Дютш, Оттон Иванович, композитор

Дютш, Оттон Иванович, композитор, родился в Копенгагене, † в Франкфурте-на-Майне в начале 1863 года.

Программа. Большой зал Российского Благородного собрания. 16 февраля. Концерт А. Корещенко. С участием В.И. Сафонова, Е.А. Лавровской, Б.Г. Абрамович, М.М. Чупрынникова, симфонического оркестра. В программе: Корещенко - симфоническая поэма «Троянки», романс «Мне снилось, что солнце всходило!» (в 1-й раз), «Scéne poétique» для оркестра (в 1-й раз), баркарола для тенора, «Концерт-фантазия» для фортепиано с оркестром (в 1-й раз), «Кольцо», «Suite armenienne» для оркестра; Бизе - «Идиллия»; Бетховен - Соната e-moll для фортепиано; Дютш - ария из оперы «Кроатка»; Аренский - две песни на слова Хомякова (в 1-й раз). - Москва, 1894.Отец Дютша был учителем музыки и пения в Копенгагене и готовил сына к духовному званию. Еще в детстве Дютш обнаружил страстную любовь и необыкновенные способности к музыке, но его отец долго не решался расстаться с мечтою видеть своего сына священником. Наконец, он уступил просьбам сына, горячо хотевшего всецело посвятить себя музыке, и на семнадцатом году от рождения молодой Дютш отправился в Лейпциг, где поступил в консерваторию и стал обучаться музыке под руководством известного в то время профессора Шнейдера; впоследствии, разойдясь с Шнейдером, он продолжал свое музыкальное образование под руководством знаменитого композитора Феликса Мендельсона-Бартольди.

Получив несколько медалей Лейпцигской консерватории и премии разных обществ за пьесы, с значительным успехом исполнявшиеся в концертах в Лейпциге и Копенгагене (главным .образом на духовные тексты), Дютш в 1847 году предпринял путешествие во Францию и Италию, намереваясь объехать все главные города Западной Европы и всюду давать концерты. Но ему не удалось осуществить этого плана, и в 1848 году он приехал в Петербург. Здесь он был радушно встречен музыкальным кружком М. И. Глинки, с которым до самой его смерти сохранял самые дружеские отношения. В то же время он и здесь должен был разочароваться в своих мечтах об известности и свободной, самостоятельной деятельности, тяжелое материальное положение отдало его в руки бездарных эксплуататоров, заказывавших ему разного рода произведения для фортепиано и оркестра и выставлявших под ними свое имя. Вскоре, однако, Дютш покровительствуемый князем М. И. Барятинским, уехал на Кавказ в качестве капельмейстера Кабардинского полка.

На Кавказе Дютш пробыл около полутора года и за это время из музыкантов полка, в котором он служил, он составил лучший во всем крае не только духовой, но и скрипичный оркестр; кроме того, в этот же период он устроил оркестры в некоторых других полках.

В Петербурге, куда возвратился Дютш, недостаток средств заставил его взяться за дирижирование оркестрами в общественных садах. Хотя он с большим неудовольствием взялся за это дело, однако оно принесло ему пользу, так как дало ему возможность обнаружить перед публикой свой талант в качестве капельмейстера и в то же время обратило на него внимание дирекции Императорских театров, которые вскоре поручила ему несколько работ, в коих ему впервые пришлось писать музыку на русские тексты.

В 1852 году Дютш был принят дирекцией Императорских театров на службу в звании капельмейстера, причем главною его обязанностью было репетирование хоров и игра на органе во время представлений итальянской оперы.

В 1860 году была поставлена на русской сцене его опера «Кроатка или соперницы», на текст Н. И. Куликова.

Опера шла на сцене семь раз с посредственным успехом и, несмотря на свои несомненные достоинства, на следующие сезоны возобновлена не была. Однако, имя Дютша, как музыкального деятеля, было вполне упрочено.

В 1862 году Дютш отправился на родину для постановки «Кроатки», уже переведенной на немецкий язык, на сцене Копенгагенского королевского театра.

По непредвиденным обстоятельствам постановка оперы была отложена, и Дютш обласканный датским королем Христианом VII и награжденный им орденом Данеброга, возвратился в Петербург. Сюда его призывали занятия в театре в качестве репетитора хоров и в консерватории, пригласившей его к себе в 1862 году профессором элементарной теории музыки и сольфеджио. Между тем здоровье Дютшf, уже и без того значительно надломленное, окончательно расстроилось. В 1863 году Дютш поехал для лечения в Германию и вскоре же † во Франкфурте-на-Майне вследствие хронического поражения легких.

Кроме упомянутой оперы «Кроатка», являющейся лучшим произведением Дютшf, ему принадлежат: 28 пьес для фортепиано в две руки; этюды для фортепиано (ор. 12); 9 русских и 42 немецких романса; песни для смешанных голосов à capella (op. 18); песни для мужских голосов (ор. 19); «113-й псалом» для хора и оркестра; марш для военного оркестра: «Вперед, ребята!»; alleqro de concert для двух фортепиано с оркестром; вальс для фортепиано с оркестром; соната для фортепиано и виолончели C-moIl; два романса для скрипки и фортепиано; оперетта «Узкие башмаки» (пер. П. С. Федорова); оперетта «Im Dorfe» с немецким текстом; 30 пьес для танцев; музыка к драмам Кукольника — « Деньщик», Родиславского — «Расставанье» и Сухонина — «Русская свадьба» и «Деньги».

Часть этих произведений издана в разное время в России и за границей, а часть находится в рукописях.

Все музыкальные сочинения Дютша обнаруживают его несомненный талант и много вкуса, отличаются художественной оркестровкой и гармонизацией и свидетельствуют о безукоризненном знании им контрапункта; но в то же время в них нередко замечается искусственность мелодии, отсутствие оригинальности и новизны форм, встречаются места с отпечатком влияния Мендельсона-Бартольди, Мейербера и рапсодий Ференста Листа.

Имел сына: Дютша Г. О. - музыканта, собирателя русских народных песен.


Название статьи:Дютш, Оттон Иванович, композитор
Автор(ы) статьи:Вл. Греков
Источник статьи: Русский биографический словарь. Т. 9. 1905 г.
Дата написания статьи: 1905 г.
Статьи, использованные при написании этой статьи:  «Оттон Иванович Дютш», статья М. С («Музыкальный Листок» 1874 г., № 2); П. Д. Перепелицын; «История музыки в России с древнейших времен до наших дней», 1888 г.; Записки Василия Антоновича Писарского («Русская Старина» 1894 г., кн. 12-я). — «Якорь» 1863 г., № 6 (некролог).
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru