Об Аристокле, сыне Аристона.


Философы, составляющие высший слой правящего "класса" политии, должны вести созерцательный образ жизни и заботиться о разработке, лучшем понимании и проведении в жизнь справедливого и разумного. Чтобы полностью посвятить себя служению справедливости, они не должны иметь ни собственности, ни семьи, которые, по мнению Платона, порождают алчность, эгоизм и ослабляют единую волю державного полиса. Философы, правители государства, живут совместно на государственном содержании (то есть на содержании трудящегося населения), не имеют денег и питаются за общим столом, будучи избавлены от всяких забот и тревог материальной жизни.

Второй слой правящего "класса" политии Платона, как уже говорилось выше, составляют воины, поддерживающие внутренний порядок в государстве и охраняющие его от покушений извне. Подобно философам, воины также не имеют ни собственности, ни семьи.

Философы и воины вместе составляют правящий класс идеального, самодостаточного, самоконтролируемого государства Платона.  Жены и дети членов этого правящего "класса" также содержатся за счёт общества (государства). Браки строго регулируются, дети не знают ни отца, ни матери, чтобы государство могло быть единой семьей.

Особого внимания заслуживает точка зрения Платона на женщин. По его мнению, разница между мужчиной и женщиной в том, что существо женского пола рожает, а существо мужского пола оплодотворяет. При этом Платон подчеркивает, что "это вовсе не доказывает отличия женщины от мужчины в отношении к тому, о чем мы говорим. Напротив, мы будем продолжать думать, что у нас и стражи, и их жены должны заниматься одним и тем же делом".   

Браки в политии Платона регулируются государством. Регулируется также деторождение. "Дети у всех общие, ни родители не знают детей, ни дети родителей". Слабые дети уничтожаются при рождении, а здоровые передаются на воспитание в воспитательные дома.
По поводу воспитания детей Платон замечает: "С самых ранних лет нужно сажать детей на коня, а когда они научатся ездить верхом, брать их для наблюдения войны; таким образом дети всего лучше присмотрятся к военному делу, а коли понадобится, наверняка спасутся, следуя за старшими наставниками".

Второй "класс" политии Платона составляет основная масса граждан – земледельцы, купцы, ремесленники и др., объединяемые в "Политии" под общим термином "демиурги" ("ремесленники"). "Демиурги" имеют частную собственность и семью, и их образ жизни лишь в общих чертах регулируется государством. "Депмиурги" не имеют права выбора спутника (спутницы) жизни. Их браки - для мужчин в возрасте от 30 до 35, женщины - в возрасте от 16 до 20 лет - контролируются женским советом, так, чтобы прирост населения постоянно оставался на одном уровне, и неравные браки строжайше запрещаются. Сами "демиурги" принадлежат государству и распределяются по 13 производственным округам.

"Попечение" над ремесленным "классом" вверено специальным государственным чиновникам ("агораномам"), которые одновременно регулируют и рыночные отношения. Денежное обращение и богатство в "Политии" Платона заключены в достаточно узкие рамки. Мысли и желания граждан также регулируются законом. В качестве постоянного надзорного органа учреждается Ночной совет, и наблюдатели за соблюдением законов (своего рода тайная полиция, являющаяся одновременно полицией нравов). Доносительство всемерно поощрялось, обо всех нарушениях каждому гражданину следовало незамедлительно сообщать властям.
 
Как уже говорилось выше, собственность и семья отсутствуют только в двух слоях высшего, правящего "класса" политии Платона – "стражей" (философов и воинов). Остальная же масса населения - управляемые "демиурги" - сохраняет частную собственность и семью, подчиняется руководству высших сословий и своим трудом доставляет государству необходимые материальные блага. Полития Платона не исключает и рабства в собственном смысле слова.

Полития Платона имеет много сходного со спартанской "общиной равных". Афинские аристократы, в том числе Платон и Ксенофонт, питали большое расположение к спартанским порядкам и идеализировали последние, как позволившие спартанцам создать самую мощную военную державу классической Греции, на протяжении веков сохранявшую внутреннюю стабильность.

Вопросов государственного устройства Платон касается и в двух своих известных диалогах – "Тимей" и "Критий", в которых он также затрагивает тему Атлантиды – огромного древнего островного города-государства, якобы в незапамятные времена воевавшего с предками афинян и затонувшего в море в результате "гнева богов" на "нечестие" его обитателей (чудовищной стихийной катастрофы). Именно со слов Платона мир впервые узнал об Атлантиде.

Согласно Платону, 12 000 лет назад в Атлантическом океане, непосредственно за "столпами Геракла» (Гибралтарским проливом), находился огромный остров. Он изобиловал природными богатствами и был населен весьма многочисленным и могущественным народом – атлантами, правители которых долгое время вели успешные завоевательные войны на Западе и на Востоке. Народ атлантов воздвиг большие города с великолепными постройками, их властители владели несметными сокровищами. Вскоре после войны с предками афинян, неудачной для атлантов, и освобождения древними афинянами, в союзе с египтянами, всего Средиземноморья от ига атлантов, Атлантида со всеми своими жителями в течение всего 1 дня и 1 ночи погибла, опустившись на дно океана. А праафинский народ – победитель атлантов – живший в Греции, в один день и одну ночь исчез, провалившись в землю, так же как и остров Атлантида, погрузившийся в море.

В заключении сохранившейся части диалога Платона "Критий" подчеркивается причина ужасной катастрофы, постигшей Атлантиду – род атлантов выродился, потеряв, вследствие смешения с другими народами, чистоту своей крови, божественная природа атлантов (потомков морского бога и основателя царского рода атлантов Посейдона) распылилась среди общечеловеческой, наступило безмерное растление нравов, не стало меры беззаконию и насилию. Тогда верховный бог Зевс решил наказать жителей Атлантиды. В силу каких причин вслед за атлантами погибло "идеальное государство" главных соперников атлантов - платоновских праафинян - остается неясным, поскольку окончание рукописи "Крития" до нас не дошло.

Повествуя об Атлантиде, сам Платон ссылался на семейное предание, согласно которому упоминавшийся выше предок Платона по матери, афинский законодатель Солон (годы жизни 640-559 до Р.Х.) узнал о ней от древнеегипетских жрецов. Уже в Античности одни ученые верили повествованию Платона об Атлантиде, другие (в том числе его ученик Аристотель) считали Атлантиду чистым вымыслом Платона, специально придуманным последним для пропаганды и подтверждения своих социально-экономических и политических идеалов, которым вполне соответствовал описанный им в предании об Атлантиде общественный строй древних афинян, "подозрительно", по их мнению, похожий на придуманный Платоном в упомянутом нами выше трактате "Полития" строй идеального, по мнению философа, государства. Особенно подробно это праафинское "идеальное государство" было описано Платоном в его диалоге "Критий".

В конце жизни Платон написал еще один социально-политический диалог – "Законы", в котором представил набросок "второго по совершенству (по сравнению с "Политией") государства". В "Законах" сын Аристона несколько ослабил или смягчил многие положения "Политии", но идеи государственной централизации и общности - "платоновский тоталитаризм" остались без изменений.

"Кто по мере сил содействует правителям в осуществлении наказаний, тот человек совершенный и великий для государства" (Платон. Законы. V, 730).

Законы идеального государства запрещают гражданам выезжать за пределы своего государства в возрасте до 40 лет, а затем - только по разрешению властей.

"Вернувшись на родину, эти люди укажут молодым, что законы, определяющие государственный строй иных государств, уступают нашим" (Платон. Законы. XII).

Никто не должен пить вино. Поэты не могут распространять стихи, не одобренные "наблюдателями". Запрещено отдавать деньги в рост. Запрещается вывозить валюту государства. Ни один гражданин не вправе держать какие-либо святыни в своем жилище. Ложные верования относительно Бога и невидимого мира рассматриваются как преступление. Тот, кто их придерживается, подвергается наказанию.   

Цель Платона заключалась в том, чтобы сделать людей благими - в том смысле, в каком он понимал благо.

Рабовладельческий характер платоновского "идеального государства" сохраняется как в "Политии", так и в "Законах". Платон подчеркивает принципиальное различие между рабами и господами. "Ведь рабы никогда не станут друзьями господ, так же как люди негодные не станут друзьями людей порядочных, хотя бы они занимали равнопочетные должности. Ибо для неравных равное стало бы неравным, если не соблюдена надлежащая мера".

В "Законах" Платон также советует не иметь рабов одной и той же национальности, насколько это возможно, а иметь рабов, говорящих на разных языках, чтобы они лучше переносили рабство, не могли сговориться между собой и подняться на восстание, ибо, по мнению Платона, рабы – это такая собственность, обладание которой влечет за собой много неприятностей. "Ведь рабы никогда не будут друзьями своих господ".

Следующее за рабами место (если смотреть "снизу вверх") в социальной иерархии в "Законах" занимают крестьяне и ремесленники-"демиурги".

Как в "Политии", так и в "Законах" платоновское "идеальное государство" является государством аграрным. Основной хозяйственной деятельностью в нем является земледелие и натуральное, безденежное, хозяйство, а торговля и денежное обращение сведены почти что на нет. Как писал Платон: "В нашем государстве должны быть только доходы, доставляемые земледелием; да и из них лишь такие, приобретение которых не принуждает пренебрегать тем, для чего собственно и нужно имущество".
Страницы: 1 2 3 4


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Об Аристокле, сыне Аристона."

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Ильин, Иван, к 130-летию со дня рождения русского философа
  • - Сократ, философ
  • - В Афинах похитили священное дерево Платона
  • - Ода на смерть колобка
  • - Павел Дионисиевич, галицкий боярин
  • - БОЖЬЯ ЗАПОВЕДЬ
  • - Письмо Екатерины II князю Г. А. Потемкину с высказыванием обеспокоенности по случаю неполучения от него известий о присоединении Крыма
  • - Иванов-Слепой, Димитрий Данилович, окольничий


  • Название статьи: Об Аристокле, сыне Аристона.


    Источник статьи:  


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Страницы: 1 2 3 4
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru