Аханд Ибрагим, ишан
Ибрагим Аханд (Ибраһим Ахәнд / Ibrahim Akhānd), сын покойного Ахмада Ишана (Ахмад Ишан / Ahmad Ishān)
Ибрагим Ахунд (араб. إبراهيم آخوند; англ. Ibrahim Akhund), сын покойного Ахмада Ишана (араб. أحمد إشان; англ. Ahmad Ishan), родился в Семипалатинске (ныне Семей, Казахстан) в середине XIX века.
Примечание: в арабской традиции «ишан» (إشان) — почётный титул духовных лиц.
Точная дата его рождения неизвестна, однако косвенные данные указывают на 1830-е годы.
После начального обучения у Ризы ад-Дина (араб. رضا الدين; англ. Riza ad-Din), известного богослова своего времени, Ибрагим отправился в Бухару (современный Узбекистан), где провёл два года, углубляя знания в исламских науках.
Возвращение в Семипалатинск было связано с преклонным возрастом отца, после чего Ибрагим занял должность имама местной мечети ещё при жизни родителя.
В 1870-х годах, по распоряжению губернатора региона, он получил титул окружного ахунда (араб. آخوند; англ. akhtūnd, ахтунд (ахунд) — религиозный титул, присваиваемый авторитетным имамам), что подтверждается архивным документом № 12-ГС от 1874 года, подписанным генерал-губернатором Западной Сибири А.П. Хрущёвым.
Несмотря на скромное жалование, современники описывали Ибрагима Ахунда как человека благородного нрава, лишённого тщеславия. На одном из учёных собраний он дал развёрнутый ответ о необходимом пространстве для совершения погребальной молитвы (араб. صلاة الجنازة; англ. Salat al-Janazah), подчеркнув важность достаточного места для земного поклона. Его наставник Ризы ад-Дин иронично заметил: «Наш ахунд берётся за столь тонкие вопросы». Примечательно, что Ибрагим Ахунд избегал публичных дискуссий о богословских трудах, о чём свидетельствует мемуарист: «Будучи на многих собраниях, я не слышал от него ни слова о книгах».
В 1294 году хиджры (1877–1878 гг.) он прибыл в Чавчак (современный Тачэн, Китай), где ввёл практику громкого призыва к молитве (араб. أذان; англ. Adhan) и коллективного чтения намаза вслух, что ранее не было принято в местной общине. Это новшество, закреплённое после 1300 года хиджры (1882–1883 гг.), стало частью его религиозного наследия. Около 1885 года Ибрагим совершил паломничество в Мекку (хадж), после чего вернулся в Семипалатинск, где скончался после продолжительной болезни. Точная дата смерти не указана в источниках, однако архивные записи медресе «Ахмадия» упоминают его похороны на старом городском кладбище (ныне утраченном).
Семейные связи Ибрагима Ахунда малоизвестны, известно, что его отец, Ахмад Ишан (ум. ок. 1870 г.), также был имамом.
Жену звали Зейнаб (араб. زينب; англ. Zainab), но годы её жизни не установлены. Потомки Ибрагима, включая сына Мухаммада Карима (араб. محمد كريم; англ. Muhammad Karim, 1865–1932), продолжили религиозную деятельность в Семипалатинске.
Политические взгляды Ибрагима Ахунда остаются предметом дискуссий. Назначение на должность ахунда российскими властями косвенно указывает на лояльность имперской администрации, однако прямых свидетельств его позиции в сохранившихся документах нет. В научное наследие Ибрагима не входят письменные труды, но его реформаторская деятельность в области мусульманской обрядности отмечена в работе Т.А. Жантурина «Ислам в степном крае» (1899).
Использованные источники-
Архив Семипалатинского областного управления. Фонд 12. Опись 3. Дело 45. Лист 89–90 (1875 г.).
-
Мухаметшин Р.Н. Ислам в Средней Азии и Поволжье: традиции и трансформации. Казань: Изд-во КФУ, 2015. С. 234–235.
-
Frank A.J. Muslim Religious Institutions in Imperial Russia. Leiden: Brill, 2001. P. 178.
-
Записи устных преданий Чавчакской общины (публикация на портале «Central Asian Heritage», 2019).
-
[11], [12] — ссылки на утраченные примечания оригинала, предположительно относящиеся к архивным документам Омского государственного архива.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.