Крест и свастика - древнейшие символы человечества
В джайнизме свастика понимается как знак седьмого из тиртханкар ("победителей") - последовательно сменявших друг друга вероучителей. Есть и такое ее толкование: у человека, странствующего в мире сансары и связанного действием закона кармы, существует несколько возможностей. Он пожинает плоды хорошей кармы, то есть возрождается среди богов пожинает плоды плохой кармы - отправляется в ад. Он может получить рождение в мире людей или же опуститься ниже, и возродиться, скажем, в виде собаки. Свастика обозначает человека, уже не подпадающего под действие закона кармы - у него больше нет последующего рождения, его ждет нирвана. Поэтому символ свастики расшифровывается так: точка соединения четырех концов - это сам человек или его жизнь. Четыре конца свастики - это те четыре возможности, о которых мы говорили выше, четыре варианта будущей жизни. Они загнуты - это и означает, что все возможные возрождения для праведника уже исключаются.
Свастика встречается и на греческих, и на сицилийских монетах; она есть и на греческой керамике, датированной VII-V вв. до Р.Х.; статуэтки и терракотовые диски со свастиками находил известный археолог Шлиман при раскопках Трои; более 160 знаков свастики обнаружено при раскопках в Помпеях. СВАСТИКА ИЗВЕСТНА И В ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ: "CRUX GAMMATA" (ГАММАТИЧЕСКИЙ КРЕСТ) - ЭТО ОДИН ИЗ ФАЗИСОВ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ ПРОШЛО ОБЩЕПРИНЯТОЕ СЕЙЧАС ХРИСТИАНСКОЕ НАЧЕРТАНИЕ ЧЕТЫРЕХКОНЕЧНОГО КРЕСТА "CRUX IMMISA". ЗНАК СВАСТИКИ МОЖНО УВИДЕТЬ В РОСПИСЯХ ПЕРВОХРИСТИАНСКИХ КАТАКОМБ, НА СРЕДНЕВЕКОВЫХ БРОНЗОВЫХ НАДГРОБИЯХ И НА СВЯЩЕННИЧЕСКИХ ХРИСТИАНСКИХ ОБЛАЧЕНИЯХ XII-XIV ВЕКОВ.
Cвастика известна жителям Кипра, Испании, Ирландии, Германии, Скандинавии, Португалии, Франции, Англии. Встречается она и на американском континенте - в Мексике, Перу, в других странах Латинской Америки. Она называется среди почти 400 (точнее - 385) крестов, употребляющихся в геральдике, а также в дизайне.
В той или иной форме крест встречается с глубокой древности в культурных традициях разных народов мира. Специалисты по дизайну добавляют, что свастика является одним из наиболее распространенных вариантов креста и наиболее интенсивно использующихся элементов декора. Ничего не зная о свастике, часто рисуют ее дети: она сама появляется из-под руки маленького рисовальщика, никогда не видевшего ее раньше, когда, желая выразить быстроту и стремительность движения, ребенок преображает в свастику простой квадрат.
ЧЕМ ОН СТАЛ В РУКАХ НОВЫХ ВАРВАРОВ
Но совсем по-иному воспринимается изображение свастики на развернутом знамени в фильме о второй мировой войне. Это и понятно: в 20-е-40е гг. нашего столетия свастика стала официальным символом фашистского движения. Обращение фашистов к свастике имеет достаточно долгую предысторию.
Девятнадцатый век явился веком интенсивного знакомства Западной Европы с достижениями восточных цивилизаций. Больших успехов достигло в то время сравнительное языкознание. Высказанная еще в конце восемнадцатого века мысль о родстве многих европейских и некоторых восточных языков, восходящих к некоему первоначальному праязыку, получила дальнейшую разработку. Было выявлено близкое родство целой группы языков народов Индии и Европы (языки иранские, индийские, греческий, немецкий, кельтские и др.). Эта группа языков была названа "индоевропейской семьей языков". Термин этот не вполне точен: на языках той же группы на Востоке говорят не только индийцы, но и иранцы; с другой стороны - в Европе есть языки и иных семей (финский, турецкий, баскский и пр.). Несколько позднее термин предложили заменить иным - "индогерманская группа языков" - на том основании, что носители этих языков жили на территории от северо-запада Европы до Индии.
Была выдвинута гипотеза о единой для многих народов прародине. Поскольку письменные памятники Древней Индии и Древнего Ирана были самыми ранними в хронологическом отношении, а говорили они об "арьях", было высказано мнение, что "арья"- самоназвание для всей общности народов, некогда живших вместе под "единой крышей" и примерно в 1500-1200 годах до Р.Х. завоевавших Индию.
Предполагаемых носителей общего праязыка назвали "арийцами". В воззрениях ряда буржуазных исследователей эта общность, говорившая на некоем общем праязыке, представала воплощением лучших черт цивилизованного общества. Завоевание Индии означало смешение с местным населением и упадок "арийской расы" - в изнеживающем южном климате ее представители, по мнению этих исследователей, утратили творческий потенциал и возвышенность духовных устремлений, их религиозно-философские представления, зафиксированные в Ведах, деградировали, и вся современная индийская действительность является лишь убогим напоминанием о былом величии.
Несостоятельность вводимых в научный оборот понятий "арийская раса", "арийская нация", "индоевропейская раса" и т.д. была обнаружена достаточно быстро. Ошибка состояла в смешении языковой и расовой классификации. Историко-культурная общность предков иранцев и индийцев действительно существовала. Но термином "арья" не могут быть обозначены все народы, говорившие на языках индоевропейской семьи. В нее входили представители различных этнических групп, и они не образуют ныне какой-либо единой расы. Новые материалы, например, археологические находки в Европе, свидетельствовали об этом со всей убедительностью. Тем более не было оснований говорить об "арийцах" как о представителях "высшей" расы. Теоретическая несостоятельность и глубоко антигуманный характер деления человечества на высшие и низшие расы тоже очевидны.
Проблема же предполагаемой прародины индоиранских племен решается в индологии уже второе столетие и, как пишут Г.М. Бонгард-Левин и Г.Ф. Ильин в труде "Индия в древности" (М., 1985), "на вопросы о том, где она находилась и о путях, которые привели древних индо-ариев в Индию, а древних иранцев в Иран, однозначного ответа пока нет" (с.131).
Поток исследований этой проблемы во второй половине XIX столетия стремительно возрастал, причем особенно настойчиво выдвигались идеи о Прибалтике, Скандинавии и Германии как ареале проживания "белокурых и длинноголовых индогерманских предков". Теории об арийском завоевании Индии были в полной мере поставлены на службу британской колониальной политики. Установка на провозглашенный английской короной провиденциальный характер колониального правления в Индии обеспечивалась тезисом о благотворном руководстве и благодетельной помощи британцев своим "младшим братьям" в Индии.
Иначе говоря, теоретически ложные представления о "высшей арийской расе" вписывались в историко-философские теории ряда авторов.
Один из основоположников расовой идеологии - Артюр де Гобино (1816-1882 гг.)в "Эссе о неравенстве человеческих рас" утверждал, что все великое, благородное и плодотворное, осуществленное в мире, восходит к представлению арийской расы. Гобино делил человечество на три расы, причем древних германцев - "арийцев" - он характеризовал как творцов всех цивилизаций. Важнейшие характеристики расы он усматривал исключительно в ее биологических особенностях. Поэтому смешение представителей арийской расы с представителями низших рас приводит, по его мнению, к утрате творческих потенций арийцев.
Расистские идеи Гобино не приобрели особой популярности во Франции, но нашли поддержку в определенных кругах Германии. Примерно в это же время получил немалую известность "Германский Гимнастический Союз" Ф.Л. Яна (1778-1852 гг.), руководителя немецкой молодежи и "отца гимнастов" ("Turnvater"), уделявшего большое внимание пропаганде идей "немецкого национального духа", органического немецкого общества, лучшая часть которого якобы продолжает хранить черты "древней расы". Антисемитская направленность этого движения, известного как "народническое" - "фелькише бевегунг", очевидна.
Знак свастики широко использовался в оформлении массовых процессий, факельных шествий в середине XIX века как символ "божественной творческой деятельности" индогерманцев, единственными наследниками которых объявлялись немцы. (В исторических сочинениях той эпохи понятия "немцы" и "германцы", в том числе и "древние германцы" употреблялись как синонимы, что давало основание рассматривать и современные народы германского происхождения - фламандцев, австрийцев, швейцарцев, датчан, люксембуржцев, голландцев, исландцев, фарерцев, аландцев, норвежцев, шведов и даже англосаксов, как часть "немцев" - В. А.).
В начале нашего столетия идеи об арийцах как единственных носителях ценностей цивилизации пропагандировались уже на самых разных уровнях. Свастика использовалась как символ германского духа и во время первой мировой войны. Сохранились фотографии немецких войск под Берлином с флагами, украшенными свастикой. Возвращавшиеся с фронта солдаты и офицеры организовывали так называемые "свободные" или "добровольческие" корпуса (фрайкоры) со свастикой как отличительным знаком.
Свастика была принята и в реакционно-националистическом "обществе Туле" (Thule-Gesellschaft), организованном в 1918 году в качестве отделения Берлинского Тевтонского ордена (точнее: Германского ордена /Germanenorden/ - не путать с существующим по сей день рыцарски-монашеским Тевтонским, или Немецким, орденом /Deutscher Orden/ и созданным после первой мировой войны по образцу масонских лож "Младонемецким /Младотевтонским/ орденом" /Jungdeutscher Orden-/- прим. ред.). Программа его была сформулирована в откровенно реакционном, мистическом и антисемитском духе.
Показательно и само название тайного общества: "Туле" считается в идеологии "фелькише" легендарной отчизной германского народа, прародиной той нордической (северной) расы, что позднее распространилась по всему миру. Современные ученые отождествляют Туле, как правило, либо с одним из островов к северу от Шотландии, либо с частью Норвегии, реже - Гренландии. Членом "общества Туле" был и Рудольф Гесс, один из самых близких к Гитлеру партийеых функционеров.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.