерру, сражение при
  • - Грандпорт, бой при


  • Название статьи: Дозорная служба


    Источник статьи:  Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.

    Дата написания статьи:  {date=d-m-Y}


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru