КОЕ-ЧТО О МЕЧАХ ЕВРОПЕЙСКИХ НАРОДОВ.
Вольфганг Акунов, Виктор Акунов.
КОЕ-ЧТО О МЕЧАХ ЕВРОПЕЙСКИХ НАРОДОВ.
Рыцарю Меча Борису Галенину
"Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; и содеял уста Мои как острый меч».
Из Книги пророка Осии (8:5).
Существует старинное арабское предание согласно которому меч был якобы изобретен иудеями, и на том самом месте, где он был впервые выкован (трагический символ того, как идея меча впервые вошла в подлунный мир) находилась гора Касьюм близ древнего города Димашки (Демессека, Дамаска), прославившегося в исламском мире своей сталью ("дамасская сталь», "дамасские клинки») и на которой по древней легенде сын-первенец Адама и Евы - Каин - убил своего брата Авеля, "приревновав его к Богу». Именно там, по роковому стечению обстоятельств, осели первые мастера-оружейники, занятые изготовлением мечей (первым "ковачом», т.е. кузнецом, считается сын Каина – Тувалкаин).
Меч – один из наиболее почитаемых предметов старины, смертоносное и драгоценное оружие (в отличие от копий, дротиков, пращей, лука и стрел, матательных дубинок, бумерангов, вил, острог, ножей, серпов, кос, топоров, секир и пр., разработанное не для охоты и не для хозяйственных нужд, а исключительно для войны между "сынами человеческими») является неотъемлемой принадлежностью всякого, но, в первую очередь – тяжеловооруженного европейского воина, вследствие чего по праву может считаться своеобразным символом Средневековья вообще, и европейского воинского искусства – в частности.
Средневековый меч - наступательное оружие с длинным, обоюдоострым прямым клинком, предназначенным для нанесения в основном рубящих, но также и колющих ударов.
На эпоху поздней Римской империи пришелся период формирования новых моделей клинкового оружия, вызванного все более активными контактами римлян с новыми народами, вступившими в пределы античного "цивилизованного мира» ("ойкумены»).
Первоначально римляне пользовались короткими мечами с узким клинком и заостренным концом типа кинжалообразных древнегреческих "ксифосов», в ходе продолжительной эволюции превратившихся в знаменитый обоюдоострый римский "гладиус» (от которого происходит слово "гладиатор» - "мечник», "меченосец»), имевший обоюдоострый клинок, расширяющийся к концу, которым можно было хорошо колоть и рубить. По сравнению с "гладиусом» греческие мечи воспринимались как кинжалы.
Во всяком случае, согласно утверждению Плутарха Херонейского, в его биографии римского консула Эмилия Павла – победителя македонского царя Персея в битве при Пидне близ горы Олимп - македоняне напрасно пытались "короткими кинжалами» - то есть короткими мечами греческого типа, которыми они не имели возможности достать врага - пробить прочные римские щиты (в то время как римляне своими тяжелыми мечами легко рассекали даже самые крепкие неприятельские щиты и доспехи). Интересно, что, по сообщению того же Плутарха, в составе македонской армии в сражении при Пидне имелись и фракийские наемники, вооруженные длинными железными мечами. Однако об их участии непосредственно в битве греко-римский историк, к сожалению, ничего не сообщает, всецело сконцентрировав свое внимание на противостоянии римлян и македонской фаланги.
Между прочим, на вооружении воинов армий некоторых греческих государств (например, Спарты) и некоторых отрядов македонской армии - например, царской дружины - Этерии (Гетерии, или Гетайрии) находились и кривые однолезвийные мечи-тесаки ("махайры»), но о них мы расскажем когда-нибудь еще, когда сподобимся написать миниатюру об истории сабли). Пока же ограничимся лишь упоминанием интересного исторического факта. Именно кривым мечом-махайрой спартанский воин Антикрат нанес смертельную рану знаменитому фиванскому полководцу Эпаминонбу в битве при Мантинее (362 г. до Р.Х.). В честь этого подвига спартанцы присвоили всему потомству Антикрата почетное прозвище Махайронов.
Несмотря на все перечисленные выше очевидные достоинства "гладиуса», римляне классической эпохи имели на вооружении мечи еще двух типов – так называемые "галльские» (длинные, с закругленным концом и первоначально заточенные только с одной стороны) и так называемые "испанские» (короткие, с заостренным концом и двумя лезвиями). В отличие от "гладнуса», находившегося на вооружении римской пехоты, изначально галльский меч "спата» (или "спафа, по-латыни spatha; от этого происходит позднеримский титул "спафарий» - "меченосец», "мечник»), бывший примерно в полтора раза длиннее "гладнуса», долгое время состоял исключительно на вооружение римской конницы.
Кстати, именно от латинского слова "спата» происходят слова, обозначающие меч (а позднее – шпагу) во многих европейских романских языках, происходящих от латыни – ит. "спада» (spada), исп. "эспада» (espada), франц. "эпе» (epee), и название спортивного оружия "эспадрон» (именуемого ныне в спортивном фехтовании "саблей»).
В сочинении "Иудейская война» знаменитого древнеримского историка иудейского происхождения Иосифа Флавия утверждается, что римские воины I в. п. Р.Х., подавлявшие восстание иерусалимских иудеев против римской власти, имели на вооружении по два меча (большой и малый). Но, скорее всего, под "малым мечом» Иосиф Флавий имел в виду древнеримский кинжал-"пугио» (с клинком в форме удлиненного равнобедренного треугольника).
Исконным клинковым оружием германцев, ставших ближайшими соседями римлян после завоевания последними Галлии в I в. до Р.Х. и со временем перенявших от римлян их короткий меч-"гладиус», а затем и "спату», был большой боевой нож – "сакс», клинок которого вначале был изогнутым, но позже сделался прямым. Конечно, такое оружие не могло применяться на войне достаточно эффективно (особенно в боях с римлянами, защищенных прочными щитами, шлемами и панцирями и вооруженных длинными дротиками-пилумами и копьями), поэтому, как только появилась возможность ковать клинки большего размера, эти ножи стали удлиняться, пока из "сакса» (именуемого также "коротким саксом» - "курцсаксом») не развился "лангсакс» ("длинный сакс»).
"Лангсакс» представлял собой уже достаточно длинное и тяжелое оружие с прямым, заточенным лишь с одной стороны, рубящим клинком шириной 3,5-4 см, длиной от 40 до 60 см. "Лангсакс» был лучше "сакса» приспособлен для рукопашного боя, но исключительно для пехотинца. Для всадника же, которому же очень часто приходилось наносить удары с коня, "лангсакс» был не слишком удобным оружием.
В противоположность разделяемому почти всеми специалистами представлению о "саксе» как рубящем оружии, заточенным лишь с одной стороны, современный немецкий историк Густав Немец в своей "Истории саксонцев» описывает "сакс» как "короткий меч с двумя лезвиями». Но это мнение стоит как бы особняком.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!