Амброж Антон, капельмейстер
Жизнь и творчество военного капельмейстера и композитора Австро-Венгерской империи Антона Амброжа
Антон Амброж (Ambrosch (Ambrož), Anton (Antonín, Antal); Ambrož), известный также как Антонин Амброж, Антал Амброж и Антонио Амбрози (после германизации – Антон Амброш), был выдающимся военным капельмейстером и плодовитым композитором Австро-Венгерской империи. Его богемское происхождение сочеталось с активной карьерой во второй половине XIX века, где он зарекомендовал себя как ключевая фигура в военно-музыкальной среде. Прежде всего, он был военным капельмейстером и внес значительный вклад в репертуар военных маршей, которые звучали по всей империи.
Антон Амброж родился 6 апреля (или 7 апреля) 1839 года в городе Гумполец, Богемия, которая в настоящее время входит в состав Чешской Республики. Его отцом был Августин Амброж, мастер по изготовлению сукна, а матерью – Мария Амброж, урожденная Прхал.
Семья Амброж исповедовала римско-католическую веру. Начальное музыкальное образование Антон получил от Яна Павлиса в Праге.
С 1852 по 1858 год он продолжил свое обучение в Пражской консерватории, где изучал игру на тромбоне под руководством Йозефа Кайла. Согласно немецкой Википедии, его основными предметами также были композиция и оркестровое дирижирование , что указывает на всестороннюю музыкальную подготовку, необходимую для руководства военными оркестрами. Престижное образование в Пражской консерватории, одном из значимых центров музыкального образования в Австро-Венгрии, под руководством известных педагогов, таких как Павлис и Кайл, заложило прочный фундамент для его будущей карьеры военного капельмейстера и композитора.
В 1858 году Антон Амброж непродолжительное время работал театральным музыкантом в Праге. Этот ранний опыт работы в профессиональной музыкальной среде, вероятно, способствовал развитию его исполнительских навыков и пониманию оркестрового дела. Однако уже 7 июня 1859 года он начал свою службу в качестве военного капельмейстера в 29-м егерском батальоне. Для этого батальона он написал собственный полковой марш , что свидетельствует о его ранней преданности службе и композиторском таланте. Он оставался капельмейстером этого батальона до 31 декабря 1867 года. Австрийский биографический словарь также подтверждает, что его служба в этом подразделении продолжалась до 1867 года. 1 января 1868 года Амброж перешел на службу в 5-й артиллерийский полк в качестве капельмейстера.
Этот переход мог быть связан с карьерным ростом или желанием попробовать себя в другом роде войск. Однако артиллерийские оркестры были расформированы уже к 1 марта 1868 года , что, вероятно, стало неожиданным поворотом в его военной карьере. Тем не менее, уже 1 августа 1868 года он занял должность капельмейстера в 57-м пехотном полку. Его быстрое повторное назначение на должность капельмейстера после расформирования артиллерийских оркестров подчеркивает его ценность и репутацию в военно-музыкальной сфере. Он служил в этом полку, который дислоцировался в различных городах империи: Пеште, Вене, Кайзереберсдорфе под Веной, Ольмюце, Троппау и Кракове.
Антон Амброж оставался на службе в 57-м пехотном полку до своей смерти, которая наступила 28 марта (немецкая Википедия указывает дату смерти 27 марта 1886 года) 1886 года в Кракове, Галиция (ныне Польша). Сведения о его службе также содержатся в записях Пенсионного фонда военных капельмейстеров, одним из основателей которого он стал 1 февраля 1861 года. В одном из источников упоминается Антон Амброж как капельмейстер 57-го пехотного полка с 1868 по 1886 год, после которого эту должность занял Эмануэль Жеровницкий (1886-1909), что подтверждает хронологию его службы.
Хотя Амброж написал марш для 83-го пехотного полка , его основная и продолжительная служба была связана именно с 57-м полком. Должность военного капельмейстера в Австро-Венгерской армии была значимой, обеспечивая музыкальное сопровождение церемоний, парадов и поднимая боевой дух войск. Карьера Амброжа, включавшая службу в различных частях империи, отражает типичные перемещения военных подразделений. Сочинение собственного полкового марша для первого места службы свидетельствует о его ранней преданности своему делу. Долгий период службы в 57-м пехотном полку указывает на стабильный и успешный этап его карьеры, в течение которого он создал большую часть своих музыкальных произведений.
Наиболее известным произведением Антона Амброжа является «Гарнизонный дефилирмарш» (Garnisons-Defiliermarsch), также известный как «Марш 57-го полка» («57er Defiliermarsch»), который сегодня называется «Парадный дефилирмарш» (Parade-Defiliermarsch).
Этот марш пользовался большой популярностью, особенно в его родной Богемии и Австрии , и до сих пор считается одним из наиболее часто исполняемых маршей. Немецкая Википедия отмечает, что вторая часть этого марша также встречается в марше Антона Розенкранца «Mit Sack und Pack», а последняя часть – в собственном «Артольд-марше» Амброжа. Это может указывать на заимствования или общие музыкальные идеи среди военных капельмейстеров того времени, что свидетельствует о тесном музыкальном сообществе и, возможно, общих исполнительских практиках или исходных материалах. Амброж также написал «Артольд-марш» (Arthold-Marsch) и «Перпич-марш» (Perpić-Marsch), оба посвященные командирам 57-го пехотного полка, полковнику Йоганну Артольду и полковнику Йоганну Перпичу соответственно. Эти посвящения подчеркивают его профессиональные отношения с вышестоящими офицерами и, вероятно, были знаком уважения к их руководству. Среди других его маршей: «Марш эрцгерцога Иоганна» (Erzherzog-Johann-Marsch), «Дирекция прямо!» (Direktion geradeaus!), «Марш эрцгерцога Карла Фердинанда» (Erzherzog-Carl-Ferdinand-Marsch), «Марш великого герцога Мекленбург-Шверинского» (Großherzog von Mecklenburg-Schwerin-Marsch) и «Инспектирский марш» (Inspizierungs-Marsch), посвященный визиту эрцгерцога Йозефа в 37-й пехотный полк. Названия этих маршей предполагают, что они были написаны для особых случаев или в честь выдающихся личностей Австро-Венгерской аристократии и армии. В его творческом наследии также значатся: Юбилейный марш (Jubiläums-Marsch); Бероссини-марш (Berussini-Marsch); Эмиль-марш (Emil-Marsch); Германстальский марш (Hermannsthaler-Marsch); Марш Святого Женуа (St. Gennois-Marsch); Марш 29-го егерского батальона (Marsch des 29. Feldjägerbataillons); Дефилирмарш К. К. ИР 83 (Defiliermarsch des K. K. IR 83); Полька-мазурка «Адельгейд» (Adelheid, Polka-Mazurka); Полька-мазурка «Роза» (Rosa, Polka-Mazurka); Полька-мазурка «Вильгельмина» (Wilhelminen-Polka-Mazurka). Немецкая Википедия предоставляет более обширный список его сочинений для духового оркестра, включая «3-й дефилирмарш» (3er Defilier-Marsch), «Фройденфест-марш» (Freudenfest-Marsch), «Смело вперед» (Mutig voran) и «Траурный марш» (Treurmarsch). Следует отметить, что это более полный список из авторитетного источника. Амброж также написал польскую польку для фортепиано под названием «В военном казино» (Im Militärcasino), также известную как «Ольмюцкое военное казино» (Olmützer Militär-Casino). Немецкая Википедия также упоминает «Реванш-балл, полька-франсез» (Revanche-Ball, Polka française). Некоторые из его произведений были опубликованы , что позволило его музыке достичь более широкой аудитории и обеспечить ее сохранность.
В 1873 году, во время визита персидского шаха в Вену, оркестр под руководством Амброжа выступал во дворце Шёнбрунн. Это престижное выступление свидетельствует о высоком качестве и репутации его военного оркестра, который был выбран для развлечения высокопоставленного гостя.
В 1861 году Антон Амброж женился на Геновеве Людвик. Согласно немецкой Википедии , у них было по меньшей мере четыре сына, один из которых умер в возрасте пяти лет. Однако имена и точные даты рождения и смерти его детей в предоставленных источниках не указаны.
Антон Амброж скончался 28 марта 1886 года в Кракове, Галиция (ныне Польша). Место его захоронения в предоставленных источниках не упоминается.
Учитывая его смерть в Кракове, где дислоцировался его полк, весьма вероятно, что он был похоронен именно там. Раковицкое кладбище в Кракове является значимым местом захоронения многих выдающихся личностей XIX века, включая деятелей польской истории, искусства и культуры, и, учитывая, что 1886 год входит в этот период , оно представляется вероятным местом его упокоения.
Его «Парадный дефилирмарш» до сих пор пользуется популярностью, особенно в Чехии и Австрии , что свидетельствует о влиянии его музыки в регионах, с которыми он был связан. Его жизненные даты сохранились в записях Пенсионного фонда военных капельмейстеров, одним из основателей которого он стал 1 февраля 1861 года. Этот факт демонстрирует его заботу о благополучии своих коллег-музыкантов.
Использованные источники:
Československý hudební slovník osob a institucí (ČHS).
Suppan, Wolfgang; Suppan, Armin. Das Neue Lexikon des Blasmusikwesens.
Suppan, Wolfgang. Das neue Lexikon des Blasmusikwesens (3rd edition).
Suppan, Wolfgang. Lexikon des Blasmusikwesens (2nd edition).
Branberger, Johann. Alphabetisches Verzeichnis der Absolventen des Prager Konservatoriums für Musik und der alten Orgelschule (1911).
Anzenberger-Ramminger, Ernst; et al. Märsche der k. u. k. Zeit (2004).
Anzenberger, Franz. Article in Österreichische Blasmusik 53, 2005, H. 2, S. 15.
Rameis, Emil. Die Österreichische Militärmusik : von ihren Anfängen bis zum Jahre 1918.
Ambrosch (Ambrož), Anton (Antonín, Antal) - Österreichisches Biographisches Lexikon.
German Wikipedia article on Anton Ambrož (de.wikipedia.org/wiki/Anton_Ambrož).
Riemann Musiklexikon.
Meyers Konversations-Lexikon.
Дополнительная информация предоставлена Богумилом Пешеком (Прага), Военным архивом (Вена) и приходом Гумполец, Чехия.
Сочинения Антона Амброжа для духового оркестра
| Название (Title) | Примечания (Notes) |
| 3er Defilier-Marsch | |
| 29. Feldjäger-Bataillon-Marsch | Написан для 29-го егерского батальона |
| 37er Regimentsmarsch (Inspizierungs-Marsch) | Написан по случаю инспекции 37-го пехотного полка эрцгерцогом Йозефом Карлом Людвигом Австрийским |
| 83er Defilier-Marsch | |
| Arthold Marsch | Посвящен полковнику Йоганну Артольду, командиру 57-го пехотного полка (1884–1889) |
| Berossini-Marsch | |
| Direktion gradaus! | |
| Erzherzog-Carl-Ferdinand-Marsch | Посвящен владельцу иностранного полка |
| Erzherzog-Johann-Marsch | |
| Freudenfest-Marsch | |
| Friedrich Großherzog von Mecklenburg-Schwerin-Marsch | Посвящен владельцу иностранного полка |
| Hermannsthaler Marsch | |
| Jubiläums-Marsch | |
| Mutig voran | |
| Parade-Defilier-Marsch (Garnisons-Defiliermarsch, 57er Defiliermarsch) | Наиболее известное произведение |
| Perpic-Marsch | Посвящен полковнику Йоганну Перпичу, командиру 57-го пехотного полка (1882–1884) |
| Soldatenfreund-Marsch | Посвящен Генриху Австрийскому |
| St. Genois-Marsch | |
| Treurmarsch |
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.