Крест и свастика - древнейшие символы человечества
Интерес к арийской проблеме еще более возрос в "обществе Туле" после того, как к нему присоединился приехавший из Прибалтики русский подданный Альфред Розенберг. Увлекаясь в юношеские годы археологией, он изучал в Риге и Ревеле литературу по арийской проблеме, в которой прародина арийской расы связывалась с севером Европы. Широко используя понятия "арии", "арийская чистота", А. Розенберг утверждал, что нордические племена дали мощный творческий импульс развитию всех мировых цивилизаций. Движение истории мыслилось А. Розенбергом как движение арийского духа. Он трактовал историю как борьбу двух рас - иудейско-сирийско-римской, с одной стороны, и арийско-североевропейской (нордической), с другой. Германский народ в его труде "Миф XX столетия" (1925 г.) представал как лучший слой арийско-нордической расы, расположенный на самом верху расовой пирамиды.
Закономерно задаться вопросом: как обосновывались теории, базировавшиеся на идеях лженаучности, ошибочность которых давно уже была доказана?
Критика теории арийского превосходства могла проводиться - и проводилась - со всех точек зрения: с естественнонаучной, исторической, политической, социологической, нравственной; расовые теории национал-социалистических ученых на международных конгрессах серьезно не воспринимались. Но фашизму строгая научная доказательность и не была нужна. Его идеология строилась на иррациональной аргументации (по Розенбергу "германский народ - это черная свастика"), а его гносеологическими основами являлись мифы, и в первую очередь - миф расы.
Как известно, миф сам по себе является иррациональным образованием и ценность его определяется прагматически, то есть только тем, сколь успешно он приводит к реализации заданной установки. Примечательно, что политические соображения и задачи практической целесообразности в идеологии и практике национал-социализма представлены выпукло и зримо.
Первоначально, например, схема наций строилась следующим образом: по нисходящей линии ставились народы внутри белой расы: немцы, скандинавы, англичане, французы, испанцы, итальянцы, славяне. Азиатские народы распределялись так: иранцы, афганцы, индийцы, японцы, корейцы, китайцы, арабы, евреи. Однако после заключения соглашения "Оси" Токио-Рим-Берлин в нацистской пропаганде японцы начали рассматриваться как "арийцы Востока" ("aзиатские арийцы"), а критика итальянцев за наличие у них семитических и негроидных расовых признаков заметно смягчилась.
В противовес утвердившемуся в европейской науке представлению об античной цивилизации как колыбели европейской образованности, выдвигалась идея о древней тевтонской расе как воплощении всего лучшего в человеке и о современной Германии как ее прямой наследнице. Книги 30х-40х гг. переполнены фотографиями предметов материальной культуры древних германских племен, украшенных свастикой. СВАСТИКА ТРАКТОВАЛАСЬ КАК СИМВОЛ ЕДИНОГО БОГА, УПРАВИТЕЛЯ УНИВЕРСУМА в германской мифологии, как живой символ расы и крови, олицетворение органической германской истины.
С 1920 года свастика становится официальным символом нацистского движения. В 1923 году на съезде нацистов Гитлер так объяснил значение трехцветного фашистского флага: белый круг на красном фоне - символ национальной чистоты и революционного рабочего движения, черная свастика - призыв к беспощадной борьбе с коммунистами и евреями. Особое значение придавалось играм с огнем и свастикой - они символически выражали мощь стихии, иррациональность Духа, ту новую немецкую культуру, в основе которой лежало представление о биологически-духовном единстве и подчинении единому целому, всеобщему, лишенному внутренних противоречий. Свастикой в фашистском государстве украшалось практически все: эмблемы самых разных обществ (даже, например, шахматных и охотничьих), а тем более политических, напр. нацистского союза молодежи "Гитлерюгенд", значки, ордена, медали самых разных организаций, книги, брошки, предметы обихода. Как эмблема и символ фашистского движения в Германии в государственном масштабе свастика использовалась до мая 1945 года. В символике многих неофашистских организаций она осталась и по сей день.
Как известно, четко зафиксированная символика и общие ритуалы исполняют своего рода интегративную функцию, давая возможность членам объединения ощущать себя как некое единство. В свою очередь, ясно, что за пределами этого единства символика "прочитывается" однозначно, ассоциируясь с целями, задачами и установками тех общностей, которые ею пользуются. В 40е гг. в Западном Трансваале (Южная Африка) бурский фермер нарисовал на дверях своего сарая огромную свастику, и местные еврейские торговцы сразу поняли: им больше нельзя появляться на этой ферме. Когда во время второй мировой войны советские войска вступили в Манчжурию, пишут очевидцы, их поразило обилие свастик. Этот древний знак благополучия воспринимался борцами с фашизмом уже в его новом значении.
На Востоке же свастика по-прежнему используется очень широко.
Чуть ли не каждый день я встречалась со свастикой в Монгольской Народной Республике: она красовалась на дверях парадной юрты последнего богдо-гэгэна, правителя страны до 1922 года, и на специальной бронзовой подставке для домашнего очага в его дворце; свастика была вышита мелким жемчугом на его парадных одеждах. Туалетный столик супруги богдо-гэгэна был, можно сказать, испещрен свастиками, причем левосторонними ("женскими"). Свастики украшают и ткани, в которые завернуты средневековые книги в Национальной библиотеке Академии наук МНР, их можно видеть и на праздничных открытках...Совсем недавно я даже ходила по свастикам: в делийском отеле солнечный свет, проникая сквозь резные оконные решетки, падал на пол причудливыми цепями свастик. И мне было как-то не по себе: ведь в Европе и Америке этот древний, известный всему миру вариант креста ассоциируется сегодня более всего с событиями мировой истории первой половины XX века...
(Журнал "Азия и Африка сегодня", N 10 за 1987 г.).
25. И.В. ВСЕВОЛОДОВ.
БЕСЕДЫ О ФАЛЕРИСТИКЕ, М.,"Наука", 1990 (стр. 241-242):
...не у всех красноармейцев в гражданскую войну на шлемах были звезды. Бойцы калмыкской конной бригады в составе 11-й армии нашивали на них голубую свастику. В этом нет ничего удивительного: свастика, бегущий крест, - древнейший буддийский знак вечности и счастья. Он был особенно понятен калмыкам-буддистам.
Когда-то свастика проникла с Востока в Византию и нередко встречалась в ее орнаментике и символике. В поисках знака, отвечающего смыслу "российской" республики, художники употребляли свастику. Именно она изображена на деньгах Временного правительства 1917 года.
В первые годы революции свастика была весьма популярна и трактовалась как символ очищающего революционного пламени. Но красная звезда оказалась сильнее, и сегодня даже трудно представить, что эти два знака несколько лет соседствовали в революционной России.
В начале 20-х годов в Германии возник фашизм (точнее: национал-социализм, т.е. "социализм в одной отдельно взятой стране"; фашизм со своим символом - "фасцией", т.е. связкой прутьев с топором, возник в 1919 г. в Италии - В. А.), избравший свастику своей эмблемой. И в ноябре 1922 года в газете "Известия" было опубликовано "Предупреждение" народного комиссара просвещения А. В. Луначарского:
"На многих украшениях и плакатах в дни последнего празднества, как и вообще на разного рода изданиях и так далее, по недоразумению беспрестанно употребляется орнамент, который называется свастикой...Так как свастика...в последнее время приобретает характер символического знака всего фашистского реакционного движения, то художники ни в коем случае не должны пользоваться этим орнаментом".
1.ИГОРЬ МОЖЕЙКО.
НАГРАДЫ.
(Москва, 1998)
...Однако не у всех красноармейцев в гражданскую войну на шлемах были звезды. Бойцы калмыкской конной бригады в составе 11-й армии нашивали на них голубую свастику. В этом нет ничего удивительного: свастика, бегущий крест, - древнейший буддийский знак вечности и счастья. Он был особенно понятен калмыкам-буддистам.
Когда-то свастика проникла с Востока в Византию и нередко встречалась в ее орнаментике и символике. В поисках знака, отвечающего смыслу Российской республики, художники употребляли свастику. Именно она изображена на деньгах Временного правительства 1917 года.
В первые годы революции свастика была весьма популярна и трактовалась как символ очищающего революционного пламени. Но красная звезда оказалась сильнее, и сегодня даже трудно себе представить, что эти два знака несколько лет соседствовали в революционной России.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Ссылка на статью "Крест и свастика - древнейшие символы человечества"
Ссылки на статьи той же тематики ...
Название статьи: Крест и свастика - древнейшие символы человечества
Категория темы: Вольфганг Акунов, История Фашизма, Белое движение, Гражданская война
Автор(ы) статьи: Вольфганг Акунов
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна
!
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию