О ВОЙСКЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
IV.Во что они были одеты.
1."Братья-рыцари":
"Братья-рыцари" Тевтонского ордена именовались в просторечии "белыми плащами", поскольку носили поверх одежды длинный белый плащ-мантию, или "господский плащ" (по-немецки: "герренмантель") без рукавов с черным орденским крестом (форма и размеры которого менялись с течением времени; размеры креста постепенно увеличивались) на левом плече ("напротив сердца"). Под белым "господским" плащом братья-рыцари носили в мирное время длинный "конвентуальный" черный кафтан (нем.: "конвентсрок"), а в военное время - надевавшееся поверх доспехов укороченное (доходившее до колен в XII-XIV и до середины бедер в XV-XVI вв.) белое полукафтанье (нем.: "ваппенорок" или "ваффенрок", франц: "сюрко") с черным крестом на груди и спине (также принимавшим со временем все большие размеры). Это белое полукафтанье вошло в употребление в период пребывания тевтонских рыцарей в Святой Земле, чтобы жаркое палестинское солнце не так накаляло рыцарские кольчужные доспехи.
Кроме плаща, кафтана и полукафтанья, в комплект обмундирования тевтонского "брата-рыцаря" входили:
1)две белые полотняные рубахи с длинными рукавами;
2)две пары белых полотняных подштанников (состоявшая из двух штанин и гульфика каждая);
3)две пары черных "штанов" (по две черных штанины и по гульфику в каждой паре);
4)черная куртка ("якка") с длинными рукавами (надевавшаяся поверх исподней полотняной рубахи и носившаяся в военное время под доспехами);
5)белая дорожная (походная) ряса (лат.: "каппа", нем.: "рейземантель") с черным крестом на груди и спине, длинными рукавами и капюшоном, именовавшаяся также "дождевиком" (нем.: "рейнмантель");
7)"зимнее" военное полукафтанье, подбитое черной овчиной или черным козьим мехом (нем.: "курсит");
8)"зимний" вариант белого "господского" плаща (также подбитый овчиной или козьим мехом).
"Зимние" полукафтанья и плащи были введены после переноса деятельности Тевтонского ордена из Святой Земли в суровые условия Прибалтики.
Тевтонские военные полукафтанья XII-XIV вв., доходившие до колен, в своей верхней части (до пояса) плотно прилегали к доспехам, расширяясь ниже пояса наподобие юбки.
Укороченные военные полукафтанья XV-XVI вв. тесно прилегали к нагрудникам (сменившим к тому времени кольчатую броню).
С введением цельнокованых ("белых") лат полукафтанья вышли из употребления, и орденский крест начали рисовать, а у Верховных магистров и высших должностных лиц ордена ("гебитигеров" или "гроссгебитигеров") - чеканить прямо на нагрудниках.
Кожаные башмаки и поясные ремни членов Тевтонского ордена были коричневого цвета. Таким образом, соблюдалось уставное требование ограничиваться употреблением только "церковных" цветов: белого, серого, черного и коричневого. Членам ордена запрещалось иметь какие-либо украшения на одежде, обуви, поясах, ножнах, древках копий, колчанах и шпорах. Запрещалось также украшать конскую сбрую. В то же время не сохранилось никаких упоминаний о наличии на копьях "братьев" Тевтонского ордена белых флажков-флюгеров с черными орденскими крестами (в то время как сохранились, к примеру, изображения рыцарей-тамплиеров с подобными копейными флажками).
В качестве головного убора тевтонские рыцари носили круглую шапочку белого цвета с плоским верхом (в Уставе им особо запрещалось ношение остроконечных головных уборов).
На основании сохранившихся изображений можно предположить, что в начальный период истории Тевтонского ордена его "братья-рыцари" носили "конвентуальные" кафтаны и шапочки серого цвета. Такие же серые круглые шапочки носили тевтонские "услужающие братья" ("сарианты") и "полубратья", о которых пойдет речь чуть ниже.
2."Братья-сарианты":
"Братья-сарианты" ("услужающие братья", лат.: "фратрес сервиентес", нем.: "сариантсбрюдер", "диненде брюдер" или просто "динер" - "буквально: "слуги") именовались в просторечии "серыми плащами" (нем.: "граументлер"), поскольку вместо белого "господского" плаща "братьев-рыцарей" ("герренмантеля") носили поверх одежды длинный плащ без рукавов серого цвета (нем.: "сариантсмантель").
Под серым плащом "сарианты" носили в мирное время длинный серый "конвентуальный" кафтан (нем.: "конвентсрок"), а в военное - серое полукафтанье-"ваффенрок" (становившееся, с течением времени, все короче, как и белое полукафтанье тевтонских "братьев-рыцарей"), надевавшееся поверх доспехов. Комплект обмундирования "братьев-сариантов" был аналогичен упомянутому выше рыцарскому (вплоть до "зимних" вариантов одежды, подбитых овчиной или козьим мехом).
Летом утепленные "зимние" плащи и полукафтанья сдавались на хранение ризничему (нем.: Trappier) Ордена; взамен них выдавались "летние" варианты тех же элементов орденского облачения.
Говоря об орденском облачении "братьев-сариантов", нам представляется необходимым подчеркнуть следующее обстоятельство.
Существует широко распространенное (как за рубежом, так и у нас в России) и глубоко укоренившееся (но от того не менее ошибочное) представление, будто бы "братья-сарианты" Тевтонского ордена носили на своих серых плащах и военных полукафтаньях (а согласно представлениям иных историков и особенно художников - даже на щитах, шлемах и конских попонах!) не "полный" (четырехконечный) черный орденский крест, а "половинный", "половинчатый" или "антониев" крест в форме буквы "Т" (по-гречески эта буква именуется "Тау", в связи с чем и означенный "полукрест" порой именуется "Тау-крестом"). Автор настоящего очерка должен покаяться перед уважаемыми читателями в том, что и сам долгое время разделял это ошибочное мнение.
В действительности тевтонские "братья-сарианты", подобно "братьям-рыцарям" и "братьям-священникам", вступавшие в Орден Пресвятой Девы Марии вместе со всем своим движимым и недвижимым имуществом, приносившим те же три монашеских обета нестяжания (бедности), послушания и целомудрия (безбрачия), являлись полноправными членами Ордена (хотя и не благородного происхождения - в отличие большинства - но не всех! - тевтонских "братьев рыцарей") и потому с полным на то правом носили на своих серых плащах и военных полукафтаньях (а также щитах, выкрашенных не в серый, а в тот же самый белый цвет, что и у "братьев-рыцарей") отнюдь не "полукрест", а "полный" черный орденский крест. "Тау-крест" носили на одежде не "сарианты", а "полубратья" (лат.: "семифратеры", нем.: "гальббрюдер") Тевтонского ордена, представлявшие собой совершенно иную категорию.
3."Полубратья".
"Полубратьями" ("гальббрюдерами", "семифратерами"))именовались лица, вступавшие в Орден вместе со всем своим имуществом и приносившие три вышеупомянутых монашеских обета, но не обязанные ордену военной службой, а посвящавшие себя хозяйственной деятельностью в орденских имениях и факториях (земледелию, скотоводству, торговле - например, янтарем, рыбой, зерном или скотом в прусских владениях ордена, и т.д.). Эти тевтонские "хозяйственники" носили одежду такого же серого цвета, что и "братья-сарианты", но иного покроя - кафтаны, более короткие, чем у "сариантов", и укороченные (до колен) серые плащи с рукавами и "половинным" черным "Тау-крестом" на левом плече. "Полубратья" призывались Орденом к оружию лишь в самых крайних случаях - например, при внезапном нападении неприятеля на орденские владения, в которых трудились эти "полубратья", или в случае острой нехватки живой силы (например, после серьезного поражения орденского войска, понесшего тяжелые потери). В обычное же время "полубратья" были освобождены от военной службы и формально в орденском войске не числились.
V.Горны, трубы и герольды.
Кроме сигналов, подаваемых знаменами-"баннерами", в орденском войске тевтонов подавались также звуковые (акустические) сигналы. Хронисты ордена упоминают подачу сигналов трубными (роговыми) звуками, например, к снятию лагеря, к выступлению в поход и т.д. По состоянию на 1422 г. в инвентарной описи Малой оружейной палаты Кенигсбергской комтурии Тевтонского ордена числился один боевой (или войсковой) горн, или рог (нем.: "геергорне"). Фанфары в описываемое время не упоминаются. В орденском войске имелись и "глашатаи" (по-русски: "бирючи"). В Правилах (54) о должности "глашатая" ("аусруфера") сказано, что в военном стане он должен располагаться рядом с маршалом ордена, и выкрикивать ("оглашать") приказы последнего, обязательные к выполнению для всех. В Правилах также неоднократно упоминаются "возгласы" глашатаев, поднимающих орденское войско тевтонов по тревоге при приближении неприятеля.
В орденских расходных книгах нередко встречаются записи вроде:
"Итого за 12 марок куплено 3 "швейка" ("швейками" назывались лошади низкорослой прусской породы - В.А.) для 3 трубачей, сопровождавших нашего Верховного магистра в рейсе (походе) нашего Верховного магистра" (нем.: Item XII m. vor III sweyken den III pfyfern gekouft dy mit unserm homeyster in dy reise zoegen).
Музыканты играли особенно важную роль в поддержании боевого духа воинов Ордена на марше и в лагере. Каждому орденскому воинскому контингенту было придано определенное число музыкантов. Трубачи (нем.: peiper, pypir, pyper, pipir, pfyfer, spillute) сопровождали также отряды военного ополчения подчиненных ордену городов (судя, например, по "Военной книге" г. Эльбинга за 1383-1409 гг.).
Контингенты съезжавшихся на подмогу Ордену европейских крестоносцев также имели в своем составе трубачей, а в некоторых случаях - также литаврщиков. Трубач приехавшего в Пруссию для участия в крестовом походе француза Жана де Блуа был даже облачен своим богатым сеньором в рыцарские латы. Необходимо заметить, что нам точно не известно, на каких именно инструментах играли упоминающиеся в орденских хрониках "трубачи".
Под "трубачами" ("пейперами", "пипирами", "пфифирами", "пфейферами", "шпиллейтами") могли подразумеваться не только горнисты, но даже флейтисты или волынщики. В тевтонских "рейсах" знатные европейские крестоносцы участвовали в сопровождении своих герольдов и декламаторов (в качестве важных свидетелей, всегда готовых подтвердить и воспеть подвиги своих сеньоров). По некоторым данным, при дворе Гохмейстера Тевтонского ордена Пресвятой Девы Марии в гг. Мариенбурге-на-Ногате и Кенигсберге имелся особый орденский герольд. Точных доказательств на этот счет не существует. Однако совершенно точно доказано существование, по крайней мере, в 1388 г., герольда Верховного Магистра. Звали этого герольда Варфоломей (Бартоломеус) Лютенберг.
Здесь конец и Господу нашему слава!
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.