Днепровская флотилия, исторический обзор

Днепровская флотилия, боевые суда, построенные в разное время на р. Днепре и действовавшие против турок в лимане реки и в Черном море вплоть до утверждения России на его берегах.

Начало судостроения на Днепре относится ко 2-му Азовскому походу Петра Великого в 1696 г.; к этому походу в городе Брянске, на р. Десне, впадающей в Днепр, по повелению Государя, гетман Мазепа приказал строить суда; особому отряду из 2.500 ч. с провиантом и артиллерией, под началом дворянина Неплюева, совместно с запорожскими казаками, было поручено произвести на Брянских судах поиск и нападение с моря на берега Крыма.

По наряду, воеводе Брянска велено было сделать 42 струга больших (по 10 сж.), 50 стругов малых (6 1/2 — 5 сж.) и 50 лодок однодеревых; к весне 1696 г. было изготовлено 42 струга больших, 46 малых и 45 лодок, а позднее еще 9 судов; кроме того, в Киеве были сделаны 3 судна, да Запорожские казаки приготовили около 30 лодок. Однако, только последним судам пришлось действовать против турок: Неплюев прибыл к крепости Таванску 1 августа, когда казаки были уже в самом лимане. 2 августа кошевой Яков Мороз вернулся с морского промысла; в море казаки атаковали 5 турецких галер, шедших к Очакову, но должны были отступить из-за сильного огня.

Оставив 300 ч., охочих до морского промысла, Мороз решил вернуться в лиман; но, встретив у Очакова весь турецкий флот, кошевой уничтожил свои суда и пробрался к Таванску сушей; оставшиеся казаки напали на караван турецких судов с провиантом и отбили 17 судов.

Неплюев предлагал Морозу идти к Очакову, но последний не мог сделать этого за неимением судов.

В том же 1696 г., решая вопрос о «бытии морских судов» в боярской думе села Преображенского, Петр приказал указом 24 ноября «в Брянске сделать 100 стругов добрых по образцу, каков прислан будет с Москвы, с шестидесяти дворов – струг».

Днепровское судостроение было выделено из ведения адмиралтейства и передано в военный приказ – разряд; хотя действия разряда и были успешны (за 1697-98 гг. было построено более 200 судов), но боевого значения они в походах 1697 и 1698 гг. не имели (см. Брянская флотилия).

Поход 1698 г., в противность приказу Петра, был предпринят не по Днепру, а по пути на Перекоп, «тем путем, которым прежде сего его, Великого Государя, ратные люди в Крым ходили».

С заключением мира с Турцией вопрос о Днепровской флотилии замирает и возбуждается снова только в 1724 г., когда Петр опять начинает готовиться к войне с Турцией; на этот раз дело кончается одной лишь заготовкой леса.

Следующий период относится к войне с турками 1736-39 гг.; с осени 1736 г. в Брянске опять стали спешно строить мост, плашкоуты для перехода армии Миниха через Днепр и Буг и 400 дубель-шлюпок (ок. 60 фт. длиной, вооруженные шестыо 2-фн. фальконетами),  которые должны были пройти через Днепровские пороги и действовать в море; кроме того, строили малые прамы, плоскодонные галеры и кончебасы.

Дело постройки шло медленно, а между тем Миних, взявший в начале июля 1737 г. Очаков (см. также ст.: "Очаков, штурм 1788 году.", настоятельно требовал скорейшего привода к Очакову судов из Брянска, рассчитывая захватить с их помощью берега самого лимана. Но командующий армией напрасно угрожал «за умедление» смертною казнью; не помогали и повторные Высочайшие указы: плавание Днепровскими порогами было так трудно и опасно, что из 300 судов, вышедших из Брянска весной 1737 г., к Очакову прибыли в исходе августа только 4 дубель-шлюпки и один кончебас, да и те с такими повреждениями, что потребовали немедленной починки. Между тем, Миних строил расчеты именно на участии флота.

В донесениях он писал: «От состояния флотилии и от указа Её Величества только будет зависеть, и я в будущем году пойду прямо в устье Днестра, Дуная и далее в Константинополь»; фельдмаршал высказывал, что успех кампании следующего года будет зависеть от того, которое из воюющих государств «на море сильнее быть может».

В октябре к Очакову собралось до 50 судов Днепровской флотилии, но по малочисленности и неопытности своих команд они почти не принимали участия в деле.

Кампания 1738 г. была неудачна и вызвала оставление Очакова и Кинбурна; деятельность Днепровской флотилии за этот год выразилась только в перевозке войск и провианта; морские команды страдали от чумы, жертвами которой стали и два главных начальника Днепровской флотилии, вице-адмирал Н. А. Сенявин и к.-адм. Дмитриев-Мамонов.

В 1739 г. был заключен мир с Турцией, по которому Россия получила берега одного Азовского моря.

Только в 1774 г., после новой войны с Турцией, по Кучук-Кайнарджийскому миру, Россия приобрела значительное пространство земли между Бугом и Днепром, с находящейся в лимане последнего крепостью Кинбурн; тогда правительство занялось отысканием на берегах Днепра места, в котором могли строиться морские суда для выхода в Черное море.

Сначала было решено основать порт в самом Днепровском лимане, в местечке Глубокая Пристань; но Потемкин, на которого было возложено ведение дела, нашел место севернее, близ крепости Александр-шанц; здесь в 1778 г. был основан Херсон, и к построению при нем порта был назначен генерал-цейхмейстер Ганнибал (предок А.С. Пушкина).

21 июля 1779 г. на Херсонской верфи заложен первый 66-пушечный корабль "Слава Екатерины" (дл. 155 фт., глубиной 16 фт.); но постройка задержалась, и спуск корабля на воду состоялся только в 1783 г. В след. 3 года спускали по 1 кораблю, а с 1787 г. стали спускать по 2; за 10-летие 1777-87 гг. в Херсоне и на донских верфях построено около 52 фрегатов, пинков, катеров и много других мелких судов.

Строителем в Херсонском адмиралтействе был корабельный мастер Афанасьев, который, кроме военного судостроения, положил начало и коммерческому.

Во главе же всего управления флотом стоял князь Потемкин, получивший в 1785 г. кейзер-флаг и право производить в чины до капитана 2 р.; стараниями его в Ахтиарской бухте полуо-ва Крыма в мае 1783 г. был основан порт и город Севастополь, который и сделался главным портом Черномор, флота.

Начавшаяся в 1787 г. война была первым боевым испытанием нового флота; но самое начало военных действий произошло в Днепровском лимане, и на долю Днепровской флотилии выпало видное участие: 21 августа 1787 г. 11 турецких галер атаковали у Кинбурнской косы фрегат «Скорый» и бот «Биток», которые после 3-час. боя отступили к Глубокой Пристани, потопив одно турецкое судно.

Морскими силами в лимане командовал начальник Черноморского флота, контр-адмирал Н. С. Мордвинов, у котораго было 3 корабля, 3 фрегата, 1 бот, 7 галер, 2 плавучие батареи и несколько мелких судов; но состояние этой флотилии было не блестяще; ощущался недостаток в опытных офицерах и матросах, на судах было лишь половинное число пушек; в состав флота входили даже те галеры-яхты, на которых Императрица плыла по Днепру.

Между тем, стоявший у Очакова, под командою капудан-паши Эски-Гассана, турецкий флот -состоял из 3 кораблей, 1 фрегата, 1 бомбардирного бота, 14 мелких парусных судов и 15 галер.

Мордвинов, не получая помощи от начальника севастопольской эскадры Войновича, рассеянной штормом в море, не решился атаковать сильнейшего неприятеля и ограничился преимущественно обороной: несколько атак турецкого флота против Кинбурна и высаженный на берег десант были отбиты из крепости Суворовым, и хотя в помощь ему были назначены 2 фрегата и 4 галеры, но в деле принимала участие лишь одна галера Дина, под командою мичмана Ломбарда.

Галера, на которой Екатерина II совершила свое плавание по Днепру, усмотрев 15 сентября с «бомбардирующия Кинбур» суда в некотором отдалении от флота», пошла по течению прямо на них, заставила отступить и вступила не только с ними, но и с Очаковскими батареями в 2-час. бой. «По довольном сражении галера прибыла при торжественных восклицаниях под крепость Кинбурн», за что, мичман Ломбард получил орден св. Георгия 4 ст.; убитыми и ранеными у нас не было; у турок был взорван корабль, 1 шебека, потоплены другая шебека и 2 канонерские лодки; во время последней атаки, 1 октября, в бою принял участие опять мичман Ломбард: несмотря на запрещение Суворова, он вышел из гавани и бросился на 17 судов неприятеля, которые, приняв его галеру за брандер, обрубили канаты и отступили к Очакову; высаженный турками десант был отбит Суворовым.

В ночь на 4 октября адмирал Мордвинов предпринял следующую экспедицию: плавучая батарея капитана 2 р. Веревкина вместе с 2 галерами должна были идти с темнотой к турецкому флоту у Очакова и зажечь наветренные суда, « которые бы огнем своим могли и всю линию воспламенить»; 2 галеры должны были встать на полпути и подавать помощь батарее Веревкина.

Экспедиция не удалась: замеченная на рассвете неприятелем батарея подверглась 8-час. обстрелу турецкого флота; поставив паруса, она пошла на запад, встала у Хаджибейского мыса на мель, переломилась и затонула.

Командир и команда вместе с храбрым мичманом Ломбардом, перебравшимся со своей галеры на батарею, были взяты в плен.

Днем 4 октября турецкие канонерские лодки стали обстреливать эскадру Мордвинова; последний выслал гребные суда в атаку,  которые заставили турок отойти; преследование продолжалось до самых Очаковских батарей.

Этим закончилась кампания 1787 г.; около половины октября турки ушли в море.

Благодаря храброй защите Кинбурна и действиям слабой Днепровской флотилии, удалось не допустить неприятеля к Херсону.

Кампания следующего года имела главною целью взятие Очакова; за зиму Днепровская флотилия была исправлена и пополнена новыми судами, между которыми находились дубель-шлюпки с 11 орудиями. Начальство над флотом было вверено иностранцам, принятым на службу с чином контр-адмиралам: принцу Нассау-Зигену — над гребной флотилией в 51 вымпел и шотландцу Поль-Джонсу — над эскадрой из 14 парусных судов; Мордвинов же был оставлен в Херсоне заботиться о нуждах флота и наблюдать за ходом его действий.

Турецкий флот Эску-Гассана подошел в средине мая к Очакову в составе 10 кораблей, 6 фрегатов, 47 галер и других мелких судов; наша же эскадра расположилась в линии от Станиславского мыса до устья Буга, защищая лиман.

Начало военных действий ознаменовалось подвигом капитана 2 ранга Сакена (см. Сакен).

7 июня турецкий флот из 57 судов атаковал оба русских отряда: «действие учинилось жестокое; турки пошли на нашу эскадру во всем порядке», но были отражены, при чем русский флот сам перешел в наступление и принудил турок отойти к Очакову; потери турок: 2 взорвавшиеся канонерки и 1 сгоревшая шебека; наши — 4 убито и ранено, что было объяснено тем, что турецкие снаряды летали «возвышенно».

Следующее нападение турок произошло 17 июня; накануне и русский флагман решил атаковать турок, и в 4 ч. утра обе наши эскадры пошли против неприятеля.

Первыми двинулись суда гребной флотилии Нассау-Зигена; два турецких корабля были зажжены; корабельный отряд контр-адмирала Алексиано довершил дело, и турки в беспорядке отступили к Очакову. После этого поражения турки, пользуясь ночной темнотой, бросились к выходу из лимана в числе 43 судов; однако, отступление было замечено на Кинбурнской косе, с батарей которой и был открыт огонь.

Турецкие суда скучились, встали на мель, а к утру их окружила гребная флотилия Нассау-Зигена; сражение длилось 4 1/2 ч., 9 турецких кораблей и фрегатов погибли (из них 7 взлетели на воздух) и 7 мелких судов были сожжены.

Потери турок за оба сражения были громадны – до 6 т. чел.; в плен взято 1.763 чел.; наши потери: убито 18 и ранено 67 чел.

Спасшиеся турецкие суда ушли в море, за исключением 12, оставшихся под Очаковом; князь Потемкин, подошедший с армией к Очакову, приказал их уничтожить; гребная флотилия принца Нассау-Зигена 1 июля, после 8-час. боя, 9 судов сожгла и 3 взяла в плен.

В исходе июля турецкий флот снова появился у устья Днепра: турки возвели на о-ве Березани сильные укрепления, но атаковать русских не решились и высадили на берег только 1.500 ч. 8 сентября 10 малых судов, пользуясь темнотой и попутным ветром, подошли к Очакову, но на другой же день были уничтожены гребной флотилией капитана 1 р. Киленина; в октябре погибла русская галера, которую во время шторма снесло под батареи Очакова.

Турецкий флот упорно держался у лимана и только в ноябре ушел в Босфор; наши же суда держались в лимане до самых заморозков и были застигнуты льдом в разных местах лимана; за это тяжелое время погибли 4 лодки.

Начальство над Днепровской флотилией перешло опять к адмиралу Мордвинову, т. к. Нассау-Зиген и Поль-Джонс ушли, не поладив между собой.

Т. обр., благодаря действиям Днепровской флотилии, турецкий флот принужден был уйти от Очакова, и падение крепости стало неминуемо: 6 декабря 1788 г. она была взята после кровопролитного штурма.

Приобретение крепости Очаков имело важное значение, т. к. окончательно утвердило за Россией обладание Днепровским лиманом и прилегающим к нему краем.

За свои подвиги принц Нассау-Зиген получил чин вице-адмирала и орден Св. Георгия 2 ст., контр-адмиралу Алексиано и многим другие – орден Св. Георгия 4 ст.

В 1789 г. турки снова появились у лимана, но русского флота не трогали и в начале сентября ушли в море, почему часть судов Днепровской флотилии перешла в Севастополь, а часть – в Дунай, где они и находились до заключения мира в 1791 г.




См. также статьи по тегам: "Крым"; "Крымская война"; "Крымские походы"


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Днепровская флотилия, исторический обзор
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.
Дата написания статьи: {date=d-m-Y}
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru