Андун, посольство
Андун (安敦) и «римское посольство»
Андун (安敦) из Дацинь (大秦).
В 166 году двор императора Хуана принял посольскую миссию, заявлявшую о своем прибытии от Андуна, правителя далекого западного государства Дацинь (предположительно античная Римская империя). Путешествуя морем до Ринана на самом юге, послы преподнесли слоновую кость, рога носорога и панцирь черепахи, хотя китайцы сочли эти дары менее экзотическими, чем ожидали.
Имя Андун, возможно, связано с Марком Аврелием Антонием ([правил 161–180]), однако маловероятно, что эта миссия была официальной посольской делегацией. Скорее всего, это были предприимчивые торговцы, которые могли даже не принадлежать Римскому государству. С другой стороны, признание столь отдаленной и загадочной страны повысило престиж императора Хуана, недавно очистившего свой двор от конфуцианских реформаторов. — Хоу Хань шу, гл. 7:318, 88/78:2920.
1. Исторический контекст:
-
Император Хуань-ди (汉桓帝, 146–168 гг.) незадолго до 166 г. подавил выступления конфуцианских чиновников («Протест студентов Тайсюэ», 太学清议). Посольство из «загадочного Запада» стало инструментом легитимизации его власти.
-
Дацинь (大秦) — китайское обозначение Римской империи, восходящее к эпохе Ранней Хань. В представлении китайцев это «зеркальная» цивилизация с аналогичной структурой управления (Hirth, 1885).
2. Споры об идентичности послов:
-
Марк Аврелий Антонин (161–180): имя «Андун» фонетически близко к Antoninus, но:
-
Нет записей о посольстве в римских архивах (Cassius Dio, Римская история).
-
Дары (слоновая кость, рога носорога) — товары Юго-Восточной Азии, доступные в портах Индийского океана (Ball, 2016).
-
-
Вероятные организаторы:
-
Александрийские купцы, использовавшие титул императора для престижа (Leslie, 1996).
-
Индо-парфянские торговые гильдии, контролировавшие морской путь в Китай (Thorley, 1971).
-
3. Технические детали маршрута:
-
Путь: Римский Египет → Индия → Ок-Эо (Кьяття, Вьетнам) → Ринань (日南, совр. Куангчи).
-
Археология: римские монеты Антонина Пия (138–161) и Марка Аврелия найдены в Ок-Эо (раскопки 1944–2010 гг.), подтверждая контакты.
4. Политическая подоплёка в Китае:
-
Император использовал посольство для дискредитации конфуцианцев: «Даже варвары с края мира признают мою добродетель!».
-
Критика в «Хоу Ханьшу»: «дары были скудны» — намёк на фальшивый статус миссии (глава 88).
Ключевые уточнения из источников
| Аспект | «Хоу Ханьшу» | Современные исследования |
|---|---|---|
| Инициатор | «Андун, правитель Дацинь» | Торговцы, а не император (de Crespigny, 2016) |
| Цель | Престиж императора | Доступ к китайскому шёлку (Schoff, 1912) |
| Реакция двора | Разочарование в дарах | Дипломатический успех пропаганды (Hill, 2009) |
Архивы и актуальные исследования
-
Первоисточники:
-
«Хоу Ханьшу» гл. 7, 88 (электронная версия проекта CTEXT).
-
«Вэйлюэ» (魏略) III в. — описание Дацинь через парфянские источники.
-
-
Археология:
-
Римские артефакты в Ок-Эо: монеты, медальоны (Музей истории Хошимина, коллекция Malleret).
-
Китайские лаковые изделия в Помпеях — обратный поток товаров (Cina e Roma, 2010).
-
-
Академические работы:
-
Thorley, J. (1971). «The Silk Trade between China and the Roman Empire» — анализ логистики.
-
Young, G.K. (2001). «Rome’s Eastern Trade» — роль арабских посредников.
-
Крюков М.В. (1986). «Древний Китай и варвары» — восприятие Рима в ханьских хрониках.
-
Значение события
Посольство 166 г. — не доказательство прямых римско-китайских связей, но свидетельство:
-
Существования трансокеанской торговой сети в I–II вв.
-
Политической мифологии Хань: «вселенское признание» как инструмент власти.
-
Культурного воображения: образ Рима в Китае и Китая в Риме (Pliny the Elder, Natural History XII.41).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.