Марш Цесаревича Александра
Известный немецкий и австрийский марш – Марш Цесаревича Александра (Alexandermarsch) создан в честь наследника Русского престола – 35-летнего Цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Всероссийского Александра II Николаевича в 1853 г. Марш с темпом 6/8.
20 мая 1853 года, впервые, прусский король Фридрих Вильгельм IV услышал его на грандиозном параде на Гласисе (венский эквивалент парада конной гвардии), он заявил, что это лучший марш, который он слышал за долгое время, с ним согласился его брат, принц Прусский.
По его поручению, капельмейстер, штаб-гобоист Вильгельм Кристоф (1810-1859) из прусского полка кайзера Франца, сопровождавший короля во время его визита в Австрию, спросил, может ли он забрать партитуру и перевезти ее в Берлин.
По возвращении на родину, он аранжировал ее для военного прусского оркестра. В 1854 году она вошла в официальное собрание прусских армейских маршей как AM II, 161 Alexandermarsch и была вручена императором Александром II своему шефскому Прусскому Гренадерскому Полку в Берлине в качестве их полкового встречного марша.
В 1871 году появилась новая обработка марша, осуществленная Випрехтом, в 1914 марш появился в 1-м томе сборника маршей и с 1961 года исполняется бундесверов на официальных мероприятиях. В настоящее время в Австрии марш не исполняется.
Сочинил марш австрийский военный композитор Андреас Леонхардт (Andreas Leonhardt , 19.04.1800-03.10.1866), Andreas Leonhardt родился в Богемии, из г. Аша (20 км к северо-западу от Эгера (чеш. Cheb) на границе с Верхней Франконией). Происходил из достойной немецкой семьи, был сыном торговца тканями, его сын Густав (Gustav von Leonhardt [de] (1838–1891)) возглавлял Национальный Австрийский банк.
За долгие годы работы военным музыкантом, имел репутацию прекрасного организатора-руководителя военного оркестра и превосходного военного композитора и композитора вальсов.
Молодой Андреас получил музыкальной образование в Эгере, по окончании выпущен в полковой оркестр пехотного полка «Императора Российского Александра» в Вене в 1818 году. В свободное время он продолжал брать частные уроки музыки и посещал лекции и концерты в Венской опере.
В 1820 году, в связи с ростом патриотических настроений в Италии, полк передислоцировали в Неаполь. В Неаполе, он брал уроки композиции у известного капельмейстера Никколо Антонио Цингарелли, директора местной Непольской консерватории и дирижера кафедрального Неаполитанского собора.
Через некоторое время, полк перевели в Прагу, в Праге Андреас продолжил изучение композиции у Вацлава Томашека. По освобождении должности капельмейстера 27-го пехотного полка, он подал заявку на должность капельмейстера полка и был утверждён в ней. В 1829 г. полк передислоцировали в Болонью, а в 1835 г. полк вернулся в Австрию, в Грац в 1835 году, где он вышел в отставку и занял пост директора музыкального общества Штирии.
Он не долго оставался штатским музыкантом, в 1850 году ему предложили должность Главного капельмейстера австро-венгерской армии, он переехал в Вену и приложил многие силы в реорганизации всей военной музыкальной системы Австро-Венгерской армии и многие усилия основании Австрийского военного капельмейстерского пенсионного общества.
Одновременно, он продолжал, сочинять произведения для симфонических оркестров и военную музыку. Кроме Alexandermarsch, является автором известнейших австрийских маршей, широко исполняемых до сих пор:
· Kronprinz Rudolf–Marsch
· Prinz-Eugen-Marsch
В 1862 г., его должность Главного капельмейстера Австро-Венгерской армии была упразднена в результате финансового кризиса Империи, вызванного поражением в Австро-Прусской войне.
Партитура марша Цесаревича Александра (Alexandermarsch):
Также существуют, еще, рад австрийских маршей с аналогичным названием:
AM II, 41 Wiener (Alexander) Marsch (1814) | Венский марш Александра (I) (1814 года), von Louis-Luc Loiseau de Persuis | Луи-Люка Луазо де Персюиса
После погибели Наполеона правители и государства на Венском конгрессе 1814-1815 годов старались установить новый порядок в Европе. Это произведение считалось любимым маршем присутствовавшего там русского императора Александра I (1777-1825). Оно, соответственно, часто исполнялось и с тех пор было во всех сборниках маршей до наших дней:
с 1816 года в Русской императорской армии,
с 1819 года в прусском королевском собрании армейских маршей,
с 1871 года в новой аранжировке Випрехта как № 16,
с 1901 года в Сборнике русских маршей фон Фреймана под № 120,
с 1914 года в Пруссии во впервые отпечатанном 1-м томе сборника маршей
с 1961 года во II части бундесвера под № 105.
Этот марш один из первых скорых австрийских маршей, часто исполнялся, особенно в присутствии Императора Александра I Павловича при посещении Прусского Гренадерского своего имени полка в Берлине или Пехотного своего имени полка в Вене, шефом которых он был, на парадах и концертах звучал этот марш.
Композиция этого марша принадлежит перу Луи-Люка Луазо де Персюиса (1769-1819), французскому скрипачу, руководителю хора и оперы в Париже.
Произведение появилось в 1812 году в балете «Застенчивый (м.б. Глупый) рыцарь». Император Александр услышал его в 1814 году в Париже и распорядился забрать ноты с собой.
Впоследствии он иногда появлялся с трио. До 1914 года в Российской империи часто исполняли марш, но после начала Великой войны, и, и особенно, после 1921 года он перестал исполняться в России вовсе.
Также известен марш, написанный Людвигом Ван Бетховеном.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.