Об Аристокле, сыне Аристона.
Вольфганг Акунов
ОБ АРИСТОКЛЕ, СЫНЕ АРИСТОНА.
"Платонова система идей, существующих в себе вне материальных вещей, вечна, неизменна и независима от материального мира... Это вовсе не химера, прихоть, каприз, произвол или фантазия, а то, что вызывает восхищение человеком античности, который смог дойти до самой крайней степени отвлеченности, распознать сущность вещей и подвести наше сознание к восприятию абстрактной сущности красоты и уродства, добра и зла, истины и лжи...И теперь, когда идеи Платона считаются ложными, ясно одно, что любое абсолютное отрицание и утверждение само себя перечеркивает".
Граф Джакомо Леопарди. Дневник размышлений, 1812-14.
Знаменитый древнегреческий философ Платон, гражданин Афинского полиса (города-государства), друг знаменитого полководца и политика Аликивиада, любимый ученик философа Сократа, безвинно осужденного на смерть "столпами" афинской демократии, родился в семье афинских аристократов - Аристона (имя которого в переводе означает "лучший" или "благородный") и Перектионы 7 таргелиона (по-нашему - 21 мая) 427 и умер в тот же день 7 таргелиона 347 года до Р.Х., 80 лет от роду. Согласно древнегреческим поверьям, именно 21 мая на острове Делос родился солнечный бог Феб-Аполлон.
Платон происходил по отцу из старинного аристократического рода Кодридов, стоявшего у колыбели афинского полиса (предок Платона Кодр был, по преданию, последним царем Афин, добровольно пожертвовавшим собой ради спасения родного города), а по матери - от известного афинского политического деятеля и земельного реформатора Солона, и находился в родстве с видными представителями лучших афинских семейств, потомков древнейшей землевладельческой аристократии.
Настоящее имя Платона было также весьма "аристократическим" - Аристокл. "Платоном" ("широкоплечим") он был прозван за свое могучее телосложение, унаследованное от благородных воинственных предков и доведенное Аристоклом до совершенства постоянными физическими упражнениями.
Дядей Платона был другой ученик Сократа, Критий (имя которого благодарный племянник увековечил в названии одного из своих известнейших диалогов), глава антидемократического режима так называемых "Тридцати тиранов" (в число которых входил и другой брат матери Платона - Хармид), ненадолго свергнувшего демократический строй в Афинах в период Пелопоннесской войны Афин со Спартой за власть над Грецией (431-404 гг.). Тридцать тиранов" пришли к власти на волне справедливого возмущения широких масс населения Афин бездарным военным руководством демократов, поставивших Афинскую державу на грань тотальной военно-политической катастрофы. Характерной для атмосферы, в которой рос и формировался Платон, представляется надпись на памятнике, поставленном аристократами в честь Крития и его друзей:
"Это надгробный памятник смелым людям, которые хотя бы краткое время дерзко противились проклятому афинскому народу" (или, в другом варианте прочтения: "Это надгробный памятник отважным мужам, которые, пусть на краткое время, смирили буйную наглость проклятого афинского народа").
Платон получил прекрасное образование. Он обладал выдающимся литературным и политическим талантом, писал эпиграммы, дифирамбы и даже трагедии. Знакомство с философом Сократом направило Платона на путь серьезного изучения философии. После казни Сократа (399 г.), облыжно обвиненного афинскими демократическими властями в "нечестии" и "отвращении молодежи от веры в богов", Платон уехал из Афин, посетил Кирену (греческий город-государство в Северной Африке) и Египет, где обучался в течение тринадцати лет, подобно другим греческим мудрецам - Фалесу и Пифагору (который провел там двадцать лет, обучаясь в храмах). Их сочинения, ставшие фундаментом для всей европейской мысли, основывались в значительной степени на тайных египетских знаниях. Ученые отмечают большое сходство между египетскими текстами Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего Гермеса, как эллины именовали древнеегипетского бога Тота) и многими отрывками из сочинений Платона, в частности, из его знаменитого диалога "Тимей".
Через несколько лет после возвращения из Египта сын Аристона Аристокл направился в Южную Италию, где свел знакомство с некоторыми философами школы пифагорейцев. В возрасте 40 лет Платон был приглашен на Сицилию ко двору тирана города Сиракуз – Дионисия Старшего - в качестве "учителя мудрости".
По возвращении в Афины (388 г.) Платон в 387 году основал Академию – философскую школу, названную так по имени героя Академа. Академия Платона была не столько школой в собственном смысле, сколько собранием друзей-учеников. В 60-х гг. IV в. д.Р.Х. Платон еще раз ездил на Сицилию, где тогда тираном в Сиракузах был сын Дионисия Старшего, Дионисий Младший. 7 таргелиона 347 года Платон умер в Афинах. Его произведения имели огромное значение не только для истории философии, но и для истории социально-политической. Свои социально-политические взгляды Платон изложил в двух произведениях: "Полития" (известном также под названием "Республика" или "Государство") и "Законы", которые мы подробнее рассмотрим ниже. Платон являлся убежденным и последовательным противником демократии, и потому его произведения дают хотя и яркую, но тенденциозную картину современной ему политической жизни. В числе пороков, присущих, по его мнению, демократии, Платон особенно осуждал "театрократию" ("власть театра", или "одержимость театром" - аналогом нынешних "масс медиа", или "индустрии развлечений"), как своего рода повальную болезнь, охватившую Афинский город-государство.
В своих философских воззрениях Платон испытал большое влияние идей древнегреческого философа Парменида (жившего около 500 г. Д.Р.Х.), автора поэмы "О природе",главы Элеатской школы в Великой Греции, учившего о неизменности и вечности мира, о тождестве мира (бытия) и мышления. Он учил, что без бытия нет и мышления, ибо мышление не что иное, как бытие. В мире не существует ни прошлого, ни будущего, есть лишь одно настоящее – мысль. Наряду с действительным миром, постигаемым разумом, существует еще другой мир – мир явлений, воспринимаемый нашими чувствами. Мир явлений есть несовершенный мир. В преодолении чувственного мира и погружении в сверхчувственный мир разума и заключается задача, ценность и цель философии.
Платон, живший в период острой классовой борьбы в Афинах, не без веских оснований считал, что демократия ведет Афинское город-государство (полис) к гибели. Он создал проект идеального государства, соответствующий классовым интересам аристократии (о нем мы подробнее расскажем ниже). Власть в "идеальном государстве" Платона принадлежит мудрецам-философам. Ниже философов в государственной иерархии стоят "воины" ("стражники", "стражи"), предназначенные для подавления возможных бунтов и мятежей основной массы населения, и для ведения войн с внешним противником. Подобно другим греческим мыслителям, Платон утверждал естественное состояние войны между греками (эллинами) и "варварами" (не греками). Он считал, что для грека свобода – органическая потребность, тогда как варвару она не свойственна и не требуется для жизни. Таким образом, он обосновывал господство эллинов над варварами как естественный закон природы.
Платон утверждал, что борьба против варваров, всякие военные действия против них есть вполне законный способ приобретения добычи – рабов и имущества, и считал такую войну по природе своей справедливой. В своем "Государстве" Платон посвятил целую главу обоснованию теории о допустимости и правомерности войн греков с варварами. В то же время Платон не допускал войны и столкновения между самими греками и считал это "домашними делами", "возмущением» среди эллинов". "Мы скажем, - писал Платон, - что греки по природе ведь друзья", и всякие раздоры между ними следует оплакивать.
Настоящая же война возможна только против варваров. Весь характер изложения "военной теории" Платона свидетельствует о том, что он все народы, не принадлежащие к эллинам, рассматривает как "варваров", война с которыми является естественным явлением в жизни эллинов. Однако Платон был вынужден признать допустимыми войны и между греками, в случае, если только такие войны, по его мнению, вызываются необходимостью, а именно: "чтобы у нас (эллинов – В.А.) достаточно было земли пахотной и для пастбищ".
Платон написал много сочинений на разные, большей частью философско-этические темы. В большинстве платоновских произведений (написанных в форме диалогов) главным действующим лицом является его друг и учитель Сократ. Из платоновских диалогов известны "Апология Сократа", "Протагор" (о добродетели), "Горгий" (о красноречии), "Пир" (о любви), "Федон" (о бессмертии), "Тимей" (о мироздании), "Критий" (о повиновении законам) и др. Уже упомянутые нами выше специальные трактаты "Полития" и "Законы" посвящены исследованию природы идеального государства.
Изложение философии Платона представляет многочисленные трудности. Платоновская система в высшей степени сложна, противоречива и изложена образным, поэтическим языком, трудным для передачи и точного понимания мысли автора. Да и сам Платон, как известно, несколько раз пересматривал, дополнял и изменял свои взгляды.
В немногих словах, учение о мироздании Платона можно свести к следующему. Окружающий нас реальный мир не есть истинный мир. Это лишь бледное отражение действительного, сверхопытного мира идей, интуитивно постигаемых нашим интеллектом. Самый опыт (реальный мир) может быть понят и изучен только через посредство сверхопытных идей, без которых вообще не существует ни мысли, ни жизни. Идеи или понятия присущи нашему сознанию как таковому. Опыт же только делает их прозрачными, обнаруживающимися в логических суждениях и представлениях. Содержание идей нечто постоянное, между тем как содержание опыта изменчиво и зависти от психофизической организации познающего субъекта. Действительные истины – только одни идеи – "эти неподвижные полюсы в вечно меняющемся потоке явлений".
Опыт лишь несовершенно отражает в себе высшие образы (идеи), стоящие вне времени и пространства, недоступные восприятию, но созерцаемые чистым разумом (мышлением). Отсюда высокая оценка Платоном разума (нус), связующего опытный мир разрозненных явлений (апейрон) с потусторонним миром идей, бледной копией которого является окружающий нас реальный мир. Сам по себе реальный мир как бы не существует, он получает свой оформление лишь через посредство разума, превращающего материальный хаос (апейрон) в стройную систему (космос).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.