Алексей, архиепископ Литовский и Виленский
Алексей, архиепископ Литовский и Виленский, до пострижения Александр Федорович Лавров.
Александр Федорович Лавров родился около 1830 г., † 10-го ноября 1890 г., сын священника с. Семеновского, Пошехонского у., Ярославской губ.
По окончании курса в ярославской духовной семинарии в 1830 г., он поступил в Московскую духовную академию, откуда в 1854 г. вышел первым по списку магистром, получив эту степень за сочинение под заглавием: „Обетования и пророчества о Христе в пятикнижии Моисеевом“.
Как лучший и даровитый студент, он сряду же был оставлен бакалавром при академии, преподавая в разное время предметы: греческий язык, церковную словесность и церковное законодательство, причем до 1870 г. занимал в академии должности помощника библиотекаря и библиотекаря, отечески руководя студентов, занимавшихся в академической библиотеке.
В период времени с 1870 по 1873 г. Лавров, как выдающийся канонист, участвовал в известной ком миссии по преобразованию судебной части по духовному ведомству. Явившись от комиссии представителем и защитником суда епископского, он тогда же напечатал по этому вопросу несколько научных исследований, из коих главное место занимает: „Предполагаемая реформа церковного суда“ 2 вып., Спб., 1873 г.
Еще будучи в академии, профессор Лавров постоянно отличался особенным смирением, кротостию и религиозностью, вследствие чего стремился принять священный сан, но разные обстоятельства все не позволяли привести в исполнение это намерение.
Когда же в 1877 г. скончалась горячо любимая им супруга, он счел это за особенное для себя указание Промысла, и 9-го января 1878 г., на 49 году от роду, принял монашество с именем Алексея.
17-го марта того же года он возведен в сан архимандрита и настоятеля Саввина Сторожевского монастыря, а 30-го апреля того же года хиротонисан во епископа Можайского, второго викария Московской митрополии.
22-го января 1883 г. епископ Алексей назначен первым викарием, а 9-го марта 1885 г. — епископом таврическим. Но не успел еще преосвященный Алексей выехать из Москвы на таврическую кафедру, как получил 11-го мая 1885 г. новое назначение на литовскую кафедру, где обстоятельства требовали истинного светильника веры и благочестия, твёрдого и опытного поборника и защитника православия и русской народности от польско-католических интриг. Неожиданная кончина пресекла его труды на пользу того края, где он начинал, приобретать к себе полное уважение всех жителей за свою кротость, ласковость, доступность и честное спокойное исполнение своих архипастырских обязанностей, не имевших, правда, каких-либо громких и блестящих обнаружений, по зато отличавшихся строгою определенностью в смысле церковности и национальности.
Из печатных трудов епископа Алексея, всегда отличавшихся глубокою основательностью, богатою эрудицией и строгостью взгляда с точки зрения православия и истинного патриотизма, известны следующие, хотя под многими он из скромности и не подписывался: „Жизнь Св. Иоанна Дамаскина“ („Прибавление к творчеству Св. отцов“, 1857 г.); „Архимандрит Порфирий, настоятель православной церкви в Риме“ („Душевные Чтения“ 1866 г., № 2); „Памяти Филарета, митрополита Московского“ («Душевные Чтения» 1868 г., № 1); „Новый вопрос в православной русской церкви“ („Прибавление к творчеству Св. отцов “, 1871 г.); „Вторая апология по новому вопросу“ (ibid); „Третья апология по новому вопросу“(«Московские Епархиальные Ведомости“ 1872 г., мар.»); „Вдовые священнослужители“ („Христианские Чтения“ 1870 г., № 12 и 1871 г., № 1); „Предполагаемая реформа церковного суда“. 2 вып., 1873 г.; „Печатное письмо к А. С. Павлову“ („Чтение общества любителей духовного просвещения“ 1876 г., № 8); „Слово в день годичного поминовения ректора Московской академии протоирея А. В. Горского“ („Православное Обозрение“ 1876 г., № 12); „Слово пред отпеванием проф. Н. С. Казанского“ (ib., 1878 г., № 3): „Речь в женской классической гимназии Фишер“ (отд. брош.).
Кроме того, под его редакцией Московское общество любителей духовного просвещения начало в 1875 г. и окончило в 1884 г. капитальный труд под заглавием: „Правила Св. апостолов, Св. соборов Вселенских и Поместных и Св. отец с толкованиями“.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.