ГРАМОТА МОЛДАВСКИХ ДЕПУТАТОВ ИМПЕРАТРИЦЕ ЕКАТЕРИНЕ II С ПРОСЬБОЙ О ЗАЩИТЕ И ПОКРОВИТЕЛЬСТВЕ
ГРАМОТА МОЛДАВСКИХ ДЕПУТАТОВ ИМПЕРАТРИЦЕ ЕКАТЕРИНЕ II С ПРОСЬБОЙ О ЗАЩИТЕ И ПОКРОВИТЕЛЬСТВЕ
1769 г, декабря 10/21
Всепресветлейшая и превысочайшая и Богом венчанная всеавгустейшая и самодержавнейшая великая государыня императрица Екатерина Алексеевна всея России.
В. и. в. вседолжнейшее поклонение и рабское покорение всенижайше приносим.
Достойная памяти воистину и пресветлая наста иногда оное торжество великому в монархах равноапостольному первому благочестивому царю Константину1, который единым советом Божьего промысла и благовестием небесного знамения честного и животворящего креста Господня был вдохновен и вскрылаен в преславной оной победе и для того с крепкою верою ополчился над мучителем христианским Максентием2 злочестивого и над всеми пресильнейшими гонителями рода христианского, в то время, когда оны христохулительные мучители окрововавлили воду и сушу излиянием мученической крови, которую без всякого милосердия излияли, и чрез бурю сильных ветров христианского изгнания, и чрез лютое их мучительство совсем возмутив оставшихся тогда малейшего числа Христа последователей, православных христиан, которые от страха и трепета взыскивали себе прибежище и пре- сладкой тишины в обителях неукротимых зверей и ядовитых пресмыкающихся змиев, в пустынях и пропастях земляных. Великий оный монарх, посланный от Бога, стал пред оными мучителями, и не жалобы гордыню оных беззаконных врагов, чрез непобедимое оружие креста и вовсе сокрушил злоче- стивое их суровство и предал их прелютой смерти. И престала честь идольская, процвете христианская вера, посрамление и сокрушение злочестивых, и тако воспоследовала всем христианам великая радость, и хотя все оное совершенство непременно было чрез божественное и праведное его милосердие, а к тому же и чрез особливое счастье оного благочестивого монарха. Однако же сии, что ныне оудостоились очи наши видети преславнейше видется быть для того, что суть превосходительнейшие и совершеннейшие и высшим счастьем в. и. в. оу крашены, потому что чрез оных предовольно и без всякого сомнения и явно показалась вся непобедимая сила оного же всесильного Бога купно и слава и героической души в. и. в., которое воистину что есть ограждена всяким благочестием и пресветлой премудростью, подражательной премудрости Соломоновой, понеже что всех оных претяжких и темных облаков, которые из всех кругов от (т) оманских над пребедной землей Молдавского княжества прелютых и кровавлевых дождей и чрез бури их яже на нас весьма и все вострепетали были и так оужасались было, что оуже ожидали от них и конечной погибели. И оскорым в. и. в. милосердием и защищенном внезапно все разорились, и все те, что чрез их суровство и лютовство всегда нас оустрашали, и хулной гордостью похвалялись, чтобы вовсе поглотить вся исполнение верных (пред коими мы все были яко овцы готовы на заколение, прешелствуя от места до места чрез долгое время и повсюду скрываясь с великим страхом и трепетом), Божьим судом сами поглощены лютою и прегорькой смертью, ибо во время преславной победы крестоносной армии в. и. в. они сами столь вострепетали и оужасались, что и самые воды нистровские3 и дунайские показывалися им аки некоторую преизрядную и прекрасную пучину, и которые из них избавились от оружейного огня, то вместо того глубину и дно оных великих рек измерили, и тако было в снедь птицам небесным и водным рыбам и те, что превозносились были до небеса, праведным судом Божьим даже до ада снидоща обратися болезнь их на главах их, и неправда их на версех их, и оуже заходило от очей наших лунная слава и возсия светлость звездей в. и. в. А потом возсия светлость пресладкого и превожделенного дня сиречь день спасения нашего, понеже милосердие Божье не презрит слезное наше воздыхание, но своим человеколюбием наказу я, наказал нас яко же бысть праведного его хотения но ниже постави нас до конца погибнути смертью, и оуслыша с высоты болезненные наши молитвы, и хотя мы прежде сего посеяли в слезах, обаче ныне с радостью пожинаем, а все сии сделались чрез благое счастье и скорое защищение в. и. в. И мы нижайшие предовольно чувствуем и видели превысочайшую и монар- шескую в. и. в. прещедрую и матернюю милость, купно и величие всех благодеяний в. и. в. к нам милосердия, того ради немолчными гласами поем и хвалим, и благодарим святую и единосущную и неразрывную Троицу, ибо с великим милосердием призря на нас, оутверждая благочестивое и автократическое монаршее ваше сердце на избавление наше единоверных из работы агарянского ига, и яко верноподданные рабы в. и. в. всенижайшее и всеподданнейшее наше принесем благодарение, и по всегдашней нашей должности со многим смирением молитвы воссылаем живущему на небесех Богу Саваофу, в первых я, смиренный Гавриил, митрополит молдавский купно с во Христе братией моей боголюбивыми епископами и со всем духовным чином, купно же и со всеми подданными же и рабы в. и. в. собранные политическое молдавские бояре и обще со всеми здешними христианами оумиленными сердцами молим всещедрого Бога, да дарует в. и. в. купно и освещенной отрасле в. и. в. превозлюбленному сыну и наследнику благоверному государю цесаревичу и великому князю Павлу Петровичу4 и всецелобытное здравие и да возвеличит автократорическое величество ваше, и да вознесет бо от силы в силу, и да умножит присно пребывательно и нерушимо дражайшее здравие в. и. в. при всерадостнейшей и пресветлейшей жизни в должайшие лета со всегдашней победой и самодержавством и при всесовершеннейшей победой над всеми сопротивными варварами, которые от неоустрашимых и прехрабрых в. и. в. воинов да вострепещутся и устрашатся, и даже до последней части да сокрушатся под ногами в. и. в. А христолюбивая армия в. и. в. во время ополченных браней и всегда да поспешат во всяком благом поспешении без всякого препятствия, с твердостью душевной, с храбростью мужественной, с надлежащим целомудрием и всепреславной победой, и да будет сохранена и покровенна высокой его божественной десницей, без всякого оурона. Мы, все жители молдавские, оувесь духовный и мирской чин, с великой радостью и со всенижайшим смирением выбрали из нашего духовного чина боголюбивого епископа хушского [...] Инокентия и Петропавловского- Солковского монастыря архимандрита Варфоломея, да Благовещенского-Молдовицкого монастыря игумена Венедикта, а из молдавских благородных бояр г-на Лупулла Балша, бывшего великого логофета, да г-на Иоанна Палладия, бывшего великого логофета, да г-на Анакакия, бывшего великого спатаря, которых из общего совета посылали к в. и. в. и всеподданнейше в. и. в. просим, да будут приняты с высокой монаршеской кротостью и милосердием, чрез которых яко тии, что уже довольно познали высочайшую в. и. в. милость и благодеяние и яко верноподданные рабы в. и. в. всеподданнейшее наше принесем благодарение и покорение, со всяким нашим благоволением и со повиновением ко всяким в, и. в. повелениям, и в верности подданства нашего с клятвенным обещанием и обещаемся во имя живого бога, нелицемерного судьи, в том, что в сем повелении в. и. в. будем покорены, и даже до последней капли крови нашей все повеленное нам от в. и. в. без всякого нарушения будем сохранять и повеленное исполнять. И того ради и паки от всего усердия нашего все припадаем под стопы в. и. в., всесмиреннейше и из глубины душ наших просим, яко да всегда будем под высоким защищением и покровом в. и. в., и да будем осенены монаршеской кротостью и охранены непобедимым оружием в. и. в. Господом Богом дарованная и Богом венчанная всемилостивая государыня императрица и премилосердная обладательница наша! Не остави нас, единоверных и верноподданных в. и. в., не остави нас в жесточайшее и лютое поругание злочестивых и христианоненавидцев и иноплеменников, но осени нас всесильной десницей в. и. в., покрой нас всесильным и непобедимым покровом и защищением в. и. в., огради нас автократорическим и непобедим оружием в. и. в., да всегда поживем в тишине и в покое, под высоким в. и. в. самодержавством, в чем и все благонадежны есмы.
1769 г. декабря 10-го.
В. и. в. всенижайшие и всеусердные богомольцы и всеподданнейшие рабы.
В подлинном подписано тако: Гавриил, митрополит Молдавии; Леон, епископ романский; Досифей, епископ радауцкий; Прокопий, архимандрит Галата; Пахомий, игумен Путный; Иоанний, игумен Нямец; Мисаил, архимандрит Бесеркиан; Мефодий, игумен Слатины; Каллистр, игумен Ришник; Паисий, митрополит Эксврипии; Софронцй, митрополит ирино-польский; Стефан Стурзе, бан; Василий Костаке, бан; Николай Росет, бан; Костантин Греча, бан; Александр Никулче, па- харник; Василий Росет, пахарник; Костантин Паладий, пахарник; Иоанн Стурзе, дворник; Костантин Росет, дворник; Василий Разсул, хатмал; Иоанн Кантакозино, вистярник; Костантин Стурзе, вистярник; Костаке Ионаке, спатар; Иордаке Катакозино, спатар; Иоанн Кантакозино, спатар; Лупул Костаке, бан; Георгий Стурзе, пахарник; Иордаке Балш, пахарник; Костантин Гындул, столник; Костантин Коглничан, столник; Акакий Христофор, столник; Иоанн Катарзиу, столник; Манолаке Костаке, столник.
Источник: АВПР, ф. Сношения России с Молдавией и Валахией, оп. 68/2, 1770, д. 1, л. 29—30 (подлинник), 1769 г., д. 2, л. 3—6 (перевод). Опубл.: Балканские исследования.— Вып. 8.— М., 1982.— С. 28—36.
Примечания
1 Константин I или Константин Великий — римский император в 306—337 г. В 311 г. началась борьба четырех августов — Лициния, Максенция, Максимиана Дайи и Константина — за власть. В 312 г. Константин разбил войско Максенция. С 325 г. Константин правил единолично, поддерживал христианскую церковь, пожаловал ей ряд привилегий.
2 См. примеч. 1.
3 Имеется в виду р. Днестр.
4 Великий князь Павел Петрович (1754—1801) — сын Петра III и Екатерины II; российский император с 1796 г.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.